Познавательное мероприятие по некрасову

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательное мероприятие подготовила учитель высшей категории МОУ СОШ МО «Ладушкинский городской округ» Бондаренко Наталья Александровна.

Тема: Творчество Николая Алексеевича Некрасова

Тип: внеклассное мероприятие

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова.

2. Воспитывать чувство прекрасного.

3. Умение глубокого воспринимать чувства поэта через стихи.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова; выставка произведений поэта;

иллюстрации к стихам Н. А. Некрасова; мультимедийный проектор, презентация, запись песни « Ой, полна, полна, моя коробушка…» в исполнении Ивана Суржикова (Поэма « Коробейники»), романс на стихи Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу…».

1 -2 слайд

Родился Н. А. Некрасов в 1821 году

в местечке Немирове подольской губернии в семье дворянина. Умер 1877 году. Детские годы прошли в селе Грешнево, расположенного неподалёку от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки - Волги. Отец Некрасова запрещал ему водиться с крестьянскими детьми. Но мальчик тайком убегал в деревню. Он купался с крестьянскими детьми в речке, собирал вместе ягоды, грибы, а зимой катался на салазках.

3 слайд

Именем Некрасова названы многие улицы нашей страны, открыты памятники.

4 слайд

Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства

О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. В стихах Некрасова нашли свое отражение многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно. Поэт обладал великолепной памятью и, по его словам, помнил себя с трех лет.

5 -слайд

Для Некрасова прогулки по берегам большой русской реки «Волги» были любимым занятием. Некрасов бывал в Германии, в Италии, во Франции и видел немало красивейших рек, но больше всех рек на свете он любил свою родную Волгу, на берегах которой прошло его детство. С любовью говорил он о ней: Благословенная река, Кормилица народа!

…О, Волга!... колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как?

Один, по утренним зарям,

Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По тёмно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…

6 слайд

В стихотворении «На Волге» он рассказывает, как однажды невдалеке, на берегу, он заметил толпу бурлаков; шагая по берегу, они тащили за собой на бечеве тяжело - груженые суда и баржи.

Пароходов в те времена ещё не было. Суда могли плыть только вниз по течению. А против течения, вверх по реке, их чаще всего волокли бурлаки. Работа у бурлаков была очень тяжёлая. Сгибаясь под лямкой, они стонали от натуги и боли. В бурлаки шли самые бедные, бездомные крестьяне, которые ни в деревне, ни в городе не могли найти другой работы.

7слайд

В произведениях Некрасова дети не только все время работаю и страдают. Они тянутся к знаниям, желают учиться. В стихотворении «Школьник» автор изображает измученного мальчика в лохмотьях, но с книгой в руке, предвещая ему путь известного ученого и поэта Ломоносова.

Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне дружок!-

Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь…

Не стыдится! что за дело?

Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

8 слайд

У Некрасова множество стихов, посвященных жизни деревенских ребятишек.

Произведения Николая Алексеевича, посвященные детям, воплощают в себе педагогический пример воспитания доброго и разумного человека, любящего свою Родину, уважающего народ. В них автор изображает картины из жизни деревенских детей, их быт, игры, занятия и работу. Он, описывая их, вспоминает эпизоды из собственного детства. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые, сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры.

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом на коне и гонял скот на водопой. В семь - восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью. В девять лет обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз на поле, убирать хлеб. Девочки тоже не сидели без дела: лет шесть пряли шерсть. В десять работали серпом, в двенадцать полностью вели домашнее хозяйство: носили воду, стирали, кормили домашних птиц, доили коров, шили, вязали, готовили кушать.

Образы таких ребятишек представлены в поэме «Крестьянские дети».

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"

-"Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

(В лесу раздавался топор дровосека.)

"А что, у отца-то большая семья?"

-"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я..."

-"Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".

-"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...

Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Главный рычаг воспитания в стихотворениях Некрасова - это правдивое слово. В «Железной дороге» маленький Ваня узнает всю правду о строителях, простых мужиках, которые страдали и работали до смерти. Зная истину, дети становятся честнее и умнее, они учатся сострадать и сочувствовать.

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня был страшно громаден-

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

9 слайд

Николаю Алексеевичу Некрасову с самого раннего детства близка мила деревенская жизнь. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «Зелёному Шуму» отразилось в поэзии.

Летний дождь. Картины осенней природы.

"Перед дождем"

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится,

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон...

Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни - Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ - так народ называл пробуждение природы весной.

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Не ветер бушует над бором..." (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")".

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Песня Мороза - воеводы рисует нам русскую зиму

Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря - окияны-

Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Многие стихи Некрасова положены на музыку.

Звучит песня « Ой, полна, полна, моя коробушка…» в исполнении Ивана Суржикова (Поэма « Коробейники»), романс на стихи Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

Выступления членов региональной писательской организации. Выразительное чтение стихотворение А.Н.Некрасова.

Современные писатели то же пишут стихи о детях.

Чтение стихотворения собственного сочинения члена писательской организации.

К этому занятию ребята приготовили иллюстрации.

Назовите стихотворения к данным иллюстрациям. (Снежок, Идет-гудет Зеленый Шум, Волга, Славная осень)

Выступление библиотекаря школы

На стенде представлены книги Н.А.Некрасова. Все они есть в нашей библиотеке, обращайтесь и читайте.

10 слайд

Итог занятия

Добавь слово и назови стихотворение.

…….., колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как? (О, Волга!)

……… Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит; (Славная осень!)

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум,…………… (весенний шум!)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

………………………….. (В холодное стекло.)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит ………………. (владенья свои.)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет …………… (темный лес.)

11 слайд

Это мероприятие, я хочу закончить отрывком из стихотворения

« Крестьянские дети» словами Н.А.Некрасова.

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните своё вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!


© 2010-2022