ИГЗ рабочая программа факультатива по русскому языку 10 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Раздел I. Пояснительная записка

Предлагаемая программа факультативного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 - 11 классов средней школы под редакцией Н.Г. Гольцовой, 2012 г. к учебнику «Русский язык 10-11 классы (АвторыН.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2008 г.) и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е.А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».

Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 классе не ориентирована (или частично ориентирована) на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь десятиклассникам организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.

Планирование составлено на 34 учебных часа.

Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ»

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку с целью подготовки к ЕГЭ. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся - закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.


Формы и методы обучения

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Итоговая контрольная работа данного курса потребует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать сочинения разных видов;

  • читать текст и анализировать его содержание;

  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение создавать текст-рассуждение, выявлять проблему текста, позицию автора, собственное отношение к проблеме и приводить аргументы.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена (в форме ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Задачи факультативного курса:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ЕГЭ;

  • совершенствование умения излагать учебный текст;

  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление обобщающих таблиц и схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Проведение деловых игр и практикумов;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.

Знать: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и др.

Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять средства связи предложений в тексте;

  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • умение определять основные способы образования слов;

  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Оценка знаний, умений и навыков. Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;

  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;

  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

  • средства связи предложений в тексте;

  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • основные способы словообразования;

  • морфологический анализ знаменательных частей речи;

  • морфологический анализ служебных частей речи;

  • простое предложение: главные и второстепенные члены;

  • двусоставные и односоставные предложения;

  • сложносочиненное предложение;

  • сложноподчиненное предложение;

  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

  • сложные предложения с разными видами связи между частями;

  • синтаксический анализ простого предложения;

  • синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание курса


Кол-во часов

1

I модуль: Культура речи. Нормы ударения и произношения. Лексические нормы. Грамматические нормы.Нормы в морфологии и орфографии. Синтаксические нормы. Трудные вопросы и комплексное повторение орфографии и пунктуации. Решение заданий ЕГЭ (части А и В)

22 часа

2

II модуль: Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Вступление. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий. Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ. Заключение (часть С). Написание итоговой контрольной работы в форме ЕГЭ.

12 часов

ИТОГО 34 часа

Раздел III. Содержание программы курса

МОДУЛЬ I.

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов

Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи

МОДУЛЬ II.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения.

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Часы

Содержание занятия

1

МОДУЛЬ 1

1

Знакомство с содержанием курса «Подготовка к ЕГЭ». Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис.

Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения.

2

1

Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы . Лексические нормы. Тестовая работа.

3

1

Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора.Морфологические упражнения и тесты.

4

1

Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа.

5

1

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.Средства выразительности.

6

1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа.

7

1

Орфография и пунктуация.Правописание корней. Правописание приставок. Трудности современной русской орфографии.

8

1

Правописание суффиксов. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа.

9

1

Правописание окончаний и приставок. Трудности орфографии.

10

1

Комплексное повторение орфографии. Тестовая работа.

11

1

Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.

12

1

Синтаксис и культура речи. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка.Словосочетание.Трудности грамматического управления в современном русском языке

13

1

Предложение. Грамматическая основа предложения. Грамматические нормы. Тестовая работа.

14

1

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа.

15

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа.

16

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа.

17

1

Синтаксический анализ сложного предложения. Тестовая работа.

18

1

Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа.

19

1

Сложные предложения с разными видами связи.

20

1

Комплексное повторение пунктуации. Тестовая работа.

21

1

Комплексное повторение пунктуации. Тестовая работа.

22

1

Решение заданий ЕГЭ (части А и В).

23

1

Решение заданий ЕГЭ (части А и В).

24

МОДУЛЬ2





1

Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий. Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении. Заключение. (Часть С)

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

25

1

Сочинение-рассуждение. План сочинения. Структура, композиция сочинения-рассуждения: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи.

26

1

Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые во вступлении сочинения. Роль вступления. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

27

1

Формулировка основной проблемы исходного текста. Виды проблем. Как прокомментировать проблему. Виды комментария. Клише.

28

1


Формулировка авторской позиции. Выражение собственной позиции.

29

1

Аргументация собственной позиции. Клише при изложении аргументов.

30

1

Алгоритм написания сочинения - рассуждения (часть С). Речевые клише для подготовки к написанию сочинения.

31

1

Критерии оценки сочинения.Фактологическая точность в фоновом материале. Этические нормы.

32

1

Написание сочинения части С ЕГЭ.

33-34

2

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.

Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.

Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы; Книга для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.

Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.

Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.

Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.

Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.

Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2010.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2010.

Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд., 1993.

Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2010.

Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2010.

Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.

Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»), Волгоград, Учитель, 2004.

Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2010-2011, М.: Просвещение, 2006.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 2009.

Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2010 .

Литература для учащихся

Учебники:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.

Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.

Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.

Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2009-2010, М.: Просвещение, 2010.

Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.

Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.

Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .

Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .

Различные виды лингвистических словарей.

Дополнительная литература

Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. - 2003 - №2.- С.47-50.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. - 176 с.

Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. - 160 с.

Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. - 288 с.

Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. - М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011. - 96с.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка - М.: Просвещение, 1989. - 383с.

Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя - Йошкар-Ола, 2001. - 51с.

Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996. - 207с.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Азбуковник, 2009. - 944с.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы - М.: Русский язык, 1983. - 704с.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 -М.: «Экзамен», 2005. - 112с.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. - М.: Махаон, 2005. - 256с.

Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? - Лениздат, 1963. - 332с.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. - М.: Аванта +, 2001. - 704с.

Язовицкий Е.В. Говорите правильно - Москва - Ленинград: Просвещение, 1964. - 272с.



© 2010-2022