Тематическое планирование по литературе 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


II. Пояснительная записка

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 20-е издание, М. Просвещение 2012. Учебник В.Я.Коровина. Литература 7 класс в двух частях для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014год


III. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

IV. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательной организации.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Реализация учебного предмета будет осуществляться в объёме 2 учебных часов в неделю в течение всего года, общий объём- 70 часов.

V. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

VI. Содержание учебного предмета

Введение

1.Личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям.

Теория литературы. Литература, литературоведение, искусство, жанр, образ.

Устное народное творчество

2. Исторические и художественные основы былины. Былина "Вольга и Микула Селянинович". (отрывок наизусть)

Теория литературы. Былина, гипербола.

3.Прославление мирного труда героя - труженика. Микула Селянинович - эпический герой.

Теория литературы. Эпический герой.

4. Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник". И. Муромец - носитель лучших черт русского национального характера.

5. Р. р. Подготовка и написание сочинения - миниатюры по прочитанным былинам.

6. Народная мудрость пословиц и поговорок (Краткость и выразительность, прямой и переносный смысл пословиц)

Теория литературы. Пословицы и поговорки.

Древнерусская литература

7. Древнерусская литература. "Повесть временных лет" ("Поучение Владимира Мономаха").

Теория литературы. Летопись.

8. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (история литературного памятника). Идейно - художественное своеобразие "Повести...".

9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви.

Русская литература 18 века

10. Михаил Васильевич Ломоносов - поэт, учёный, гражданин.

11. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок наизусть)

Теория литературы. Ода (начальное представление)

12. Гавриил Романович Державин.

Размышления о смысле жизни, о судьбе. Стихотворение «Признание».

Русская литература 19 века

13. Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гёте.

Теория литературы. Романтизм, баллада, литературный перевод.

14. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.

Жуковский. Чтение наизусть баллады "Лесной царь".

15. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь поэта и величие его личности.

16. Поэма «Полтава». Интерес Пушкина к истории России, прославление мужества и отваги русских солдат.

17.Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12).

18. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Составление рассказа-рассуждения «Мои впечатления о прочитанном».

19. "Медный всадник" (вступление "На берегу пустынных волн..."). Конфликт в поэме.

Теория литературы. Поэма (расширение понятия).

20. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Смысл сопоставления Олега и Волхва.

Теория литературы. Жанр, летопись, поэма (повторение понятий), баллада.

21. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

Теория литературы. Драма, драматургия, трагедия

1. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество великого поэта.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2.Особенность сюжета поэмы. Связь поэмы с УНТ. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

3.Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича.

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Конкурс на лучшее инсценированное чтение «Песни про царя Ивана Васильевича …»

Теория литературы. Фольклоризм литературы, поэма (расширение понятия).

5. ВН.ЧТЕНИЕ. Душа и лира поэта. М . Ю .Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Беглец».

6. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

(Основная тема повести «Тарас Бульба», в чём её пафос?)

Теория литературы. Повесть, историческое, эпическое (введение понятия).

7. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

8. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.(Речь о товариществе - наизусть )

9.Сопоставление Остапа и Андрия.

10. Трагедия Тараса Бульбы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Подготовка к домашнему сочинению по повести Гоголя "Тарас Бульба".

11. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

Стихотворения в прозе. « Русский язык».

Теория литературы. Стихотворение в прозе.

12. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

13. ВН .ЧТЕНИЕ. Художественные особенности рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева.

14.Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Оценка героя рассказа «Бирюк» различными исследователями.

15. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Проба пера (Попытаться самим написать стихотворения в прозе - о жизни родной природы, о привычках и отношении животных к человеку и пр.)

1. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

2. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

Теория литературы. Поэма.

3. ВН.ЧТЕНИЕ. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». (Боль поэта за судьбу народа).

4. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о поэте.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

5. ВН.ЧТЕНИЕ. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

6.Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Теория литературы. Гротеск, иносказание, сатира, аллегория, фантастика.

7. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Сочинение-рассуждение. Литературоведы считают, что народные сказки говорят о том, что бывает, а сказки Щедрина обращены в настоящее, в них рядом фантастическое и приметы обычного «несказанного времени». Согласны ли вы с таким утверждением и каким примером могли бы подтвердить эту мысль?

8. Лев Николаевич Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне.

Повесть «Детство» (главы «Классы», «Наталья Савишна» и др.)

9. Взаимоотношения детей и взрослых (Инсценированное чтение эпизода «Николенька и Карл Иванович»)

10. «Наталья Савишна» (Составить план характеристики героя «Вся жизнь её была любовь и самопожертвование…»).

Теория литературы. Автобиография, автобиографический роман.

11. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

12.Осмеяние трусости и угодничества. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.

Теория литературы. Юмор, псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь.

13. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. А.П.Чехов. « Злоумышленник». В чём смысл и вечная ценность рассказа?-устный отзыв на рассказ.

14. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Цифры».

15.Сложные отношения, размолвки и примирения взрослых и детей в семье (Рассказ «Цифры»)

16. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Художественный пересказ с сохранением худож. особенностей, диалогов, начала и концовки рассказа.

Стихотворения русских поэтов о природе

17. Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе (В.А. Жуковский, А..С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.Ф. Тютчев, И.А.Бунин и др.)

Теория литературы. Лирический герой.

18. ВН.ЧТЕНИЕ. Русские поэты 19 века. Чтение наизусть.

ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА

1. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

Автобиографический характер повести «Детство».

2. Изображение свинцовых мерзостей жизни» в повести Горького.

3. Дед Каширин.

4. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.

Теория литературы. Псевдоним, трилогия, художественная биография.

5. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с В.В.Маяковским летом на даче».

Художественное своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

6. Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе «Кусака».

7. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

8. На дорогах войны... Тема Великой Отечественной войны в русской поэзии (А. Ахматова, К. Симонов, А. Твардовский, А.Сурков, Н.Тихонов и др...).

9. Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

10. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

11. «Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

12. Д.С. Лихачёв "Земля родная" (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика, воспоминания, мемуары (начальное представление).

Зарубежная литература

13. Роберт Бёрнс

«Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Теория литературы. Рефрен.

14. Японские хокку

Особенности жанра.

Теория литературы. Хокку (трехстишия)

15. Джеймс Олдридж «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

16. Итоговый контрольный тест.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны.

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или «Благовест».

И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

С. А. Есенин. «Топи да болота...».

Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...».

Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

VII. Тематическое планирование содержания учебного предмета.


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

5

Древнерусская литература

3

Русская литература XVIII века

3

Русская литература XIX века

42

Русская литература XX века

12

Зарубежная литература

4

Всего

70







VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


№ п/п

Формы контроля

тема

1

сочинение

«Мой любимый былинный герой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Мои впечатления о прочитанном», «Характер Пимена в моём представлении», по повести «Тарас Бульба», по сказкам Салтыкова-Щедрина, «Мой любимый рассказ Чехова»

2

Выразительное чтение наизусть

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, В.В.Маяковский, Р.Бёрнс.

3

Словарная работа

Жанры УНТ, Древнерусская литература, Ломоносов, Державин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Щедрин, Чехов, Бунин, Горький, Маяковский, Абрамов, Носов

4

Тест

Итоговый контрольный

5

Творческая работа

Поучение, рассказ, стихотворение в прозе, хокку

6

Составление плана

М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой




Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс


урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

Виды и формы контроля

1

Введение. Личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям.

Уметь определять жанр, знать понятия образ, искусство

Работа со статьёй, конспектирование (цитатный план)

Задание № 2 письменно

2

Исторические и художественные основы былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Былина, гипербола

Пересказ былины

3

Микула Селянинович - эпический герой.

Эпический герой

Иллюстрации к былинам Билибина и Васнецова, карта Киевской Руси, фонохрестоматия

Сказка, миф, содержание, идея

4

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера.

Эпический герой

Иллюстрации к былинам Билибина и Васнецова, карта Киевской Руси, фонохрестоматия

Пересказ былины

5

Развитие речи. Сочинение «Мой любимый былинный герой»

Живая картина

Гусли, дружина, сыть, косица, оратай

Сочинение

6

Народная мудрость пословиц и поговорок.

Пословица, поговорка

Различные издания сборников пословиц и поговорок

7

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

Летопись

Фонохрестоматия

Поучение, послание, хождение, житие

Написать поучение, читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Фонохрестоматия

Пересказ, задание № 2 в учебнике

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Повесть

сочинение

10

М.В. Ломоносов- поэт, ученый, гражданин.

Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова

Составить развернутый план статьи учебника

11

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Ода

фонохрестоматия

Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр

Выучить наизусть отрывок оды

12

Г.Р. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Стихотворение «Признание».

Стихи, рифма

Портрет Державина, фонохрестоматия

Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх

Наизусть стихотворение, пересказ статьи о Державине

13

Василий Андреевич Жуковский (2ч). «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гёте.

Романтизм, баллада

Портрет Жуковского

литературный перевод

Чтение наизусть баллады "Лесной царь".

14

Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.


15

Александр Сергеевич Пушкин (7 ч). Жизнь поэта и величие его личности.

Поэма

Альбом с портретами Пушкина и его семьи. (Альбом А.С. Пушкин, М. 1999)

Составить развернутый план статьи учебника

16

Поэма «Полтава». Интерес Пушкина к истории России, прославление мужества и отваги русских солдат.

Поэма, повесть

Презентация с изображениями Петербурга, памятника Петру Первому, иллюстрации к поэме


17

Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12).

Характеристика героев

иллюстрации к поэме

Сопоставительная таблица

18

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Составление рассказа-рассуждения «Мои впечатления о прочитанном».

рассуждение

сочинение

19

"Медный всадник" (вступление "На берегу пустынных волн..."). Конфликт в поэме.

Поэма, конфликт

иллюстрации к поэме

Выучить наизусть отрывок

20

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Смысл сопоставления Олега и Волхва.

Жанр, летопись, поэма, баллада

Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия

Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща

Выучить наизусть балладу «Песнь о вещем Олеге»

21

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

Драма, драматургия, трагедия

Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова

сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию

22

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч) Жизнь и творчество великого поэта.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Научная биография, художественная биография

Презентация «Тарханы», тест

Составить план статьи Андронникова

23

Особенность сюжета поэмы. Связь поэмы с УНТ. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Фольклоризм литературы, жанр поэмы

Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия

Выразительное чтение одной из глав поэмы, наизусть отрывок: восход зари

24

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича.

Характеристика героев

иллюстрации

25

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Конкурс на лучшее инсценированное чтение «Песни про царя Ивана Васильевича …»

инсценирование

26

ВН.ЧТЕНИЕ. Душа и лира поэта. М . Ю .Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Беглец», «Молитва», «Ангел».

Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения

Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия

Сага

Выучить наизусть стихотворение по выбору

27

Николай Васильевич Гоголь (5 ч) Краткий рассказ о писателе.

(Основная тема повести «Тарас Бульба», в чём её пафос?)

Художественная деталь, повесть, историческое, эпическое (введение понятия).

Портрет писателя.

Художественная деталь

28

«Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

Повесть, историческое, эпическое

Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе

29

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Фонохрестоматия

Массовое сознание, индивидуальное сознание

Речь о товариществе - наизусть

30

Сопоставление Остапа и Андрия. Характеры главных героев повести

Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь.

31

Трагедия Тараса Бульбы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Подготовка к домашнему сочинению по повести Гоголя "Тарас Бульба".

Написать сочинение

32

Иван Сергеевич Тургенев (5 ч) Краткий рассказ о писателе.

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

И.С.Тургенева.

Стихотворения в прозе

Портреты Тургенева, фотоальбом о Спассом-Лутовинове, художественный фильм о Тургеневе

Наизусть стихотворение «Русский язык»

33

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

Очерк

Репродукции Маковского «Ночное», Лебедева «Бежин луг»

Быличка

Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя.

Читать рассказ «Бирюк»

34

ВН .ЧТЕНИЕ. Художественные особенности рассказа «Бирюк»

Рассказ

35

Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным.

Критические статьи

Оценка героя рассказа «Бирюк» различными исследователями.

36

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Проба пера (Попытаться самим написать стихотворения в прозе - о жизни родной природы, о привычках и отношении животных к человеку и пр.)

Написать стихотворения в прозе

37

Николай Алексеевич Некрасов (3 ч) Краткий рассказ о поэте.

Поэма

Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

Пересказ конспекта, читать отрывок из поэмы «Русские женщины»

38

Историческая основа поэмы «Русские женщины».

Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

Поэма, композиция

Фонохрестоматия

Декабристы

Написать характеристику героини по плану

39

ВН.ЧТЕНИЕ. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». (Боль поэта за судьбу народа).

Фонохрестоматия

Выучит наизусть «Размышления у парадного подъезда»

40

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (4 ч) Краткий рассказ о поэте.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Гротеск, иносказание

Фонохрестоматия

Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия

Чтение и пересказ сказки.


41

ВН.ЧТЕНИЕ. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Аллегория, гипербола, фантастика

Читать сказку «Дикий помещик», иллюстрации

42

Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Гротеск, иносказание, сатира, аллегория, фантастика.

Кроссворд на С. 131 в пособии «Читаем, думаем, спорим»

43

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Сочинение-рассуждение. Литературоведы считают, что народные сказки говорят о том, что бывает, а сказки Щедрина обращены в настоящее, в них рядом фантастическое и приметы обычного «несказанного времени». Согласны ли вы с таким утверждением и каким примером могли бы подтвердить эту мысль?

Написать сочинение-рассуждение

44

Лев Николаевич Толстой (3 ч) Детство писателя в Ясной Поляне.

Повесть «Детство» (главы «Классы», «Наталья Савишна» и др.)

Автобиография, автобиографический роман

Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого

Составить план статьи, пересказ одной из глав

Сочинение

45

Взаимоотношения детей и взрослых (Инсценированное чтение эпизода «Николенька и Карл Иванович»)

Подготовка инсценированного чтения

46

«Наталья Савишна» (Составить план характеристики героя «Вся жизнь её была любовь и самопожертвование…»).

Автобиография, автобиографический роман.

Составить план характеристики героя «Вся жизнь её была любовь и самопожертвование…»

47

Антон Павлович Чехов (3 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь

Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведениям Чехова

Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление

чтение рассказа; читать рассказы из раздела «Прочти самостоятельно»

48

Осмеяние трусости и угодничества. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.

Жанр рассказа

Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник»

49

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. А.П.Чехов. « Злоумышленник». В чём смысл и вечная ценность рассказа?(устный отзыв на рассказ).

Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова» или отзыв на рассказ

50

Иван Алексеевич Бунин (3 ч) Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Цифры»

Рассказ

Фонохрестоматия

Подготовить характеристику главных героев рассказа

51

Сложные отношения, размолвки и примирения взрослых и детей в семье (Рассказ «Цифры»)

Фонохрестоматия

фуксин

иллюстрация к рассказу «Лапти»

52

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Художественный пересказ с сохранением худож. особенностей, диалогов, начала и концовки рассказа.

Художественный пересказ

53

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

Лирический герой

Фонохрестоматия

Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь

Наизусть стихотворение, написать эссе по одному из пейзажей

54

ВН.ЧТЕНИЕ. Русские поэты 19 века. (В.А. Жуковский, А..С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.Ф. Тютчев, И.А.Бунин и др.)

Наизусть стихотворение

55

Максим Горький (4 ч) Краткий рассказ о писателе.

Автобиографический характер повести «Детство».

Автобиография, художественная биография, псевдоним, повесть, трилогия

Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство»

Дочитать повесть

56

Изображение свинцовых мерзостей жизни» в повести Горького.

романтизм, реализм

Фонохрестоматия, иллюстрации к повести

57

Дед Каширин.


58

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.


59

Владимир Владимирович Маяковский (1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественное своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Окна РОСТА, призвание; гогрбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится

Наизусть стихотворение, читать статью учебника

60

Леонид Николаевич Андреев (1 ч) Краткий рассказ о писателе.

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе «Кусака».

Рассказ

Фонохрестоматия, картинки с изображением собак

Написать рассказ о домашнем животном

61

Андрей Платонович Платонов (1 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Фонохрестоматия, портрет Платонова

Прочитать рассказ «Неизвестный цветок»

62

На дорогах войны... Тема Великой Отечественной войны в русской поэзии (А. Ахматова, К. Симонов, А. Твардовский, А.Сурков, Н.Тихонов и др...).

Интервью, публицистический стиль

Фонохрестоматия, репродукции картин по теме

63

Фёдор Александрович Абрамов (1 ч) Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Рассказ

Вставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия

Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор

Выразительное чтение рассказа, пересказ эпизодов, сообщение о судьбе братьев наших меньших. Чтение рассказов Абрамова по выбору.

64

Евгений Иванович Носов (2 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия

Прочитать стихотворение \Случевского «Кукла». Есть ли связь с рассказом Носова? Ответить письменно

65

«Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.


66

Д.С. Лихачёв "Земля родная" (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Публицистика, воспоминания, мемуары

67

«Кто честным кормится трудом - таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность»

Рефрен

Портрет Бернса, карта Великобритании

Художественный перевод

Наизусть, с. 220 «Читаем, думаем, спорим…»

68

Японские хокку . Особенности жанра.

Репродукции японских миниатюр

Медитация

Составить хокку

69

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

Портрет Джеймса Олдриджа

70

Итоговый контрольный тест

Проверка знаний

тест



© 2010-2022