Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова









Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2013 по 2015 годы






Составитель:

Гордеева Наталья Юрьевна

Должность:

учитель русского языка и литературы


Введение.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 даётся исчерпывающее понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, которым и руководит учитель любого предмета. Цели тоже понятны, мы ими всегда руководствовались - это интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое развитие человека. Есть некоторые уточнения.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования» определена стратегическая цель политики в области образования: «… стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

В какой мере мы это пытаемся решать в процессе своей педагогической деятельности, зависит от многих факторов. Одним из показателей эффективности или неэффективности является итоговая государственная аттестация обучающихся. Поэтому в межаттестационный период моя педагогическая деятельность включала следующие направления:

- развитие у обучающихся орфографической грамотности;

- создание условий для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации;

- внедрение новых технологий наряду с традиционными с целью повышения качества образования;

- выявление и развитие у обучающихся способностей к индивидуальной творческой деятельности.

Данным направлениям соответствуют задачи, которые я решала в межаттестационый период:

- повышать орфографическую грамотность обучающихся;

- обеспечить обязательный уровень освоения преподаваемых учебных дисциплин с учетом реальных возможностей обучающихся;

- внедрять в практику преподавания информационно-коммуникационные технологии;

- систематизировать теоретический материал для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации;

- разработать контрольно-измерительные материалы для оценивания готовности обучающихся к государственной аттестации, выявления причин затруднений и их устранения.

-осуществлять мониторинг образовательных достижений обучающихся выявлять и развивать их интеллектуальные способности;

Решение любых задач требует создание определенных условий. Если нет взаимопонимания, доброжелательности и одновременно требовательности, то вряд ли можно добиться успеха. Поэтому одной из важных составляющих, я считаю, является создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доверия и готовности к сотрудничеству. Поэтому в классе я стараюсь создавать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно. Стараюсь заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся.

Удовлетворение образовательных потребностей, о которых говорится во всех основополагающих документах, касающихся образования, предполагает как минимум наличие мотивации, желания что-то узнать и чему-то научиться. Чему именно - решаем обычно вместе с учениками. Как это будем делать - каждый раз ориентируемся на предполагаемый результат, в основе всегда личность, развитие способностей.



Аналитическая часть

Результативность педагогической деятельности, прежде всего, определяется уровнем обученности и качеством знаний обучающихся. Классы, в которых я работаю, очень отличаются друг от друга своими способностями, отношением к учебе. Поэтому в одних классах процент качества обученности за межаттестационный период повысился, а в других понизился. В связи с этим следует отметить, что в целом прослеживается стабильная положительная динамика успешности моих обучающихся.

Уровень обученности и качество знаний учащихся.

Руссский язык

2013 - 2014 учебный год

2014 - 2015 учебный год

Класс

Успеваемость

Качество

Класс

Успеваемость

Качество

6-б

100 %

48 %

7-б

96 %

46 %

7-а

100 %

57 %

8-а

100 %

43 %

7-в

100 %

65 %

8-в

100 %

71 %

8-б

100 %

31 %

9-б

100 %

56 %

Средний процент

100 %

50 %

Средний

процент

99 %

54 %


Литература

2013 - 2014 учебный год

2014 - 2015 учебный год

Класс

Успеваемость

Качество

Класс

Успеваемость

Качество

6-б

100 %

84 %

7-б

96 %

77 %

7-а

100 %

57 %

8-а

100 %

50 %

7-в

100 %

71 %

8-в

100 %

78 %

8-б

100 %

35%

9-б

100 %

50 %

Средний процент

100 %

59 %

Средний

процент

99 %

64 %



Результаты районных контрольных работ

2013 - 2014

учебный год

2014 - 2015

учебный год

Класс

Качество

Класс

Качество

6-б

6 %

7-б

36 %

7-а

50 %

8-а

40 %

7-в

36 %

8-в

62 %

Средний процент

качества

31 %

Средний

процент

качества

46 %

Показатели качества обученности за межаттестационный период

Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).







Представленная диаграмма отражает положительную динамику качества обученности детей. Заметно повысился показатель качества по результатам районных контрольных работ.

Наиболее четко прослеживается положительная динамика в нынешнем 9-в классе, который я обучаю с 2011 учебного года. Результаты обученности класса за межаттестационный период представлены в таблице и в виде диаграммы.Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).

Класс

7-в

8 -в

Учебный год

2013 - 2014

2014 - 2015

Русский язык

65 %

71 %

Литература

71%

78 %

РКР

36 %

62 %

В межаттестационный период мои ученики проходили итоговую аттестацию в форме ОГЭ (2015 год). Результаты экзамена говорят о положительной динамике качества обученности:Аналитический отчет за межаттестационный период (2013 -2015).

Годовая отметка

Экзамен

Итог

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество

31 %

37 %

56 %

Результаты контроля уровня орфографической грамотности.

Для определения уровня орфографической грамотности я веду мониторинг допущенных орфографических ошибок в контрольных диктантах. Данные за 2 года приведены в таблице.

2013-2014 учебный год

Классы

Вид контрольного диктанта

Входной

Текущий

(I ч.)

Текущий

(II ч.)

Текущий

(III ч.)

Итоговый

Количество допущенных орфографических ошибок

6

27

31

19

14

16

7 -е

42

39

45

30

31

8

16

14

22

14

13

2014-2015 учебный год

Классы

Вид контрольного диктанта

Входной

Текущий (I ч.)

Текущий (II ч.)

Текущий (III ч.)

Итоговый

Количество допущенных орфографических ошибок

7

14

13

11

9

9

8 - е

33

32

24

25

22

9

12

10

9

12

8

Динамика развития общего уровня орфографической грамотности по результатам итогового контроля за 2 года представлена в диаграмме (сравнивается суммарное число допущенных орфографических ошибок в контрольных диктантах).

Количество допускаемых орфографических ошибок значительно снизилось, но уровень грамотного письма учащихся еще требует коррекции.

Для развития орфографической зоркости и коррекции основных видов допускаемых ошибок каждый урок организуется словарно-орфографическая работа (словарные диктанты с комментированием и графическим выделением орфограмм, работа по восстановлению деформированного текста (вставить пропущенную букву), графические диктанты, тестирование и т.д. Также для развития орфографической грамотности у обучающихся я использую онлайн-программу «Веб-грамотей - тренажёр орфографии русского языка». Чтобы отслеживать динамику уровня грамотности учащихся и корректировать в связи с этим свою деятельность, ежемесячно провожу контрольные словарные диктанты по проверке самых «ошибкоопасных» орфограмм. Результаты, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что регулярная словарно-орфографическая работа является важным условием положительной динамики уровня грамотного письма учащихся.

В освоении обучающимися образовательных программ я добиваюсь положительных результатов. Об этом свидетельствуют результаты мониторингов, проводимых в процессе освоения программы. Следует отметить, что степень сложности работ разная, количество заданий тоже разное, поэтому сравнивать сложно, однако уровень подготовки каждого ученика прослеживается достаточно четко.

Достижению стабильных положительных результатов в обучении способствует и мониторинговая деятельность. Анализ выполняемых работ, учет ошибок, допущенных каждым учеником, выявление причин позволяет своевременно проводить корректировку, планировать работу на уроке (чаще на серии уроков), назначать групповые и индивидуальные консультации, предлагать соответствующие задания, создавая ситуацию успеха. К сожалению, не каждый ученик, у кого серьезные пробелы в предметных знаниях, готов трудиться, и порой усилий учиться недостаточно, чтобы преодолевать эту серьезную преграду.

Работа, направленная на повышение качества образования.

Учителю сегодня предлагается множество технологий. Я не могу утверждать, что используя определенную технологию, неукоснительно следую рекомендациям разработчиков. Скорее это элементы разных технологий, каждая из которых способствует развитию определенных умений, усвоению способов действия в разных учебных ситуациях, работает на развитие интеллекта. Дети разные, учитывать приходится многое. Кому-то нужно подробно объяснять, показать какие действия, в какой последовательности и как выполнить.

При выборе технологии необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Например, в 5-6 классах дети лучше усваивают сложный материал посредством игры, любят соревноваться друг с другом, нуждаются в похвале. Поэтому при работе с младшими подростками я использую игровые технологии.

Во всех классах использую элементы технологии развития критического мышления. При подготовке к уроку планирую деятельность обучающихся таким образом, чтобы в процессе решения учебных задач у обучающихся была возможность самостоятельно сделать вывод на основе своих наблюдений над языковыми фактами. Распространенными в моей работе являются следующие приемы: «чтение с остановками», «верные - неверные утверждения», «пометки на полях», «толстые и тонкие вопросы», «кластеры».

Чтобы повысить интерес к своим предметам, сформировать не только предметные знания, но и ключевые образовательные компетенции, я использую цифровые образовательные ресурсы, такие, как презентации, экранизации литературных произведений, выполнение домашних заданий в онлай-режиме.

Чтобы обеспечить качественную подготовку обучающихся к Государственной итоговой аттестации, я использую различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, разминки на уроке, анализ выполненных работ, редактирование текстов. Каждый урок русского языка - это тоже подготовка к экзамену. Поэтому, чтобы дети не теряли возможность получить знания, необходимые на экзамене, при изучении новой темы я показываю обучающимся, как данная тема отражается в заданиях ОГЭ, какие вопросы по этой теме можно встретить в экзаменационных тестах. Уроки в 8 - 9 классах я начинаю с разминок, представляющих собой решение тестов ОГЭ. Это позволяем мне, с одной стороны, выявить «пробелы» в знаниях обучающихся; с другой - ликвидировать данные «пробелы» и подготовить обучающихся к экзамену.

Очень важным является умение воспринимать информацию на слух, в том числе в аудиозаписи, когда звучит незнакомый голос, когда текст озвучивается в быстром темпе, и его нужно не только понять, но и воспроизвести в соответствии с заданием. На ОГЭ многие учащиеся затрудняются выполнить эту работу качественно. Поэтому над формированием умения воспринимать, а затем воспроизводить информацию в устной и письменной форме я работаю постоянно. В этом случае хорошо помогают и пересказ, и ответ на вопросы, и составление схем, планов. Обязательно определение главной мысли в микротеме и в тексте в целом, использование клише и т.д.

Одним из самых важных умений является умение перерабатывать информацию. Это достаточно сложно для многих. Зачастую ученик не может выстроить логическую цепочку, что является одним из самых главных интеллектуальных умений. Поэтому я предлагаю задание на соотнесение, сравнение, анализ, аргументацию, интерпретацию текста.

Если ученик умеет действовать по алгоритму, воспроизводя информацию в новых условиях, значит он сможет овладеть умением применять знания на практике, что и является нашей целью в обучении.

Внеурочная деятельность обучающихся.

Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к интеллектуальной творческой деятельности также может считаться положительной. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе. В школьном туре участвуют от 25% до 40% обучающихся, в районном - 2 представителя. Результаты районных олимпиад представлены.

2013 - 2014 учебный год:

1 место - Добрынина Ксения, русский язык,

2 место - Добрынина Ксения, литература, 7 класс.

2015 - 2016 учебный год :

2 место - Галинова Ксения, русский язык, 9 класс,

3 место - Добрынина Ксения, литература, 9 класс.

Участвуют мои ученики в Международной олимпиаде по основам наук, выполняя задания в электронной форме. Выход в высшую лигу считаю хорошим результатом, а участие в заключительном туре дает возможность претендовать на диплом.

2013 год - 4 дипломов 2-3 степени (Смирнова Кристина, 6 кл., Галинова Ксения, 6 кл., Бальсина Аида, 6 кл., Демакова Дарья, 6 кл, Черепанова Марина, 6 кл.).

2014 год - 3 диплома 2-3 степени (Смирнова Кристина, 7 кл., Галинова Ксения, 7 кл., Бальсина Аида, 7 кл.)

Ежегодно обучающиеся принимают участие в международной игре «Русский медвежонок - языкознание для все» и показывают хорошие результаты, выполняя свыше 80% заданий.

С 2015 года дети принимаю участие в конкурсной игре по литературе «Пегас». Из 13 моих учащихся трое стали победителями на уровне Режевского района:

1 место - Добрынина Ксения, 8 класс.

2 место - Куров Антон, 8 класс.

3 место - Мусальникова Алена, 8 класс.

Также мои воспитанники участвуют в традиционном районном конкурсе «Живое художественное слово».

2013 год - Галинова Ксения, 6 кл.

2014 год - Назарова Анна, 7 кл.

2015 год - Горайчук Павел, 8 кл.

По результатам школьного этапа конкурса «Живая классика» два года подряд является победителем моя ученица, Николаева Анна (2014г, 2015 г.). Победа на школьно этапе дает возможность участвовать в городском конкурсе.

Одной из форм внеклассной работы по предмету является подготовка и проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам в жизни и творчестве писателей, проведение предметных недель и декад. Проводим с коллегами (ШМО учителей русского языка и литературы) конкурсы на самого грамотного ученика в параллели, конкурсы рисунков - иллюстраций к произведениям художественной литературы, оформляем тематические выставки. Каждый проводит какое-либо мероприятие в классе, в параллели.

Классное руководство.

В данный момент я являюсь классным руководителем 9-А класса, который на 80 % состоит из мальчиков. Работаю с этими детьми с 2011 года, с момента поступления их в 5 класс. Организация работы с детьми во внеклассно-воспитательном процессе направлена на формирование сплоченности коллектива, здорового образа жизни, развитие нравственных качеств, трудовое воспитание. За время обучения в основной школе дети стали сплоченнее, у них наблюдается стремление проводить свободное время с одноклассниками, общаться друг с другом, совместно выполнять трудовые поручения классного руководителя. Дети с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях. Класс отличается отзывчивость и доброжелательностью.

Как классный руководитель, я поддерживаю тесную связь с родителями своих учеников, поскольку воспитание детей - наша общая задача. Взаимодействие со всеми субъектами образовательной системы основано на принципе взаимоуважения.

Повышение профессионального мастерства.

Для повышения профессионального мастерства я систематически посещаю курсы повышения квалификации, участвую в различных педагогических конкурсах, распространяю свой опыт на педагогических сообществах, участвую в экспертной деятельности.

Обобщение и распространение опыта.

Свой профессиональный опыт представляю педагогическому сообществу через выступления на совещаниях, публикацию методических разработок, проведение открытых уроков, участие в профессиональных конкурсах:

  • Открытый урок на тему «притяжательные местоимения», 6 кл., 2013 г.

  • Мастер-класс на городском методическом объединении по теме «Приемы развития универсальных учебных действий», январь, 2014г.

  • I Международный Конкурс методических разработок «Мой лучший урок 2012- 2013 учебного года» (Сертификат участника).

  • Муниципальный профессиональный конкурс молодых специалистов «Педагогический дебют», 2014 г. (Призер).

  • Всероссийский педагогический конкурс «Учебная мультимедиа-презентация» «Омонимы», 2015г. (Диплом победителя).

  • Открытый урок на тему «Части речи», 5 кл, 2014г.

  • Публикация на сайтах «Инфоурок», «Видеоурок».

Сведения о повышении квалификации за межаттестационный период.

1.

СДО «Снейл»

Мастер-класс «Использование QR-кодов как один из способов о

рганизации мотивации на уроке»,

2013г.

2.

Издательство «Просвещение»,

Семинар «Реализация ФГОС ООО по формированию информационно-образовательной среды на уроках русского языка при использовании УМК Л.М. Рыбченковой (5-9) издательства «Просвещение»,

6 ч., 2013г.

3.

Агентство Стратегических Инициатив «Территория образования

Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании»,

11 декабря

2013г.

4.

УМЦ «Школа 2100»

Семинар «ФГОС НОО и ООО: достижение планируемых результатов средствами УМК ОС «Школа 2100» (на примере усского языка и литературы (1 - 11 кл.),

8 ч., 2013г.

5.

Издательство «Просвещение

Семинар «Реализация требований ФГОС ООО средствами УМК «Русский язык» (5-9) Т.А. Ладыженской и др. издательства «Просвещение»,

6 ч., 2014г.

6.

Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодежи»,

Межрегиональная филологическая конференция «Чтение - вот лучшее учение». А.С.Пушкин.

6 -7 ноября

2014 г.

7.

Центр социально-педагогической помощи детям и молодежи «ОРПОСТ»,

Семинар «Коррекция девиантного и делинквентного поведения подростков».

8 ч., 2014г.

8.

ГБОУ ДПО СО «ИРО»,

Курсы повышения квалификации «Развитие универсальных учебных действий в процессе подготовки к Государственной Итоговой аттестации обучающихся по русскому языку, литературе, итоговому сочинению».

120 ч., 2015г.


Проектная часть

В результате моей педагогической деятельности обозначились некоторые противоречия между требованиями общества к уровню подготовки выпускников и их реальным уровнем.

Общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- грамотно использовать информацию (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

С введением ФГОС одна из сквозных целей образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления. Умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Выполнение целей и задач образования ставит перед учителем задачу создания эффективных методик выращивания грамотного читателя. Одной из таких методик является технология продуктивного чтения (технология формирования правильной читательской деятельности).

На любом уроке ученик должен понимать смысл прочитанного параграфа, задания и т.д. Это необходимое условие для получения качественных знаний и хорошей оценки по предмету. При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста, будь это тестовое задание или текст для написания сочинения. Большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания, поэтому технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных; является незаменимым помощником учителю при подготовке выпускников к процедуре государственной итоговой аттестации.

Я заметила, что современные дети не любят читать, отвечать на вопросы учителя, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли. Некоторым ребятам скучно на уроках потому, что заученные правила не делают ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не позволяют понять то или иное произведение. Я считаю, что применение на уроках технологии продуктивного чтения способно решить эту проблему.

Поэтому в следующий межаттестационный период я планирую решение этой проблемы при помощи реализации проекта на тему «Использование элементов технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средства повышения эффективности образовательного процесса».

В связи с этим ставлю перед собой следующую цель: исследовать эффективность применения элементов технологии продуктивного чтения в образовательном процессе.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. внедрить в структуру уроков русского языка и литературы элементы технологии продуктивного чтения;

  2. определить критерии и показатели результата образования, разработать диагностический инструментарий;

  3. формировать методическую и учебно-дидактическую базу учебного кабинета в соответствии с современными требованиями.

Реализацию данного проекта необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- совершенствование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий;

- организация учебной и внеклассной деятельности, обеспечивающей воспитание и развитие личности обучающихся;

- осуществление мониторинга уровня качества обучения и личностного роста учащихся;

- развитие базы методических и диагностических материалов.

Уроки русского языка и литературы дают богатейшие возможности по использованию элементов технологии продуктивного чтения.

Во-первых, сама технология нацелена на развитие навыков чтения и анализа прочитанной информации. Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Если нет навыков интерпретации полученной информации и выражения собственной позиции, то развитие речи невозможно.

Во-вторых, на уроках русского языка и литературы ведётся работа с текстами. Технология продуктивного чтения предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и оригинальные методы и приёмы технологии продуктивного чтения, интересные для современного школьника. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог - диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием.

В-третьих, главная цель любого урока - воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого учащегося, атмосферу творчества.

Поэтому я считаю целесообразным использовать на уроках русского языка и литературы элементы технологии продуктивного чтения для повышения эффективности образовательного процесса.


© 2010-2022