Рабочая программа по литературе, 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Фёдоровская СОШ им Е.Г. Тутаева

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Рассмотрено на заседании

ШМО протокол № 1

от «29» августа 2015 г.

______________Г.В. Камалиева

Согласовано:

Зам. директора по УВР

__________________ Д.А. Гисматуллина

Утверждаю:

Директор школы

_______________ М.А. Серяков

Приказ № 134 от 29.08.2015 г.


Рабочая программа

по литературе для 10 класса


Составитель: Д.А. Гисматуллина, учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной

категории

2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 10А класса составлена на основании следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года, №273-ФЗ;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013 года, ЗРТ №68;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

- Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.;

- Примерной программы по литературе (Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 г.);

- Приказа МО и Н РТ от 10 июля 2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1015);

- Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993);

- Учебного плана МБОУ - «Фёдоровская СОШ им Е.Г. Тутаева» на 2015 - 2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 28 августа 2015 года).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10-11 классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Рабочая образовательная программа по литературе в 10 классе ориентирована на 35 учебных недель в год. Режим работы по шестидневной учебной неделе, продолжительность урока - 45 минут. Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения литературы в старшей школе, которая установлена базисным учебным планом по 3 учебных часа в неделю, 105 учебных часов в год. Из них отводится на развитие речи - 14 часов, на уроки внеклассного чтения - 6 часов.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Обучение литературе в 10 классе нацелено на следующие приоритеты:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление и классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;

  • владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: энциклопедий, словарей, Интернет-ресурсов;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Учебник: Сахаров. В. И., Зинин С.А. «Литература 10 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч.М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009

Учебник-хрестоматия: Литература 10 класс. Н.С.Русина, К.М.Нартов. Санкт-Петербург «Просвещение».1996 г. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, утвержден Министерством образования Российской Федерации.

Освоение программы по литературе в 10А классе заканчивается промежуточной аттестацией в форме контрольного сочинения. Темы сочинений прилагаются.

Содержание курса литературы в 10 классе

Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. (1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Обзор русской литературы первой половины XIX века.

А. С. Пушкин (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.



Н. В. Гоголь (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор). «Петербургские повести». Повесть "Невский проспект". Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры

Русская литература второй половины XIX в. в контексте мировой культуры (1 час)

Социально-политическая ситуация в России второй половины 19в. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860гг. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Вклад русской литературы второй половины 19в. в развитие отечественной и мировой культуры.

Литература второй половины XIX века.

А. Н. Островский (9 часов)

Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жес­токих нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанре комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

И.А.Гончаров (5 часов)

Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская "об­ломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

И. С. Тургенев (9 часов)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее вы­ражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психоло­гизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Н.Г.Чернышевский (4 часа)

Жизнь и творчество. Роман «Что делать?». Роман «Что делать?» (обзорное изучение). Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма «как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Н.А.Некрасов (8 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый по­эт...», «Внимая ужасам войны...», (возмо­жен выбор других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "бога­тыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.

Ф. И. Тютчев (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения). Стихотворения: «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа - сфинкс…» (возможен выбор других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.


А.А.Фет (5 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыха­нье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», (возможен выбор других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Литература народов России. К. Хетагуров (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.


Н. С. Лесков (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очаро­ванный странник». Идейно-художественное своеобразие произведения. Поиск «призвания» в повести «Очаро­ванный странник». Праведники Лескова как воплоще­ние русско­го нацио­нального характера. Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие стилизации.


М. Е. Салтыков-Щедрин (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзорное изучение).Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Сказки. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. жанр памфлета (начальное представление).


А. К. Толстой (2часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», (возможен выбор других произведений). Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.



Л. Н. Толстой (16 часов)

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения ду­шевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Ф. М. Достоевский (8 часов)

Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евского и мировое значение творчества писателя. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

А. П. Чехов (8 часов)

Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз. Звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.


За­рубежная литература второй половины XIX века (3 часа)


Ги де Мопассан (1 час)

Жизнь и творчество. Новелла «Ожерелье». Своеобразие сюжета и компози­ции новеллы. Психологический анализ внутренне­го мира героев произведения.


О. де Бальзак (1 час)

Жизнь и творчество. Повесть «Гобсек». Изображение губительной силы и власти денег.


А. Рембо (1час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Систематизация и обобщение изученного в 10 классе (1час)





Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Русская литература и русская история в XVIII-XIX веках. Введение

1



А.С.Пушкин

4



М.Ю.Лермонтов

4



Н.В.Гоголь

5


1

А.Н.Островский

9

2


И.А.Гончаров

5



И.С.Тургенев

9

2

1

Н.Г.Чернышевский

4



Н.А.Некрасов

8

1


Ф.И.Тютчев

4



А.А.Фет

5

2


Литература народов России. К.Хетагуров

1


1

Н.С.Лесков

3



М.Е.Салтыков-Щедрин

5

1


А.К.Толстой

2



Л.Н.Толстой

16

2


Ф.М.Достоевский

8

2


А.П.Чехов

5



Контроль знаний. Сочинение на литературную тему

2

2


Обзор зарубежной литературы первой половины XIX века

3


3

Итоговый урок

1



ИТОГО

105

14

6


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

№ п/п

Дата по пл.

Дата фактич.

К-во

часов

Тип урока

Тема урока

Цели и задачи

Основные понятия

Развитие речи

Домашнее задание

1

1.09. 14


1

Лекция

Введение.

«Прекрасное начало…»

Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века

Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм

Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14.

2

2.09


4

1

Комбинированный урок

А.С. Пушкин

Основные этапы творческой эволюции. Ода «Вольность».

Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия

Выразительное чтение

Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»

3

3.09


1

Урок-практикум

Годы странствий: самовоспитание художника.

Анализ поэтического текста.

Формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста

Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма

Выразительное чтение

С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения

4

8.09


1

Урок-практикум

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина.

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

Философская тема в поэзии

Комплексный анализ текста

С.36-40, Выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт»

5

9.09


1

Урок-исследование

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Формировать навык исследовательской работы над текстом

Поэма, повесть

Чтение наизусть

читать «Медный всадник», статья учебника с.40-50, отв. на вопросы 6-7 с.51

6

10.09


4

1

Лекция

М.Ю. Лермонтов.

Особенности поэтического мира.

Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова

Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция»,

Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта

7

15.09


1

Урок-практикум

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

лирическая исповедь,

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.53-61,

8

16.09


1

Урок-беседа

«Когда мне ангел изменил…» Мотивы интимной лирики Лермонтова.

Анализ поэтического текста.

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

«интимный» патриотизм,

Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…»

Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон»

9

17.09


1

Урок-практикум

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Формировать навык комплексного анализа текста

философская поэма

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79

10

22.09


5

1

Лекция

Н.В.Гоголь.

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя

Ирония, гротеск, фантасмагория

Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект»

11

23.09


1

Урок-беседа

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Трагикомедия

Аспектный анализ текста

Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос»

12

24.09


1

Урок внеклассного чтения

Вн.чт. Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

Развивать понятие о комическом

Гротеск

Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика),

13

29.09


1

Урок-обобщение

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века

Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства нач.XIX века»

14

30.09


1

Урок-зачет, урок-проект

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Способствовать развитию навыков публичного выступления. Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX

Мини-сочинение-размышление

Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Лит-ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»

15

1.10


1

Лекция

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

Создать условия для осуществления межпредметных связей.

Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления

Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество», «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман».

Уметь выделять основные мысли

Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139

прочитать комедию «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского

16

6.10


9

1

Комбинированный урок

А.Н. Островский.

Творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского

Составить план

Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174

17

7.10


1

Урок-практикум

Драма «Гроза». Мир города Калинова.

Анализ экспозиции и образной системы.

Развивать аналитические способности учащихся

Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.158-162 (чит.), отв.на вопр.6 (п) с.174

18

8.10


1

Урок-беседа

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

Формировать навык сопоставительного анализа

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Инсценировка

Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их

19

13.10


1

Урок-исследование

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Формировать навык решения исследовательских задач

Проблемный анализ текста

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару.

20

14.10


1

Урок-семинар

Образ Катерины в свете критики.

Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини

Портретная и речевая характеристика (описание)

Статья учебника с.165-171 (чит.),

Составить цитатную характеристику Катерины

21

15.10


1

Урок-беседа

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Формировать аналитические умения и навыки

Аспектный анализ текста

22

20.10


1

Лабораторная работа

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

«Говорящие» фамилии, имена

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению

23

21.10


1

Урок развития речи

РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров

Написание сочинения

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»

24

22.10


1

Урок развития речи

РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»

25

27.10


5

1

Урок-экскурсия

И.А. Гончаров.

Личность и творчество.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова

Статья учебника с.176-184 (конспект.),

26

28.10


1

Урок-беседа


Роман «Обломов». Утро Обломова.

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

Формировать навык

Социально-философский роман, типический характер, автобиографизм

Утопия

Выявление средств художественной выразительности

Комментированное чтение

Статья учебника с.184-186 (чит.), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п)

Статья учебника с.187-190

27

29.10


1

Урок-беседа

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Аспектный анализ текста

28

10.11


1

Урок-практикум

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Формировать навык сопоставительного анализа

Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.201-202

29

11.11


1

Урок-проект

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»

Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности

Говорящая деталь

Публичное выступление

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

30

12.11


9

1

Заочная экскурсия

И.С.Тургенев

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор).

Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева

Очерк

Статьи учебника с.211-214 (конспект), с.215-222 (чит)

31

17.11


1

Лекция

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

Развивать представления учащихся об эпохе,

Нигилизм, социально-психологический роман

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, дать характеристику героев-«отцов» (п)

32

18.11


1

Урок-практикум

Мир «отцов» в романе.

Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых

Аспектный анализ текста

Статья учебника с.237-239 (чит.), отв.на вопр.4 с.254

33

19.11


1

Урок-исследование

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова

34

24.11


1

Урок-практикум

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова

35

25.11


1

Урок-дискуссия

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

Помочь учащимся сформировать представление об актуальном философском значении романа в наше время

Вечные темы в литературе

Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?»

Статья учебника 247-249 (чит.), выучить отрывок наизусть (по желанию)

36

26.11


1

Урок внеклассного чтения

Вн.чт. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе»

Стихотворение в прозе, лирическая проза

Чтение наизусть, комментированное чтение

Статья учебника с.250-253(чит.), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики и т.д.)

37

1.12


1

Урок развития речи

РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева

Развивать навык написания сочинения

Написание сочинения

38

2.12


1

Урок развития речи

РР Написание классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева

Развивать навык написания сочинения

Написание сочинения

Познакомиться (обзорно) с романом .Г.Чернышевского «Что делать?»

39

3.12


4

1

Лекция

Н.Г.Чернышевский.

Личность писателя и история создания романа «Что делать?»

Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского

Идеологический роман, научная фантастика

Составить вопросы к дискуссии

Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии

40

8.12


1

Урок-беседа

Новые люди в романе.


41

9.12


1

Урок-дискуссия

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»

Развивать навык публичного выражения собственного мнения

Разумный эгоизм, пропагандистский пафос

Публичное выступление, диалогическая речь

Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны»

42

10.12


1

Урок-практикум

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

Формировать навык комплексного анализа

Литературная утопия

Комментированное чтение, комплексный анализ эпизода

Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение

43

15.12


8

1

Заочная экскурсия

Н.А. Некрасов.

Основные вехи жизни и творчества.

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта

Составление плана

Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова

44

16.12


1

Урок-беседа

Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова

Рефрен, лирический пафос

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника 289-294 (читать),

45

17.12


1

Урок-практикум

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

Гражданская лирика

Выразительное чтение

Статья учебника с.303-310 (читать), выучит наизусть «Поэт и гражданин», Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

46

22.12


1

Урок-беседа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики

Эпическая поэма

Чтение наизусть

Статья учебника с.311-313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы

47

23.12


1

Урок- практикум

Лабораторная работа

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

Анализ отдельных глав.

Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси.

Формировать навык сопоставительного анализа произведения

Определить истоки сильного характера русской женщины

Сопоставительный анализ

Речевая и цитатная характеристики

Статья учебника с.314-321 (читать), закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»

Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»

48

24.12


1

Урок-проект

«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Формировать навыки проектной деятельности

Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова

Выявление средств художественной выразительности

Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

49

12.01.15


1

Урок-обобщение

«Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса.

Определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы

Написание тезисов

Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению

50

13.01


1

Урок развития речи

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

Формировать навык написания сочинения

Написание сочинения

Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем)

51

14.01


4

1

Лекция

Ф.И. Тютчев.

Жизнь и поэзия.

Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева

Философская лирика, афористичность стиха

Статья учебника (II) с.3-7 (чит.), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта

52

19.01


1

Урок-практикум

Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).

Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики

Стихотворная миниатюра

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Статья учебника (II) с.7-17 (чит.),

Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева»

53

20.01


1

Урок-проект

Личность и мироздание в лирике Тютчева .

Анализ поэтического текста.

Формировать навык проектной деятельности

Лирический цикл

Выразительное чтение, публичное выступление

Статья учебника (II) с.17-27(чит.), наизусть стихотворение по выбору учащегося

54

21.01


1

Урок-практикум

«Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева

Формировать навык критического мышления

Чтение наизусть

Статья учебника (II) с.28-30(чит.), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета

55

26.01


5

1

Урок-беседа

А.А. Фет.

Жизнь и творчество.

Продолжить знакомство с творчеством А.А. Фета

Поэтическая «безглагольность»,

Статья учебника (II) с.33-39(чит.), отв. на вопр. 1-3 с.50

56

27.01


1

Урок-практикум

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы…» и др.).

Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета

Лирический этюд

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Статья учебника (II) с.40-50(чит.), отв. на вопр. 4-6 с.50

57

28.01


1

Урок-концерт

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.). Анализ поэтического текста.

Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета

Лирический восторг, музыкальность стиха, романс

Чтение наизусть

Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

58

2.02


1

Урок развития речи

РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Формировать умения и навыки анализа поэтического текста

Написание тезисов Выявление средств художественной выразительности

59

3.02


1

Урок развития речи

РР Классное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Развивать навык написания сочинений

Написание сочинения

Познакомиться с творчеством К.Хетагурова

60

4.02


1

Урок внеклассного чтения

Вн.чт. Литература народов России

Коста Хетагуров. Основные темы произведений.

Формировать у учащихся представление о творчестве К.Хетагурова

Комментированное чтение

Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»

61

9.02


3

1

Лекция

Н.С. Лесков.

Жизненный и творческий путь.

Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова

Национальный колорит, стилизация

Статья учебника (II) с.52-57(чит.),

62

10.02


1

Урок-обзор

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Формировать у учащихся навык комплексного анализа

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76

63

11.02


1

Урок-беседа

Сказочный характер повествования, яркость языка.


64

16.02


5

1

Лекция

М.Е. Салтыков- Щедрин

Жизнь и творчество великого сатирика.

Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сатира, гротеск

Статья учебника (II) с.78-83(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76

65

17.02


1

Урок-практикум

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Формировать навык критического мышления

Сатирический роман -хроника,

Портретные характеристики

66

18.02


1

Урок-дискуссия

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

Формировать навык ведения диалога

Аллегория, абсурд

Диалог

Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76

67

23.02


1

Урок-практикум

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).

Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений

Авторская сатирическая сказка

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.), отв.на вопр.8,10 с.107-108, продумать сюжет сказку на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина

68

24.02


1

Урок развития речи

РР Подготовка к творческому домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Развивать навык творческого мышления

Написание авторской сказки

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого

69

25.02


2

1

Урок-беседа

А.К.Толстой.

Интимная лирика А.К. Толстого. («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).

Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого

Романс, баллада, пародия

Выразительное чтение

Статья учебника (II) с.110-127, отв. на вопр. 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору

70

2.03


1

Урок-беседа

А.К. Толстой. Мир природы в его лирике.

Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого

Притча-присказка

Чтение наизусть

Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

71

3.03


16

1

Заочная экскурсия

Л.Н.Толстой

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

Статья учебника (II) с.129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»

72

4.03


1

Урок-практикум

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Формировать навык аналитической деятельности учащихся

Роман-эпопея, историзм

Статья учебника (II) с.146-15 (чит),

73

9.03


1

Урок-беседа

Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма.

Формировать у учащихся верные представления о патриотизме

Комментированное чтение

Статья учебника (II) с.146-151 (чит.) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»

74

10.03


1

Урок-практикум

«Мысль семейная» в романе.

Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе-семейной хронике

Комментированное чтение

Статья учебника (II) с.156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе

75

11.03


1

Урок-практикум

Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.

Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа

Внутренний монолог

Речевая и портретная характеристики

Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)

76

16.03


1

Семинар

Наташа Ростова и женские образы в романе.

Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир»

«Диалектика души», словесная пластика

Комментированное чтение

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»

77

17.03


1

Урок-практикум

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.

Формировать навык сопоставительного анализа

Антитеза

Сопоставительный анализ

Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона

78

18.03


1

Урок-практикум

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

Формировать навык комплексного анализа эпизода

Авторское отступление

Комментированное чтение, анализ эпизода

Статья учебника (II) с.176-183, (чит),

79

1.04


1

Урок-беседа

«Мысль народная» в романе.

Анализ отдельных «военных» глав романа.

Формировать навык аспектного анализа

Аспектный анализ

Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно

80

6.04


1

Урок-практикум

Платон Каратаев: русская картина мира.

Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа

Цитатная, речевая характеристика

Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

81

7.04


1

Урок-исследование

Философия вещей в романе «Война и мир»

Формировать исследовательские навыки учащихся, выявить сюжетообразующую функцию детали в романе

Деталь

Выявление средств выразительности

Подготовиться к семинару

82

8.04


1

Семинар

Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.

Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы

Цитата

Статья учебника (II) с.183-185, подготовиться к тестированию

83

13.04


1

Урок контроля

Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

Выявить уровень усвоения программного материала

Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.)

84

14.04


1

Урок развития речи

РР Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Формировать навыки творческого мышления учащихся

Подбор цитат, выдержек из текста

85

15.04


1

Урок развития речи

РР Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Развивать навык написания сочинения

Написание сочинения

Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал…»

86

20.04


1

Урок-проект

Защита творческих проектов «Ах, этот бал…»

Формировать навык проектной и исследовательской деятельности

Публичное выступление

Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

87

21.04


8

1

Лекция

Ф.М. Достоевский.

Жизненный и творческий путь.

Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского

Статья учебника с.203-214 (чит.),

88

22.04


1

Урок-беседа

Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа

Дететкивный роман, идеологический роман, философский роман

89

27.04


1

Урок-практикум

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

Формировать навык критического мышления

Полифония

Составление тезисов

90

28.04


1

Урок-практикум

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Формировать навык аналитической деятельности

Идея «сверхчеловека»

Комментированное чтение

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»

91

29.04


1

Семинар

Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

Формировать навык публичного выступления

Герой-двойник

Публичное выступление

92

4.05


1

Урок-портрет

Сонечка как нравственный идеал автора.

Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора

Устное словесное описание

Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против»

93

5.05


1

Семинар

Роман «Преступление и наказание»: за и против

Формировать навык формулирования собственного мнения

Евангельские мотивы

Диалог, монолог

Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.)

94

6.05


1

Урок развития речи

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Формировать навык написания сочинений разных жанров

Написание сочинения

Написать сочинение по роману «Преступление и наказание»

95

11.05


5

1

Лекция

А.П.Чехов

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова

Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»

96

12.05


1

Урок-практикум

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

Развивать представления учащихся о теме»маленького человека» в творчестве А.П.Чехова

Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст

Прочитать рассказ «Ионыч»

97

13.05


1

Лабораторная работа

Выбор доктора Старцева

Анализ рассказа «Ионыч».

Выявить смысл заглавия рассказа

Работа со словарями

Прочитать комедию «Вишневый сад»

98

18.05


1

Урок-практикум

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

Формировать навык комплексного анализа

Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига

Чтение по ролям

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова

99

19.05


1

Урок-практикум

Образ сада и философская проблематика пьесы.

Формировать речеведческие комппетенуии учащихся

Инсцерировка

Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев»

100-101

20.05

25.05


2

Обобщающий урок

Урок контроль

Обобщение материала историко-литературного курса.

Контрольная работа (сочинение) по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта

Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта

Сочинение-рассуждение

Прочитать произведение Ги де Мопассан «Ожерелье».

102

26.05


3

1

Урок внеклассного чтения

Из зарубежной литературы «Вечные» вопросы в зарубежной литературе.

Ги де Мопассан. «Ожерелье».

Формировать навык аналитической деятельности учащихся. Формировать умения и навыки анализа художественного текста.

Прочитать произведение Г. Ибсен «Кукольный дом» или А. Рембо «Пьяный корабль».

103-104

27.05


2

Урок внеклассного чтения

О. де Бальзак. Повесть «Гобсек».

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Формировать умения и навыки анализа художественного текста.

Мини-сочинение «Какие нравственные уроки преподала мне литература?»

105


1

Обобщающий урок

Итоговый урок. Что читать летом.

Подвести итоги работы за год

Список литературы

Программа летнего чтения


Требования к уровню подготовки по литературе в 10 классе


В результате изучения литературы обучающийся должен знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ - ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

  • умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой;

  • свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

  • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения;

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

  • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

  • хорошее владение монологической литературной речью.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

  • в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

  • об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • о знании основ­ных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

  • об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • незнание существенных вопросов содержания произведения;

  • неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

  • слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

  • полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

  • неумение построить монологическое высказывание;

  • низкий уровень техники чтения.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему;

  • свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия тему;

  • говорящее об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка «4» ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему;

  • обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • отличающееся логичностью и последовательностью изложения содержания;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка «З» ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема;

  • в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;

  • допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

  • обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему;

  • не соответствует плану;

  • свидетельствует о поверхностном знании текста произведения;

  • состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря.

Отметка «1» ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему;

  • свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для «2».






Список литературы для учителя


Учебники:

  • В.И. Сахаров, С.А.Зинин. Литература 10 класс.

  • Н.С. Русина, К. М. Нартов «Учебник-хрестоматия для 10-х классов национальных школ» (в 2-ух частях)

Методическая литература:

  • И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русской литературе 19 в.» (в 2-ух частях);

  • «Русская литературная критика 1860-х годов» Избранные статьи.

  • Ю.М.Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь»;

  • Н.В.Рыжова «Литература. ЕГЭ. Типовые тестовые задания».

Словари:

  • «Толковый словарь» Ожегов;

  • «Краткий словарь литературоведческих терминов» и др.

Литература для учащихся


1. Сахаров. В. И., Зинин С.А. «Литература 10 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч.М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009

2. Литература 10 класс. Н.С.Русина, К.М.Нартов. Санкт-Петербург «Просвещение».1996 г. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, утвержден Министерством образования Российской Федерации.

3. Энциклопедия литературных героев. М.: АГРАФ, 1999.

4. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература. 18 -19 веков. М.: АСТ Олимп, 1997.

5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новикова В.И. М.: Педагогика, 1988.

6.Краткий словарь литературоведческих терминов. Ред. - сост. С.В.Тураев, Л.И. Тимофеев, 2-е изд., М.: просвещение, 1985.



Интернет-ресурсы для ученика и учителя


  1. metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html

  2. litera.edu.ru/

  3. skolakras.narod.ru/index/html

  4. gramma.ru/

  5. philology.ru/

  6. slovari.ru/

  7. uroki.net/

  8. rus.1september.ru/urok/

  9. openclass.ru/





Приложение

Темы сочинений по литературе в 10 классе

(для промежуточной аттестации)

1. Образ «маленького человека» в литературе XIX века.

2. Образ Петербурга в художественных произведениях XIX века.

3.Способна ли сатира улучшить мир? (По произведениям писателей XIX века).

4. Проблема «отцов» и «детей» в произведениях XIX века.

5. Что представляет собой «тёмное царство» в пьесе А.Островского?

6. Смысл названия поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

7. Мой любимый поэт (писатель).

8. Образы «правдоискателей» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

9. Вожди истинные и мнимые: Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

10. Мысль семейная в романе «Война и мир» (Ростовы, Болконские, Курагины).

11. Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

12. Проблема «лишнего человека» в литературе второй половины XIX века.

13. «Спасительная сила женской любви». (По произведениям из литературы второй половины XIX века).

14. «Война» и «мир» - как они показаны в романе Л.Н.Толстого в общих и частных судьбах?

15. От чего зависит счастье человека? (на примере произведений XIX века).

16. « Вишневый сад» - комедия или драма?

17. Моё любимое произведение XIX века.

18. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов».


© 2010-2022