Урок русского языка

Тема: «Не гасите свет своей души по рассказу А, Платонова «Юшка» Цели: помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя; выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком через живопись, музыку; развивать навыки критического мышления, навык анализа произведения, монологическую речь учащихся; воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, краски.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Малая Сергиевка

Тамалинского района Пензенской области

Урок русского языка

Урок русского языка



Учитель: Новикова Светлана Николаевна

Тема: «Не гасите свет своей души по рассказу А, Платонова «Юшка»

Цели:

помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;

выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком через живопись, музыку;

развивать навыки критического мышления, навык анализа произведения, монологическую речь учащихся;

воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, краски.

Ход урока

Я внезапно коснулся жизни обнажившимся сердцем.

А. Платонов.

  1. Вступительное слово учителя.

Хочется крикнуть людям:

«Будьте щедрей на ласку!»

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скоипдон монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

-О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? ( Об отношении людей между собой, о добре)



  1. Целеполагание. (Слайд №1)

3. Вызов.

-Как вы относитесь к людям, странным на ваш взгляд?

-Задумывались ли вы о причинах поведения таких людей?

- Народная мудрость гласит : «Найди ключ к человеку, пробуди его доверие - перед тобой откроется сокровище». Наша задача - подобрать ключ к Юшке, раскрыть его душу.

4.Этап осмысления материала.

Для этого мы используем прием 6 шляп. Шляпа - тот предмет гардероба ,который легко снять и одеть, он позволяет нам почувствовать себя в разной роли.

(Обозначения шляп на слайде)

-Каждый из вас уже выбрал себе любимый цвет шляпы, когда вы входили в класс.

Задания для белой шляпы.

1.Дайте подробный литературный портрет Юшки.

2. Изложите факты его жизни.

(После выступления белых эксперт в синей шляпе делает вывод, отвечая на вопрос: Что, по-вашему, является главной в этой характеристике? (Глаза). Охарактеризуйте Юшку одним словом. (Слабый, невзрачный, тихий, скромный ,незаметный, кроткий).

Задания для красной шляпы.

  1. Представьте, что вы…

-дети из рассказа;

-взрослые из рассказа;

-веселый прохожий;

-молодая девушка;

-читатель.

Какие чувства вы испытываете к Юшке?

2. Прав ли Юшка, когда говорит, что «народ меня любит»?

«Дети терзали его» Определите значение данного слова через подбор синонимов.

«Сердце в людях бывает слепое» Как вы поняли эту художественную деталь?

.Почему А. Платонов употребляет слово «осерчал»?

Эксперту в синей шляпе: Какие чувства преобладают?

Вы, читатель 21 века, встретились с Юшкой. Что бы вы ему сказали?( Преобладают грустные, печальные чувства. Мы испытываем чувство стыда за поведение героев рассказа. Хочется сказать : «Прости нас, Юшка!»



Задания для зеленой шляпы.

1. Изобразите на листе бумаги палитру чувств рассказа «Юшка» с помощью цвета.(Теплые тона - положительные эмоции, холодные - отрицательные).

Эксперту в синей шляпе: Почему в палитре оказались и холодные, и теплые оттенки? Как это связано с рассказом «Юшка»?

( Оттенки разные, так как все по-разному воспринимают прочитанное. А люди из рассказа хотели, чтобы Юшка походил на них, их раздражала его непохожесть).

Задания для чёрной шляпы.

1 Поделите следующих героев на две группы: дети, взрослые, Юшка, веселый прохожий, молодая девушка. Какой принцип использовали?

2. Кем бы вы хотели стать в жизни: Юшкой или его односельчанами?

3.Как вы понимаете пословицу «Не делай добра - не получишь зла»

4.Как вы относитесь к следующим строкам:

Добро уныло и занудливо

И постный вид, и ходит боком,

А зло обильно и причудливо,

Со вкусом, запахом и соком»

И. М. Губерман.

Эксперту в синей шляпе: Почему в одной группе оказалось больше героев, чем в другой?

(Добрым быть в жизни сложнее, нелегко нести добро людям)

Задания для желтой шляпы.

1.Перед вами текст песни иеромонаха Романа.

Сон мне приснился

Очень странный сон.

Будто я слышу

Погребальный звон.

Припев: Тихо иду

В белой рубахе по полю

И журавли

Словно кресты колоколен.



Ноги босые

За плечом сума.

Люди косятся,

Мол, сошел с ума.

Припев.

Тело устало

Ноет от вериг.

Где-то под сердцем

Шевелится крик.

Припев

Виделась в черном

Моя Родина.

Виделось диво

-Я юродивый.

-С каким эпизодом рассказа можно соотнести слова этой песни?

- Несмотря на общий грустный настрой, попытайтесь выделить позитивное в данном эпизоде.

Эксперту в синей шляпе: Как этот отрывок дополняет образ Юшки?

(Наедине с природой герой был счастлив, у него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам». Он предстает нежным, ранимым. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой.)

Прослушаем эту песню в исполнении певицы Жанны Бичевской.

Рефлексия.

-А теперь все вместе поменяем шляпы и подведем итоги. Юшки больше нет. Наденем все черные шляпы. Что негативного осталось в жизни людей после его ухода?

(Людям стало жить хуже, потому что теперь злоба и глумление оставались среди них, не было безответного Юшки)

-Так неужели весь смысл жизни сводится к тому ,чтобы принимать злобу и глумление на себя? Наденем желтые шляпы. Что позитивно?

(Добро, отданное Юшкой, вернулось к людям в образе его приемной дочери).

- Проанализируйте следующие высказывания:
«Я тоже всему свету нужен»

«Без меня народ неполный»

Сделайте вывод, для чего родился Юшка? В чем смысл его жизни?

На доске запись «У Юшки доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир».

После прочтения добавляю вопросительный знак? Способен ли ?

Вывод: Да, способен изменить что-то даже самый тихий, безответный, кроткий Юшка)

Учитель:

-Пусть ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добротой к людям)



© 2010-2022