Рабочая программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе

для 10 класса на 2015 - 2016 учебный год

(интегрированный курс «Русский язык и литература». Линия УМК А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, Ю. В. Лебедева, В. П. Журавлёва. 10-11 классы. Базовый уровень)

Раздел I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа МО РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказа МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);

  • приказа МО РФ от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • на основе авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». - М.: Просвещение, 2009 г.

(Учебник: Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. М.: Просвещение, 2014.)

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология».

Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах, обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Центральной темой интегрированного курса «Русский язык и литература» (Линия УМК А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, Ю. В. Лебедева, В. П. Журавлёва. 10-11 классы. Базовый уровень) является культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными приёмами использования языковых средств в различных ситуациях речевого общения. Предусмотрены дифференцированные задания и упражнения разной направленности, ориентированные на качественную подготовку учащихся к сдаче экзаменов. Устанавливаются интеграционные связи литературного материала с лингвистическим. Осуществляются постоянные выходы к проблемам стилистики русского литературного языка. Указывается на тесную связь истории литературы с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком.

Особый тип заданий под заголовком «Язык литературы» актуализирует межпредметные связи в предметной области «Филология». Эти задания помогут учащимся овладеть знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Они формируют навыки смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п. Задания формируют представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка и помогают овладеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений учащегося за собственной речью. Задания по стилистике, риторике, речеведению и жанроведению составлены с опорой на курс изучения русского языка в 10 классе.

Цели обучения

Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Задачи обучения

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемного диалога;

  • частично-поисковый; исследовательский;

  • стимулирование и мотивация учения;

  • организация и осуществление коллективных и индивидуальных учебных действий.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Из них на развитие речи - 16 часов

Уроков внеклассного чтения - 8 часов

Плановых контрольных работ



Классное сочинение

4

Домашнее сочинение

2

Контрольные тесты

2





Раздел II.

Содержание тем учебного курса - 102 часа

Введение (5 ч). Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

Творчество И.С. Тургенева (11 ч).

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров - нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Творчество Н.Г. Чернышевского 3ч

Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Творчество И.А. Гончарова 9ч

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Творчество А.Н. Островского 6ч

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Творчество Ф.И. Тютчева 4ч

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев - поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Творчество Н.А. Некрасова 10ч

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Творчество А.А. Фета 3ч

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Творчество А.К. Толстого 2ч

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 4ч

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Страницы истории западноевропейского романа 19 века 1ч

Обзорная лекция по творчеству Ф. Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Творчество Ф.М. Достоевского 11ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Творчество Л.Н. Толстого 19ч

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года - Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа - Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Творчество Н.С. Лескова 3ч

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин - один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Страницы зарубежной литературы конец 19 - начало 20 вв. 2ч

Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

Творчество А.П. Чехова 9 ч

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Подведение итогов года 1 ч

Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.

Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

ТУЗ

Введение.

5




Творчество И.С. Тургенева

11

2

1

1

Творчество Н.Г. Чернышевского

2

Творчество И.А. Гончарова

9

2

1

1

Творчество А.Н. Островского

6

1

1

1

Творчество Ф.И. Тютчева

4


Творчество Н.А. Некрасова

10

2

1

1

Творчество А.А. Фета

3

1


Творчество А.К. Толстого

2



1

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

4



1

Страницы истории западноевропейского романа 19 в.

2




Творчество Ф.М. Достоевского

10

2

1

1

Творчество Л.Н. Толстого

19

2

2

1

Творчество Н.С. Лескова

3



1

Страницы зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века

2




Творчество А.П. Чехова

7

1


1

Мировое значение русской литературы

1




Итого

102

13

7

10

Распределение часов по темам в программе может корректироваться с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

Раздел IIΙ. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса

В результате изучения курса литературы ученик должен

знать/понимать:

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

 историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

 основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

 основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 воспроизводить содержание литературного произведения;

 анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

 соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

 определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

 сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

 выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

 выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.



Календарно-тематическое планирование по литературе



№ п/п

Коли-чество часов

Содержание

(разделы, темы)

Дата проведе-

ния

Домашнее задание

Введение. 5 часов



1

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

Ч.1с.3-6, пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма.

2

1

Русская литература на рубеже 18-19 веков (лекция)

Материалы лекции

3

1

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века

с.7-15, вопросы в тетради

4-5

2

Русская литературная критика II половины 19 века

с.16-41, сообщение о творчестве Тургенева.

Творчество И.С. Тургенева. 11 часов



6

1

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. Художественный мир писателя.

с.41-55,59-77,104-112

Прочитать 2 рассказа.

7

1

Рассказы цикла «Записки охотника». Своеобразие цикла рассказов.

с.55-59. Анализ рассказа

8

1

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

с.60-63,65-76 Вопросы в тетради.

9

1

Особенности тургеневского романа .Проблематика. Композиция.

с.77-81

Гл. 5-11.Анализ сцен романа.

10

1

Мир «отцов» в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками.

с.82-90.Гл. 13-19, 25-27

Таблица.

11

1

Базаров в романе Тургенева. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль Кирсанова и Базарова.

с.16-41,Гл. 90-93

История любви .

12

1

Любовь и счастье в романе Тургенева.

с.95-98. Таблицу.

13

1

Смерть Базарова. Эпилог романа.

с.93-95, с.102-104

14-15

2

Р.Р. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

Сочинение дописать.

1в-«Белые одежды»

2в-«Зубр»

16

1

Вн.чт В. Дудинцев. «Белые одежды.» Д. Гранин. «Зубр»

Сообщение о Чернышевском

Творчество Н.Г. Чернышевского. 2 часа



17

1

Политический детектив: роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (обзор).

с.113-123, вопросы в тетр.

18

1

Разумна ли теория «разумного эгоизма»?

«Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе.

с.123-134, сообщение о Гончарове

Творчество И.А. Гончарова. 9 часов.



19

1

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.

с.135-145 Прочитать 1-8 главы романа И. А. Гончарова «Обломов».

20

1

Роман Гончарова «Обломов». Проблематика, композиция. Образ главного героя.

с.147-150 Дочитать первую часть романа, устно ответить на указанные вопросы.

21

1

«Сон Обломова», его композиционная роль в романе

с.113-123, Прочитать II-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов»,

22

1

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика героев

с.155-158. Прочитать IV-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов»,

23

1

Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Матвеевна. Женские образы в романе.

с.154-155, Законспектировать статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов».

24

1

Роман «Обломов» в русской критике

с.145-147

25-26

2

Р.Р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Сочинение дописать

27

1

Вн.чт. Ч. Айтматов. «Плаха»

с.174-183

Творчество А.Н. Островского. 6 часов



28

1

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества. Русский театр.

с. 200-225 Прочитать первое действие драмы «Гроза», ответить устно на вопросы.

29

1

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

с. 183-190, выучить наизусть монолог Кулигина о жестоких нравах.

30

1

Город Калинов и его обитатели

с. 190-198

31

1

Образ Катерины. Ее душевные трагедии. Протест Катерины против «тёмного» царства.

с. 198-200

32

1

Урок-суд по пьесе «Гроза»

с. 200, Законспектировать статью Н. А, Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

33-34

1

Р.Р .Подготовка к сочинению по пьесе Островского «Гроза»

Сочинение по пьесе «Гроза». Сообщение о Тютчеве

35

1

В.Ч.А.Вампилов. «Старший сын»

Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»

с. 226-231

Творчество Ф.И. Тютчева 4 часа



36

1

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики.

с. 231-235, наизусть

37

1

Мир природы в лирике поэта. Своеобразие художественного мира поэта.

с. 235-237, 244, анализ стихотв.

38

1

Любовь в лирике Ф.И. Тютчева.

с. 237-243

39

1

Тема поэта и поэзии в лирике Тютчева.

с. 245-265, Сообщение о Некрасове

Творчество Н.А. Некрасова. 10 часов



40

1

Этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Народ в лирике поэта

с. 265-268, Принести стихи Некрасова

41

1

Сатирические стихи Некрасова

с. 268-293. Познакомиться со стихами Н. А. Некрасова «В дороге», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Тройка»

42

1

Своеобразие любовной лирики поэта

с. 293-295. наизусть

43

1

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо?». Жанр и композиция поэмы

с. 295-300, Какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в данном фрагменте поэмы?

44

1

Спор о счастье в поэме Некрасова.

с. 301-310, Дочитать первую часть поэмы до конца. Ответить на указанные вопросы.

45

1

Народные герои в поэме Некрасова

с. 310-314

46

1

Творческая история «Пира на весь мир» Гриша Добросклонов

с. 314-315

47-48

2

Р.Р. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

Сочинение дописать

49

1

Вн.чт В.П.Астафьев. Рассказ «Пролетный гусь».

с. 320-331. Сообщение о Фете

Творчество А.А. Фета. 3 часа



50

1

Место А.А. Фета в русской поэзии. Фет о назначении поэзии. Метафоричность лирики. Любовная лирика поэта

с. 331-332. наизусть

51

1

Литературоведческий практикум. Природа в поэзии А. Фета.

с. 333-338. Анализ стихотв.

52

1

Р.Р .Контрольный тест по поэзии Ф.Тютчева, А.Фета

с. 339-343,350-360

сообщение о Толстом.

Творчество А.К. Толстого. 2 часа

53

1

Жизненный путь А.К. Толстого. Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения

с. 360, 343-350

54

1

Литературоведческий практикум. Любовная лирика А.К. Толстого.

Ч.2

с. 3-10

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 4 часа



55

1

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мастер сатиры

с. 10-21

56

1

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова - Щедрина 1860-х гг.

с. 21-22

57

1

Проблематика и поэтика сатиры «История одного города»

с. 22-41

Подг. к вн.чт

58

1

Вн.чт Распутин В., «Прощание с Матёрой»

с. 22-41

Зад. по группам

Страницы истории западноевропейского романа 19 века 2 часа



59-60

2

Семинар «Гуманистическая направленность прозы Ф. Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса»

с. 41-66

Творчество Ф.М. Достоевского 10 часов



61

1

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества

с. 66-84

62

1

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

с. 85-87

63

1

Раскольников среди униженных и оскорбленных

с. 88-93

64

1

Теория Раскольникова. Идея и натура Раскольникова

с. 93-96

65

1

Раскольников и «сильные мира сего»

с. 96-100

66

1

Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой

с. 100-101

67

1

Наказание Раскольникова. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

с. 102-126

68-69

2

Р.Р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Подг. к вн.чт

70

1

Вн.чт В.Г. Распутин. «Живи и помни»

с. 128-150

Творчество Л.Н. Толстого 19 часов



71

1

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель

с. 128-150 «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

72

1

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.

с. 150-153, вопросы в тетради

73

1

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

с. 163-171 Прочитать 1-7 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

74

1

Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.». Светское общество в романе.

с. 171-173 Прочитать 8-21 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

75

1

Мысль семейная в романе.Именины у Ростовых. Лысые горы.

с. 203 Прочитать 22-25 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

76

1

Изображение войны 1805-1807 г.г.

с. 203-204 Прочитать вторую часть первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

77

1

Нравственные искания Андрея Болконского.

78

1

Р.Р. Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном»

с.174-180

79

1

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

с. 177-179

80

1

Кутузов и Наполеон в романе. Мысль историческая в романе.

с. 180-191

81

1

Партизанская война. Бегство французов.

с. 191-193

82

1

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.

с. 194-199

83

1

«Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой.

с. 180-193

84

1

Нравственные искания Пьера Безухова.

с. 199-202

85

1

Литературоведческий практикум «Эпилог романа» .Изображение мирной жизни в романе.

с. 207-227

86

1

Обзор содержания романов «Анна Каренина», «Воскресение»

с. 227-230

87

1

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение

Подг. к вн.чт

88-89

2

Вн.чт К.Воробьёв. «Убиты под Москвой».

Г.Бакланов. «Навеки девятнадцатилетние»

с. 231-252

Творчество Н.С. Лескова 3 часа



90

1

Н.С. Лесков. Художественный мир писателя.

с. 252-262

91

1

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

с. 262-263

92

1

Изображение национального русского характера в повести

с. 264-282

Зад. по группам

Страницы зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века. 2 часа



93-94

2

Семинар «Драматизм человеческого существования». (Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу)

с. 282-286

Творчество А.П. Чехова 7 часов



95

1

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе

с. 286-324

96

1

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.

с. 325-332

97

1

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие

с. 332-338

98

1

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».

с. 338-344 Анализ рассказа

«Вишнёвый сад» чит.

99

1

«Новая драма». Конфликт в пьесе «Вишневый сад», его своеобразие.

с. 344-350. Характеристика героев.

100

1

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.

с. 350-354

101

1

Р.Р. Литературоведческий практикум Особенности поэтики комедии.

с. 357-364

Мировое значение русской литературы

1 час



102

1

Р.Р .Контрольный тест по курсу литературы 10 класса































Раздел V.

Информационно-методическое обеспечение

Основная литература


  1. Золотарёва И.В., МихайловаТ.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. - М.: ВАКО, 2010.

  2. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. М.: Просвещение, 2014.)

  3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2009.

  4. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2011.

  5. Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк - Альфа, 2013.

Дополнительная учебная литература


  1. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2013.

1.Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., Вера, 2012.

  1. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум»,

2.Козак О.Н. Литературные викторины. - С-Пб.: Знамя, 2010.

  1. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС,.

3.Фогельсон И.А. Литература учит. - М.,.

Справочные пособия


  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007.

Ресурсы ИКТ



  1. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 - 11 классы».

  2. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».

  3. Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  4. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  5. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс.

© 2010-2022