Рабочая программа по литературе, 8 класс. Учебник под ред. Бунеева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кагальницкий район с. Васильево- Шамшево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Шамшевская средняя общеобразовательная школа № 8

«Утверждаю»

Директор МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ №8

___________СемейниковаС.А. Приказ №___________

от__________08.2015 г





Рабочая программа

по литературе

Уровень: основное общее образование

Класс:8

на 2015-2016 учебный год

Сроки реализации программы:1 год

Количество часов: 70

Учитель: Шуликова Галина Владимировна.








Программа разработана на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. (заключения РАО от 06.08.2007) и РАН (от 26.10.2007), заключения РАО (от 11.07. 2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06. 2005) и РАН (от 01.12.2005).


Содержание


  1. Пояснительная записка__________________3-4


  1. Общая характеристика учебного предмета_______________ 5- 6


  1. Место учебного предмета в учебном плане__________6


  1. Содержание учебного предмета_____________ 6-11


  1. Тематическое планирование____________11-12


  1. Календарно-тематическое планирование_____13-33


  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса___________ 34-37


  1. Результаты освоения учащимися предмета и система их оценки___________37-41









1.Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по предмету «Литература»в 8 классе разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного Стандарта общего образования и на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. (заключения РАО от 06.08.2007) и РАН (от 26.10.2007), заключения РАО (от 11.07. 2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06. 2005) и РАН (от 01.12.2005).

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработана в соответствии с учебным планом МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 для 8 класса при пятидневной учебной неделе на 2015-2016 учебный год.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Закон «Об образовании в РФ» (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2012 г. №273).

  2. Областной закон от 14.11.2013 г №26-3С «Об образовании в Ростовской области».

  3. Федеральный компонент государственного образовательного Стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего образования. Ч.1» от 5.03.2004 г. № 1089 и опубликованного в «Учительской газете»(№4, 2004г)

  4. Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, утвержденный приказом МО РФ от 9.03.2004г. №1312

  5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №405 от 09.06.2015 г «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год»

  6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  7. Письмо начальника департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» 08-548 от 29.04.2014 г: «Организация вправе в течение 5 лет применять ранее приобретенные учебники, рекомендованные (допущенные) к использованию на 2013/14 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2012г №1067)» http//garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549806/4 письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 №НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников»

  8. Образовательная программа основного общего образования МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 в контексте БУП-2004 на 2015-2016 уч.г.

  9. Учебный план МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 учебный год

  10. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

  11. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 г №189 «об утверждении СаиПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  12. Приказ Минобрнауки России 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрирован в Миюсте России от 02 февраля 2011 г. №19676)

  13. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Программа по литературе для основной школы (5-11) классы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. (заключения РАО от 06.08.2007) и РАН (от 26.10.2007), заключения РАО (от 11.07. 2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06. 2005) и РАН (от 01.12.2005

2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.. Литература. 8 класс. «Дом без стен». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: 2010.

3. Тетрадь по литературе к учебнику-хрестоматии «Дом без стен». М., Баласс, 2014.

4. Уроки литературы в 8 классе по учебнику-хрестоматии «Дом без стен». М., Баласс, 2014.

Цель литературного образования:

- воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

- поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;

- развивать эстетический вкус уч-ся как основу читательской самостоятельной деятельности;

- развивать функциональную грамотность;

- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5-8 классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного». Такой подход позволяет при сохранении большого авторского круга избежать перегрузок уч-ся, использовать на практике личностно ориентированный принцип.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

- эмоциональная ценность произведения;

- опора на читательский опыт уч-ся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Курс построен на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения, преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

-эмоциональная ценность произведения;

-опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Также при отборе текстов учитывается один из следующих критериев:

-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

-способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

-психологические и интеллектуальные возможности учащихся.

Знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы- произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие, как может изучаться человек в художественной литературе.

Формирование учебных компетенций.

Учебный предмет « Литература» имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

-сферы и ситуация речевого общения, компоненты речевой ситуации;

-эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств;

-совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

-развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

-использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

-культура учебно-научного и делового общения;

-информационная переработка текста;

-культура разговорной речи.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 8 классе, т.е. 2 часа в неделю.

В учебном плане МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 на 2015 - 2016 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на ступени обучения основного общего образования в 8 классе предусмотрено 70 часов (2 часа в неделю) для общеобразовательного класса, но в соответствии с календарным графиком МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 на 2015-2016 уч.г. запланировано 69 часов в год (в связи с праздничными днями 3.05 (1 час)).

Программой предусмотрено: контрольных работ - 3; сочинений - 5.

4. Содержание учебного курса «Литература». 8 класс. 70 часов в год; 2 часа в неделю.

Раздел №1. Введение (1 час).

Человек как основной объект изображения в литературе.

Раздел №2 .Человек толпы. Человек в толпе (13 часов).

Реалистический взгляд художника на мир. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» - протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина в повести Гоголя. Образ «маленького человека». «Маленький человек» в литературе А.П.Чехова «Душечка». Проблема нравственного сознания личности и разрушительная сила воинствующего невежества в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»: история создания, композиция. Система образов в комедии. Тип литературного героя, типический Город N в комедии и петербургские миражи героев. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции.

Знать: особенности художественной литературы; понятие «маленький человек», «юмор», «ирония», «сатира»; особенности фантастической повести; особенности комедии как жанра.

Уметь: анализировать произведение; сопоставлять образы героев разных произведений; развернуто отвечать на вопросы; давать развернутую характеристику героям; выделять экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Предусмотрено:

«Человек толпы. Человек в толпе». Сочинение №1.

«Человек как предмет изображения в литературе». Входная контрольная работа №1.

Раздел №3. Человек размышляющий (12 часов).

Право на сомнение в рассказах А.П.Чехова «Крыжовник», «О любви». Мыслящие герои. Мечты и их крушения в трагедии В.Шекспира «Гамлет». Драматургический конфликт. Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью в рассказе Т.Н.Толстой «Река Оккервиль». Мольер «Мещанин во дворянстве»: образ Журдена, жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.

Знать: понятия «литературный герой», «литературный характер»; особенности рассказа как жанра; историческую основу классицизма; нравственное содержание идей и конфликтов, типичных для творчества писателей-классицистов; идейно-художественные особенности произведений классицизма.

Уметь: показывать жизненную позицию главных героев, осмысление ими целей их существования; характеризовать поступки героев, анализировать стихотворения.

Предусмотрено:

«Сомневающиеся герои А.П.Чехова». Сочинение №2.

Раздел №4. Человек чувствующий (15 часов).

Изображение чувств героев в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Глубокое проникновение в человеческую душу. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. С.Д.Довлатов «Наши». Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя.

Психологизм как способ изображения внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и стран. Тема Отчизны в лирике. Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворениях. Проблема нравственного выбора (Ю.Бондарев «Выбор»). Тропы и стилистические фигуры.

Знать: особенности сентиментализма и сентиментальной повести; роль рассказчика в произведении; основные фигуры и тропы.

Уметь: сопоставлять стихотворения; определять внутреннюю связь стихотворений, объединенных одной темой; анализировать стихотворения.

Предусмотрено:

«Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма». Сочинение №3.

«Если скажут слово «Родина…» Сочинение№4.

«Роль переживаний, разочарований и ностальгии в произведениях художественной литературы». Контрольная работа №2.

Раздел №5. Человек действующий (29 часов).

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: романтический герой поэмы, противопоставление мечты и действительности. Образ романтического героя, герои-личности в «Песне…». Калашников и Кирибеевич. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей. Философский смысл повести Э.Хемингуэйя «Старик и море». Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство в повести Б.Васильева «Завтра была война». Нравственная проблематика рассказа М.Шолохова «Родинка». Герой - характер - образ. Самоотверженность героинь поэмы Н.Некрасова «Русские женщины».

Великая сила маленького человека в произведении М.Горького «Сказки об Италии». Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев.

Знать: особенности романтизма как направления в искусстве; роль вступления и лирического монолога в произведении; особенности стилизации как литературного приема; понятие «градация»; основные этапы жизни и творчества писателей.

Уметь: находить в тексте фольклорные элементы и определять их значение; анализировать стихотворный текст; определять роль пейзажа в произведении; обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Предусмотрено;

«Кто из сквозных героев учебника - Оптимист или Пессимист - одержал победу в споре о человеке?» Сочинение №5.

«Человек действующий». Контрольная работа №3.

Формы и средства контроля планируемых результатов.

Контрольно-измерительные материалы.

Раздел №1. «Человек толпы. Человек в толпе»

Тема «Человек как предмет изображения в литературе».

Входная контрольная работа №1

Вариант 1

  1. Пословица - это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1.хорей 2. амфибрахий 3. Ямб

3. В пословицах: « Не на пользу читать, коли только вершки глотать», « В хороших книгах охотно роются» ,« Выбирай писателей так, как выбираешь друга»- говорится:

1.о мечтах и надеждах народа;

2.об отношении народа к чтению, книгам;

3.о патриотической гордости.

4. Жанр фольклора:

1.сказка 2.поэмы 3.рассказ

5. Для былин характерна:

1.гипербола 2.иносказание 3.нравоучение

6. Строки М.В.Ломоносова :

« …Но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски

Гражданские труды и подвиги геройски» - прославляют:

  1. Петра I 2.Павла I 3.Екатерину I

7. Тема повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба» :

1. героическая борьба русского и украинского народов с

польской шляхтой

2. история семьи Тараса Бульбы

3. Быт и нравы Запорожской Сечи

8.Слова « Есть еще порох в пороховницах!» (Н.В.Гоголь « Тарас Бульба») принадлежат:

  1. Остапу 2. Тарасу 3. Куренному атаману

9.Какой художественный приём использует автор:

а)Темным елям СНИТСЯ гомон косарей… ( С.А.Есенин)

б) Над Смоленскую дорогою, как твои глаза, -

две вечерних звезды - голубых моих судьбы ( Б.Окуджава)

10.В произведении Н.А.Некрасова « Русские женщины» автор :

1. восхищается мужеством героини

2. осуждает ее за отношение к отцу

3. не высказывает оценки ее действий

11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.С. Пушкин а) «О чем плачут лошади»

2. И.С.Тургенев б) « Два богача»»

3. А.П. Платонов в) « Кусака»

4. А.П.Чехов г) « Хорошее отношение к лошадям»

5. Л.Н.Андреев д) «Злоумышленник»

6.В.В. Маяковский е) « Песнь о вещем Олеге»

7. Ф.А.Абрамов ж) « Юшка»

12. Рассказывая в « Детстве» о « свинцовых мерзостях жизни» М.Горький стремился показать :

1. « …Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил… простой русский человек»

2. что « это - живучая, подлая правда… это та правда, которую необходимо знать до корня…»

3. что « русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолеет их»

13. В произведении И.С. Тургенева « Бирюк» - Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:

1. понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела

2. испугался мести крестьян

3. ему стало стыдно перед барином за свою жестокость

14. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».



  1. о mаmаn

  2. о сестре Любочке

  3. о Марье Ивановне

  4. о Наталье Саввишне

15. Герой какого произведения XX века произносит эти слова?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».

1.«В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова

2.«Тихое утро» Ю.П. Казакова

3.«Кукла» Е.И. Носова

16. Выберите определение, соответствующее понятию « Метафора»:

1. чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

2. противопоставление образов, картин, слов

3. переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления другому



ВАРИАНТ 2

1.Поговорка- это

1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2.Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест

3.Пословицы: « Мудрость города берет» , « И сила уму уступает» , « Где ум, там и толк» - возвеличивают:

1. силу 2.хитрость 3. Мудрость и ум

4.Термин « русский героический эпос» относится к жанру:

1.сказки 2.песни 3.былины

5.Описание генералов в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это:

1. юмор 2. ирония 3. сатира

6. Автором строк: ….О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!- является:

1. Г.Р.Державин 2. А.С. Пушкин 3. М.В. Ломоносов

7. А.С. Пушкин затронул историческую тему в стихотворении:

1. « Песнь о вещем Олеге»

2 . « Узник»

3. « Зимнее утро»

8. Героев -запорожцев из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба» с былинными богатырями роднит:

1.стремление к славе 2. физическая сила

3. героическая борьба за свободу и независимость Родины

9.Смысл жизни для старого Тараса состоит в :

1. воспитании достойных сыновей

2. поддержании традиции Запорожной Сечи

3. защите родной земли

10. Какой художественный приём использует автор:

а) Снега потемнеют синие вдоль загородных дорог

и воды зайдут низинами В ПРОЗРАЧНЫЙ еще лесок…

( А .Т. Твардовский)

б) В государстве ромашек, у края ,

Где ручей, ЗАДЫХАЯСЬ, ПОЕТ… ( Н.А. Заболоцкий)

11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1.И.С. Тургенев а) « Цифры»

2. А.П.Платонов б) « Русские женщины»

3. Н.А.Некрасов в) «Хамелеон»

4. А.П.Чехов г) « В прекрасном и яростном мире»

5. М.Горький д) « Детство»

6.Е.И.Носов е) « Русский язык»

7. И.А.Бунин ж) « Кукла»

12. В произведении Ю.П.Казакова « Тихое утро» автор не утаил от читателя:

1. страха и колебаний Яшки

2. обиду на Володю

3. потерю удочки

13. В произведении Л.Н. Толстого « Детство» автора в показе поведения героев наиболее интересует:

1. сам поступок

2. его последствия

3. его нравственный смысл

14. В произведении И.С. Тургенева « Бирюк»- суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:

1. отношением к нему окружающих

2. обманом жены

3. пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать

15. В каком произведении XX века автор поднимает проблему сострадания к людям?

1.«Юшка» А.П. Платонова

2.«Живое пламя» Е.И. Носова

3.«Кусака» Л.Н. Андреева

16. Выберите определение, соответствующее понятию «Гипербола»:

1. чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

2. противопоставление образов, картин, слов

3. переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления другому

Раздел №3. «Человек чувствующий»

Тема «Роль переживаний, разочарований и ностальгии в произведениях художественной литературы».

Контрольная работа №2

Смотреть: стр. 69-71. Тетрадь по литературе. 8 класс. Под ред. Е.С.Баровой, О.В.Чиндиловой.

Раздел №4 «Человек действующий».

Тема «Человек действующий».

Контрольная работа №3.

Смотреть: стр. 72-74. Тетрадь по литературе. 8 класс. Под ред. Е.С.Баровой, О.В.Чиндиловой.

5.Тематическое планирование по предмету «Литература». 8 класс. (69 часов в год; 2 часа в неделю).

№п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

Содержание раздела


В том числе

Развитие речи

Контрольная работа

1.

Введение. Человек как основной объект изображения в литературе.

1

Во введении уч-ся знакомятся с человеком как объектом изображения.

2.

Человек толпы. Человек в толпе.

13

Во втором разделе идет знакомство с образом «маленького человека», с проблемами нравственного сознания личности и разрушительной силой невежества; с особенностями юмора и сарказма.

«Человек толпы. Человек в толпе».

Сочинение №1

«Человек как предмет изображения в литературе».

Контрольная работа № 1

3.

Человек размышляющий.

12

Третий раздел знакомит с сомневающимися и мыслящими героями, с их мечтами и их крушением; с авторскими приемами создания образа.

«Сомневающиеся» герои А.П.Чехова»

Сочинение №2

4.

Человек чувствующий.

15

В четвертом разделе уч-ся узнают о чувствах героев, их внутреннем мире и переживаниях. Раскрывается психологизм как способ изображения внутреннего мира героя.

«Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма».

Сочинение №3

«Если скажут слово «Родина»…» Сочинение №4

«Роль переживаний, разочарований и ностальгии в произведениях художественной литературы».

Контрольная работа №2.

5.

Человек действующий.

28

В пятом разделе раскрываются идеалы свободы и справедливости; показаны герои-борцы, их героические характеры и борьба за человеческое достоинство.

«Кто из сквозных героев учебника - Пессимист или Оптимист - одержал победу в споре о человеке?».

Сочинение №5

Человек действующий. Контрольная работа №3.

Итого.

69

5

3



6. Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература», 8 класс

(69 часов в год; 2 часа в неделю).

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее задание

Оборудование

Дата

план

факт

Раздел 1. Введение. «Человек как основной объект изображения в литературе». (1 час)

1

Введение. Входя в «Дом без стен».

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности художественной литературы.

Знакомство со структурой учебника, определение задач обучения

Текущий

Конспект с.9-10

Учебник, доска

1.09.

Раздел 2. Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе».

(13 часов)


2

Человек как предмет изображения в литературе. Входная контрольная работа №1.

1

Урок контроля знаний

Знать: основные литературные понятия и произведения 7 класса.

Уметь: применять знания на практике.

Самостоятельная работа

Контрольная работа№1

Выразительно читать с. 12-15

Тексты к/р

3.09.

3

Все мы неповторимы (В.В.Маяковский «Надоело» ; А.А.Блок «Незнакомка»)

1

комбинированный

Уметь: выражать собственную точку зрения.

Работа по учебнику

Текущий

Н.Гоголь. «Шинель», читать

Учебник

8.09.

4

Проблема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

Урок усвоения новых знаний

Знать: понятие «маленький человек», в чем смысл названия повести.

Уметь: анализировать произведение, развернуто отвечать на вопросы

Знакомство с личностью писателя, анализ художественного текста

Текущий

Стр. 28(1, 2, 3), ответить на вопросы

Презентация, иллюстрации, тетрадь

10.09.

5

Акакий Акакиевич-человек толпы или человек в толпе?

1

Проблемно-диалоговый

Знать: понятия «юмор», «ирония», «сатира».

Уметь: находить их в произведении.

Выборочное чтение, анализ эпизодов, работа с иллюстрациями.

Текущий, самостоятельная работа

С. 28 вопросы (4-10)

Тетрадь, доска

15.09.

6

А.П.Чехов «Душечка» как продолжение темы «маленького человека».

1

комбинированный

Уметь: сопоставлять образы героев разных произведений.

Анализ стихотворного текста, работа по вопросам.

Текущий

Выучить стихотворение наизусть с. 38

Учебник, доска, тетрадь

17.09.

7

М.А.Булгаков «Собачье сердце». Последствия одного опыта.

1

Урок изучения нового материала

Уметь: работать с текстом.

Выразительное, выборочное чтение, работа по вопросам.

Текущий

Читать с.39-51

Кадры из фильма

22.09.

8

«Собачье сердце». Смысл названия повести.

1

Комбинированный урок

Знать: особенности фантастической повести.

Уметь: развернуто отвечать на вопросы.

Работа с текстом, анализ произведения.

Текущий, самостоятельная работа

Вопросы с. 51

Учебник, доска, кадры из фильма

24.09

9

Н.В.Гоголь « Ревизор». « Зачем к нам едет ревизор?»

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности комедии как жанра.

Уметь: читать по ролям.

Работа с 1-2 действием, чтение по ролям, написание конспекта

Текущий

Читать 1-2 действие

Презентация, учебник

29.09

10

«Маленький человек» или «творческая личность»? Образ Хлестакова

1

Комбинированный урок

Уметь: давать развернутую характеристику героям комедии, сопоставлять образы.

Анализ образа Хлестакова. Ответы на вопросы, чтение по ролям.

Текущий

Читать 3, 4 действия

Учебник, доска, тетрадь

1.10

11

«Нам нужно бы кое-что предпринять». Анализ 4 действия

1

Комбинированный урок

Знать: особенности построения произведений.

Уметь: выделять экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Анализ сцен, связанных с изображением чиновников, дающих взятку должностному лицу

Текущий

Читать 5 действие

Презентация, доска, иллюстрации

6.10

12

«В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа». Анализ 5 действия

1

Комбинированный урок

Знать: смысл последней сцены.

Уметь: анализировать образы комедии.

Анализ 5 действия. Чтение по ролям, работа по вопросам

Текущий, самостоятельная работа

Вопросы с. 120

Доска, тетрадь

8.10

13

Остановись и подумай! Маленький человек в литературе

1

Урок обобщения знаний

Знать: понятия «художественный образ», «литературный герой».

Уметь: сопоставлять произведения и героев.

Обобщение изученного материала, знакомство с темами сочинения

Текущий

Подготовиться к сочинению с. 121

Тетрадь, учебник

13.10

14

«Человек толпы. Человек в толпе». Подготовка к написанию сочинения №1.

1

Урок развития речи

Уметь: высказывать свою точку зрения с опорой на тексты художественной литературы.

Составление плана, редактирование черновиков, написание сочинения

Сочинение №1

Читать с.126-142

Текст произведения

15.10

Раздел № 3. «Человек размышляющий»

(12 часов)

15

«Я люблю сомневаться во всем» (А.П.Чехов «Крыжовник»)

1

Комбинированный урок

Знать: понятия «литературный герой», «литературный характер».

Анализ рассказа «Крыжовник»; образ Ивана Ивановича-человека сомневающегося; определение авторской позиции

Текущий

Выучить основные определения

Учебник, доска

20.10

16

В сомнениях, человек, воздержись!? (А.П.Чехов «О любви»)

1

Комбинированный урок

Знать: особенности композиции рассказа.

Уметь: характеризовать поступки героя.

Работа над проблемой: что приносят сомнения человеку, какую роль могут они сыграть в человеческой жизни?

Текущий

Наизусть с. 142-143

Учебник, доска

22.10

17

Горечь осмысления. (В.Шекспир «Гамлет»)

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать текст.

Чтение по ролям, работа по вопросам.

Текущий, чтение наизусть

Вопросы с. 154

Учебник

27.10

18

А.А.Тарковский «Жизнь, жизнь». Переживания лирического героя.

1

Комбинированный урок

Знать: определения «лирический герой».

Уметь: определять настроение лирического героя.

Сопоставление настроения лирического героя А.А. Тарковского и Гамлета

Текущий

Наизусть с.153

Учебник, доска, тетрадь

29.10

19

Роль символов в рассказе Т.Н.Толстой «Река Оккервиль»

1

Комбинированный урок

Знать: особенности рассказа как жанра.

Уметь: анализировать отдельные эпизоды.

Характеристика образа Симеонова, авторское отношение к мировоззрению героя

Текущий, чтение наизусть

Наизусть с. 163

Презентация, доска

10.11

20

Классицизм как литературное направление.

1

Урок изучения нового материала

Знать: историческую основу классицизма; нравственное содержание идей и конфликтов, типичных для творчества писателей-классицистов; идейно-художественные особенности произведений классицизма

Лекция

Текущий, чтение наизусть

Учить лекцию

Презентация, учебник, доска

12.11

21

Путь исканий господина де Мольера

1

Урок изучения нового материала

Знать: жизненный и творческий путь Мольера

Чтение комедии по ролям

Текущий

Читать д.1-2

Учебник

17.11

22

Разумный или неразумный (Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»)

1

Комбинированный урок

Уметь: показать жизненную позицию главного героя, осмысление им цели своего существования.

Работа с текстом, ответы на вопросы

Текущий

Читать д.3, 4, 5, ответить на вопросы

Учебник, тетрадь, доска

19.11

23

«…И я вам скажу напрямик: я не дворянин»

1

Комбинированный урок

Знать: идейно-художественный анализ комедии, соблюдение автором основного принципа классицизма- принципа трех единств

Устный опрос, работа с текстом

Текущий

С. 176, вопросы

Учебник

24.11

24

Лирический герой и его место в толпе. (Ф.И. Тютчев. «Когда дряхлеющие силы..»; А.А,Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту»)

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать стихотворения.

Анализ стихотворений

Текущий

С. 177 наизусть

Учебник, доска, тетрадь

26.11

25

Поиск смысла жизни как «вечная» тема литературы.

1

Урок обобщения знаний

Знать: особенности изображения человека в реализме.

Уметь: анализировать, делать выводы.

Подведение итогов работы по разделу «Человек размышляющий»

Текущий

Вопросы с. 187

Презентация, доска

1.12

26

«Сомневающиеся» герои А.П.Чехова. Подготовка к написанию сочинения №2.

1

Урок развития речи

Уметь: высказывать свою точку зрения с опорой на тексты художественной литературы.

Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения

Сочинение №2

Наизусть с. 186

Тексты произведений, доска

3.12

Раздел №4. «Человек чувствующий»

(15 часов)

27

Сентиментализм как литературное направление конца 18 века

1

Урок усвоения новых знаний

Знать: основные особенности сентиментализма

Написание лекции

Текущий, чтение наизусть

Выучить лекцию

Презентация

8.12

28

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина - новая эстетическая реальность.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать: особенности сентиментальной повести

Знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина, работа с текстом

Текущий, УО

Р.Т. с.33-35

Презентация

10.12

29

Основная проблематика и тематика повести, образ Лизы.

1

Комбинированный урок

Знать: основные проблемы повести.

Уметь: работать с текстом

Работа с текстом, выборочное чтение

Текущий

Вопросы с. 206

Учебник, доска, тетрадь

15.12

30

Роль рассказчика в повести. Роль пейзажа.

1

Комбинированный урок

Знать: роль рассказчика в повести; назначение пейзажа

Различные виды чтения, работа по вопросам

Текущий, самостоятельная работа

Р.Т. с. 35-38

Учебник, тетрадь

17.12

31

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Подготовка к написанию сочинения №3.

1

Урок развития речи

Уметь: работать с текстом, анализировать, подбирать материал для сочинения

Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения

Сочинение №3

Р.Т. с. 39, дописать сочинение

Текст произведения, доска

22.12

32

Особенности литературы донского края.

1

Комбинированный урок

Знать: особенности развития литературы на Дону и о ее вкладе в культуру России

Написание лекции

Текущий

Учить лекцию

Презентация

24.12

33

«Прощай же, грусть!»(Ф.Саган «Здравствуй, грусть»

1

Комбинированный урок

Знать: суть конфликта в повести; характеристику основных героев.

Знакомство с главами из повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть»

Текущий, УО

Вопросы с. 235

Учебник

29.12

34

Горькие разочарования пророков (М.Ю.Лермонтов « Пророк»)

1

Комбинированный урок

Знать: анализ стихотворения «Пророк».

Уметь: сопоставлять стихотворения М.Ю.Лермонтова с одноименным стихотворением А.С.Пушкина

Сопоставление стихотворения М.Ю.Лермонтова с одноименным стихотворением А.С.Пушкина

Текущий

Наизусть с. 237

Учебник, тетрадь

11.01

35

Разочарованные странники (С.Д.Довлатов «Наши»; А.Е.Евтушенко «Итальянские слезы»

1

Комбинированный урок

Знать: содержание глав из повести С.Д.Довлатова , определение общего мотива со стихотворением А.Е.Евтушенко

Работа с текстами, ответы на вопросы

Текущий, чтение наизусть

Вопросы с. 252

Тетрадь, доска

14.01

36

Что такое любовь к родине?(А.Е.Евтушенко « Идут белые снеги», А.А.Блок «Русь моя, жизнь моя…»

1

Комбинированный урок

Знать: сопоставительный анализ стихотворений

Анализ стихотворений, конспектирование

Текущий, УО

Наизусть с.255

Презентация

19.01

37

«Нет, не забыть тебя сердцу вовек…» (С.А.Есенин « Шаганэ ты моя, Шаганэ..»; О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слез….»;А.А.Ахматова «Мне голос был…»

1

Комбинированный урок

Уметь: определять внутреннюю связь стихотворений, объединенных темой родины

Анализ стихотворений, конспектирован

Текущий, чтение наизусть

Вопросы с. 258

Презентация, учебник

21.01

38

«Когда я вернусь» (А.А.Галич «Когда я вернусь», Ю Бондарев «Выбор»)

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять отношения лирического героя и героев повести Ю. Бондарева к покинутой родине

Конспектирование, работа по вопросам.

Текущий

Вопросы с. 275

Учебник, доска

26.01

39

«Если скажут слово «Родина»…» Подготовка к написанию сочинения №4.

1

Урок развития речи

Уметь: работать с текстом, анализировать, подбирать материал для сочинения

Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения

Сочинение №4

Дописать сочинение

Учебник, доска

28.01

40

Русские поэты о Доне.

1

Комбинированный урок

Уметь: определять внутреннюю связь стихотворений, объединенных темой родины

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Текущий

Наизусть любое стих-е о Доне

Презентация

2.02

41

Роль переживаний, разочарований и ностальгии в произведениях художественной литературы. Контрольная работа №2

1

Урок контроля знаний

Уметь: применять свои знания на практике.

Работа с текстом к/р на с. 69-71

Контрольная работа №2

Повторить основные определения

Текст к/р

4.02

Раздел №4. «Человек действующий»

(28 часов)

42

Храните гордое терпенье…»(А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд…»

1

Комбинированный урок

Знать: особенности свободолюбивой лирикой А.С.Пушкина

Знакомство со свободолюбивой лирикой А.С.Пушкина

Текущий, чтение наизусть

Наизусть с.15

Презентация

9.02

43

Романтизм как литературное направление начала 19 века

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности романтизма как направления в искусстве

Знакомство с романтизмом как направлением в искусстве, текстуальное изучение поэмы

Текущий, чтение наизусть

Вопросы с. 27

Презентация

11.02

44

Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы.

1

Комбинированный урок

Знать: роль эпиграфа в поэме, особенности сюжета и фабулы.

Различные виды чтения, работа по вопросам.

Текущий, УО

Р.Т. с.44-45

Презентация, учебник

16.02

45

Художественная идея и средства ее выражения в поэме.

1

Комбинированный урок

Знать: роль вступления и лирического монолога героя в поэме.

Работа по тетради, выразительное и выборочное чтение.

Текущий

Наизусть любой отрывок

Учебник, тетрадь

18.02

46

Проблематика и основные мотивы в поэме «Песня…»

1

Комбинированный урок

Знать: понятие лирического сюжета и композиции.

Уметь: разграничивать вымысел и историческую правду

Текстуальное изучение поэмы с опорой на знания учащихся истории родины

Текущий, чтение наизусть

Вопросы с. 40

Учебник, иллюстрации

25.02

47

Центральные персонажи повести художественные приемы их создания.

1

Комбинированный урок

Знать: особенности стилизации как литературного приема.

Уметь: анализировать и обобщать.

Выявление мотивов поступков Кирибеевича

Текущий, УО

Р.Т.с.48-50

Презентация, доска, учебник

1.03

48

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»

1

Комбинированный урок

Знать: понятие градации.

Уметь: находить в тексте фольклорные элементы и определять их значение.

Работа с текстом, работа по тетради

Текущий, самостоятельная работа

Р.Т. с.51-52

Учебник, тетрадь

3.03

49

Кавказ в жизни и творчестве М.Лермонтова

1

Комбинированный урок

Знать: отношение Лермонтова к Кавказу и Дону.

Конспектирование

Текущий

Наизусть стих-е

Презентация

10.03

50

Э.Хемингуэй. Жизненный и творческий путь.

1

Урок изучения нового материала

Знать: жизнь и творчество писателя.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Текущий, чтение наизусть

Читать с. 40-57

Презентация, учебник

15.03

51

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э.Хемингуэй «Старик и море»)

1

Комбинированный урок

Знать: философию и миропонимание автора путем анализа повести

Различные виды чтения, работа с текстом и рабочей тетрадью

Текущий, самостоятельная работа

Вопросы с. 57

Учебник, тетрадь

17.03

52

Противоречивый путь самосоздания (Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

1

Комбинированный урок

Знать: значение слова «самосоздание».

Уметь: анализировать, обобщать.

Анализ стихотворения

Текущий

Наизусть с. 59

Учебник, тетрадь

29.03

53

«…Если потуже затянуться ремнем» (Б.Л.Васильев «Завтра была война»)

1

Комбинированный урок

Знать: облик эпохи, изображенной писателем, смысл названия повести, цель автора

Чтение произведения, работа с текстом

Текущий, чтение наизусть

Вопросы №1-7, с. 81

Учебник, тетрадь

31.03

54

В/ч. «Как будто в мире страшное затменье»(В.Шекспир « Отелло»)

1

Комбинированный урок

Знать: что такое затмение человеческого разума и каковы могут быть его последствия

Анализ фрагмента из трагедии «Отелло», который поможет понять, что такое затмение человеческого разума и каковы могут быть его последствия

Текущий

Вопросы с.99

Учебник, тетрадь

5.04

55

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворение «К Чаадаеву».

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать стихотворный текст.

Работа с текстом

Текущий

Наизусть с. 81, вопрос №8, с. 82

Презентация, учебник

7.04

56

Жанровое многообразие литературы о гражданской войне на Дону.

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности гражданской войны на Дону.

Написание лекции

Текущий, чтение наизусть

Учить лекцию

Доска, тетрадь

12.04

57

«Донские рассказы» М.Шолохова: трагизм и поэзия гражданской войны.

1

Комбинированный урок

Знать: особенности рассказов, их ключевые темы

Работа в тетради, конспектирование

Текущий, УО

Учить лекцию

Текст произведения

14.04

58

Основная идея и композиция рассказа «Родинка».

1

Комбинированный урок

Знать: композицию рассказа.

Уметь: выделять ее особенности.

Работа по вопросам, выборочное чтение

Текущий

Вопросы с. 107

Учебник, тетрадь

19.04

59

Центральные персонажи рассказа. Роль пейзажа.

1

Комбинированный урок

Знать: характеристику Николки и его отца.

Уметь: определять роль пейзажа в рассказе.

Работа с текстом, работа по тетради

Текущий

Р.Т. с. 59-61

Учебник, тетрадь

21.04

60

«…И душу мою наполнило чувство святое» (Н.А.Некрасов «Русские женщины»)

1

Комбинированный урок

Знать: определение «поэма» и ее особенности

Чтение поэмы

Текущий, самостоятельная работа

Дочитать поэму

Презентация, учебник

26.04

61

Судьба русской женщины, любовь и чувство долга.

1

Комбинированный урок

Уметь: составлять цитатный план, характеризовать героев.

Работа по тетради, выборочное чтение

Текущий

Р.Т. с. 62-64

Тетрадь

28.04

62

Смысл названия поэмы.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать стихотворный текст.

Аналитическая беседа

Текущий самостоятельная работа

Наизусть отрывок из поэмы

Учебник, тетрадь, доска, презентация

5.05

63

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело гибнет за правое дело» (К.Ф.Рылеев « Иван Сусанин»)

1

Комбинированный урок

Знать: особенности отражения в литературе национального героического русского характера

Анализ стихотворения.

Текущий, чтение наизусть

Вопросы с. 162

Тетрадь

10.05

64

«Маленький человек, когда он хочет работать, -непобедимая сила!» (М.Горький « Сказки об Италии»)

1

Комбинированный урок

Знать: определение сказки; жизненную философию героев.

Работа с текстом, выборочное чтение

Текущий

Р.Т. с.65-66

Презентация, учебник

12.05

65

«Маленький человек, когда он хочет работать, -непобедимая сила!» (М.Горький « Сказки об Италии»)

1

Комбинированный урок

Уметь: обобщать и делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Работа по тетради

Текущий

Р.Т. с. 67-68

Тетрадь, доска, учебник

17.05

66

Кто из сквозных героев учебника - Пессимист или Оптимист - одержал победу в споре о человеке. Подготовка к написанию сочинения №5

1

Урок развития речи

Уметь: обобщать и делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения

Сочинение №5

Дописать сочинение

Подготовиться к к/р

19.05

67

Человек действующий. Контрольная работа №3

1

Урок контроля знаний

Уметь: применять на практике полученные знания.

Работа с текстом к/р

Контрольная работа №3

Подготовить сообщение об одном из поэтов казачьего зарубежья.

Текст к/р

24.05

68-69

Поэты казачьего зарубежья.

2

Комбинированный урок

Знать поэтов казачьего зарубежья.

Уметь: анализировать стихотворения.

Конспектирование, анализ стихотворений

Текущий



Текущий, чтение наизусть



Наизусть одно из стихотворений

Список литературы на лето

Презентация, тексты стихов, портреты поэтов

26.05



31.05





7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Технические средства:

1.Мультемидийный компьютер.

2.Мультимедиапроектор.

3.Экран навесной.

4.DVD-плеер.

5.Телевизор.

Печатные пособия .

1. таблица «Жанровые системы \ Стилистические фигуры»

2. таблица «Изобразительные выразительные средства языка. Тропы. Сравнения. Синекдоха \ Тропы: метафора.

CD-ROM.

1. Русская литература от Нестора до Маяковского.

2. Русская поэзия 17-20 веков.

3. Русская драматургия.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка/Л.Ю. Алиева, Т.В. Торкунова - М.: Айрис-Пресс, 2013.

  2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе. Г.И. Беленький - М.: Просвещение, 1990г. Библиотека учителя русского языка и литературы.

  3. Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский: книга для учителя/ С.В. Белов - М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2013.

  4. Войтушенко В.Д. Н.А. Некрасов - редактор Л.Н. Толстого/ В.Д. Войтушенко// Методика преподавания русского языка и литературы// под редакцией М.И. Бойко. Киев, 1972г.- С.88-95.

  5. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (в помощь старшеклассникам и абитуриентам) В.А. Воропаев - М.: Московский университет, 2002.

  6. Есин А.Б. Русская литература XIX века: задачи, тесты, полезные игры (А.Б Есин - М.: Флинта, 2010.

  7. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: пособие для учителя/ И.Е. Каплан - М.: Просвещение, 1964.

  8. Крайванова А.Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе. А.Р. Крайванова «Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: межвуз, сб. науч. тр.» под редакцией И.В. Володиной - Вологда, 1984 - С. 40-46.

  9. Ленина Л.И. Поэзия. К.Н. Батюшкова/ Л.И. Ленина//Классика и современность. Материалы в помощь учителю литературы: межвуз. сб. науч. тр. - Архангельск, 1999 - С. 14.23.

  10. Меркин Г.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г.С. Меркин, Т.М. Зыбина, Н.А. Максимчук, О.С. Рябикова - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

  11. Михайлова И.М. Литература. Тесты. 9-11 классы: учебно-методическое пособие для учителя. И.М. Михайлова - М.: Дрофа, 2012.

  12. Произведения М.Ю. Лермонтова в школе: методическое пособие / В.Я. Коровина - М.: Классик Стиль, 2002 - 320с. Книжная полка учителя.

  13. Самойленко Г.В. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: пособие для учителя / Г.В. Самойленко (и др.) - Киев: Радяньска школа, 1988.

  14. Теплинский М.В. Изучение творчества А.П. Чехова в школе: пособие для учителя / М.В. Теплинский - Киев: Радяньска школа, 1985.

  15. Тургенев в школе: пособие для учителя / сост. Т.Ф. Курдюмова - М.: Просвещение, 2012.

  16. Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста / Н.А. Шапиро. - М.: Издательство МЦНМО, 2008г.

  17. Шпека И.А. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах: из опыта работы / И.А. Шпека - М.: Чистые пруды, 2007 - 32с. (Библиотечка «Первого сентября, серия «Литература», выпуск 4 (16)).

Дополнительная литература для учащихся:

  1. А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь (сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин; под редакцией В.И. Коровина) М.: Просвещение, 1999.

  2. Азбукин В.Н. Русская литература XIX века: хрестоматия литературных материалов: книга для учителя (В.Н. Азбукин, В.Н. Коновалов). М.: Просвещение, 1984г.

  3. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам / Т.В. Алексеева - СПб.: Паритет, 2004г.

  4. Блинова С.Г. Пушкин и его время / С.Г. Блинова, В.М. Мельникова, М.Д. Филина - М.: ТЕРРА, 1997г.

  5. Диденко С.А. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе: сочинение. Изложение с элементами сочинения, ЕГЭ: пособие для подготовки и выпускному и вступительному экзамену / С.А. Диденко, Л.В. Диденко - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

  6. Лион П.Э. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы / П.Э. Лион, Н.М. Лохова - М.: Дрофа, 2002.

  7. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях / главный редактор С.И. Самсонов - М.: Либерея, 1998.

  8. Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1998.

  9. Русская литература: популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. М.: Дрофа-Плюс, 2007.

  10. Русские писатели. XIX век. Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А.Н. Анрхангельский, Э.Л. Безносов, В.А. Воропаев. - М.: Дрофа, 2000.

  11. Русские писатели. XX век. Биографии: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / автор В.В. Агеносов, П.В. Басинский, Л.В. Ершова. - М.: Дрофа, 2009.

  12. Русские писатели. Библиографический словарь в 2 частях / редактор-составитель П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  13. Сдаем ЕГЭ. Литература / автор-составитель С.А. Зинин, Э.А. Красновский, Л.Н. Гороховская, - М.: Дрофа, 2010.

  14. Энциклопедический словарь юного литературоведа / составил В.И. Новиков, Г.А. Шкловский. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.

  15. Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / ред. коллегия: М. Аксенова, А. Голосовская, М. Шинкарук. - М.: Мир энциклопедий Аванта+. Астрель, 2010.

  16. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, С. Путилов. - М.: Мир энциклопедий Аванта+. Астрель, 2008.

  17. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Ч.2. XIX и XX века / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Н. Шапиро, А. Элиович. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература.

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» - Режим доступа: lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - Режим доступа: litera.edu.ru

BiblioГид - книги и дети: проект Российской Государственной детской библиотеки - Режим доступа: bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы - Режим доступа: kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев - Режим доступа: likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской - Режим доступа: skolakras.narod.ru

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО - Режим доступа: ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы - Режим доступа: metlit.nm.ru

Русская виртуальная библиотека - Режим доступа: rvb.ru

Стихия: классическая русская/советская поэзия - Режим доступа: litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - Режим доступа: feb-web.ru

Писатели и литературные произведения.

Белинский Виссарион Григорьевич - Режим доступа: belinskiy.net.ru

Гоголь Николай Васильевич - Режим доступа: nikolaygogol.org.ru

Добролюбов Николай Александрович - Режим доступа: dobrolyubov.net.ru

Достоевский Федор Михайлович - Режим доступа: dostoevskiy.net.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич - Режим доступа: lermontow.org.ru

Некрасов Николай Алексеевич - Режим доступа: nekrasow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич - Режим доступа: aleksandrpushkin.net.ru

Тургенев Иван Сергеевич - Режим доступа: turgenev.ogr.ru

8. Результаты освоения учебного предмета «Литература» и система их оценки.

В результате освоения учебного предмета «Литература», 8класс, учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- давать характеристику героев;

- определять род и жанр литературного произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения;

- владеть различными видами пересказа;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Формы и средства контроля.

В ходе изучения литературы предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме сочинений и контрольный работ.

Проводятся тестовые и самостоятельные работы, которые занимают 20-25 минут урока.

Система оценки планируемых результатов изучения предмета.

Критерии оценивания устного ответа.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных или

5 орфографических и 9 пунктуационных или

9 пунктуационных или 8 орфографических и 5 пунктуационных,

а также 7 грамматических ошибок.

Критерии оценивания тестовых и самостоятельных работ.

0-49 % - «2»

50-69% - «3»

70-89 % - «4»

90-100 % - «5»

Рассмотрена:

ШМО учителей

Гуманитарного цикла

Протокол №_________

от________

Рассмотрена и

согласована:

на заседании МС

МБОУ Васильево-Шамшевской

СОШ№8

Протокол №______

от______________

Рассмотрена и

рекомендована

к утверждению

Педсоветом

Протокол №___________

от__________________

Согласованно:

Заместитель директора по УВР

_______________ Петрова И.В.

13


© 2010-2022