Рабочая программа по русскому языку, 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. А.П. Бирюкова


«Согласовано»

Руководитель МО

Лошкова Л.Н..

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ Ворошнина С.В.

«__»________________200___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ Еремеева Н.Н..

Приказ № ___ от «__»_______________200___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Захаровой Л.И.,

высшей квалификационной категории

по русскому языку в 7 классе





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»______________200_ г.









2009-2010 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ с. 1-Березовка. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе - 140 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление.

1



Повторение пройденного в 5-6 классах.

10

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

119

6

22

Причастие.

35

1

6

Деепричастие.

10

1

2

Наречие.

26

1

6

Категория состояния.

3



Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

1

9




2

Союз.

13

1

2

Частица.

22

1

4

Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах.

12

1

2

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (8 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)

Причастие (29 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (8 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (20 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (7 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (11 ч + 2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (18 ч + 4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.

Диафильм.

Знаменательные (самостоятельные) части речи.

Диапозитивы.

К урокам русского языка в VII классе.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.

К УРОКАМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Диафильмы.

К урокам развития связной речи в VII классе (материалы для работы над рассказом).

Жизнь деда Каширина (материалы для работы над выборочным из­ложением).

Диафильм со звуковым сопровождением.

Мнения разделились (для работы над рассуждением дискуссионного характера).

Диапозитивы. К урокам развития связной речи в VII классе. Материалы для работы над описанием действия в VII классе.

Кинофильмы.

Сочинение по данному сюжету.

Портрет.

Барская усадьба.

Грампластинки.

Звуковое пособие по русскому языку для VII класса.



Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Первая четверть

1

Русский зык как развивающееся явление.

1

Русский язык - основное средство общения в национальном коллективе

Понимать социальную сущность языка.

Анализ текстов, выявление главного и существенного

С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем).

Повторение изученного в 5-6 классах (8+2)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор.

Знать, чем отличаются:

- словосочетания от предложений,

- простые предложения от сложных,

- главные члены предложения от второстепенных.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам

Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Уметь расставлять
знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях;
выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять
схемы именных, глагольных и на-речных словосочетаний и конструи­ровать словосочетания по предло­женным схемам, определять син­таксическую роль всех самостоя­тельных частей речи, различать и конструировать сложные предложе­ния, соблюдать правильную ин­тонацию в речи, объяснять пунктуа­цию предложений изученных конст­рукций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила

Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова)

4

Лексика фразеология.

1

Лексический со­став языка. Лек­сические нормы

Знать определения. Уметь разъяс­нять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться сло­варями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблю­дать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, исполь­зовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ ху­дожественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении

Сочинение-миниатюра. Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем

Упр. 14 (списать, рас­ставить знаки препи­нания, подобрать си­нонимы, объяснить лексическое значе­ние). Из художествен­ных произведений привести примеры употребления диа­лектных, профессио­нальных, устаревших слов, жаргонизмов

5

Фонетика и орфография.

1

Звуки речи. Оцен­ка собственной и чужой речи с точ­ки зрения орфо­эпических норм

Уметь соблюдать произноситель­ные нормы, проводить фонетиче­ский и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим сло­варем, обнаруживать орфоэпиче­ские ошибки в звучащей речи

Фонетический разбор, тест, редактирова­ние звучащей речи

Упр. 18 (списать, рас­ставить знаки препина­ния, выполнить фоне­тический раз бор, найти слова в переносном значении). Упр. 21 (оп­ределить ситуацию использования текста, пересказать его сжато)

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1

Морфемы. Спосо­бы образования слов. Правописание морфем

Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение сло­ва, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразо­вательный анализ и морфемные мо­дели слов, определять способы об­разования слов разных частей речи, анализировать словообразователь­ные гнезда на основе словообразо­вательного словаря и с помощью школьного этимологического слова­ря, комментировать изменения в морфемной структуре слова

Работа с пер­фокартами, объяснитель­ный диктант, диктант «Про­верь себя»

Упр. 26 (списать, обо­значить орфограммы в корне, выполнить синтаксический раз­бор). С.14,вопросы. Упр. 30 (сгруппиро­вать слова по видам орфограмм). Индивидуальное за­дание: упр. 28 (соста­вить план доклада о М. В. Ломоносове)

7

Морфология и орфография морфологический разбор слов.

1

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, мор­фологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение ос­новных морфоло­гических норм рус­ского языка

Знать общую характеристику само­стоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные мор­фологические признаки, уметь вы­полнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведе­ния синтаксического анализа пред­ложения

Работа по карточкам, предупреди­тельный дик­тант

Упр. 34 (сгруппиро­вать слова по видам орфограмм, выпол­нить морфологиче­ский разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языко­вые средства, спи­сать)

8

Орфогра­фия

1

Правописание окончаний, суф­фиксов существи­тельных, прилага­тельных, глаголов, правописание кор­ней, правописание наречий

Владеть правильным способом при­менения изученных орфографиче­ских правил, учитывать значение, морфемное строение и граммати­ческую характеристику слова при выборе правильного написания, ар­гументировать тезис о системном характере русской орфографии

Комплексный анализ тек­ста, преду­предитель­ный диктант, творческое и осложненное списывание

Составить словарный диктант «Мои ошибки»

9

Р/р. Текст. Стили русского литературного языка.

1

Текст. Средства связи предложе­ний в тексте. Сти­левые черты

Знать признаки текста; уметь опре­делять стиль текста, аргументиро­вать свою точку зрения

Работа с тек­стом: указать признаки тек­ста, сформу­лировать и записать тему, основную мысль, опре­делить стиль, средства связи предложений в тексте, соста­вить план

Упр. 45 (озаглавить текст, указать средст­ва связи, разделить на абзацы, списать)

10

Контрольный диктант.

1

Правописание частей речи. Чле­ны предложения. Знаки препинания

Уметь записывать текст, восприня­тый на слух, в соответствии с ор­фографическими и пунктуационными нормами, выполнять все ви­ды разбора

Диктант с грамматиче­ским заданием

С. 20

11

Анализ контрольного диктанта.

1



Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (29+6)

12

Повторение изученного о глаголе.

2

Морфологические признаки глагола. Правописание безударных лич­ных окончаний глагола

Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять морфо­логический разбор; определять спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях, аргументировать выбор

Выборочный диктант, из­ложение-миниатюра

Упр. 43 (графически объяснить написание окончаний глаголов)

13

14

Причастие как часть речи

2

Вопрос о причас­тии в системе час­тей речи. Причас­тие, его грамма­тические призна­ки. Признаки гла­гола и прилага­тельного в при­частии. Синтакси­ческая роль

Вопрос о причас­тии в системе час­тей речи. Причас­тие, его грамма­тические призна­ки. Признаки гла­гола и прилага­тельного в при­частии. Синтакси­ческая роль

Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилага­тельного, определять синтаксиче­скую роль; правильно употреблять в речи

Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилага­тельного, определять синтаксиче­скую роль; правильно употреблять в речи

Подбор суще­ствительных к прилагатель­ным и при­частиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи

Подбор суще­ствительных к прилагатель­ным и при­частиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи

§ 9. Упр. 56 Упр. 57

15

16

Склонение причастий.

2

Склонение полных причастий и пра­вописание глас­ных в падежных окончаниях при­частий

Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбо­ра гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объ­яснять орфограмму

Осложнённое списывание

§11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учеб­никах физики, исто­рии, географии пред­ложения, в которых употреблены причас­тия, записать их

17

18

Р/р. Контрольное сочинение.

2


19

20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

Причастный обо­рот, выделение запятыми прича­стного оборота

Знать определение причастного обо­рота и понятие одиночного причас­тия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавли­вать связь причастия с оп­ределяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запя­тыми; согласовывать причастия с оп­ределяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом

Объясни­тельный, рас­пределитель­ный диктанты

§12.

Упр. 70 (выписать предложения с прича­стными оборотами, расставить знаки пре­пинания). Подгото­вить связный рассказ о роли причастия в словосочетании

21

Р/р. Описание внешности человека.

1

Описание внеш­ности человека: структура текста, языковые особен­ности («портрет­ные» слова)

Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, по­нятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь опре­делять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенно­сти, использовать в своем тексте -прилагательные и причастия, сло­восочетания со значением качест­венного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синонимы, описатель­ные обороты и др.

Наблюдение над фрагмен­тами художе­ственных про­изведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радо­сти, огорче­ния, за инте­ресным заня­тием и др.

Сочинение-описание «Литературный порт­рет друга»

22

23

Действительные и страдательные причастия.

2

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления

Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупре­ждать ошибки в употреблении при­частий, правильно ставить знаки препинания

Распредели­тельный дик­тант

§ 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания)

24

Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Образование дей­ствительных при­частий настояще­го времени. Пра­вописание глас­ных в суффиксах действительных причастий на­стоящего времени

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить

Работа по карточкам. Тест. Соста­вить словосо­четания с при­частиями, ко­торые можно использовать при описании внешности человека

§16.

Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, рас­ставить знаки препи­нания, подобрать си­нонимы к причастиям

25

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Образование дей­ствительных при­частий прошед­шего времени. Орфоэпические нормы

Знать способы образования дейст­вительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, кон­струировать предложения с прича­стным оборотом, соблюдать орфо­эпические нормы при произноше­нии, проверять себя по словарю

Творческое списывание

§17. Упр. 99 (заме­нить глаголы действи­тельными причастия­ми, составить пред­ложения с причаст­ными оборотами). Стр. 26-44, выучить словарные слова; ин­дивидуальное зада­ние: упр. 100 (прочи­тать, составить во­просный план текста, найти в тексте при­частия, ключевые слова текста)

26

Страдательные причастия настоящего времени.

1

Образование страдательных причастий настоя­щего времени. Правописание гласных в суффик­сах страдательных причастий настоя­щего времени. Синтаксическая синонимия

Знать способы образования страда­тельных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор глас­ной в окончаниях глаголов и суф­фиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, са­мостоятельно делать выводы; со­гласовывать причастие с опреде­ляемым словом; заменять сложное предложение простым с причаст­ным оборотом

Объясни­тельный диктант, допол­нить таблицу «Суффиксы причастия»

§ 18. Упр. 101

27

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Образование стра­дательных причас­тий настоящего времени. Правопи­сание гласных в суффиксах страда­тельных причастий настоящего вре­мени. Синтаксиче­ская синонимия

Уметь определять спряжение глаго­ла, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопос­тавлять, анализировать, самостоя­тельно делать выводы; согласовы­вать причастие с определяемым словом; заменять сложное предло­жение простым с причастным обо­ротом

Работа по карточкам. Свободный диктант. Ре­дактирование текста

§18. Упр.104

(заменить сложное предложение простым с причастным оборо­том, расставить знаки препинания, опреде­лить разряд причас­тий, подчеркнуть при­частные обороты как члены предложения)

28

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Образование страдательных причастий про­шедшего времени

Знать способы образования причас­тий.

Уметь выбирать правильное на­писание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях про­шедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий

Словарный, распредели­тельный диктанты

§19. Упр. 108 (обра­зуйте причастия, со­ставьте предложения с однородными чле­нами)

29

Краткие страдательные причастия.

1

Краткие страда­тельные причас­тия, их синтакси­ческая роль в предложении

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких при­частий и прилагательных. Уметь об­разовывать краткую форму, упот­реблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких стра­дательных причастиях, выразитель­но читать текст, определять его стиль

Тест.

Выборочный . диктант

§15.

Упр. 89 (подчеркнуть причастия и причаст­ные обороты как чле­ны предложения)

30

31

Р/р. Выборочное изложение.

2

Выборочное из­ложение повест­вовательного тек­ста с элементами описания внешно­сти человека

Адекватно понимать содержание художественного текста, восприни­мать его на слух, выделять основ­ную и дополнительную информа­цию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохра­нять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности

Выборочное изложение

§ 9-19, повторить

32

Морфологический разбор причастия.

1

Общее значение причастия, мор­фологические признаки, синтак­сическая роль

Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выпол­нять морфологический разбор, опо­знавать причастия в тексте, упот­реблять в речи

Комплексный анализ текста

§23. Упр. 131

(разобрать причастия как часть речи)

Вторая четверть

33

Диктант с грамматическим заданием.

1


34

35

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

Слитное и раз­дельное написа­ние НЕ с причас­тиями

Знать условия слитного и раздель­ного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозна­чать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы

Составление таблицы «НЕ с причастием»

§24. Упр. 136 (оза­главить, определить стиль, основную мысль, разделить на абзацы, списать, обо­значить орфограммы, подготовить связный ответ по таблице

36

37

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

2

Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола

Знать способы разграничения стра­дательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образо­ванных от глаголов. Уметь обосно­вывать выбор Н или НН в суффик­сах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи

Тест. Объяс­нительный диктант

§21.

Упр. 118 (обозначить условия выбора ор­фограммы)

38

Н и НН в кратких причастиях.

1

Н и НН в суффик­сах кратких стра­дательных при-частияй и кратких отглагольных прилагательных

Уметь различать краткие страда­тельные причастия и краткие прила­гательные, понимать различие в написании причастий и прилага­тельных, определять синтаксиче­скую роль, конструировать предло­жения, употребляя причастия в речи

Комментиро­ванное пись­мо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные при­частия и при­лагательные?

§22. Упр. 124 (при спи­сывании заменить не­определенную форму глагола полными или краткими страдатель­ными причастиями, графически объяснить орфограмму). Индиви­дуальное задание: на­писать продолжение текста в публицис­тическом стиле

39

Гласная перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

1

Правописание гласных в суффик­сах страдательных причастий и прила­гательных, образо­ванных от глаголов

Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструиро­вать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные

Диктант «Про­верь себя»

§20. Упр. 112 (клас­сифицировать слова, составить словосоче­тания и предложения с причастиями)

40

41

Р/р. Сочинение «Мой знакомый»

2

Описание внеш­ности человека по фотографии

Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые осо­бенности текста-описания внешно­сти человека. Уметь самостоятель­но описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи

Сочинение

§21-24, повторить

42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Правописание гласных в суффик­сах страдательных причастий

Знать условия выбора Е, Ё в суф­фиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о пра­вописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; пра­вильно ставить ударение, сопостав­лять с другими случаями правописа­ния О-Е-Ё после шипящих

Контрольный словарный диктант. Вы­борочный диктант

§25. Упр. 142 (классифи­цировать слова по орфограммам). Под­готовиться к семинару

43

44

Повторение изученного о причастии.

2

Значение, морфо­логические при­знаки, синтаксиче­ская роль полных и кратких причас­тий. Правописа­ние причастий

Уметь находить причастие, опреде­лять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с при­частием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, инто­национно правильно читать предло­жения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом

Работа с тек­стами разных стилей и жан­ров

Упр. 158 (привести примеры предложе­ний с причастными оборотами из произ­ведений А. С. Пуш­кина). Проанализиро­вать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требова­ния к языку прозы

45

Контрольный диктант.

1

Многоаспектный анализ текста

Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, ти­пологический, языковой анализ от­дельных элементов, анализ правопи­сания отдельных слов и пунктуации

Комплексный анализ текста

Повторить изученные орфограммы и сло­варные слова

46

Анализ контрольного диктанта

1

Классификация и исправление до­пущенных ошибок

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или гра­фическое комментирование, приво­дить примеры

Работа над ошибками

Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 (прочитать, сформулировать ос­новную мысль текста)

Деепричастие (8+2)

47

Понятие о деепричастии

1

Вопрос о деепри­частии в системе частей речи. Гла­гольные и нареч­ные признаки дее­причастия, син­таксическая и тек-стообразующая роль дееприча­стий

Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь раз­граничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении дееприча­стий, выделять в речи дееприча­стия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструи­ровать предложения с дееприча­стиями для обозначения добавочно­го значения

Объясни­тельный дик­тант

§26.Упр. 161 (исправить ошибки в употребле­нии деепричастий)

48

49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

Деепричастный оборот; знаки пре­пинания при дее­причастном обо­роте. Выделение одиночного дее­причастия запя­тыми

Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же ли­цом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить дее­причастный оборот, выделять его за­пятыми; правильно строить предло­жения по заданным моделям

Комментиро­ванный диктант

§27.Упр. 166 (заменить глаголы дееприча­стиями, причастиями, расставить знаки пре­пинания). Найти в по­вести Н. В. Гоголя предложения с дее­причастными оборо­тами, сделать вывод о функциях дееприча­стия в речи

50

51

P.p. Опи­сание дей­ствий как вид текста

2

Описание дейст­вий как вид тек­ста: структура, языковые особен­ности

Знать структуру, языковые особен­ности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Упр. 240, написать сочинение о труде (заметку, интервью, репортаж) для стенга­зеты в рубрику «Учимся работать»

52

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

Деепричастия со­вершенного и не­совершенного ви­да и их образова­ние

Знать способы образования дее­причастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; упот­реблять в речи, соблюдая орфоэпи­ческие, грамматические нормы, без­ошибочно писать суффиксы дее­причастий

Диктант «Про­верь себя»

§29.

Упр. 175, списать, за­менить глаголы дее­причастиями несо­вершенного вида. По упр. 175 составить текст

53

НЕ с деепричастиями.

1

НЕ с дееприча­стиями

Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновы­вать выбор написания НЕ с деепри­частиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, со­ставлять связный рассказ на грам­матическую тему

Работа по карточкам

§28. Упр. 173

(списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связ­ный рассказ о деепри­частии

54

Морфологический разбор деепричастия

1

Способы образо­вания дееприча­стий. Правописа­ние НЕ с деепри­частиями. Знаки препинания при деепричастном обороте

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структур­но-семантического и грамматиче­ского анализа слов, отличать дее­причастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффик­сы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастч ным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

Редактирова­ние текста, осложнённое списывание

Сочинение-миниатюра «Зимние забавы» с использо­ванием деепричастий

55

Повторение по теме «Деепричастие»

1


56

Контрольный диктант.

1

Способы образо­вания дееприча­стий. Правописа­ние НЕ с деепри­частиями. Знаки препинания при деепричастном обороте

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структур­но-семантического и грамматиче­ского анализа слов, отличать дее­причастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффик­сы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричаст­ным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

Тест

§ 26-31, повторить

57

Анализ контрольного диктанта



Наречие (20+6)

58

Наречие как часть речи.

1

Наречие как само­стоятельная неизме­няемая часть речи: значение, морфоло­гические признаки, синтаксическая роль

Знать морфологические при­знаки наречия, понимать зна­чение и определять синтакси­ческую роль в предложении, распознавать наречие на ос­нове общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов

Выписать слово­сочетания гла­голов с наре­чиями, проана­лизировать их структуру, опре­делить, чем на­речие отличает­ся от других час­тей речи. Работа с текстом

Списать, подчерк­нуть наречия как члены предложе­ния, подобрать к ним синонимы, со­ставить предложе­ния, используя на­речия-синонимы в качестве однород­ных членов

59,

60

Смысловые группы наречий.

2

Разряды наречий по значению. Употреб­ление наречий

Знать разряды наречий по зна­чению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точ­ного выражения мысли

Составить таб­лицу, распреде­лить наречия по группам в зави­симости от зна­чения

Составить связ­ный рассказ о группах наречий по значению

61,

62

P.p.

Сочинение-описание действий (на основе на­блюдений)

2

Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)

Уметь создавать текст описа­ния действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы

Поэтапное соз­дание текста. Соблюдение требований к созданию текста

Сочинение

Третья четверть

63

64

Степени сравнения наречий

2

Образование степе­ней сравнения наре­чий

Знать способы образования степеней сравнения (сравни­тельной, превосходной), кри­терии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней при­лагательных и наречий, приемы распознавания морфологиче­ских омонимов; уметь образо­вывать степени сравнения на­речий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смы­словых оттенков

Рассказать по плану о степе­нях сравнения наречия, подоб­рать к глаголам различные на­речия, образо­вать степени сравнения

Разделить текст на абзацы, записать один из них, по­ставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. Найти в словаре наречия, от кото­рых можно образо­вать формы степе­ней сравнения

65

Морфологический разбор наречия.

1

Морфологические признаки наречия. Разграничение наре­чий и других частей речи

Уметь определять грамматиче­ские признаки наречия, разгра­ничивать их, объяснять значе­ния грамматических омонимов

Распредели­тельный дик­тант. Устный ответ: что обще­го у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?

Заменить фра­зеологизмы наре­чиями, разобрать их как части речи

66,

67

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

2

Слитное и раздельное написание НЕ с наре­чиями на О-Е

Знать морфологическое прави­ло, способ образования наре­чия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать

Подобрать к на­речиям си­нонимы с приставкой НЕ, за­тем антонимы

Графиче­ски объяснить правописание НЕ с наречием

68

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

Правописание отри­цательных наречий

Знать условия выбора на пись­ме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать при­ставки НЕ-/НИ- в отрицатель­ных наречиях и отрицательных местоимениях

Распредели­тельный дик­тант. Ответить на вопрос: что общего в напи­сании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и ме­стоимениях?

Составить 9 сло­восочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфо­грамму

69,

70

Н и НН в наречиях на -о и -е.

2

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-

Е

Знать способ образования на­речий от прилагательных, ус­ловия выбора орфограммы, уметь разграничивать на пись­ме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать

Используя схему рассуждения, обосновать вы­бор Н и НН в суффиксах наре­чий. Комменти­рованное письмо

Образовать от прилагательных наречия, графи­чески обозначить орфограмму

71,

72

Р/р. Сочинение-описание.

2

Сочинение - описа­ние книги. Собирание и систематизация ра­бочего материала

Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочине­ния, выбирать тип, стиль и сред­ства выразительности языка

Узнать произве­дение по иллю­страции, описать суперобложку, сформулировать вопросы к тек­сту-образцу, оза­главить и пере­сказать текст

Сочинение

73

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Буквы 0-Е после ши­пящих на конце наре­чий

Знать правило выбора и напи­сания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опо­знавать наречия с этой орфо­граммой, определять общее в написании разных частей речи с 0-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило

Распредели­тельный дик­тант. Заменить наречия сино­нимами, имею­щими после ши­пящих на конце -0/-Е

Распределить слова по группам

74

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

Буквы О-А на конце наречий с приставка­ми ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Уметь правильно писать, выде­лять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах

«Четвертое лишнее». Опре­делить роль на­речий в тексте

Из толкового сло­варя выписать по 2 слова с разными приставками, при­думать с ними предложения

75

Дефис между частями слова в наречиях

1

Дефис между частями слова в наречиях

Знать правила дефисного на­писания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструи­ровать словосочетания с наре­чием

Образовать на­речия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи

Составить связ­ный рассказ о правописании на­речий с дефисом

76,

77

Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от су­ществительных и ко­личественных числи­тельных

Уметь отличать наречия от су­ществительных, прилагатель­ные от местоимений, пользуясь алгоритмом

Предупреди­тельный дик­тант. Составить таблицу «Слит­ное и раздель­ное написание наречий»

Заполнить табли­цу своими приме­рами

78


Р/р. Выборочное изложение.

1

Выборочное изложе­ние - описание со­стояния человека или природы

Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую по­следовательность изложения, использовать языковые средст­ва связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории со­стояния для описания природы или состояния человека

Изложение

Контрольные во­просы

79

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Ь после шипящих на конце наречий

Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно пи­сать, определять синтаксиче­скую функцию предложения, различать и безошибочно пи­сать части речи с шипящей на конце

Выборочный диктант

Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими при­мерами, составить связный рассказ на основе таблицы

80

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

1

Морфологические признаки, синтаксиче­ская роль, правописа­ние наречий

Уметь распознавать наречия на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других час­тей речи, группы наречий по значению, правильно образовы­вать степени сравнения наре­чий, безошибочно писать, при­меняя изученные правила, ис­пользовать орфографический словарь для определения слит­ного и раздельного написания наречий, производить словооб­разовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблю­дать языковые нормы употреб­ления наречий, употреблять наречия для соблюдения точно­сти, информативности и выра­зительности текстов разных стилей и типов речи, использо­вать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений

Редактирование текста. Привес­ти примеры на каждый случай правописания наречий, ис­пользуя табли­цы. Распреде­лительный дик­тант

Написать сочине­ние-этюд по пер­вой строчке из ми­ниатюр М. М. -Пришвина («Опять блистательное ут­ро», «Сирень цве­тет», «Никогда не поздно посадить деревце»), употре­бить наречия

81

Контрольный диктант.

1

Правописание наре­чий. Виды разборов на основе аудируемо­го текста

Безошибочно писать аудируе­мый текст, выполнять все виды языкового разбора

Диктант с дополнительными заданиями

82

Анализ контрольного диктанта.

1


83-85

Категория состояния

3



Служебные части речи. Культура речи.

86

Самостоятельные и служебные части речи

1

Служебные части речи. Служебные слова и их отли­чия от самостоя­тельных частей речи. Основная роль служебных частей речи

Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные час­ти речи, находить их в тексте, упот­реблять в речи

Работа с тек­стом

§ 47, написать миниа­тюру «Утро в городе», подчеркнуть служеб­ные части речи

Предлог (7+2)

87

Предлог как часть речи.

1

Предлог как слу­жебная часть ре­чи. Роль предло­гов в словосоче­тании и предло­жении

Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочета­нии и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им при­ставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями

Определить роль предло­гов в предло­жении. Сгруп­пировать сло­восочетания по значению предлога

§48.

Упр. 288 (прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, соста­вить план; списать, выделить предлоги)

88

Употребление предлогов.

1

Предлоги одно­значные и много­значные. Упот­ребление предло­гов с существи­тельными, числи­тельными, место­имениями. Пред­лог перед прила­гательными, по­рядковыми числи­тельными и при­частиями

Знать об однозначных и многознач­ных предлогах; способности пред­лога в разных словосочетаниях вы­ражать разные значения; нормах употребления с различными частя­ми речи.

Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допу­щенные ошибки

Предупреди­тельный дик­тант. Редак­тирование текста

§ 49. Упр. 294 (соста­вить и записать сло­восочетания, исполь­зуя подходящие по смыслу предлоги)

89

Непроизводные и производные предлоги.

1

Непроизводные и

производные

предлоги

Знать разряды предлогов по проис­хождению, уметь отличать произ­водные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омони­мичных частей речи; правильно употреблять их в речи

Проверочная работа: заме­нить непроиз­водные пред­логи произ­водными

§ 50. Упр. 302 (испра­вить ошибки, указать их вид)

90

Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

1


Простые и со­ставные предлоги

Предлог как слу­жебная часть речи и средство связи слов в словосоче­тании и предложе­нии. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основ­ное грамматиче­ское значение предлога. Разряды предлогов по про­исхождению и со­ставу. Правописа­ние производных предлогов. Разли­чение на письме производных пред­логов и созвучных словосочетаний

Знать разряды предлогов по соста­ву, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологиче­ского разбора предлога. Уметь вы­полнять морфологический разбор

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безоши­бочно писать производные предло­ги, отличать их от созвучных слово­сочетаний, правильно употреблять в речи и на письме

Работа по карточкам. Упр. 306 (оза­главить текст, прочитать вслух, выписать словосочета­ния с предло­гами, сделать морфологи­ческий разбор предлогов)

Из словаря фразеологиз­мов выписать 4-5 устойчи­вых выраже­ний, куда вхо­дили бы про­изводные предлоги, за­писать с ними предложения, разобрать синтаксически

§51.

Упр. 304 (выписать предложные словосо­четания с зависимы­ми словами; сделать анализ текста по во­просам)

§ 47-53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием (не) смотря и производ­ным предлогом (не) смотря на

91, 92

Р/р. Контрольное изложение

2


93, 94

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Слитные и раз­дельные написа­ния предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под

Знать условия слитного, раздельно­го, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные пред­логи от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи

Осложнённое списывание. Объясни­тельный дик­тант. Соста­вить таблицу «Различайте предлоги и существи­тельные»

§ 53. Упр. 308 (выпи­сать словосочетания с производи, предло­гами, затем осталь­ные). Составить таб­лицу «Различайте написания дееприча­стий и предлогов»

Союз (11+2)

95

Союз как част речи. Простые и составные союзы.

1

Союз как служеб­ная часть речи, как средство связи однородных чле­нов предложения и частей сложного предложения. Син­таксическая роль союзов в предло­жениях. Союзы-синонимы Простые и со­ставные союзы

Знать о союзе как о служебной час­ти речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в слож­ном предложении, определять роль союзов в предложении Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препи­нания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы

Объясни­тельный дик­тант Графический диктант. Со­ставление предложений по схемам

§ 54. Упр. 315 (опре­делить тип речи, стиль текста, разде­лить на абзацы, спи­сать, определить роль союзов) § 55. Упр. 318 (списать, расставить знаки пре­пинания, определить роль союзов). Упр. 319 (составить 10 предло­жений с составными союзами)

96

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

Союзы сочини­тельные и подчи­нительные. Запя­тая перед союзами в простом и слож­ном предложении. Употребление со­чинительных и подчинительных союзов. Текстооб-разующая роль союзов

Знать разряды союзов по значению,, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничи­вать сочинительные и подчинитель­ные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препина­ния.

Закончить начатое предложение. Синтаксиче­ский разбор

§56. Упр. 323 (спи­сать, расставить про­пущенные запятые, подчеркнуть однород­ные члены и основы сложных предложе­ний, построить схемы предложений)

97, 98

Запятая перед союзами в сложном предложении.

2

Союзы сочини­тельные и подчи­нительные. За­пятая перед сою­зами в простом и сложном предло­жении. Употребле­ние сочинительных и подчинительных союзов. Текстооб-разующая роль союзов

Уметь разграничивать сочинитель­ные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчи­ненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выби­рать союз в соответствии с его зна­чением и стилистическими особен­ностями

Конструиро­вать предло­жения по схе­ме. Созда­вать текст, используя осложненное простое предложение и сложное

§ 57. Упр. 326 (соста­вить предложения по схемам)

99

Сочинительные союзы.

1

Группы сочини­тельных союзов, их назначение

Знать группы сочинительных сою­зов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями

Предупреди­тельный дик­тант

§58.

Упр. 331 (составить предложения по схе­мам, выписать из сти­хотворений А. С. Пушкина «Зим­няя дорога», «Зимний вечер» четверости­шия с повторяющи­мися союзами, опре­делить, какую роль они выполняют)

100

Подчинительные союзы.

1

Группы подчини­тельных союзов по значению

Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи пред­ложений

Конструиро­вание пред­ложений

§59.

Упр. 337 (списать, расставить знаки пре­пинания, определить значения союзов)

101

Морфологический разбор союза.

1

Морфологический разбор. Разряды союзов по строе­нию и значению

Уметь различать союзы по значе­нию и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысло­вые отношения между частями сло жных предложений передают союзы -

Комплексный анализ тек­ста. Найти ошибки в по­строении предложений, исправить их

Упр. 340, используя схемы, составить текст «Мои любимые книги», подготовить устный ответ на тему

102, 103

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2

Слитное написа­ние союзов. От­личие написания союзов зато, то­же, чтобы от ме­стоимений с пред­логами и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же

Знать правило правописания сою­зов. Уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме

Составить таблицу «От­личайте сою­зы от других частей речи»

§ 61. Упр. 345 (спи­сать, расставить зна­ки препинания, сгруп­пировать слова по видам орфограмм)

Четвертая четверть

104,

105

Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

1


106

Обобщение сведений о предлогах союзах.

1

Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предло­ги и союзы, их от­личие от простых. Слитное и раз­дельное написание предлогов. Отли­чия предлогов от существительных с предлогами. Пред­логи как средство связи слов в слово­сочетании и пред­ложении. Союз как средство связи предложений в тек­сте. Употребление предлогов и союзов

Уметь систематизировать, обоб­щать знания; рефлексировать; под­бирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безоши­бочно их писать, отличать от сме­шиваемых языковых явлений, опре­делять роль в предложении и тек­сте, употреблять с учетом их стили­стической окраски

Ответы на теоретиче­ские вопросы. Работа с тек­стом. Распре­делить союзы по группам: нейтральные, употребляе­мые в офици­ально-дело­вом стиле, в разговорном стиле

§54-61.

Упр. 355 (прочитать

миниатюру вслух, списать, расставить знаки препинания, указать предлоги и союзы)

107

Контрольный диктант.

1

Общее и отличное между предлогами и союзами. Пред­логи производные и непроизводные. Составные предло­ги и союзы, их от­личие от простых. Слитное и раз­дельное написание предлогов. Отли­чия предлогов от существительных с предлогами. Пред­логи как средство связи слов в слово­сочетании и пред­ложении. Союз как средство связи предложений в тек­сте. Употребление предлогов и союзов

Уметь систематизировать, обоб­щать знания; рефлексировать; под­бирать материал, работая с разны­ми источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безоши­бочно их писать, отличать от сме­шиваемых языковых явлений, опре­делять роль в предложении и тек­сте, употреблять с учетом их стили­стической окраски, соблюдать ор­фографические и пунктуационные нормы на письме

Диктант с грамматиче­ским задани­ем

§ 54-61, повторить

■ i

Частица (18+4)

108

Частица как часть речи.

1

Частица как слу­жебная часть ре­чи. Роль частиц в предложении

Знать особенности частицы как слу­жебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в упот­реблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании накло­нений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков

Определить значение час­тиц в тексте

§62.

Упр. 359 (переписать, расставить знаки пре­пинания, определить значение частиц). Упр. 358 (на основе данного текста соста­вить собственный, используя в тексте частицы)

109,

110

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Разряды частиц. Формообразую­щие частицы

Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообра­зующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупно­сти признаков; определять, какому слову или какой части текста при­дают смысловые оттенки

Составить связный текст «Мир и друж­ба», употре­бить глаголы в повели­тельном на­клонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения

§ 62. Сочинение-миниатюра «Если бы я был...»

111

Отрицательные частицы.

1

Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ

Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смы­словое значение частицы НЕ (отрица­тельное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи

Предупреди­тельный дик­тант. Заме­нить личные формы глаго­ла синонима ми с частицей НЕ

§67. Упр. 387

(списать, объяснить написание частицы НЕ; составить пред­ложения, которые имели бы утверди­тельный смысл)

112,

113

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

2

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно упот­реблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с раз­личными частями речи на письме

Диктант «Про­веряю себя»

§67.

Упр. 389 (составить и записать предложе­ния, используя слова для справок). Соста­вить предложения или текст, употребив сле­дующие выражения: как н... торопились; как н... старались; н... один человек; н... раз говорил; н... разу н... удалось; н... днём н... ночью; во что бы то н... стало

114,

115

Модальные частицы.

2

Модальные час­тицы: вопроси­тельные, указа­тельные, воскли­цательные

Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные части­цы среди других частей речи; упот­реблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства

Объясни­тельный дик­тант

§64.

Упр. 367 (списать, выделить частицы, выразительно прочи­тать предложения)

116,

117

Раздельное и слитное написание частиц.

2

Раздельное и де-фисное написание частиц

Знать правила раздельного и дефис-ного написания частиц. Уметь выде­лять их среди других частей речи; оп­ределять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безоши­бочно писать местоимения, прилага­тельные, наречия с частицами

Свободный диктант. Ра­бота с тек­стом

§65.

Упр. 378 (списать, оп­ределить, где то яв­ляется частицей, ме­сто-имением, суф­фиксом, союзом)

118,

119

Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

2


120

Морфологический разбор частиц.

1

Общее значение, правописание час­тиц

Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать

Составить тек­сты (3-4 пред­ложения), ко­торые бы за­канчивались восклицатель­ными части­цами («Как чу­десно в ле­су!») или на­чинались во­просительны­ми частицами («Разве это лето?»). Со­ставить и за­писать пред­ложения, включив в них функциональ­ные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз)

§66.

Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщаю­щую таблицу «НЕ с разными частями ре­чи»)

121,

122

Р/р. Контрольное сочинение

2

Рассказ по данно­му сюжету

Уметь создавать собственное вы­сказывание, соответствующее тре­бованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания;, распространять текст характеристи­кой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нор­мами литературного языка

Сочинение

§ 62-68, повторить. Составить предложе­ния с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ

123

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1

Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы

Уметь применять правила написа­ния НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновы­вать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных ме­стоимениях

Объяснитель­ный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки

§68.

Упр. 394 (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку НЕ графи­чески обозначить). Составить связный рассказ о правописа­нии частицы НЕ

124

Различение на письме частицы НИ и приставки НИ

1

Правописание НИ с разными частя­ми речи. Различе­ние выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ

Уметь различать частицу НИ, при­ставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструи­ровать предложения с данными словами

Осложнённое списывание. Работа с пер­фокартами. Объясни­тельный дик­тант

§69.

Упр. 406 (списать, расставить знаки пре­пинания, обозначить условия выбора НЕ и НИ).

Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 (подготовьтесь с сло­варному диктанту). Используя таблицу, подготовить материал о том, как различать НЕ-НИ

125

Обобще­ние и система­тизация по теме «Частица»

1

Использование частиц для пере­дачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и со­ставу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Упот­ребление частиц с разными частями речи

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действи­тельности и передачи разных смы­словых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями ре­чи

Объяснить, как вы пони­маете выска­зывание лин­гвиста

Т. Николаева о том, что час­тицы - «это слова, макси­мально ответ­ственные за передачу об­щения»

Подготовиться к зачё­ту

126

Контрольный диктант.

1

Служебные слова, их отличие от са­мостоятельных частей речи. Ос­новная роль слу­жебных частей речи. Правописа­ние предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи

Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предло­жениях, союзы - для связи од­нородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нор­мами, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

Диктант с грамматиче­ским заданием

§ 62-69 (повторить)

127

Анализ контрольного диктанта.

1

Классификация и исправление до­пущенных ошибок

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или гра­фическое комментирование, приво­дить примеры

Работа над ошибками

Составить словарный диктант «Мои ошибки»


Междометие

1

Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий

Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препи­нания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предло­жения с междометиями, конструи­ровать предложения с междоме­тиями, отличать их от знаменатель­ных и служебных частей речи

Составить таблицу «Ис­пользование междометий для выраже­ния эмоций, некоторых форм обще­ния, команд, приказов». Конструирова­ние предложе­ний с междо­метиями

§70.

Упр. 416 (списать, подчеркнуть междо­метия, употреблён­ные в значении других частей речи). Подго­товить устное выска­зывание о группах междометий на осно­ве таблицы

Повторение обобщение изученного в 5 - 7 классах(7+1)

129

Орфоэпическая норма

1

Основные виды языковых и рече­вых норм. Орфо­эпические нормы

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их

Работа с тек­стом, с от­дельными предложения­ми. Пользуясь орфоэпиче­ским слова­рем, составить упражение: определить цель выпол­нения, сфор­мулировать задание, по­сле этого по­добрать мате­риал из сло­варика

Сопоставить омонимы, определить сходства и отличия, определить, какая норма нарушена, какие из ошибок про­являются только в уст­ной речи, какие - толь­ко в письменной. Уста­новить правильное ударение в каждом слове

130

Р/р. Текст. Стили речи.

1

Текст. Стили и типы речи. Пря­мой и обратный порядок слов. Способы и сред­ства связи пред­ложений в тексте

Знать особенности текста, черты сти­лей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и сред­ства связи предложений в тексте

Анализ тек­стов разных типов и сти­лей

Упр. 423 (доказать, что это текст-рассуждение, сгруп­пировать орфограм­мы и пунктограммы)

131

Лексические нормы

1

Лексические нор­мы (повтор слова, неуместное упот­ребление слов, употребление сло­ва в несвойствен­ном ему значении)

Уметь находить нарушение лекси­ческих норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексиче­ские нормы

Редакторская правка. Объ­яснить причи­ну появления ошибок

Написать рекоменда­ции своим однокласс­никам «Как не допус­кать лексических оши­бок»

132

Грамматические нормы

1

Нарушения грам­матических норм, связанные с не­правильным по­строением слово­сочетаний и пред­ложений, с непра­вильным образова­нием форм слов

Уметь определять, какая граммати­ческая ошибка допущена, исправ­лять ее, самим не допускать нару­шения грамматических норм

Творческое списывание

Составить предложе­ния, правильно упот­ребляя предлоги С, ИЗ, В, НА

133

Интонационные нормы

1

Основные эле­менты интонации: логическое ударе­ние, интонация, повышение/пони­жение голоса, темп речи

Уметь соблюдать правильную инто­нацию при чтении повествователь­ных, вопросительных, побудитель­ных предложений и диалога, пере­давать с помощью интонации смы­словые оттенки высказывания с учетом речевой ситуации

Произнесение одной и той же фразы разным тоном с заданным настроением, выражение голосом раз­ных чувств и настроений. Интонацион­ный анализ прозаических и поэтических текстов

Проанализировать особенности речи ок­ружающих вас людей (родных, знакомых, дикторов, политиче­ских деятелей и др.), чью речь можно на­звать интонационно-выразительной? Ар­гументируйте свой выбор

134

Нормы построения текста

1

Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последова­тельность изложе­ния (развертыва­ние содержания по плану), правиль­ность фактическо­го материала

Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки тек­ста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте

Редакторская правка. Упр. 459 (тексто­ведческий анализ)

Написать небольшой текст на тему «Тиши­на». Доказать, что ваше сочинение -текст

135

Нормы речевого поведения

1

Речевой этикет. Этикетно-речевые формулы

Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование

Обратиться с вопросом «ко­торый час?» или другими к незнакомому человеку, со­седу по пар­те, учителю, участнику мо­лодежной ту­совки. Вы­брать слова, смягчающие отказ, отве­тить вежливо на просьбу

Объяснить, как вы понимаете высказы­вание древнегрече­ского философа Со­крата «Заговори, что­бы я тебя увидел»?

136

Контрольная работа и её анализ

1

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, язы­ковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания от­дельных слов и пунктуации

Комплексный анализ текста

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, язы­ковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания от­дельных слов и пунктуации

Комплексный анализ текста

137



138



139



140





© 2010-2022