Программа элективного предмета Секреты русского слова (9класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №149 Калининского района Санкт-Петербурга





Программа элективного предмета

«Секреты русского слова»







Автор-составитель:

Графова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №149





Санкт-Петербург 2016 год

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный предмет «Секреты русского слова» адресован обучающимся 9 классов. Он входит в образовательную область «Филология», одним из предметов изучения которой являются средства словесной коммуникации. На этапе 9 класса завершается изучение ключевых понятий русского языка, у учащихся формируются основы коммуникативной компетентности в области устной и письменной речи.

Данный предмет способствует расширению знаний и представлений в вопросах теории языка. В русском языке, в отличие от других языков, существует большое количество способов словообразования, что обусловливает семантическое многообразие лексики. Изучение вопросов теории русского языка позволяет наиболее грамотно, с точки зрения семантики, употреблять лексические и синтаксические единицы языка.

Вопросы теории языка входят в программу учебных школьных курсов в минимальном количестве и дидактически адаптированной форме. Элективный предмет расширяет представления учащихся в области лексики, словообразования, фразеологии.

Цель предмета - формирование у школьников системы знаний о слове как лексической единице, обеспечивающей коммуникативный процесс.

Задачи :

1. Обогатить учащихся знаниями о «жизни» слова в русском языке.

2. Познакомить учащихся с элементами лингвистического исследования.

3. Расширить умения учащихся строить устную и письменную речь, максимально используя богатство и разнообразие лексических единиц русского языка на основе осознания истории словообразования.

Ведущая идея предмета: от появления слова до его «жизни» в русской речи.

Структура предмета: 4 темы посвящены вопросам, связанным с происхождением слов в русском языке. Последняя тема и итоговая работа направлены на освоение учащимися многочисленных возможностей правильного употребления лексических единиц русского языка в устной и письменной речи.

Ожидаемые результаты: построение устной и письменной речи на основе знаний вопросов теории языка, развитие интереса к проблемам языкознания, формирование навыка исследовательской деятельности в области языкознания.

Форма итоговой аттестации - конференция, на которой учащиеся представляют свои мини-исследовательские работы по проблемам лексики русского языка.

Успешность освоения учащимися предлагаемого предмета выражается оценкой «зачет/незачет». При успешном овладении содержанием курса учащиеся в полной мере способны использовать полученные теоретические знания в практической деятельности, выполняя исследовательскую работу на основе разграничения омонимии и полисемии методом компонентного анализа.

Во избежание перегрузок учащихся домашние задания при освоении курса не предусмотрены. Подготовка мини-исследовательской работы для представления на конференции происходит во время предусмотренных учебным планом практических работ.

Курс рассчитан на 17 учебных недель ( из расчета 1 час в неделю в течение полугодия).

Основной методический принцип данного курса - сочетание знаний, полученных при изучении школьных курсов «Лексика» и «Словообразование», с новым материалом, не входящим в школьную программу по русскому языку, например «Способы образования омонимов в русском языке», «Происхождение географических названий», «Происхождение русских имен, отчеств и фамилий».

В результате реализации данной программы обучающиеся не только получают новые знания в области лексики и фразеологии, но и усовершенствуют навыки устной речи, навыки работы со словарями, научной и научно-популярной литературой.

При изучении каждого раздела большое внимание уделяется самостоятельной исследовательской работе обучающихся, результатом которой должны быть сообщения на занятиях и участие в итоговой учебно-исследовательской конференции.

Учебно - тематический план

Тема

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1.Введение. Особенности жизни слова в разных языках.

1

1

2.Способы образования слов (аффиксация; сложение; сращение; названия, перешедшие из имен собственных; слова, имеющие авторов)

2

1

1

3.Омонимия - один из способов появления новых слов в языке.

Применение метода компонентного анализа при разграничении омонимии и полисемии

4

1

3

4. Топонимика. Как рождаются географические названия

3

1

2

5. Происхождение имен, отчеств и фамилий

3

1

2

6.Фразеологизмы, их происхождение, значение и употребление

2

1

1

7. Итоговая конференция

2

-

-

Итого

17

6

9

Содержание курса

1. Введение. Особенности жизни слова в разных языках. Соотнесение слова и понятия. Слова, имеющие очень «узкие» значения и обобщенные значения (на примере языков разных народов).

2. Способы образования слов. Аффиксация как наиболее активный способ обогащения лексики. Сложение как один из способов словообразования. Сращение как способ образования слов, состав которых можно определить только этимологически. Нарицательные существительные - бывшие имена собственные. Слова, имеющие своих создателей.

3. Омонимия - один из способов появления новых слов в языке. Омонимы, образовавшиеся путем совпадения слов из разных языков. Омонимы, образованные путем «распада» многозначного слова. Метод компонентного анализа как один из способов разграничения омонимии и полисемии. Обучение основам метода компонентного анализа.

4. Топонимика - наука о происхождении географических названий. «Загадки» простых на первый взгляд названий. Сообщения учащихся об исторических названиях г.Санкт-Петербурга и области, а также о наиболее интересных старых названиях географических мест России.

5. Происхождение имен, отчеств и фамилий. Как называли людей в Древней Руси? Откуда пошли современные имена, каковы их значения? Как появились отчества? У всех ли народностей они есть? Что означает отчество? Как появились фамилии, что они означают?

6. Фразеологизмы. Источники появления фразеологизмов: народная речь, мифологические и литературные источники. Уместное употребление фразеологизмов. Сообщения учащихся о значении, происхождении и употреблении некоторых фразеологизмов.

Литература для учителя

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1982.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М., 1981.

Графова В.В. Опыт применения компонентного анализа к разграничению омонимии и полисемии. Дипломная работа. Калинин, 1981.

Земская Е.А. Как делаются слова. М., 1963.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., 1982.

Лебедев О.Е. Цели школьного образования. СПб., 2004.

Лебедев О.Е., Неупокоева В.П. Качество современного школьного образования. Спб., 2003.

Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М., 1973.

Успенский Л.В. Слово о словах. Л., 1974.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. Л., 1973.

Феллер М.Д. Как рождаются и живут слова. М., 1964.

Шанский Н.М. В мире слов. М., 1978.

Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М., 1964.

Литература для учащихся

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М., 1966.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.

Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., 1986.

Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. Л., 1961.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978.

Успенский Л.В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. Л., 1967.

© 2010-2022