Разработка открытого урока по русскому языку

Уважаеые коллеги! С огромным удовольствием публикую свою разработку открытого урока по русскому языку "Знаки препинания в различных синтаксических конструкциях". Эта публикация включает в себя презентацию, которая позволит сделать Ваш урок более интересным, продуктивным и занимательным. Также я делюсь с Вами подробнейшей разработкой своего урока, которая позволит Вам буквально по минутам (если, конечно, Вы решите использовать мой скромный труд на своих уроках) спланировать свой урок так, чтобы о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Профессия: 260807.01 Повар, кондитер, 2 курс

Тема: Знаки препинания в различных синтаксических конструкциях. (А20, А23)

Цели:

Образовательная: обобщение и систематизация знаний о пунктуации в сложносочиненных предложениях и простых предложениях, осложненных однородными членами, причастными оборотами.

Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, сопоставлять полученные ранее знания; развитие речи, мышления.

Воспитательная: воспитание толерантности, коллективизма, повышение интереса к предмету.

Оборудование: видеопроекционный комплекс; слайд-презентация; «Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева; распечатки кластеров; распечатки текстов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации обучения: групповая работа.

Время проведения: 45 минут

Формируемые компетенции:

ОК 2. «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».

ОК 3. «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».

ОК 4. «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития».

ОК 6. «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами...».

ОК 7. «Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий».

План урока


№ п\п

Этап урока

Содержание

Приемы и методы

Время, мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые компетенции

1.

Организационный момент.

Организация группы, проверка готовности к уроку.

Словесный.

1

Приветствует учеников, проверяет наличие учебных принадлежностей

Приветствуют стоя преподавателя.

2.

Этап актуализации изученного ранее материала.

Формулировка темы урока.

Наглядный, словесный.

2

Создание проблемной ситуации:

работа с эпиграфом, с предложениями.

Слушают преподавателя, читают, формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

ОК 3. «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».

3.

Этап применения знаний и способов действий.

Работа с кластерами по систематизации знаний.

Практический.

8

Распределяет обучающихся по группам, раздает в группы кластеры, объясняет правила выполнения заданий, определяет время для выполнения поставленных задач.

Систематизируют учебный материал, работают над заданиями в группах, советуются друг с другом, используют в работе конспекты и учебник.

ОК 4.

«Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития».

ОК 6. «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами...».

4

Этап обобщения и систематизации знаний.

Представление работы групп по систематизации материала.

Наглядный, словесный.

17

Организует представление работы групп, побуждает группы к обсуждению представленного материала.

Представляют результат работы групп, отвечают на вопросы, применяют систематизированные знания в задачах практического характера.

ОК 7. «Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий».

5

Этап контроля знаний.

Самостоятельная работа. Проверка знаний и умений с помощью текста, в котором нужно расставить знаки препинания.

Практический.

10

Организует индивидуальную работу учащихся, раздает тексты, объясняет задание и правила его выполнения и проверки.

Выполняют задание, делают взаимопроверку.

ОК 2. «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».

6.

Этап оценки и коррекции знаний.

Оценка и коррекция знаний.

Словесный

3

Комментирует правильность выполнения заданий, обращает внимание на возможные ошибки.

Анализируют причины возникших ошибок при выполнении заданий.

7.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Выдача домашнего задания.

Словесный.

1

Инструктирует о выполнении домашнего задания.

Слушают, записывают домашнее задание.

8.

Этап подведения итогов и рефлексии.

Словесный.

3

Предлагает сделать выводы о систематизированном и обобщенном материале.

Предлагает оценить проделанную работу

Делают выводы, оценивают работу

Конспект урока

1. Организационный момент.

После традиционного приветствия проверяется готовность учащихся к уроку: наличие учебника и рабочей тетради.

2. Актуализация изученного ранее материала.

Речь преподавателя

Предполагаемые ответы учащихся

Работа с эпиграфом. (слайд 2)

- Наш урок мне хотелось бы начать с таких слов: «Услышишь - забудешь, увидишь - запомнишь, сделаешь сам - поймешь» (Китайская народная мудрость).

- В конце урока мы с вами решим, справедливо ли это высказывание, а сейчас, глядя на это предложение, попробуйте догадаться: «О чем сегодня на уроке пойдет речь?»

- Наверное, о постановке знаков препинания, поскольку предложение сложное.

- Совершенно верно, но на одном уроке мы не сможем поговорить обо всех пунктуационных правилах, их много, поэтому внимательно прочтите представленные на слайде предложения и постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (слайд 3)

1. Калорийность жиров животного и

растительного происхождения примерно одинаковая.

2. Рыба, поступившая в цех, должна быть доброкачественной.

3. Шел снег, и на другое утро все кругом было цвета гречневой каши с молоком.

4. При тепловой обработке продуктов изменяется их вкус, масса, пищевая ценность и усвояемость.



- Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, при однородных членах и при причастных оборотах.

- Совершенно верно. Запишите тему урока. (слайд 4)

Знаки препинания в различных синтаксических конструкциях.

- Повторение и обобщение этой темы проходит в рамках подготовки к промежуточной аттестации и Единому государственному экзамену (задания А20, А23).

3. Применение знаний и способов действий.

Групповая работа.

- Прошу вас разделиться на 4 группы, каждая из которых получает задание: в течение 8 минут заполнить кластер сведениями по своей теме и приготовиться к защите. (слайд 5). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

1 группа по теме: «Знаки препинания при причастном обороте».

2 группа по теме «Однородные члены предложения».

3 группа по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

4 группа по теме «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

4. Этап обобщения и систематизации знаний.

- Итак, время, выделенное на подготовку, истекло. Для представления работы вашей группы прошу выходить к доске по двое: один из вас озвучивает теоретический материал, второй иллюстрирует рассказ примерами. Задача остальных - слушать внимательно и продумывать вопросы, которые вы будете задавать представителям других групп.

1 группа рассказывает о постановке знаков препинания при причастном обороте. (слайд 6). Остальные слушают, задают вопросы.

- Для закрепления материала прошу выполнить следующее задание. (слайд №7).

В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Белки (1) содержащиеся в продуктах (2) в виде студнеобразной массы (3) при тепловой обработке (4) уплотняются.

1) 1, 3

2) 1, 2

3) 1, 2, 4

4) 1, 2, 3, 4

2 группа рассказывает об однородных членах предложения. (слайд 8).

3 группа рассказывает о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. (Слайд 9,10).

В качестве закрепления предлагается выполнить задание. (слайд 11)

В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Русский народ смышлен (1) и понятлив (2) усерден (3) и горяч (4) благороден и добр.

  1. 1, 2

  2. 1, 2, 3, 4

  3. 2, 4

  4. 3, 4

4 группа рассказывает о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях. (Слайд 12,13).

В качестве закрепления предлагается выполнить задание. (слайд 14).

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Далеко за двором кричали лягушки () и пел соловей.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая НЕ нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая НЕ нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

5. Этап контроля знаний.

Самостоятельная работа. Проверка знаний и умений с помощью текста, в котором нужно расставить знаки препинания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Взаимопроверка, затем самопроверка по ключу. (На экран проецируется текст с расставленными знаками препинания.)

6. Этап оценки и коррекции знаний.

Речь преподавателя

Предполагаемые ответы учащихся

- Выясним, где было труднее всего, проанализируем эти моменты.

Вопросы и ответы учащихся.

- У кого нет ошибок? У кого 1 или 2 ошибки?

Ответы учащихся.

Оцените себя. Критерии оценок на экране. (слайд 14)

«5» -без ошибок

«4» -1 ошибка

«3» - 2,3 ошибки

«2» - 4 и более ошибок

Кто получил за урок «5»? «4»? Что посоветуем остальным учащимся?

Ответы учащихся.

7. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Домашнее задание:

Выписать из сборника кулинарных рецептов предложения, иллюстрирующие правила, о которых шла речь на уроке. (слайд 15)

8. Этап подведения итогов и рефлексии.

Речь преподавателя

Предполагаемые ответы учащихся

Подведем итоги нашего урока. Пожалуйста, предельно кратко сформулируйте основные положения тех правил, о которых шла речь на уроке.

Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова.

Однородные члены, связанные одиночным соединительным союзом, не разделяются запятой.

Чтобы не ошибиться, необходимо различать сложносочиненные и простые предложения с однородными членами.

В сложносочиненном предложении, соединенном союзами и, или запятая не ставится, если части предложения имеют общий второстепенный член или представляют собой вопросительные или восклицательные предложения.

Что для вас было самым интересным? Важным? Сложным?

Ответы учащихся.

- Вернемся к цитате, с которой мы начали наш урок. (Слайд 16).

Как вы считаете, правы китайские мудрецы или нет?

- Да, они правы, потому что невозможно усвоить новую тему, только слушая преподавателя. Необходимо самим добывать знания, пересказывать материал и подкреплять практикой, только тогда все хорошо поймешь.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1















Знаки препинания при однородных членах предложения





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Щи из свежей капусты


Готовят щи из свежей капусты повсеместно но более распространены они в центральных и южных районах страны. Это блюдо отличается нежным вкусом и тонким ароматом и поэтому добавлять при его приготовлении томат специи и мучную пассеровку не следует. В южных районах в конце варки принято добавлять в щи из свежей капусты дольки помидоров. Свежая белокачанная капуста содержит сахар азотистые и минеральные вещества витамины и органические кислоты придающие капусте особый вкус и аромат.

Варят щи из свежей капусты с картофелем и без него. Овощи закладывают в кипящий бульон в такой последовательности чтобы они были готовы одновременно. При закладке овощей в кипящий бульон разрушаются ферменты окисляющие витамин С и он сохраняется лучше. Срок варки картофеля зависит от многих причин и сорта картофеля и степени его зрелости и жесткости воды. Размягчение овощей при тепловой обработке обусловливается распадом протопектина соединяющего отдельные клетки овощной ткани. Этому распаду препятствуют соли кальция которых много в жесткой воде. Поэтому иногда вначале закладывают в бульон капусту а затем картофель в некоторых случаях их кладут вместе. При варке многих видов щей из свежей капусты в народной кухне овощи не пассеруют но лук слегка прогревают с маслом.


© 2010-2022