Сценарий встречи с писателем

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий встречи с писателем,

автором книги «Двенадцать поколений родословной»

Звучит песня «Родительский дом»

Ведущий:

У меня в руках книга, которая стала виновницей сегодняшней торжественной встречи. Книга под названием «Двенадцать поколений родословной».

Она собрала сегодня в этом зале друзей, близких, единомышленников Павла Андриановича Вислогузова, всех тех, для кого судьба и творчество этого человека являются близкими по духу. Наверное, каждый из нас, прочитав ее, задумался: «А сколько поколений своей семьи знаю я? Три? Четыре? А дальше?»

Сегодня мы имеем возможность жить мирно и сыто, передвигаться на автомобилях, общаться с человеком, когда тот на другом конце света. А как жили наши деды и прадеды, лишенные всех этих «ценностей»? Ведь не просто жили, а находили силы любить, мечтать, творить, создавать семьи, воспитывать детей. Видно, ценности были иные.

Об этом и многом другом пишет автор, пытаясь пролить свет на историю своего рода за последние 350 лет.

Чтец 1:

Я изучаю родословную:

Кто жил и умер до меня,

Года рождения условные,

Семейства, судьбы, имена.

Вот прадед, давший мне фамилию;

Прабабки, бабушки, мой дед;

Местечки, сёла, где громили их;

Границы стран, которых нет.

Родня большая, многодетная,

Не раз убитая войной...

На этом Древе веткой где-то я,

И детки-листики со мной.

Воспоминания дословные

Я соберу из первых рук,

Чтобы продолжил родословную,

Начав с меня, мой тёзка - внук.

Ведущий:

Автор на первых страницах своей книги откровенно признается, что «предлагаемая книга - плод запоздалого решения. Примись я за нее лет 35 назад, - пишет Павел Андрианович, - когда были живы мои родители, старший брат или другие родственники, лучше меня знавшие родословную, она была бы полнее, с большим количеством фактов и характеризующего материала».

Народная мудрость считает долгом каждого человека родить и вырастить наследника, построить дом и посадить дерево.

Автор смело добавляет: «… и написать родословную!»

Чтец 2:

Родословной я своей не знаю.

Из каких краев мои деды.

Вихри лет, завьюженные в стаи,

Унесли в безвестье их следы.

Может, запорожские казаки

Мне, оставив кровушку свою,

Дарят жизнь. И я не знаю мрака.

Потому и жить не устаю.

И с бедою зыбкою, сыпучей

Я иду один - глаза в глаза.

И всегда с надеждою на лучшее

Я живу, мне без нее нельзя.

Говорю с дедами издалёка

И благодарю судьбу свою.

Хоть бывает, право, одиноко.

Старимся порою мы до срока.

Только жизнь любить не устаю!

Ведущий:

На первых страницах своей новой книги Павел Анрианович размышляет о родном уголке земли русской, о Родине: «…разве можно не любить свою Родину, если в ней вся сущность, весь твой род, переплетенный доброй памятью о каждом поколении и каждом отдельном родиче?!

Однако же, как и дубовый лес когда-то начинался с одного желудя, так и Родина начинается для нас с малого. С родного поселка и до боли знакомой речки. С перелеска, наполненного птичьими переливами и клёкотом. Сенокосного луга, умытого утреннею росою. С чисто выбеленных изб и пасущейся вокруг живности. Со звонких и веселых детских голосов. Это благословенное начало зовется малой родиной. Любовь к ней в той же мере горяча и искренна, безмерна и глубока, как и ко всему родному краю».

О своей малой родине - селе Гороховка, о предках от Григория до Антона по отцовской линии повествует Павел Андрианович в первой части своей книги.

Чтец 3:

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Дни стояли сизые, косые…

Непогода улицы мела…

Родилась я осенью в России,

И меня Россия приняла.

Родина! И в радости, и в горе

Неразрывно слиты были с ней.

Родина! В любви, в бою и в споре

Ты была союзницей моей.

Родина! Нежнее первой ласки

Научила ты меня беречь

Золотые пушкинские сказки,

Гоголя пленительную речь.

Я люблю раскатистые грозы,

Хрусткий и накатанный мороз,

Клейкие живительные слезы

Утренних сияющих берез,

Безыменных реченек излуки,

Тихие вечерние поля;

Я к тебе протягиваю руки,

Родина единая моя.

Ведущий:

Часть 2 посвящена роду Проскуриных, откуда произошла мама Павла Андриановича - Евдокия Ивановна (в девичестве Проскурина).

Так и получилось, что первые две части объединяют два колена, давшие начало родителям автора:

Два деда, две мои судьбы,

Давно в земле их прах,

Учили жить,

Чтоб не упасть и на семи ветрах.

Часть 3 дает читателям возможность познакомиться с родителями автора, их жизнью и укладом.

Невозможно читать эту главу без слез - слез умиления, радости и сопереживания. Яркие истории из жизни родителей писателя заставляют окунуться в нелегкое время Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной и стать очевидцами страданий и горестей русского народа на примере одной семьи. Время, когда, несмотря на голод, мор, разруху, потери, люди умудрялись сохранить то доброе и вечное, что даёт силы к жизни - любовь и веру друг в друга!

Вот что пишет автор о своих родителях:

«Все 68 лет как один день прожиты родителями в ладу и согласии…Конечно, без мелких недоразумений, наверное, не обходилось. Но они заглушались сильной любовью и душевной гармонией. Уверен, что между отцом и матерью существовала сильная любовь….»

С горечью автор говорит : « О родительской любви к детям и долге детей перед родителями мы, к величайшему сожалению, задумываемся слишком поздно. Чаще всего тогда, когда родителей с нами уже нет. Когда мы слышим одну из Божьих заповедей - «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да благолетен будеши на земли», мы недостаточно глубоко вникаем в суть ее, воспринимаем и запоминаем как нечто важное механически. И совсем в редких случаях в молодости к нам приходит мысль о том, что не существует в этом мире любви глубже, сильнее, чем у родителей к детям… И только тогда, когда сам познал родительские чувства, начинаешь по-настоящему понимать своих родителей и упомянутую Божью заповедь».

Чтец 4:

Вы видели - как плачут старики?

Беззвучно, без надрыва и истерик…

Слеза сползёт в бороздочках щеки,

А в выцветших глазах - желанье ВЕРИТЬ,

Что нам с тобой их интересна жизнь,

И где болит, и что приснилось ночью…

И слышишь ты, как сердце их дрожит,

И как оно тепла простого хочет…

Вы видели, как ждут они звонка,

Обычного звонка по телефону?

Как сухонькие пальчики дрожат,

Не замечая кнопочек знакомых…

Какое счастье слышать, наконец

Их тихий голос - добрый и земной…

Какое счастье знать, что где-то есть

Твой самый-самый человек родной.

Ведущий:

Просто, без особого красноречия повествует автор об отчем доме:

«Отчий дом - это ведь не только жилище, кров, под которым мы родились или живут ныне наши родители. Это явленная людям первооснова связи с Родиной. Именно с него, с отчего дома, начинается родная земля. Малая родина. А ведь человек без родины подобен дереву с подсыхающими корнями. Отчий дом - тот самый заветный приют. Он как магнитом притягивает сюда каждого. И возвышается этот дом над землей, будто символ истории нашего рода. И взывает к нашим потомкам о сохранении памяти, о следовании заветам предков, о поступках, за которые не совестно было бы ни перед прошлыми поколениями, ни перед живыми людьми, ни перед взглядом далеких потомков».

Чтец 5:

Отчий дом! Все оттуда стартуем.

Может, знаем его не всегда.

Мы его с детской робостью любим

Мысль о нем мы несем сквозь года.

Каждый видит тот дом по-особому,

Кто хибарой, а кто как дворец.

И не важно, как дом тот устроенный,

Его создали Мать и Отец!

Его крыша - защита нам вечная,

Его стены - спасательный круг,

Его двери всегда приоткрытые

Его окна - нам свет в дни разлук.

Отчий дом он не просто строение,

Это образ, хранимый в сердцах.

Он - гнездо, мы - птенцы в нем пригретые.

Только там мы не чувствуем страх!

Ведущий:

Из отчего дома Вислогузовых выпорхнули два птенца - два сына. «Жизнь сложна, и течение её непредсказуемо. Разве предполагал потомственный крестьянин - хлебороб Андриан Вислогузов, что у его сыновей, откроется иной путь? Судьба старшего, Николая, вместе с потомками соединила его с уральским городом Воткинском, а меньшего, Павла, с его детьми и внуками - с Павловском».

Так начинается часть 4, заключительная, под названием «Я и моя семья», в которой автор шаг за шагом повествует о себе и своей семье, где первостепенное место отводит женщине - хранительнице семейного очага, богине благополучия, матери своих детей - Октябрине Григорьевне.

Чтец 6:

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Чтоб его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила, измаясь в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как на фото, к примеру, сидят…

Ведущий:

С отцовской гордостью и любовью рассказывает Павел Андрианович в этой главе о детях и внуках. Им он выражает безмерную благодарность за поддержку замысла о книге и их восторженный интерес по поводу каждой генеалогической находки в родословной.

Интересную символичность, закономерность находит Павел Андрианович в исследовании рода, удивительным образом объясняя свое счастье на земле:

Чтец 7:

«Символично, что шестое колено Вислогузовых начиналось Антоном. И двенадцатое поколение замыкается одним из потомков по имени Антон. В середине нашего древа тоже был Антон. Начало, середина, окончание - три Антона.

Самый меньший внук - Владимир, сын - тоже Владимир. Был Владимир и в середине родословной. Опять знаково, три Владимира!

Если продолжить рассуждение в этом ключе, то обнаружим троицу и через мое имя: дед Павел и два внука с этим же именем.

На миг возвратившись в глубь рода, непременно увидим три Николая, три Натальи. Три Марины, три Веры, три Юрия.

У кого-то мои подсчеты, сравнения и некоторые выводы могут вызвать улыбку: «Нашел что отыскивать - имена! Может быть чистая случайность, а по ней делать обобщения нелогично». Я особо не возражаю. Но отмечаю факт. Имена-то встречаются не в хаотическом порядке, а через определенные интервалы, в разных поколениях.

У нас трое детей. Не потому ли они для нас радость и огромное счастье?

Среди детей одна дочь. Но прибавились две снохи, фактически у нас три дочери.

Случайности, закономерности, понятное нам, запутанное, - все переплелось в жизни одного рода. И если ко всему этому внимательно присмотреться, можно все же увидеть образы дорогих и близких нам людей, сохранить их в памяти своей. А живущим ныне пожелать крепкого здоровья и продолжения светлых дней и добрых надежд».

(Студент показывает генеалогическое древо)

Ведущий:

Рассказ о двенадцати поколениях завершен. Удовлетворит ли он сородичей и потомков, автору судить трудно. Но в одном Павел Андрианович уверен: оттолкнувшись от этого повествования, дети, внуки, правнуки смогут продолжить описание родословной. Им не придется начинать все с нуля… Останется только проявить усилия и продлить повествование о тех, чья жизнь еще впереди.

А нам, читателям, остается поблагодарить автора и задуматься над своей жизнью. Бережно, осмысленно, правильно расставить приоритеты в ней, оставляя сиюминутное и мимолетное во благо истинным ценностям - любви, семье, вере.

«Точка опоры», «Люди и судьбы», «Верность земле», «Беспокойные сердца», «Сельские тропы», «Григорий Турусов», «Зарисовки с натуры»… и вот еще одна книга, безусловно, в первую очередь, книга значимая и священная для семьи автора, но и не менее важная для нас, читателей.

Поздравим Павла Андриановича с появлением на свет его долгожданного детища - «Двенадцати поколений родословной» и предоставим ему слово.

(Выступление писателя, ответы на вопросы читателей)

Ведущий:

Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности".


© 2010-2022