- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий встречи с писателем
Сценарий встречи с писателем
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехова И.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий встречи с писателем,
автором книги «Двенадцать поколений родословной»
Звучит песня «Родительский дом»
Ведущий:
У меня в руках книга, которая стала виновницей сегодняшней торжественной встречи. Книга под названием «Двенадцать поколений родословной».
Она собрала сегодня в этом зале друзей, близких, единомышленников Павла Андриановича Вислогузова, всех тех, для кого судьба и творчество этого человека являются близкими по духу. Наверное, каждый из нас, прочитав ее, задумался: «А сколько поколений своей семьи знаю я? Три? Четыре? А дальше?»
Сегодня мы имеем возможность жить мирно и сыто, передвигаться на автомобилях, общаться с человеком, когда тот на другом конце света. А как жили наши деды и прадеды, лишенные всех этих «ценностей»? Ведь не просто жили, а находили силы любить, мечтать, творить, создавать семьи, воспитывать детей. Видно, ценности были иные.
Об этом и многом другом пишет автор, пытаясь пролить свет на историю своего рода за последние 350 лет.
Чтец 1:
Я изучаю родословную:
Кто жил и умер до меня,
Года рождения условные,
Семейства, судьбы, имена.
Вот прадед, давший мне фамилию;
Прабабки, бабушки, мой дед;
Местечки, сёла, где громили их;
Границы стран, которых нет.
Родня большая, многодетная,
Не раз убитая войной...
На этом Древе веткой где-то я,
И детки-листики со мной.
Воспоминания дословные
Я соберу из первых рук,
Чтобы продолжил родословную,
Начав с меня, мой тёзка - внук.
Ведущий:
Автор на первых страницах своей книги откровенно признается, что «предлагаемая книга - плод запоздалого решения. Примись я за нее лет 35 назад, - пишет Павел Андрианович, - когда были живы мои родители, старший брат или другие родственники, лучше меня знавшие родословную, она была бы полнее, с большим количеством фактов и характеризующего материала».
Народная мудрость считает долгом каждого человека родить и вырастить наследника, построить дом и посадить дерево.
Автор смело добавляет: «… и написать родословную!»
Чтец 2:
Родословной я своей не знаю.
Из каких краев мои деды.
Вихри лет, завьюженные в стаи,
Унесли в безвестье их следы.
Может, запорожские казаки
Мне, оставив кровушку свою,
Дарят жизнь. И я не знаю мрака.
Потому и жить не устаю.
И с бедою зыбкою, сыпучей
Я иду один - глаза в глаза.
И всегда с надеждою на лучшее
Я живу, мне без нее нельзя.
Говорю с дедами издалёка
И благодарю судьбу свою.
Хоть бывает, право, одиноко.
Старимся порою мы до срока.
Только жизнь любить не устаю!
Ведущий:
На первых страницах своей новой книги Павел Анрианович размышляет о родном уголке земли русской, о Родине: «…разве можно не любить свою Родину, если в ней вся сущность, весь твой род, переплетенный доброй памятью о каждом поколении и каждом отдельном родиче?!
Однако же, как и дубовый лес когда-то начинался с одного желудя, так и Родина начинается для нас с малого. С родного поселка и до боли знакомой речки. С перелеска, наполненного птичьими переливами и клёкотом. Сенокосного луга, умытого утреннею росою. С чисто выбеленных изб и пасущейся вокруг живности. Со звонких и веселых детских голосов. Это благословенное начало зовется малой родиной. Любовь к ней в той же мере горяча и искренна, безмерна и глубока, как и ко всему родному краю».
О своей малой родине - селе Гороховка, о предках от Григория до Антона по отцовской линии повествует Павел Андрианович в первой части своей книги.
Чтец 3:
Родины себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.
Дни стояли сизые, косые…
Непогода улицы мела…
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла.
Родина! И в радости, и в горе
Неразрывно слиты были с ней.
Родина! В любви, в бою и в споре
Ты была союзницей моей.
Родина! Нежнее первой ласки
Научила ты меня беречь
Золотые пушкинские сказки,
Гоголя пленительную речь.
Я люблю раскатистые грозы,
Хрусткий и накатанный мороз,
Клейкие живительные слезы
Утренних сияющих берез,
Безыменных реченек излуки,
Тихие вечерние поля;
Я к тебе протягиваю руки,
Родина единая моя.
Ведущий:
Часть 2 посвящена роду Проскуриных, откуда произошла мама Павла Андриановича - Евдокия Ивановна (в девичестве Проскурина).
Так и получилось, что первые две части объединяют два колена, давшие начало родителям автора:
Два деда, две мои судьбы,
Давно в земле их прах,
Учили жить,
Чтоб не упасть и на семи ветрах.
Часть 3 дает читателям возможность познакомиться с родителями автора, их жизнью и укладом.
Невозможно читать эту главу без слез - слез умиления, радости и сопереживания. Яркие истории из жизни родителей писателя заставляют окунуться в нелегкое время Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной и стать очевидцами страданий и горестей русского народа на примере одной семьи. Время, когда, несмотря на голод, мор, разруху, потери, люди умудрялись сохранить то доброе и вечное, что даёт силы к жизни - любовь и веру друг в друга!
Вот что пишет автор о своих родителях:
«Все 68 лет как один день прожиты родителями в ладу и согласии…Конечно, без мелких недоразумений, наверное, не обходилось. Но они заглушались сильной любовью и душевной гармонией. Уверен, что между отцом и матерью существовала сильная любовь….»
С горечью автор говорит : « О родительской любви к детям и долге детей перед родителями мы, к величайшему сожалению, задумываемся слишком поздно. Чаще всего тогда, когда родителей с нами уже нет. Когда мы слышим одну из Божьих заповедей - «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да благолетен будеши на земли», мы недостаточно глубоко вникаем в суть ее, воспринимаем и запоминаем как нечто важное механически. И совсем в редких случаях в молодости к нам приходит мысль о том, что не существует в этом мире любви глубже, сильнее, чем у родителей к детям… И только тогда, когда сам познал родительские чувства, начинаешь по-настоящему понимать своих родителей и упомянутую Божью заповедь».
Чтец 4:
Вы видели - как плачут старики?
Беззвучно, без надрыва и истерик…
Слеза сползёт в бороздочках щеки,
А в выцветших глазах - желанье ВЕРИТЬ,
Что нам с тобой их интересна жизнь,
И где болит, и что приснилось ночью…
И слышишь ты, как сердце их дрожит,
И как оно тепла простого хочет…
Вы видели, как ждут они звонка,
Обычного звонка по телефону?
Как сухонькие пальчики дрожат,
Не замечая кнопочек знакомых…
Какое счастье слышать, наконец
Их тихий голос - добрый и земной…
Какое счастье знать, что где-то есть
Твой самый-самый человек родной.
Ведущий:
Просто, без особого красноречия повествует автор об отчем доме:
«Отчий дом - это ведь не только жилище, кров, под которым мы родились или живут ныне наши родители. Это явленная людям первооснова связи с Родиной. Именно с него, с отчего дома, начинается родная земля. Малая родина. А ведь человек без родины подобен дереву с подсыхающими корнями. Отчий дом - тот самый заветный приют. Он как магнитом притягивает сюда каждого. И возвышается этот дом над землей, будто символ истории нашего рода. И взывает к нашим потомкам о сохранении памяти, о следовании заветам предков, о поступках, за которые не совестно было бы ни перед прошлыми поколениями, ни перед живыми людьми, ни перед взглядом далеких потомков».
Чтец 5:
Отчий дом! Все оттуда стартуем.
Может, знаем его не всегда.
Мы его с детской робостью любим
Мысль о нем мы несем сквозь года.
Каждый видит тот дом по-особому,
Кто хибарой, а кто как дворец.
И не важно, как дом тот устроенный,
Его создали Мать и Отец!
Его крыша - защита нам вечная,
Его стены - спасательный круг,
Его двери всегда приоткрытые
Его окна - нам свет в дни разлук.
Отчий дом он не просто строение,
Это образ, хранимый в сердцах.
Он - гнездо, мы - птенцы в нем пригретые.
Только там мы не чувствуем страх!
Ведущий:
Из отчего дома Вислогузовых выпорхнули два птенца - два сына. «Жизнь сложна, и течение её непредсказуемо. Разве предполагал потомственный крестьянин - хлебороб Андриан Вислогузов, что у его сыновей, откроется иной путь? Судьба старшего, Николая, вместе с потомками соединила его с уральским городом Воткинском, а меньшего, Павла, с его детьми и внуками - с Павловском».
Так начинается часть 4, заключительная, под названием «Я и моя семья», в которой автор шаг за шагом повествует о себе и своей семье, где первостепенное место отводит женщине - хранительнице семейного очага, богине благополучия, матери своих детей - Октябрине Григорьевне.
Чтец 6:
На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.
Чтоб его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы - семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь пред сыновним лицом,
Повторить с материнскою силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как на фото, к примеру, сидят…
Ведущий:
С отцовской гордостью и любовью рассказывает Павел Андрианович в этой главе о детях и внуках. Им он выражает безмерную благодарность за поддержку замысла о книге и их восторженный интерес по поводу каждой генеалогической находки в родословной.
Интересную символичность, закономерность находит Павел Андрианович в исследовании рода, удивительным образом объясняя свое счастье на земле:
Чтец 7:
«Символично, что шестое колено Вислогузовых начиналось Антоном. И двенадцатое поколение замыкается одним из потомков по имени Антон. В середине нашего древа тоже был Антон. Начало, середина, окончание - три Антона.
Самый меньший внук - Владимир, сын - тоже Владимир. Был Владимир и в середине родословной. Опять знаково, три Владимира!
Если продолжить рассуждение в этом ключе, то обнаружим троицу и через мое имя: дед Павел и два внука с этим же именем.
На миг возвратившись в глубь рода, непременно увидим три Николая, три Натальи. Три Марины, три Веры, три Юрия.
У кого-то мои подсчеты, сравнения и некоторые выводы могут вызвать улыбку: «Нашел что отыскивать - имена! Может быть чистая случайность, а по ней делать обобщения нелогично». Я особо не возражаю. Но отмечаю факт. Имена-то встречаются не в хаотическом порядке, а через определенные интервалы, в разных поколениях.
У нас трое детей. Не потому ли они для нас радость и огромное счастье?
Среди детей одна дочь. Но прибавились две снохи, фактически у нас три дочери.
Случайности, закономерности, понятное нам, запутанное, - все переплелось в жизни одного рода. И если ко всему этому внимательно присмотреться, можно все же увидеть образы дорогих и близких нам людей, сохранить их в памяти своей. А живущим ныне пожелать крепкого здоровья и продолжения светлых дней и добрых надежд».
(Студент показывает генеалогическое древо)
Ведущий:
Рассказ о двенадцати поколениях завершен. Удовлетворит ли он сородичей и потомков, автору судить трудно. Но в одном Павел Андрианович уверен: оттолкнувшись от этого повествования, дети, внуки, правнуки смогут продолжить описание родословной. Им не придется начинать все с нуля… Останется только проявить усилия и продлить повествование о тех, чья жизнь еще впереди.
А нам, читателям, остается поблагодарить автора и задуматься над своей жизнью. Бережно, осмысленно, правильно расставить приоритеты в ней, оставляя сиюминутное и мимолетное во благо истинным ценностям - любви, семье, вере.
«Точка опоры», «Люди и судьбы», «Верность земле», «Беспокойные сердца», «Сельские тропы», «Григорий Турусов», «Зарисовки с натуры»… и вот еще одна книга, безусловно, в первую очередь, книга значимая и священная для семьи автора, но и не менее важная для нас, читателей.
Поздравим Павла Андриановича с появлением на свет его долгожданного детища - «Двенадцати поколений родословной» и предоставим ему слово.
(Выступление писателя, ответы на вопросы читателей)
Ведущий:
Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности".