СТАТЬЯ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Манджиева Елена Куприяновна, заслуженный учитель Республики Калмыкия, учитель русского языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей», г. Элиста

Знание - столь драгоценная вещь,

что его не зазорно добывать из любого источника

Фома Аквинский

Ключевые слова: система работы с одаренными учащимися в школе, формы работы по русскому языку с одаренными учащимися, научно-творческая лаборатория

Аннотация: рассматривается научно-творческая лаборатория по русскому языку как форма работы с одаренными учащимися, способствующая развитию исследовательской активности обучающихся и их профессиональному ориентированию в области русского языка

В современных условиях принятия ФГОС второго поколения, нового профессионального стандарта педагога, реализации Национальной инициативы «Наша новая школа», аккумулирующих усилия педагогов на выявлении и поощрении одаренных детей в условиях массовой школы, решающая роль в выявлении, развитии и профессиональном сопровождении интеллектуально одаренных и талантливых детей, несомненно, принадлежит школе. Вопросы развития одаренности учащихся и профессионального педагогического сопровождения развития школьников для каждой общеобразовательной организации на сегодня являются актуальными.

Реализация функции по развитию одаренности в школе сопровождается решением ряда проблем, связанных с обучением и социализацией одаренных детей.

Возникают проблемы управленческой политики, кадровой обеспеченности, средовой оснащенности, определения форм работы с одаренными обучающимися в условиях школы.

И если проблемы управленческой политики, кадровой обеспеченности, средовой оснащенности решаются коллегиально, то вопрос выбора форм работы с одаренными обучающимися целиком зависит от учителя.

Огромную роль в решении этой проблемы играет социальная позиция учителя, поскольку она претерпевает значительные изменения в русле развития одаренных учащихся. На наш взгляд, важным требованием к подготовке учителей становится изменение педагогического сознания, учитель помимо реализации общих учебных задач в работе с одаренными учащимися становится психологом, наставником, научным руководителем, создаёт каждому школьнику ситуацию успеха на уроке, даёт ему возможность пережить радость открытия, веры в собственные способности.

В условиях модернизации системы национального образования школа призвана реализовывать программы по выявлению и развитию интеллектуально одаренных детей, принятые на федеральном уровне. Таким образом, внедрение программ по развитию одаренности в условиях массовой школы в определенной степени влияет на выбор учителем форм работы с способными учениками.

Организация работы с одаренными детьми в школе связана с необходимостью разработки и усовершенствования индивидуальных программ развития каждого ребенка, изменением традиционных форм организации учебного процесса, подготовки одаренного ребенка к конкурсам и олимпиадам различного уровня, вовлечения одаренных школьников в исследовательскую и проектную деятельность, и др.

Общепризнано, что основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. В условиях современной модернизации образования, нацеленной на выявление, развитие и профессиональное сопровождение одаренных детей, формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы с учащимися, которые должны помочь учителю в выявлении одарённых детей. В то же время работа с одаренными школьниками не ограничивается урочной нагрузкой учителя, наибольший объем педагогической подготовки одаренных детей учитель выполняет во внеурочное время. Эта работа связана с разработкой индивидуальных материалов для обучения одаренного ребенка, программ его развития, обеспечением методического оснащения учебного процесса. Наряду со школьной урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одарённых детей различные клубы, студии, кружки, конкурсы, участие в олимпиадах и конкурсах вне школы, научные конференции, веб-конференции, международные интерактивные студии, научно-творческие проекты и лаборатории. В частности, научно-творческие лаборатории привлекают одаренных школьников высокой продуктивностью, поскольку их деятельность обусловлена взаимодействием с крупными социальными институтами, к примеру, взаимодействие научно-творческой лаборатории Элистинского лицея с ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» отличается тем, что результатом сотрудничества определено создание научных трудов.

В Элистинском лицее накоплен богатый практический опыт по организации системы работы с одаренными детьми, в лицее акцентируется внимание на выявлении средств и условий, которые способствуют развитию способностей одаренного обучающегося в региональной системе образования.

Организация системы работы с одаренными детьми строится на принципах целевого управления, основанного на четком следовании стратегическим и тактическим целям школы, учете потребностей и интересов одаренных школьников.

Каждый учитель лицея в системе работы с одаренными детьми составляет программы и планы работы, обеспечивает выбор необходимых методик и технологий обучения; осуществляет руководство объединением одаренных детей с повышенным уровнем интеллектуального развития; систематически повышает свою профессиональную квалификацию; организует работу с родителями и органами самоуправления.

Основное назначение организации системы работы с одаренными детьми заключается в выявлении, развитии и профессиональном сопровождении одаренных детей. В лицее применяется профильное ориентирование при поступлении обучающихся в общеобразовательную организацию, осуществляется разработка методик психолого-педагогического сопровождения и обучения одаренных школьников, ведется подготовка и повышение квалификации всех специалистов, ответственных за функционирование специальных программ для талантливых учащихся.

Работа с одаренными детьми осуществляется в профильных классах лицея, всего профилей четыре, в том числе физико-математический, химико-математический, историко-юридический и гуманитарный.

Методические материалы обучения одаренных лицеистов разрабатываются учителями с учетом индивидуальности ребят и видением перспективы развития их способностей.

В гуманитарном профиле главное место в программе работы с одаренными детьми отводится проектной и исследовательской деятельности, в которой учитель является консультантом, а способ усвоения учебного материала выбирается самим школьником.

Система работы с одаренными детьми в лицее сочетает в себе не только организацию учебного пространства и процесса, но и воспитательный процесс в системе с индивидуальным маршрутом комплексного сопровождения каждого одаренного ребенка.

Результативность работы с одарёнными лицеистами прослеживается в качестве их участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, соревнованиях разного уровня (школьных, районных, республиканских, общероссийских), между тем, эти мероприятия не являются основной формой работы с одаренными детьми, а выступают трибуной, где они могут продемонстрировать свои знания и получить одну из форм обратной связи по оценке уровня их знаний.

Ученые признают, что ребенку с признаками одаренности присущи склонности к исследовательскому типу поведения и познанию окружающего мира с помощью исследования.

На наш взгляд, исследовательская и проектная работа талантливого учащегося способствуют диагностике и развитию его одаренности.

Наш опыт создания научно-творческой лаборатории по русскому языку первичен в условиях лицея. Этот проект создан под руководством Калмыцкого государственного университета в целях вовлечения школьников в поиск новых нестандартных идей в решении научных и инновационных задач.

Одной из важных задач проекта стала интеграция научной и деловой активности студентов и школьников под руководством научно- педагогических работников Калмыцкого госуниверситета. Другая не менее важная задача проекта заключается в профориентационной работе с лицеистами и вовлечения их в научно-исследовательский процесс.

Будучи исполнителем проекта, я подготовила портфель документов для участия в отборочном туре на соискание внутривузовского гранта. Всего было подано 18 заявок на 5 проектов, наша заявка набрала более чем максимальное количество баллов и научно-творческая лаборатория (НТЛ) приступила к работе.

НТЛ по русскому языку создана при кафедре русского языка и общего языкознания КалмГУ, руководителем грантовского проекта является доктор филологических наук, профессор Трофимова Светлана Менкеновна. Заявленная тема НТЛ - «Эргонимы коммерческих объектов города Элисты».

Цель научно-исследовательской работы лаборатории заключается в исследовании эргонимов коммерческих объектов города Элисты.

Задачи НИР состоят в выявлении эргонимов коммерческих объектов и распределению их по тематическим группам; рассмотрении эргонимов коммерческих объектов эргонимов коммерческих объектов в лексико-графическом аспекте; изучении региональных и национальных особенностей эргонимов коммерческих объектов города Элисты.

Определен объект исследования - названия коммерческих предприятий (деловых объектов, организаций, учреждений, фирм), зарегистрированных на территории города Элисты.

Предметом исследования стали аспекты эргонимов коммерческих объектов: тематический и лексикографический.

Основанием избрания темы исследования послужило стремление исследовать вопросы роста создаваемых эргонимов в городе Элиста. Этот процесс отличается широким развитием во всех языках мира и наличием как общих черт и закономерностей, так и различий в образовании эргонимов в разных языках. Участников заинтересовали вопросы - влияет ли процесс возникновения новейших эргонимов на лексику русского языка, возможно ли составить тематический словарь эргонимов и выполнить их лексикографическое описание?

В составе НТЛ по русскому языку студенты 1-2 курсов направления «филология» и лицеисты девятого класса гуманитарного профиля Элистинского лицея.

Работа НТЛ по русскому языку проходит в форме семинаров, ежемесячных заседаний, трехдневных сессий с защитой промежуточных результатов научных исследований, консультаций научных руководителей и круглых столов по проблемам исследований.

Тематика заседаний НТЛ обусловлена актуальным состоянием исследовательской работы участников в русле общей темы.

Весь состав разделен на микрогруппы, где кураторами являются студенты КалмГУ. Каждой микрогруппе выдано задание по обследованию отдельных районов города Элисты на предмет выявления названий объектов коммерческих структур (магазинов, кафе, ресторанов, клубов и пр.).

Календарный график исследовательской работы запланирован на девять месяцев - с марта по ноябрь, 2015 года.

На сегодня проведены два заседания НТЛ по русскому языку и обучающий семинар с участием профессора ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», доктора филологических наук В. И. Супрун.

Участники осуществили два эскпедиционных исследования, по результатам которых идет подготовка к сессии НТЛ.

Лицеисты - участники НТЛ в ходе исследовательской работы глубоко заинтересованы результатами исследования, они раскрыли свои лучшие способности: умение кропотливо и скрупулезно собирать экспериментальный материал, применять методы анализа и теоретической обработки собранных данных, создавать основательную теоретическую платформу доказательности сведений.

Обучающихся увлекла ценность самого исследования, ведь впервые с их помощью ученые КалмГУ осуществляют системный анализ эргонимов коммерческих объектов города Элисты, что способствует дальнейшему развитию социолингвистики в контексте изучения языка города и в контексте изучения ономастического пространства города. Не менее важным для учащихся стал и тот факт, что по итогам исследования, осуществляемого с их непосредственным участием, будет создан сайт эргонимов города Элисты.

В целом, работа НТЛ по русскому языку позволила мне увидеть в моих лицеистах юных исследователей, будущих профессионалов в области русского языка, увлеченных наукой.

Возвращаясь к актуальным вопросам развития одаренных детей, необходимо подчеркнуть, что в условиях модернизации системы общего образования с учетом ФГОС одной из основных функций школы должна стать функция развития одаренности, которая заключается не только в выявлении одаренного школьника, но и в его поддержке, развитии и профессиональном сопровождении.

На наш взгляд, в современных условиях формы организации работы с одаренными школьниками, подобные описанной выше НТЛ по русскому языку, должны найти все большее применение в практике школы, поскольку они являются высокопродуктивной формой, а этот фактор привлекает школьников больше, чем другие формализованные модели.

Библиографический список

1. Боброва, И. А., Черноусенко, Т. И., Чурсинова, О. В. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения [Текст] / И. А. Боброва [и др.]. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. - 2012. - С. 121.

2. Гафурова, Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе «школа - ВУЗ» [Текст] // Инновации в образовании. - 2004. - №4. - С.121.

3. Гринько, Е. П. Обучение интеллектуально одаренных детей: методологические основания [Текст] / Е. П. Гринько; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина // Педагогическая наука в условиях создания национальной инновационной системы: сб. материалов респ. науч. - практ. конф., 24 апреля 2008 г. - Брест: Изд-во БрГУ, 2008. - С. 36-39.

4. Савченко, Н.В. Влияние «эффекта олимпиады» на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников [Текст] // Одарённый ребёнок. - 2004. - № 4. - С.60-62.

5. Синянин, Н. Ю., Зайцев, Н. В. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / под ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. - М., 2010. - С 176.

6. Супрун В.И. Размышления над ономастической терминологией// Известия Волгоградского государственного педагогического университета - 2011 - №8 - с. 133-138

7. Холодная, М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития [Текст] / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2011. - № 5. - С. 77.


© 2010-2022