- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе на тему: М. Ю. Лермонтов. Лирика
Урок по русской литературе на тему: М. Ю. Лермонтов. Лирика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пацай С.С. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Лирика. Пафос вольности и протеста, любви к родине, роли поэзии и поэта.
Цели урока:
Обучающая: прививать учащимся интерес к творчеству поэта, продолжить знакомство с поэзией М. Лермонтова, показать злободневность содержания произведений.
Развивающая: развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, интерес к произведениям.
Оборудование: портреты М. Ю. Лермонтова, мультимедийная доска, проектор.
Наглядность: портрет поэта, иллюстрации.
Ход урока :
Эпиграф к уроку.
И толковала чернь тупая: "Зачем так звучно он поет?"
А.С. Пушкин
I Проверка домашнего задания.
- Рассказать о детских и юношеских годах поэта.
- Какие отличительные черты лирики Лермонтова?
- Что вы узнали о жизни Лермонтова в Петербурге и второй ссылке?
- Чем дорог нам Лермонтов?
II Изучение нового материала.
1. Тема
2. Цель.
3. Мотивация.
4. Объяснение.
Главная тема лирики - трагическая судьба человека, неудовлетворенного окружающей жизнью, мечтающем о свободе.
1) Стихотворение «1-е января»(«Как часто, пестрою толпою окружен…»)
Резкое осуждение светского общества звучит в этом стихотворении. В чуждой светской среде Лермонтов чувствует себя страдающим, одиноким. Его не прельщают ни суета пустого общества, ни блеск такого общества, ему противны бездушные люди.
В тяжелые минуты он переносится в прошлое. Перед ним проносится детство, деревня.
В обществе где он бывает царит ложь, лицемерие, обман, коварство.
Мотивы одиночества, как выражение протеста против общественных условий звучат в стихотворениях: «Парус», «И скучно, и грустно», «Тучи», «Утес», «Сосна», «Выхожу один я на дорогу».
- Какова тема стихотворения?
- Почему у поэта возникла ненависть к обществу?
Слушание стихотворения «1-е января»
Какая тема звучит в этом стихотворении?
Слушание романса «Выхожу один я на дорогу»
2) Горячая любовь к родине - одна из ведущих тем в лирике поэта. В стихотворениях «Жалобы турка», «Бородино», «Два великана», «Родина» поэт описывает простой народ, его труд, подвиги.
Стихотворение «Родина» было написано в 1841 году за несколько месяцев до его трагической гибели свидетельствует о кровной связи поэта с народом.
«Родина» - это образ русской земли. Поэт выражает искреннюю любовь к ней. Источником патриотизма была Россия народная, деревенская, с ее прекрасной природой. С чувством сострадания поэт смотрит на жизнь трудового народа. Он видит следы упорного труда.
Вопросы:
- Какой изображает свою родину поэт?
- Чем он восхищен?
- Почему свою любовь он называет «странной»?
Слушание стихотворения «Родина» (аудиозапись)
3) Одним из самых выдающихся произведений всей русской революционной поэзии является стихотворение «Смерть поэта».
Поэт скорбит о смерти поэта, требует справедливого суда над виновниками его смерти. Лермонтов характеризует Дантеса как подлого убийцу, карьериста, иноземца, который презирает русский народ, его культуру.
Это стихотворение соединяет в себе элегию (грустное размыщление), сатиру (где с уничтожающей силой обрушился на виновников гибели поэта).
Стихотворение отличается большой эмоциональностью и художественной выразительностью: много эпитетов, метафор, сравнений.
Вопросы:
- Определите тему и идею стихотворения.
- Чего требует поэт?
Слушание стихотворения (аудиозапись)
III Итог урока.
- С какими произведениями Лермонтова познакомились?
- Какие темы звучат в стихотворениях «Родина», «1-е января», «Смерть поэта»?
IV Домашнее задание.
Выучить наизусть «Смерть поэта»