- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Авторская программа Культура речи в 6-9 классах
Авторская программа Культура речи в 6-9 классах
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бардина С.М. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Авторская программа по курсу русского языка
«Культура речи в 6-9 классах»
Разработана: Бардина С.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №27» НМР РТ
Пояснительная записка
Грамматика не учит хорошо говорить,
потому что говорить правильно
и говорить хорошо - совсем не одно
и то же.
В.Г. Белинский
Работа по развитию культуры речи учащихся - это работа над правильностью речи, простотой, ясностью, богатством, речевым разнообразием и интонационной выразительностью. В повседневной жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи - к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому нужно учить.
Неумение общаться, правильно строить высказывания, вести себя в той или иной ситуации, речевые ошибки и недочеты отрицательно сказываются на результативности общения, так как они свидетельствуют о недостаточном уровне образования, коммуникативной культуры человека, тем самым вызывая к нему недоверие и мешая добиться успеха.
Нам могут возразить, что на всех уровнях изучения языка дети тренируются в умении связно говорить: когда они отвечают на проблемные вопросы учителя, пересказывают текст учебника, выступают с докладами, сообщениями и т.д.. Но многие согласятся с тем, что далеко не всегда учитель бывает удовлетворен как будто бы неплохим ответом ученика, который в целом усвоил материал, но «ушел от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.
И такие недочеты в ответах учеников не случайны, ведь у них, на наш взгляд, недостаточно тех необходимых знаний и умений, так как сфера человеческого общения настолько разнообразна, что невозможно учесть в рамках образовательных стандартов все жизненные речевые ситуации.
Мы должны развивать у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Для этого в данном курсе мы попытались раскрыть само понятие общения, его значение в жизни, познакомить учеников с правилами успешного общения. Важно, чтобы будущие выпускники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с коллегами, партнерами по общению и т.д. Безусловно, необходимо, чтобы они были готовы пополнять свои знания, опираясь на приобретенные общеучебные навыки.
Владение русским языком, речью, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык и родная речь обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
На занятиях спецкурса «Культура речи» используется художественная, справочная, научно - популярная, методическая литература, ориентированная на изучение и применение в жизни правил по речевому этикету, культуре речи, деловому общению, риторике; применяются такие технические средства, как электронный учебник, аудио-видеотехника, мультимедийное оборудование, а также современные компьютерные технологии, в том числе и ресурсы Интернета.
Основными формами проведения спецкурса являются: групповые занятия, индивидуальные консультации, коллективные и индивидуальные проекты по занятиям, пресс-конференции, малые научные конференции, деловые игры, диспуты, дебаты, презентации.
Ведущее место по развитию речи занимает словесное творчество учащихся. Наиболее подходящим видом творческих работ будут письма и небольшие рассказы, сказки, детективы, стихотворные послания, презентации, сочинения, проекты, конкурсы и т.д. И сам процесс работы и конечный результат заинтересует учащихся и станет достойной мотивацией их дальнейшей творческой деятельности.
Знания, которые школьники почерпнут в ходе изучения материала, представленного в данном спецкурсе, будут интересны и помогут им в дальнейшем найти свое место в жизни, адаптироваться к ее быстро изменяющимся условиям и, следовательно, быть социально активными личностями. Именно в решении задач современного общения мы видим актуальность данного спецкурса, создающего базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений школьников.
Содержание спецкурса «Культура речи в 6-9 классах» выходит за рамки общеобразовательных стандартов, является предметом по выбору в числе дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района работает по программе многопрофильной школы. Данный спецкурс проводится для учащихся средних классов на этапе предпрофильного обучения с целью дальнейшего продолжения обучения в классах социально - гуманитарного профиля.
Цели курса:
- расширение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковых нормах и их разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- развитие и совершенствование способности и готовности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры;
- повышение качества образования, общей грамотности учащихся, совершение знания русского языка как учебного предмета.
В результате изучения учащиеся должны знать/понимать:
-
связь языка и истории, речевой культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: общение, язык, речевое общение (официальное и неофициальное, публичное и непубличное, непосредственное и опосредованное, диалогическое и монологическое, их особенности), речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства), языковая норма, культура речи, вербальные и невербальные средства общения;
-
условия речевого общения, успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата, причины коммуникативных неудач и пути их преодоления;
уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание спецкурса «Культура русской речи в 6-9 классах»
Данный спецкурс включает следующие разделы:
I. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.
Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного и письменного рассказов о ведении деловых переговоров.
Возможные виды деятельности: беседа, диспут, рефераты, компьютерная презентация, проекты по культуре речи: «Дежурная улыбка», «Цветочный этикет», «Молодежный сленг и отношение к нему», «Ораторская речь» и другие.
II. Риторика как наука о красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное, информационное, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступления. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение.
Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория.
Развитие речи. Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого и т.д. Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера. Проведение конкурса публичных выступлений агитационного характера.
Возможные виды деятельности: риторические бои, дебаты, компьютерная презентация, защита проектов, конкурсы: «Если бы я был президентом...», «Если б я был директором школы..», «Если бы я был меценатом…» и другие.
III Культура общения. Психологические основы общения. Общение в школе. Деловое общение. Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.
Развитие речи. Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, встречи с родителями, интервью с известными людьми города, составление делового письма, выступление на телевидении.
Возможные виды деятельности: инсценировка произведений художественной литературы, просмотр кинофильмов для анализа взаимоотношений героев, беседы, деловые игры, психологические тесты и другое.
6 класс (32 часа)
Введение. «Умение говорить - искусство. Уметь слушать - культура» (Д.С.Лихачев).
Уметь говорить, слушать, слышать. Выбор слова. Этика как наука. Хорошие манеры в жизни. Деловой этикет. Визитная карточка. Деловые подарки. Бизнес - культура. Этикет гостеприимства. Цветочный этикет.
Данный курс рассматривает популярность и доступность форм изложения основных норм и правил современного этикета, без соблюдения которых невозможно добиться успеха и иметь репутацию делового человека.
Понятия: культура речи, этикет, порядок представлений и знакомств, имидж делового человека, визитная карточка, презентация, подарки.
7 класс (32 часа)
Введение. Культура речи. Характер собеседника. Невербальное общение, дежурная улыбка. Письменные документы. Общение по телефону. Деловые встречи. Визитные карточки. Конфликты в общении. Разрешение конфликтов.
Данный курс рассматривает практические вопросы: что и как надо делать, чтобы успешно общаться с собеседником, преодолевать барьеры в общении, эффектно убеждать, разрешать конфликты, искусно вести деловой разговор.
Понятия: культура речи, деловое общение, вербальное и невербальное средство общения, культура делового человека, культура ведения полемики.
8 класс (32 часа)
Введение. Культура речи и общение. Поэтическое обращение. Общение в школе. Молодежный сленг. Культура общения. Речевые ситуации. Виды культуры. Виды и приемы делового общения. Общение в локальной сети. Особенности речи жителей Нижнекамска. Речевые ситуации.
Понятия: культура речи, распространенные формулы речевого этикета - обращение, благодарность, приветствие, прощание.
9 класс (32 часа)
Введение. Культура речи. Ораторская речь: выбор темы, композиция речи, особенности речи. Законы логики. Приемы изложения, объяснения. Виды подготовки к выступлениям. Особенности развлекательной, информационной, убеждающей, призывающей речи. Взаимодействие оратора и слушателя. Авторитетное мнение. Литературные приемы. Наглядные пособия. Цитирование. Афоризмы.
Данный курс рассматривает овладение техникой звучащего слова, культурой и выразительностью речи, сохранение творческого самочувствия, владение импровизацией и юмором в процессе публичного выступления.
Понятия: культура речи, риторика, ораторское искусство, полемическое мастерство, аргументы, аудитория.
Календарный - тематический план учебных занятий
по культуре речи в 6 классе
№
Тема
Количество часов
Виды контроля,
измерители
Характеристика деятельности учащихся
Дата
По плану
Факти -чески
1
Введение. «Язык мой - друг мой»
2
Тесты
Беседа
Сочинение
2.
Хорошие манеры в жизни светского человека.
2
Практические работы
Устный рассказ
3
Современный этикет
2
Индивидуальная работа
Практическая работа
Реферат
Лекция.
Занятие в краеведческом музее
4
Лицо визитной карточки
2
Карточки
Индивидуальная работа
Индивидуальное сообщение
Беседа
5
Деловые подарки как часть бизнес культуры
2
Практическая работа
Индивидуальное сообщение
Беседа
6
Бизнес-букет в практике деловых мероприятий
2
Индивидуальная работа
Практическая работа
Индивидуальное сообщение
Беседа
7
Управление репутацией
2
тесты
Сочинение
8
Этикет в контексте всемирной истории
2
Индивидуальная работа
Практическая работа
Индивидуальное сообщение
Беседа
9
Семейный этикет
2
Индивидуальная работа
Практическая работа
Беседа, просмотр видеозаписей
10
Традиции русского застолья и столовый этикет
2
Практические работы
лекция
11
Правила столового этикета
2
Индивидуальная работа
Практическая работа
Беседа
12
Чайная церемония. Традиции чайной церемонии правила и традиции
2
Практика
Беседа
13
Цветочный этикет.Букеты
2
Практика
Беседа
14
Подарочный этикет.Как принимать подарки.
2
Практика
Лекция
15
«Мы идем в гости»
2
Тестирование
16
Итоговое занятие. Защита проекта учащегося
2
Показ презентаций
беседа
Итого: 32 часа
Список литературы для учителя
-
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки русской культуры, 2001.
-
Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. // Об античной поэзии. - СПб.: Азбука, 2000.
-
Колесникова Э.В. Десять лекций по риторике. - М.: МАКС Пресс, 2003.
-
Колесникова Э.В. Слова языка: Статьи по лингвистике и риторике. - М.: МАКС Пресс, 2003.
-
Культура русской речи: Учебник для вузов // Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. - М.: НОРМА, 2000.
-
Общая риторика. - М.: Прогресс, 1986.
-
Ремнева М.Л. Пути развития русского литературного языка XI-XVII вв. - М.: МГУ, 2003.
-
Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект - Пресс, 2000.
-
Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1999.
-
Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.
Список литературы для учащихся
-
Алпатов В.М. История лингвистический учений: Учебное пособие. - М.: Языки славянской культуры, 2001.
.
-
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1978.
-
Ильинская И.С. О богатстве русского языка. - М.: Наука, 1993.
-
Русский язык конца XX столетия (1985-1995). - М.: Язык русской культуры, 2000.
-
Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. М.: УРСС, 2003.
12