- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Конспект урока по русскому языку Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дементьева М.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку.
5 класс.
Тема: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Дементьева М.С.
Содержание.
Комментарий к уроку.
Технологическая карта урока.
Приложение (материалы к уроку).
Тема
«Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты
(УУД)
Предметные:
-
развить умение формулировать определение понятий;
-
ввести понятие предложения с прямой речью;
-
формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
-
ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
-
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические и умения
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать
сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей
деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и
деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к
познавательной деятельности.
Основные понятия
Прямая речь, косвенная речь, кавычки, глаголы говорения
Решаемые проблемы
Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с
прямой речью?
Деятельностный компонент
Урока
Уметь:
- находить прямую речь в предложении;
- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания
Эмоционально-ценностный
компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы
Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, учебник.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Организационный
Момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает
благоприятный психологический настрой на работу.
У: Здравствуйте, ребята! Вы наверняка уже успели заметить, что на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Поэтому давайте постараемся сами насладиться уроком и поработать так, чтобы и нашим гостям понравилось!
После того, как вы осмотрите рабочее место и убедитесь в том, что все принадлежности для урока готовы, откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и пропустите две строки для темы!
Приветствуют учителя, проверяют
свою готовность к уроку.
На доске:
Пятнадцатое декабря. Классная работа.
Пропущенная строчка для темы!
1. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание
условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1.
У: А теперь я прошу обратить всё ваше внимание на доску. Прочитайте предложения. Чем они различаются?
Записать без знаков!!
-
Мама сказала мне, что на выходные мы поедем к бабушке.
-
Мама сказала мне: «На выходные мы поедем к бабушке».
Подумайте, ребята, какое предложение точнее передаёт слова мамы? Почему?
Одно из этих предложений с прямой речью. Как вы думаете какое?
Запишите его в тетради. А какие знаки нужно ставить в предложении с прямой речью? И куда их нужно ставить?
Формулируют ответы на вопросы
учителя, записывают предложение.
Предложения на доске.
2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в деятельности
Организация учебного процесса на этапе 2
У: Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке?
(Что такое предложение с прямой речью?)
-В чем вы испытали затруднение, когда мы работали с предложениями на доске?
(С постановкой знаков препинания в предложении с прямой речью.)
Отвечают на вопросы учителя
3. Выявление места
и причины
затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение,выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем
именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Формулирование темы урока.
У: Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока - «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)
Запишите
У: Каковы цели нашего урока?
Учитель записывает на доске:
-
Вспомнить, что такое прямая речь?
-
Уметь отличать от других предложений предложения с прямойречью?
-
Научиться оформлять на письме предложения с прямой речью?
У: Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?
Слово речь нам знакомо? (Дарина скажет)
Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Приведите примеры их употребления.
А чего мы не знаем? ( Прямая речь)
Почему не ломаная? Давайте разберемся.
Словарь!!!
Что значит «прямая»? (прямо, честно переданная, правдивая).
Ребятки, вспомните, пожалуйста, что же такое Прямая речь? Что вы говорили о ней в 4 классе?
Прямая речь - это слова говорящего, передаваемое без изменения.
У: Запишите в тетради определение.
Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).
Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)
Обратите внимание, что прямая речь всегда пишется с прописной буквы.
Речь - это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания)
Если кричал, восхищался, говорил взволнованно - (!)
Если спросил - (?)
Если спокойно говорил - ( .)
Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П»!
Ребята, вспомните, когда мы с вами читаем произведение по ролям, как мы называем слова, которые никому из героев не принадлежат?
Например, из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом…»
(Слова автора)
Предложения с прямой речью состоят из «П» и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а.
Представим схематически предложения с прямой речью! (Пишем схему со стрелочками!)
Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-».
Внимательно посмотрите на доску, здесь представлены две схемы, где П - это прямая речь, а а и А - это слова автора: подумайте и скажите когда мы будем писать (:), а когда (-)?
А: «П.?!»
«П,!?» - а.
Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы?
Чтение теоретического материала на странице 113.
У: Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком? (Слова автора, вводящие прямую речь)
Прочитаем, запишем и запомним слова, вводящие прямую речь, называются такие слова - «глаголы говорения»:
Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.
Учащиеся формулируют тему
урока.
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся обсуждают, анализируют,
планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана
действий.
Работа со словарём!
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
4. Построение
проекта выхода из
затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
У: Если вы помните, в начале урока мы поставили перед собой 3 основные цели:
-
Вспомнить, что такое прямая речь?
-
Уметь отличать от других предложений предложения с прямой речью?
-
Научиться оформлять на письме предложения с прямой речью?
Две из них мы уже решили. Осталось научиться оформлять на письме предложения с прямой речью.
Предлагаю поработать в группах (6 групп)
На слайде перед вами 6 схем, с которыми вам необходимо поработать.
Ваша задача - подобрать предложение из карточки №1 к своей схеме, а также сформулировать правило постановки знаков препинания к ней.
Результат:
1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы (первое слово) и
заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками.
Графически это выгладит так:
А: "П? " (Он спросил: "Куда ты собрался? "),
А: "П! " (Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "),
А: "П". (Он ответил: "Схожу-ка в магазин".)
2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая.
Это графически выгладит следующим образом:
"П? " - а. ("Куда ты собрался? " - спросил он.) ,
"П! " - а. ("Никуда не ходи! " - вскрикнул он) ,
"П", - а. ("Схожу-ка в магазин", - ответил он. )
Учащиеся обсуждают, анализируют,
планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана
действий.
Слайд 5
5. Реализация
построенного
проекта
Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока.
Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.
У: Ребята, теперь, когда мы реализовали все поставленные в начале урока цели, можем вернуться к предложению, в котором мы так и не сумели поставить знаки.
Мама сказала мне: «На выходные мы поедем к бабушке».
А: «П».
Составляют схему, делают вывод.
Физкультминутка
Давайте прервёмся на немного! Наши ручки устали, наши глазки устали! Давайте все встряхнём ручками несколько раз! А теперь все дружно посмотрите глазками в самый верхний правый угол, теперь в левый, теперь вверх, и теперь вниз! Умнички! Продолжаем работать!
Делают упражнения.
6. Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в
тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.
У: Нам необходимо закрепить полученные знания! К доске 2 человека по желанию!
Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», - отвечает пастух. «А кто хозяин?» - интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик».
Анализируют, сопоставляют и
обобщают.
7. Включение в
систему знаний и
повторения
Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 7
У: Чтобы закрепить полученные знания, посмотрите на доску, здесь вы видите текст, который нужно полностью восстановить.
Запишите, пожалуйста, этот текст, дополнив его недостающими словами.
Восстановление текста
-
Прямая речь -это слова ________ , передаваемые без изменения.
-
В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.
-
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы
Вписывают ответы
Слайд 6
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 8
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке
Осуществляют самоконтроль,
оценивают свою работу.
Осуществляют самооценку
собственной учебной деятельности,
соотносят цель и результат.
Обсуждают формы работы на уроке
и возникшие трудности
9. Информация о
Домашнем задании,
инструктаж поего
выполнению
1) выучить правила
2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина,
записать их, составить схемы;
Записывают задание.
Слайд 7
Карточка №1
-
Он спросил: "Куда ты собрался? "
-
Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "
-
Он ответил: "Схожу-ка в магазин".
-
"Куда ты собрался? " - спросил он.
-
"Никуда не ходи! " - вскрикнул он.
-
"Схожу-ка в магазин", - ответил он.
Карточка №1
-
Он спросил: "Куда ты собрался? "
-
Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "
-
Он ответил: "Схожу-ка в магазин".
-
"Куда ты собрался? " - спросил он.
-
"Никуда не ходи! " - вскрикнул он.
-
"Схожу-ка в магазин", - ответил он.
Карточка №1
-
Он спросил: "Куда ты собрался? "
-
Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "
-
Он ответил: "Схожу-ка в магазин".
-
"Куда ты собрался? " - спросил он.
-
"Никуда не ходи! " - вскрикнул он.
-
"Схожу-ка в магазин", - ответил он.
(Группа 1) А: "П? "
(Группа 2) А: "П! "
(Группа 3) А: "П".
(Группа 4) "П? " - а.
(Группа 5) "П! " - а.
(Группа 6) "П", - а.
Комментарий к уроку.
Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью» адресован учащимся 5
класса и разработан в рамках технологии системно-деятельностного метода обучения в
соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две
цели:
-
Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в
предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.
-
Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на
уроке.
В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы (6 групп).
На занятии формируются универсальные учебные действия:
-
Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль,
самооценка и корректировка действий и результата;
-
Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества);
-
Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи.
Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам):
1. Мотивация учебной деятельности.
На данном этапе происходит включение учеников в работу. Создаётся проблемная ситуация.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что
они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему
урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: работая в группах, составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи.
5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе ученики возвращаются к поставленному в начале урока вопросу и предложению. В соответствии с приобретёнными знаниями делают вывод.
6.Первичное закрепление.
Двое ребят у доски на слух работают с предложениями, составляют их схемы, остальные работают в тетрадях.
7.Включение в систему знаний и повторения.
Ребята работают с текстом, который необходимо править с помощью полученных знаний по теме.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают
степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке.
9. Домашнее задание.
Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника. Подбирают 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, составляют схемы.
-
Практической работе уделяется весь следующий урок, на котором будут отрабатываться навыки применения правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.