Конспект урока по русскому языку Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Урок по русскому языку.

5 класс.

Тема: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».









Составитель:

учитель русского языка и литературы

Дементьева М.С.


Содержание.

Комментарий к уроку.

Технологическая карта урока.

Приложение (материалы к уроку).

Тема

«Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты

(УУД)

Предметные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать

сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей

деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и

деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к

познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, косвенная речь, кавычки, глаголы говорения

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с

прямой речью?

Деятельностный компонент

Урока

Уметь:

- находить прямую речь в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания

Эмоционально-ценностный

компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.


Технологическая карта урока.


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный

Момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает

благоприятный психологический настрой на работу.

У: Здравствуйте, ребята! Вы наверняка уже успели заметить, что на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Поэтому давайте постараемся сами насладиться уроком и поработать так, чтобы и нашим гостям понравилось!

После того, как вы осмотрите рабочее место и убедитесь в том, что все принадлежности для урока готовы, откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и пропустите две строки для темы!

Приветствуют учителя, проверяют

свою готовность к уроку.

На доске:

Пятнадцатое декабря. Классная работа.

Пропущенная строчка для темы!

1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание

условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1.

У: А теперь я прошу обратить всё ваше внимание на доску. Прочитайте предложения. Чем они различаются?

Записать без знаков!!

  1. Мама сказала мне, что на выходные мы поедем к бабушке.

  2. Мама сказала мне: «На выходные мы поедем к бабушке».

Подумайте, ребята, какое предложение точнее передаёт слова мамы? Почему?

Одно из этих предложений с прямой речью. Как вы думаете какое?

Запишите его в тетради. А какие знаки нужно ставить в предложении с прямой речью? И куда их нужно ставить?

Формулируют ответы на вопросы

учителя, записывают предложение.

Предложения на доске.

2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

У: Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке?

(Что такое предложение с прямой речью?)

-В чем вы испытали затруднение, когда мы работали с предложениями на доске?

(С постановкой знаков препинания в предложении с прямой речью.)

Отвечают на вопросы учителя

3. Выявление места

и причины

затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение,выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем

именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Формулирование темы урока.

У: Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока - «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)

Запишите

У: Каковы цели нашего урока?

Учитель записывает на доске:

  • Вспомнить, что такое прямая речь?

  • Уметь отличать от других предложений предложения с прямойречью?

  • Научиться оформлять на письме предложения с прямой речью?

У: Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?

Слово речь нам знакомо? (Дарина скажет)

Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Приведите примеры их употребления.

А чего мы не знаем? ( Прямая речь)

Почему не ломаная? Давайте разберемся.

Словарь!!!

Что значит «прямая»? (прямо, честно переданная, правдивая).

Ребятки, вспомните, пожалуйста, что же такое Прямая речь? Что вы говорили о ней в 4 классе?

Прямая речь - это слова говорящего, передаваемое без изменения.

У: Запишите в тетради определение.

Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).

Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)

Обратите внимание, что прямая речь всегда пишется с прописной буквы.

Речь - это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания)

Если кричал, восхищался, говорил взволнованно - (!)

Если спросил - (?)

Если спокойно говорил - ( .)

Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П»!

Ребята, вспомните, когда мы с вами читаем произведение по ролям, как мы называем слова, которые никому из героев не принадлежат?

Например, из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом…»

(Слова автора)

Предложения с прямой речью состоят из «П» и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а.

Представим схематически предложения с прямой речью! (Пишем схему со стрелочками!)

Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-».

Внимательно посмотрите на доску, здесь представлены две схемы, где П - это прямая речь, а а и А - это слова автора: подумайте и скажите когда мы будем писать (:), а когда (-)?

А: «П.?!»

«П,!?» - а.

Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы?

Чтение теоретического материала на странице 113.

У: Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком? (Слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем, запишем и запомним слова, вводящие прямую речь, называются такие слова - «глаголы говорения»:

Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

Учащиеся формулируют тему

урока.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся обсуждают, анализируют,

планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана

действий.

Работа со словарём!



Слайд 1























Слайд 2







Слайд 3









Слайд 4

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

У: Если вы помните, в начале урока мы поставили перед собой 3 основные цели:

  • Вспомнить, что такое прямая речь?

  • Уметь отличать от других предложений предложения с прямой речью?

  • Научиться оформлять на письме предложения с прямой речью?

Две из них мы уже решили. Осталось научиться оформлять на письме предложения с прямой речью.

Предлагаю поработать в группах (6 групп)

На слайде перед вами 6 схем, с которыми вам необходимо поработать.

Ваша задача - подобрать предложение из карточки №1 к своей схеме, а также сформулировать правило постановки знаков препинания к ней.

Результат:

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы (первое слово) и

заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками.

Графически это выгладит так:

А: "П? " (Он спросил: "Куда ты собрался? "),

А: "П! " (Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "),

А: "П". (Он ответил: "Схожу-ка в магазин".)

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая.

Это графически выгладит следующим образом:

"П? " - а. ("Куда ты собрался? " - спросил он.) ,

"П! " - а. ("Никуда не ходи! " - вскрикнул он) ,

"П", - а. ("Схожу-ка в магазин", - ответил он. )

Учащиеся обсуждают, анализируют,

планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана

действий.









Слайд 5








5. Реализация

построенного

проекта

Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока.

Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.

У: Ребята, теперь, когда мы реализовали все поставленные в начале урока цели, можем вернуться к предложению, в котором мы так и не сумели поставить знаки.

Мама сказала мне: «На выходные мы поедем к бабушке».

А: «П».

Составляют схему, делают вывод.

Физкультминутка

Давайте прервёмся на немного! Наши ручки устали, наши глазки устали! Давайте все встряхнём ручками несколько раз! А теперь все дружно посмотрите глазками в самый верхний правый угол, теперь в левый, теперь вверх, и теперь вниз! Умнички! Продолжаем работать!

Делают упражнения.

6. Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в

тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

У: Нам необходимо закрепить полученные знания! К доске 2 человека по желанию!

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», - отвечает пастух. «А кто хозяин?» - интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик».

Анализируют, сопоставляют и

обобщают.

7. Включение в

систему знаний и

повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 7

У: Чтобы закрепить полученные знания, посмотрите на доску, здесь вы видите текст, который нужно полностью восстановить.

Запишите, пожалуйста, этот текст, дополнив его недостающими словами.

Восстановление текста

  • Прямая речь -это слова ________ , передаваемые без изменения.

  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы

Вписывают ответы





Слайд 6

8. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 8

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке

Осуществляют самоконтроль,

оценивают свою работу.

Осуществляют самооценку

собственной учебной деятельности,

соотносят цель и результат.

Обсуждают формы работы на уроке

и возникшие трудности

9. Информация о

Домашнем задании,

инструктаж поего

выполнению

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина,

записать их, составить схемы;

Записывают задание.

Слайд 7





Карточка №1


  1. Он спросил: "Куда ты собрался? "

  2. Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "

  3. Он ответил: "Схожу-ка в магазин".

  4. "Куда ты собрался? " - спросил он.

  5. "Никуда не ходи! " - вскрикнул он.

  6. "Схожу-ка в магазин", - ответил он.

Карточка №1


  1. Он спросил: "Куда ты собрался? "

  2. Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "

  3. Он ответил: "Схожу-ка в магазин".

  4. "Куда ты собрался? " - спросил он.

  5. "Никуда не ходи! " - вскрикнул он.

  6. "Схожу-ка в магазин", - ответил он.

Карточка №1

  1. Он спросил: "Куда ты собрался? "

  2. Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "

  3. Он ответил: "Схожу-ка в магазин".

  4. "Куда ты собрался? " - спросил он.

  5. "Никуда не ходи! " - вскрикнул он.

  6. "Схожу-ка в магазин", - ответил он.

(Группа 1) А: "П? "

(Группа 2) А: "П! "

(Группа 3) А: "П".

(Группа 4) "П? " - а.

(Группа 5) "П! " - а.

(Группа 6) "П", - а.



Комментарий к уроку.


Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью» адресован учащимся 5

класса и разработан в рамках технологии системно-деятельностного метода обучения в

соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две

цели:

  • Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в

предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.

  • Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на

уроке.

В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы (6 групп).

На занятии формируются универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль,

самооценка и корректировка действий и результата;

  • Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества);

  • Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи.

Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам):

1. Мотивация учебной деятельности.

На данном этапе происходит включение учеников в работу. Создаётся проблемная ситуация.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что

они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему

урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: работая в группах, составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи.

5. Реализация построенного проекта.

На этом этапе ученики возвращаются к поставленному в начале урока вопросу и предложению. В соответствии с приобретёнными знаниями делают вывод.

6.Первичное закрепление.

Двое ребят у доски на слух работают с предложениями, составляют их схемы, остальные работают в тетрадях.

7.Включение в систему знаний и повторения.

Ребята работают с текстом, который необходимо править с помощью полученных знаний по теме.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают

степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке.

9. Домашнее задание.

Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника. Подбирают 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, составляют схемы.


  • Практической работе уделяется весь следующий урок, на котором будут отрабатываться навыки применения правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.




© 2010-2022