- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Контрольная работа (промежуточная аттестация по литературе) на тему Анализ лирического произведения (на примере стихотворения А. С. Пушкина Анчар) в 9 классе
Контрольная работа (промежуточная аттестация по литературе) на тему Анализ лирического произведения (на примере стихотворения А. С. Пушкина Анчар) в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Азанова Е.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Контрольная работа по литературе в 9 классе
(промежуточная аттестация по литературе)
Анализ лирического произведения.
Вопросы и задания:
1. Какими средствами художественной выразительности поэт создаёт страшную картину выжженной пустыни и одинокого дерева смерти? Почему, по-вашему, стихотворение открывается этой картиной, занимающей, кстати, пять строф из девяти?
2. Переходя от описания к повествованию, Пушкин употребляет противительный союз «но». Что он этим хочет сказать?
3. Почему, начиная рассказ об отношениях господина (князя) и раба, поэт называет того т другого человеком, а не князем и рабом («НО ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК ПОСЛАЛ К АНЧАРУ ВЛАСТНЫМ ВЗГЛЯДОМ…»)?
4. Как показано бесчеловечие княжеской власти? Почему князю не понадобилось ни единого слова, чтобы послать раба на верную смерть?
5. Как выражает поэт своё отношение к рабу? Почему, по-вашему, рассказывая о нём, пишет, что он не БЕССТРАШНО или ОТВАЖНО (или, как было в черновиках, БЕЗУМНО), а «ПОСЛУШНО В ПУТЬ ПОТЁК»? Почему действия князя по отношению к рабу и бездушным стрелам обозначены одним глаголом: ПОСЛАЛ, РАЗОСЛАЛ, а раб и стрелы охарактеризованы одним и тем же эпитетом: «ПОСЛУШНО (В ПУТЬ ПОТЁК)», «ПОСЛУШЛИВЫЕ (СТРЕЛЫ)»?
6. Каков, по-вашему, обобщающий смысл стихотворения? Кто страшнее, по мнению Пушкина: ужасное порождение природы, дерево смерти, губящее даже зверей, или деспотическая власть человека над человеком? Почему?
А.С.Пушкин
. АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.