Разработка урока по теме Фонетический разбор слов

Урок проводится в 10 классе, в разделе "Фонетика".  Цели: образовательные: ·        систематизация и углубление знаний, умений по фонетике, орфографии; ·         повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся; ·         активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий. развивающие: ·        развитие умственной деятельности учащихся, умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.   воспитательные: воспитание интер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Фонетический разбор слов.

Цели:

образовательные:

  • систематизация и углубление знаний, умений по фонетике, орфографии;

  • повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся;

  • активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий.

развивающие:

  • развитие умственной деятельности учащихся, умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Ход урока

Организационный этап.

Карты самоконтроля и самооценки

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

ФИ __________________________________________

этапа

Действия обучающегося

критерий

балл

1

Тема.

1 - правильно

2 - нет или неправильно


2

Устный опрос

7-8 = 3б

4-6 = 2б

1-3 = 1б


3

Эпиграф

1б - ответил

0б - не ответил


4

Постановка учебной задачи

1б - ответил

0б - не ответил


5

Повторение знаний

5 вопросов (ответов) - 5б


Работа по карточкам

8-9 - 3б

5-7 - 2б

1-4 - 1б


Самостоятельная работа

0 ошибок - 3б

1-2 ош - 2б

3-5 ош - 1б


6

Развитие речи

1б - ответил

0б - не ответил


Итог урока

18 -20 б. - «5»

11-17б. - «4»

5-10б. - «3»


Оценка за урок


  1. Формулирование темы и целей урока

- Посмотрите на доску, почему слово так странно записано? - [т а л´э р а н т н а с т´]

- Как называется такая запись слов?

- Сформулируйте тему урока и запишите её

3. Устный опрос:

- Что изучает фонетика?

- Назовите номинативную единицу фонетики?

- На какие группы можно разделить все звуки?

- Дайте характеристику гласным звукам

- Каковы особенности имеются в гласных звуках?

- Дайте характеристику согласным звукам.

- Назовите звонкие непарные, глухие непарные.

- Назовите твёрдые непарные, мягкие непарные

  1. Эпиграф ( Словарная работа)

- На доске было затранскрибировано слово «толерантность»

- Каково значение этого слова (как вы его понимаете)?

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

- Эпиграфом к нашему уроку будет цитата из статьи 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Статья 1. Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО

- Как вы понимаете это выражение?

4. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, тема нашего урока?..

- Какие учебные цели вы бы определили для себя?

- На уроке мы повторим правила фонетического разбора слов и орфографию.

Поработаем в группах, парами и индивидуально, я посмотрю, умеете ли вы сотрудничать в учебной обстановке.

Красной линией урока будет разговор о толерантности, уважении друг к другу, умении оценивать свою работу и работу других ребят.

5. Повторение и систематизация знаний.

- Начнём работу с повторения знаний о фонетике. За 2 минуты набросайте вопросы по разделу фонетика, которые вы зададите своим товарищам (работа в группе, по рядам)

Итак, мы повторили теоретический материал.

Работа по карточкам (парами)

Затранскрибируйте слова:

Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

  • сожалеть, укоризна (редукция- ослабление произношения гласных звуков),

  • сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

  • робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

  • косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),

  • счёт (стяжение- процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).

Вывод: что повторили?

- С какими новыми понятиями познакомились?

- Проявлялась ли как-то толерантность в процессе работы?

Самостоятельная работа (1 у доски)

Цель: Проверка умений проводить фонетический разбор слов

Проведите фонетический разбор слова «робкий»

Вывод: самопроверка, самооценка

- Что я знаю, чего не умею, что надо повторить?



6. Развитие речи (на слайде)

Цель: развитие связной речи, умение говорить и передавать мысли в письменной форме.

Проведите работу по определению основной проблемы. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

…Чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.

Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Конечно, можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

Каждый человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д.Гранин).

- Прокомментируйте слова Д.Гранина.

- Приведите примеры милосердия, которые вы встречали в жизни, из своего личного опыта.

В начале урока мы начали говорить о толерантности как терпении к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Статья 1. Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО

Выступление учащегося:

16 ноября Международный день толерантности

Разработка урока по теме Фонетический разбор слов

Прокомментируйте цветок толерантности

Домашнее задание:

- Запишите слова с лепестков.

«3» - фонетический разбор слов.

«4» - Эссе на одну из тем

«5» - Сочинение на одну из тем

Итог урока:

  1. Вывод по учебным задачам.

  2. Что нового узнали о толерантности

  3. Подведите итог по количеству баллов, поставьте оценки.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема. Фонетический разбор слов.

Цели:

образовательные:

  • систематизация и углубление знаний, умений по фонетике, орфографии;

  • повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся;

  • активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий.

развивающие:

  • развитие умственной деятельности учащихся, умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Оргмомент

1

Тема.

2

Устный опрос

3

Эпиграф

4

Постановка учебной задачи

5

Повторение знаний

23´

Работа по карточкам

Самостоятельная работа

15´

6

Развитие речи

Домашнее задание

Итог урока

Оценка



© 2010-2022