Урок по литературе в 5 классе Творчество А. А. Фета

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок « Творчество А. А. Фета».

Целевая аудитория: 5 класс

Цели урока:

образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;

развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока: анализ поэтического текста А.А. Фета.

Оборудование:

1) Учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,

2) карточки с литературными терминами,

3) компьютер,

4) мультимедийная установка,

5) таблица с заданиями по тексту

Дети заранее поделены на группы в зависимости от их задания:

«Библиографы» изучали биографию А. А. Фета, используя учебник, Интернет, составляли презентацию.

«Теоретики» подготовили карточки («сорбонки») по определенным средствам выразительности речи, карточки с терминами:

ЛИРИКА

Рифма - созвучие последних слогов каждой строки

Особая форма (стихотворная)

Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью

Ритм создается чередованием строф, строк, стоп

Стопа - группа слогов в стихе

Средства выразительности речи

Лирика о природе - пейзажная лирика

Лирика о мире человека - лирика сюжетная

Лирический герой

«Творческая группа» подобрала музыку, иллюстрации.

Учитель приготовил карточки для рефлексии:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что… Я для себя открыл…

Мне понравилось… На уроке мне было…

ХОД УРОКА:

  1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается не совсем обычно. Посмотрите, что нам приготовили ребята из Творческой группы (на экран проецируются портрет А. А. Фета и репродукции картин, посвященных зиме).

Звучит музыка П. И. Чайковского.

1

-Подумайте, что объединяет репродукции картин? ( Их объединяет то, что на всех изображена природа. Они все посвящены одной теме - зима).

- Где ещё мы можем встретить изображение природы? ( Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в стихах).

- Картины написаны красками, а стихотворения - словами.

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Наша задача - рассмотреть лирическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие природы.

Запишите в тетради тему урока:

А. А. Фет. Лирическое стихотворение «Чудная картина».

…Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

- Вспомните, что характерно для лирики? Составляем схему.

(На экране появляются слова- термины, приготовленные «Теоретиками»)

ЛИРИКА( ответы учеников)

Рифма- созвучие последних слогов каждой строки

Особая форма (стихотворная)

Строфа- сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью

Ритм создается чередованием строф, строк, стоп

Стопа - группа слогов в стихе

Средства выразительности речи

Лирика о природе - пейзажная лирика

Лирика о мире человека - лирика сюжетная

Лирический герой

Учитель:

- Казалось бы, зачем спорить о стихах, которые рисуют Родину, родную природу: любой из них может нравится или не нравится тем, как оно рисует знакомые картины, насколько заденет ваши чувства. Здесь уместно вспомнить слова поэта 20 века Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

- Нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства.

Звучат вопросы учителя:

Кому нужна лирика? Для чего нужна лирика?

На них мы должны сегодня ответить.

- Но сначала мы должны узнать об авторе.

«Библиографы» знакомят нас с биографией А. А. Фета и его творчеством (здесь

возможна и презентация, выполненная учениками).

2

- Во время рассказа можно в тетрадях делать записи интересных для вас фактов из

жизни А. А. Фета ( и самостоятельно из учебника).

- Внимательно прочитайте последний абзац из статьи в учебнике.

Подумайте над вопросом: что характерно для поэзии А.А. Фета.

Запишите:

Для поэзии А. А. Фета характерно:

  1. красота в природе

  2. красота в отношениях людей, в движении человеческого сердца.

В строках лирики Фета зримо присутствует пейзаж средней полосы России. И этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей литературы. Но А. А. Фет ставил цель ещё более грандиозную: за полем в прямом смысле этого слова мы должны увидеть поле души человеческой.


  1. Анализ стихотворения

Ученик из Творческой группы рассказывает наизусть стихотворение «Чудная

картина», напомнив вначале всем, что стихотворение было написано в 1842 году.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения вашим товарищем? Обоснуйте ваш ответ.

-Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово «картина»?

(О чем-то, что нарисовано художником).

- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.

Картина - изображение статическое, без движения,

- Подумайте, разве перед вами статическое изображение? (Нет).

Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.

- Определите круг ваших наблюдений:

(Необходимо рассмотреть текст с точки зрения морфологии и синтаксиса).

Группа

Задание

Предполагаемые ответы

1 группа

Установите, сколько предложений в стихотворении.

Одно предложение.

2 группа

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

8 существительных.

8 прилагательных.

3 группа

Распределите части речи по столбикам.

В два столбика.

4 группа

Определите, что необычного в этом стихотворении.

В стихотворении отсутствуют глаголы.

Ответы тоже записываем в тетрадь.

- Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?

(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное «бег» помогает понять, что всё живет, движется).

- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины? Обоснуйте свой ответ (задание для сильных учеников).

(«Белая равнина» - это то, что человек видит перед собой. «Полная

луна», « свет небес высоких» - и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз. «И саней далеких одинокий бег» - и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке). 3

- Какие средства выразительности речи вы здесь встретили?

(В стихотворении встречаются эпитеты, инверсия).

«Теоретики» открывают свою карточку с данным словом, напоминают всем, что такое эпитет, инверсия.

-Запишите в тетрадь следующее:

Эпитеты - высоких, далеких.

Инверсия - небес высоких, саней далеких.

- Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться легкости стихотворного ритма?

Ответ: - Ритм создается чередованием строф, строк, стоп. Здесь наблюдается перекрестная рифма. Чередуются ударные и безударные слоги в равной степени. (Задание для сильных учеников)

  1. Задания для творческой работы:

Учитель:

- Последние строки стихотворения - картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» - это ощущения автора или самого седока, т. е. лирического героя. Это и восторг перед «чудным» миром зимней природы, это и грусть среди безлюдья.

-Как вы думаете, что почувствовал лирический герой, увидевший эту картину

зимней ночью? Какая картина открывается перед мысленным взором автора?

Что вы почувствовали, о чем подумали при чтении стихотворения? Какие чувства вызывает у человека общение с природой?

Предполагаемый ответ: общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья.

В своих тетрадях напишите сочинение - миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях.

Некоторым ученикам можно предложить трафарет сочинения:

  1. Поэт в начале стихотворения изображает________________, в финальной части появляется образ ______ иной окраски:_________,_________.

  2. Если вначале перед нами разворачивается (какая?) _________ картина, наше внимание невольно останавливает такой образ:_______, то затем происходит резкая перемена: поэт изображает _______, чтобы его чувства стали понятны нам:__________________________.

Звучит музыка. Ученики пишут свои сочинения.

Если хотите, прочитайте нам свое сочинение. Можете сказать, чьё сочинение понравилось и почему?

Вывод: А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.

Мы с вами попытались ответить на вопросы: кому нужна лирика и для чего нужна лирика.

  1. Рефлексия. У вас на партах лежат карточки, продолжите предложения,

написанные в них.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что… Я для себя открыл…

Мне понравилось… На уроке мне было…

  1. Домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение наизусть.

  2. Создать свою иллюстрацию к стихотворению.

  3. Прочитать в учебнике стихотворения А.А. Фета.

4

© 2010-2022