Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 (коррекционном) 7 вида класса (по программе М. М. Разумовской)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

32

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ленская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

«___» ___________ 2015-2016 уч. года

___________С. Л. Чернышова

Рабочая учебная программа

по русскому языку

для 9 б (коррекционном) 7 вида класса

(по программе М. М. Разумовской)

на 2015 - 2016 учебный год

Учебная четверть

Контрольные работы

Развитие речи

1

1

3

2

-

5

3

3

4

4

3

5

За год

7

17


Учебно-методический комплекс

  1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 14-е изд., стереотипное. - М.:Дрофа, 2012.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ Сост. Е. И. Харитонова. - 3-е изд., стереотип.'- М.: Дрофа, 2010. Стр. 81 - 91.

  3. 3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с. (Стандарты второго поколения).

Учитель: Накарякова О.Л.

Содержание


Раздел 1. Пояснительная записка 2

Раздел 2. Учебное и учебно-методическое обеспечение 4

Электронные учебные пособия 6

Таблицы демонстрационные 7

Раздел 3. Учебно-тематический план по предмету «Русский язык» для 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) 7

Раздел 4. Система контролирующих материалов (основные дидактические единицы) 8

Раздел 5. Содержание учебного курса по русскому языку для 9 класса 8

Радел 6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ. Система контролирующих материалов (основные дидактические единицы) 12

Раздел 7. Календарно-тематическое планирование. 9 класс 13


Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.

Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что он завершает систематическое изучение предмета и в конце года подводятся итоги, проводится государственная аттестация учащихся (ГИА).

На изучение русского языка в 9 классе выделяется 68 часов, из них на уроки по разделу «Речь» (речеведение) - 17 часов. Количество часов в неделю - 2 часа. 34 неделя (2 часа) в конце учебного года отводится на предэкзаменационные консультации.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой лингвистической и культуроведческой компетенций [Примерная... 2010, с. 6].

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку.

Учащиеся должны:

1. Владеть всеми видами речевой деятельности.

Аудирование и чтение:

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);

• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватно воспринимать на слух тексты разных видов и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

• сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.

Говорение и письмо:

• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• воспроизводить прочитанный или прослушанный текст заданной степени свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учетом замысла, адресата, ситуации общения;

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владеть различными видами монолога и диалога;

• соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждать актуальные темы с использованием различных средств аргументации.

2. Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждения актуальных тем; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Виды и формы контроля:

различные виды диктантов, комплексный анализ текста, подробные и сжатые изложения, сочинения-рассуждения на основе исходного текста (лингвистические и по фрагменту текста), тесты.

Раздел 2. Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 9-е изд., испр. - М.:Дрофа, 2007.

2. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003.

3. Шаповалова Т. Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006.

4. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006.

5. Угроватова Т. Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. - М.: Просвещение, 2005.

6. Пахнова Т. М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Экзамен, 2004

7. Книгина М. П. Русский язык. 9 класс. Тесты: В 2 ч. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов: Лицей, 2007. - Ч.1 - 64 с. -

8. Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. - Ростов н/Д: Легион, 2009.- 511 с.

Для учителя:

Учебно-программные материалы:

  1. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос, В. В. Львов, М. С. Соловейчик - М.: Дрофа, 2002

Учебно-теоретические материалы:

1) Влодавская Е.А. «Поурочные разработки по русскому языку: 9 класса: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова, М.С. Соловейчик» - М.: Издательство «Экзамен», 2007

2) Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2002

3) Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик - М.: Дрофа, 2006

Учебно-практические материалы:

1) Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. - 11-е издание- М.: Дрофа, 2007

2) ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / В. П. Сычева. - М.: Издательство «Экзамен», 2008

3) Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2009

4) Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2010.

5)Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г. Т. Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова.- М.:Изд. «Экзамен», 2009.

6) Иванова С. Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / С.Ю. Иванова. - М.: Издательство «Экзамен», 2008

Учебно-справочные материалы:

1)Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т. М. Воителева, К. А. Войлочкова, Н. А. Герасимова и др., М.: Дрофа, 1999

2) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 1998

Список литературы

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 159 с.

  2. Влодавская Е. А. «Поурочные разработки по русскому языку: 6 класса: к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос, В. В. Львова, М. С. Соловейчик» - М.: Издательство «Экзамен», 20075.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык / Авторы-составители: И. П. Цыбулько, В. Н. Александров, Л. И. Пучкова, Т. В. Соловьева. 2010/ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2010. - 208 с.

  4. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2002

  5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2009, 2010

  6. Добронина И. Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению//Русский язык в школе. - 2009. - № 3. - С. 11 - 17.

  7. Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова.- М.: Издательство»Экзамен», 2009.

  8. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания/ С.Ю. Иванова. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  9. Зарубина О. В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему // Русский язык в школе. - 2009. - № 9. - С. 8 - 12.

  10. Кратник О. М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению // Русский язык в школе. - 2009. - № 10. - С. 9-13.

  11. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006.

  12. Львов В. В. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на основе учебного комплекса под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта на 2001/2002 учебный год! «Русский язык в школе» 2001.- № 4, 5, 6; 2002.- № 1.

  13. Нормы русского литературного языка: практический материал к урокам / Под. ред. О. В. Загоровского. - М.: Просвещение, 2005.

  14. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

  15. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с. (Стандарты второго поколения).

  16. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос, В. В. Львов, М. С. Соловейчик - М.: Дрофа, 2002.

  17. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ Сост. Е.И. Харитонова. - 2-е изд., стереотип.'- М.: дрофа, 2009. -222 с.

  18. Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1995

  19. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос, В. В. Львов, М. С. Соловейчик - М.: Дрофа, 2006

  20. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  21. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.:учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. - 11-е издание- М.: Дрофа, 2007

  22. Степанова Л. С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе: основные проблемы и пути их решения // Русский язык в школе. - 2009. - № 3. - С. 3 - 10.

  23. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Мультимедийные пособия

  • Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  2. OrenEdu - сайт ГУ РЦРО

  3. Htpp//edu.1september.ru

  4. scool.edu.ru

  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  6. ege.go-test.ru/ege/rus/

  7. inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  8. inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  9. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

  10. smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»

  11. orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216

  12. files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  13. Сеть творческих учителей it-n.ru/

  14. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  15. openclass.ru/

Электронные учебные пособия

№ п/п

Название

Издательство

Год изда-ния

Кол-во экзе-мпл.

1

Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. Программно-методический комплекс. 9 класс. CD-ROM (Д)

НП ООО «ИНИС-СОФТ»

2004

1

2

Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 9 класс. CD-ROM (Д)

«Учитель»

2009

1

3

Русский язык. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей. CD-ROM (Д)

ЗАО «1С»

2003

1

4

ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. CD-ROM (Д)




5

Чачина Т. М., Гарцов А. Д., Рыбаков М. А.. Пособие для подготовки К ЕГЭ по русскому языку. CD-ROM (К)

ООО «Дрофа»

2007

1

6

Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. CD-ROM (К)

Гуру Софт

2004

1

7

Русский язык. Справочник школьника. Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 5-11 классы. . CD - ROM. (К)

Новый диск. nd.ru

2002

1

8

Чачина Т. М., Денисова А. А , Гарцов А. Д.. Учебное пособие по русской фразеологии. Ч. 1. CD - ROM. (К)

ООО «Дрофа»

2007

1

9

Чачина Т. М., Денисова А. А , Гарцов А. Д.. Учебное пособие по русским традициям и обрядам. Ч. 2. CD - ROM. (К)

ООО «Дрофа»

2007

1

10

Чачина Т. М., Денисова А. А , Гарцов А. Д.. Учебное пособие по русскому речевому этикету. Ч. 3. CD - ROM. (К)

ООО «Дрофа»

2007

1

11

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 8-9 классы. CD-ROM (Д)

ООО «Кирилл и Мефодий»

2005

1

12

Толковый словарь для малышей «В мире слов». Части 1, 2, 3. DVD (Д)

ООО «Мега Видео»

2005

1

13

Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей. Версия 2.0 CD - ROM. (К)

Новый диск. nd.ru

2005

3


Таблицы демонстрационные

Русский язык 5 кл.

Русский язык 6 кл.

Русский язык 7 кл.

Русский язык 8 кл.

Русский язык 9 кл.

Русский язык. Глаголы

Русский язык. Имя прилагательное

Русский язык. Имя существительное

Русский язык. Наречие

Русский язык. Причастие и деепричастие

Русский язык. Союзы и предлоги

Русский язык. Частицы и междометия

Русский язык. Числительное и местоимение


Раздел 3. Учебно-тематический план по предмету «Русский язык» для 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю)


№ п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

Уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы

1.

О языке

1

1



2.

Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах

9

7

1

1 (входной контроль - диктант)

3.

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация

4

2

2

Тест №1,2

4.

Союзные предложения.

Сложносочиненное предложение (ССП)

7

4

2

1 (итоговый контроль)

Тест №3,4

5.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

27

16

8

1 (зачет). Тест №5,6,7,8.

1 (текущий контроль). Тест №9,10

1 (сжатое изложение)

6.

Бессоюзное сложное предложение

8

5

1

1 (текущий контроль)

Тест № 11,12

1 (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

7.

Сложные предложения с различными видами связи

5

2

2

1 (итоговый контроль) тест № 13,14

8.

Обобщение и систематизация изученного в 9 классе

7

4

1

2 (сочинение на морально-этическую тему). Тест № 15

Итого

68

41

17

10

Раздел 4. Система контролирующих материалов (основные дидактические единицы)

№п\п

Тема контроля

Вид контроля

Форма контроля

1.

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

вводный

Диктант

2.

Синтаксис сложного предложения

текущий

Тест № 1,2

3.

Сложносочиненное предложение

итоговый

Контрольное списывание, тест № 3,4

4.

Сложноподчиненное предложение

текущий

Тест № 5,6,7,8

5.

Сложноподчиненное предложение

итоговый

Зачет

6.

Сложное предложение с несколькими придаточными

итоговый

Диктант. Тест № 9,10

7.

Полное изложение

текущий

Изложение, тест

8.

Бессоюзное сложное предложение

итоговый

Тест № 11,12

9.

Сжатое изложение

текущий

Изложение, тест

10.

Сложное предложение с различными видами связи

итоговый

Тест № 13,14

11.

Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение

пробный

Задание ГИА

12.

Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение

итоговый

Задание ГИА. Тест № 15


Раздел 5. Содержание учебного курса по русскому языку для 9 класса

Раздел I. О языке (1 час). Русский язык среди языков мира.

Раздел II. Речь (17 часов)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

Особенности строения устного и письменного публичного высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

Высказывания типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе.

Высказывания типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявления (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.

Контрольный срез по теме: «Полное изложение»

Контрольный срез по теме: «Сжатое изложение»

Пробный контроль по заданиям ЕГЭ: «Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение»

Знать:

  • сведения о тексте, теме, основной мысли;

  • понятие различных видов устного и письменного высказывания;

  • особенности строения устного и письменного публичного высказывания.

Уметь:

  • определять стиль и тип высказывания;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • использовать средства выразительности для создания собственного высказывания;

  • создавать различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • умение ставить цели, определять пути их решения;

  • выделять главное;

  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  • создание текста определенного функционально-смыслового типа;

  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

  • выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

  • адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

  • написание сочинения;

  • приведение примеров, подбор аргументов;

  • владение монологической и диалогической речью;

  • создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп;

  • при анализе давать интерпретацию языковых явлений;

  • самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;

  • понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы.

Раздел III. Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах (8 часов)

  • Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Входной диктант по теме: «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»

Знать:

  • основные единицы языка и их особенности;

  • лексическое и грамматическое значение слова;

  • части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;

  • основные правила правописания.

Уметь:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

  • владеть приемом разбора слов по составу;

  • пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;

  • правильно писать слова с орфограммами, изученными в 5-7 классах.

Раздел IV. Синтаксис сложного предложения

Глава 1. Сложное предложение. Пунктуация (2 часа)

  • Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Тест № 1,2 по теме: «Синтаксис сложного предложения»

Знать:

  • признаки сложного и простого предложения;

  • классификацию сложных предложений;

Уметь:

  • различать изученные виды простых предложений;

  • строить простые и сложные предложения;

  • ставить знаки препинания в соответствии с типом предложения.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

  • находить способы взаимодействия при работе в группе;

  • уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

  • уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

  • производить синтаксический разбор сложных предложений.

Глава 2. Сложносочиненные предложения (5 часов)

Строение сложносочиненных предложений и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

Контрольное списывание по теме: «Сложносочиненное предложение»

Тест № 3,4 по теме: «Сложносочиненное предложение»

Знать:

  • строение сложносочиненных предложений;

  • средства связи в сложносочиненных предложениях;

  • смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Уметь:

  • определять тип сложносочиненного союза и употреблять союзы в соответствии с типом предложения;

  • строить схему сложносочиненного предложения;

  • правильно ставить знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное;

  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  • определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в ССП;

  • производить синтаксический разбор ССП.

Глава 3. Сложноподчиненное предложение (19 часов)

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, причины, времени, образа действия и степени, цели, условия, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

  • Предложения с несколькими придаточными.

  • Знаки препинания между главными и придаточными предложениями.

  • Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи.

Тест № 5,6,7,8 по теме: «Сложноподчиненное предложение»

Контрольный диктант по теме: «Сложное предложение с несколькими придаточными»

Зачет по теме: «Сложноподчиненное предложение»

Тест № 9,10 по теме: ««Сложное предложение с несколькими придаточными»

Знать:

  • строение сложноподчиненного предложения;

  • средства связи в сложноподчиненном предложении;

  • основные виды придаточных предложений.

Уметь:

  • строить сложноподчиненные предложения;

  • правильно употреблять средства связи в сложноподчиненном предложении;

  • находить границы сложноподчиненного предложения;

  • определять виды придаточных предложений;

  • строить схему сложноподчиненного предложения;

  • правильно ставить знаки препинания между главными и придаточными предложениями.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СПП;

  • производить синтаксический разбор СПП;

  • формировать мировоззрение школьников;

  • уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях.

Глава 4. Бессоюзное сложное предложение (7 часов)

  • Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами без союзов.

Тест № 11,12 по теме: «Бессоюзное сложное предложение»

Знать:

  • понятие бессоюзного сложного предложения;

  • смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

Уметь:

  • находить бессоюзные сложные предложения;

  • составлять бессоюзные сложные предложения;

  • ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

  • определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в БСП;

  • производить синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

Глава 5. Сложное предложение с разными видами связи (3 часа)

  • Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

  • Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.

Тест № 13,14 по теме: «Сложное предложение с различными видами связи»

Знать:

  • понятие сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;

  • знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Уметь:

  • уместно употреблять в устной и письменной речи сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;

  • правильно строить сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;

  • ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах.

Глава 6. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе (9 часов)

Основные типы сложных предложений и их особенности. Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

Тест № 15 по теме: «Обобщение и систематизация изученного в 9 классе»

Итоговый контроль по заданиям ЕГЭ: «Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение»


Радел 6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ. Система контролирующих материалов (основные дидактические единицы)


п\п

Тема контроля

Вид контроля

Форма контроля

1.

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

вводный

диктант

2.

Синтаксис сложного предложения

текущий

тест № 1,2

3.

Сложносочиненное предложение

итоговый

Контрольное списывание, тест № 3,4

4.

Сложноподчиненное предложение

текущий

Тест № 5,6,7,8

5.

Сложноподчиненное предложение

итоговый

зачет

6.

Сложное предложение с несколькими придаточными

итоговый

Диктант. Тест № 9,10

7.

Полное изложение

текущий

Изложение, тест

8.

Бессоюзное сложное предложение

итоговый

тест № 11,12

9.

Сжатое изложение

текущий

Изложение, тест

10.

Сложное предложение с различными видами связи

итоговый

Тест № 13,14

11.

Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение

пробный

задание ЕГЭ

12.

Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение

итоговый

задание ЕГЭ. Тест № 15


Раздел 7. Календарно-тематическое планирование. 9 класс


Первая четверть. 8 недель, 16 часов


Дата


Тема урока

Тип урока

Элементы основного содержания

Элементы дополни-тельного содержа-ния

Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)

Вид контроля, вид самостоя-тельной работы

ИКТ на уроке

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Язык. Правописание. Культура речи. Общие сведения о языке. 1 час

1

Русский язык - национальный язык русского народа

Урок усвоения новых знаний

Понятие «национальный язык». Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны и просторечия)

Разделы лингвистики

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты

Пересказ

лингвистического текста.

Анализ лингвистического текста (определение

темы, основной мысли, нахождение ключевых слов)

Пр.

§1, упр. 7.

Повторить

стили, типы

речи. Подготовиться к письму по памяти стихотворения в прозе И. С. Тургенева

Повторение изученного в 5 - 8 классах. Речь. 9 часов

2

Повторение.

Стили речи.

Типы речи

Урок развития речи № 1

Стили, типы речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля

Лексические и синтаксические языковые средства

Уметь определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей, различать разговорную речь, создавать собственные высказывания

Сопоставление разностилевых текстов, анализ текстов разных стилей и типов, создание собственных текстов

Пр.

§28, 29. Повторить фонетический и орфоэпический разборы

3

Повторение

изученного

фонетика,

орфоэпия,

графика

Урок повторения

Фонетика, орфоэпия и графика как разделы лингвистики

Словари русского языка

Понимать смыслоразличительную функцию звука. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова, уметь соблюдать в речи орфоэпические нормы, исправлять ошибки в звучащей речи

Составление предложений с терминами, работа со словарем

§2, упр. 12, 13. Используя тезисы, подготовить рассказ об особенностях произношения звуков

4

Повторение

изученного

фонетика,

орфоэпия,

графика

Урок повторения

Основные правила литературного произношения и ударения. Особенности иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий

Словари русского языка

Уметь производить орфоэпический и фонетический разборы, владеть основными правилами литературного произношения и ударения

Орфоэпический диктант. Анализ и оценка с орфоэпической точки зрения чужой и собственной речи

§2, упр. 17. Повторить морфемную структуру слова и способы словообразования

5

Повторение

изученного:

лексика, морфемика, словообразование

Урок повторения

Лексические и грамматические нормы, нарушения норм. Словообразовательные модели

Словари русского языка

Уметь находить нарушения лексических и грамматических норм, исправлять их, создавать новые слова, используя словообразовательные модели, объяснять значение морфем и вновь образованных слов, употреблять их в собственной речи

Комплексный анализ текста. Работа с морфемным и словообразовательным словарями

§3, упр. 18. Повторить план морфологического разбора, основные признаки предложения, подготовить устное сообщение по плану, привести примеры

6

Повторение

изученного:

морфология и

синтаксис

Урок повторения

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоя- тельные и служебные части речи. Номина- тивная функция сло- восочетания и комму- никативная функция предложения

Знать основные понятия морфологии и синтаксиса. Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные и служебные части речи, доказывать принадлежность слов к определенной части речи, определять их функцию в предложении

Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий, выборочный диктант, комплексный анализ текста

§4, упр. 27. Повторить орфограммы, связанные с правописанием гласных в корне слова. Озаглавливание текста, его анализ

7

Повторение изученного:

орфография и пунктуация

Урок повторения

Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания предложении

Словари русского языка

Иметь представление об орфографии и пунктуации как системе правил. Уметь опираться на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного на-писания слова, на граммати-коинтонационный анализ при объяснении расстановки зна-ков препинания в предложен.

Создание собственных высказываний на основе исходного текста

§ 4, упр. 37. Повторить орфограммы, связанные с правописанием окончаний слов. Составление предложений с омонимичными частями речи

8

Повторение изученного:

орфография и пунктуация

Урок повторения

Орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

Словари русского языка

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

Составление тестовых заданий на разные виды орфограмм и пунктограмм

ам

§4, упр. 39.По-вторить орфо-граммы, связа-нные с право-писанием при-ставок, суффи-ксов. Анализ текста

9

Контрольный тест по теме «Орфография и пунктуация. Повторение»

Урок кон-

троля № 1

Правописание гласных и согласных в корне, Слит-ное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, знаки препинания в простом и сложном

предложении

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, навык работы с тестом

Контрольный тест

10

Обучение изложению (сжатый пересказ текста)

Урок развития речи № 2

Изложение с сохранением композиционной формы, типологичес-кого строения, характерных языковых средств. Основные способы сжатия текста

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль. Сжимать текст, используя разные способы компрессии текста

Работа с черновиком

Пр.

Повторить основные признаки простого и сложного предложений. Написать сжатое изложение.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

11

Понятие о сложном предложении

Урок усвоения новых знаний

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Смысловое, структурное единство частей сложного предложения

Дополнительный теоретический материал

Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи. Уметь опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями, отличать простое предложение от сложного

Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста

Пр.

§5, упр. 45. Синтаксический разбор

12

Сложное предложение

Урок усвоения знаний

Классификация сложных предложений:

сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные

Морфология

Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложно- подчиненные)

Составление таблицы ((Основные виды сложных предложений», за- полнение ее своими примерами

§5, упр. 47. Составить пре-дложения по заданным схемам.Озаглав-ливание текста

13

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Урок усвоения новых знаний

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Морфология

Определять средства синтаксической связи между частями сложно- го предложения. Группировать сложные предложения по заданным признакам

Творческий диктант

Пр.

§6, упр. 56. Повторить стили речи. Нахождение ССП, объяснение постановки знаков препинания

14

Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте

Урок развития речи № 3

Текст, его строение. Стили и типы речи, средства связи предложений в тексте

Тексты художественных произведений

Определять тему и основную мысль текста, стиль, тип речи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы, создавать сочинения разных типов по заданным темам

Сопоставление разностилевых текстов. Выполнение тренировочных упражнений

§30. Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, умес-тности и целе-сообразности использования лексических и грамматических средств связи

Сложносочиненное предложение

15

Понятие сложносочиненного

предложения

Урок усвоения новых знаний

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы

Союзы

Знать грамматические приз-наки ССП, опознавать слож-носочиненные предложения в тексте, дифференцировать сложносочиненные предло-жения по разрядам союзов, различать оттенки значений соединительных, противите-льных и разделительных от-ношений между предикативными частями

Работа с учебником, составление таблицы «Группы ССП», диктант «Проверь себя»

Пр.

§7, упр. 59. Повторить разряды со- чинительных союзов, графическое объяснение знаков препинания

16

Виды сложносочинен-ного предложения

Урок усвоения новых знаний

Сложкосочиненные предложения: структура, виды и способы связи. Смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений

Определять смысловые отношения и способы связи частей сложносочиненного предложения, составлять ССП с разными средствами связи частей, информационно и пу-нктуационно оформлять, опознавать в тексте, употреблять в речи

Взаимодиктант

§8, упр. бЗ Определение видов ССП, односоставных, простых в составе ССП

Вторая четверть. 8 недель, 16 часов


Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы основного содержания

Элементы дополни-тельного содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)

Вид контроля, вид самостоятельной работы

ИКТ на уроке

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания

Урок усвоения знаний

Запятая между частями сложносочиненного предложения

Объяснять расстановку знаков препинания. Употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки пре-пинания, различать ССП с союзом «и» и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И

Конструирование предложения, объяснительный диктант

Пр.

§8, упр. 65. Сообщение «Виды ССП» с примером из домашнего задания

18

Сложносочиненные предложения.

Культура речи

Урок усвоения знаний

Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений. Интонация сложносочиненного предложения

Лингвистический анализ текста

Соблюдать интонацию и пунктуацию в сложносочинен-ных предложениях, уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить пунктуационный раз-бор простых и сложных предложений

Создание сочинения-

рассуждения

опорным

словам

§ 8. Составить

текст, употребляя

сложносочи-ненные предложения

19

Сжатое изложение по тексту публицистического стиля

Урок развития речи № 4

Тема текста. Основная мысль. Микротемы. Приемы сжатия

текста

Сообщение об

авторе

текста

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, применять приемы сжатия текста, сохраняя типологическую структуру текста, микротемы, соблюдая на письме орфогра-фические, грамматические, пунктуационные и речевые

нормы

Работа с черновиком

Пр.

Дописать

изложение

Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью

20

Понятие сложноподчиненного предложения

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчиненные

предложения, их

структура

Теоретический материал

повышен-

ной сложности

Знать структуру СПР, средства связи его частей, опознавать сложноподчиненные пре-дложения в тексте, выделять

главное и придаточное пред-ложения в составе сложного

Составление

плана §9, конструирование

предложений

по схемам

Пр.

§9, упр. 73. Подготовить пересказ

текста

21

Виды сложно- подчиненного предложения

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями сложного предложения

Морфология

Определять вид сложноподчи-ненного предложения и сред-ства связи его частей, пони- мать различия союзов и сою-зных слов, уметь их различать, устанавливать связь между главным и придаточным предложением, определять смысловые отношения, стили-стические особенности слож-но- подчиненного и простого предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, пра-вильно ставить знаки препин.

Составление схем СПП, комментиро- ванное письмо

Пр.

§10, упр. 86. Составление СПП по схемам или составление тестовых заданий

22

Виды сложно-

подчиненного

предложения

Урок за- крепления изученного

Сложноподчиненные предложения с прида- точными определи- тельными, изъясни- тельными, обстоя- тельственными

Морфология

Знать виды придаточных пре-дложений, способы их разли-чения, определять вид слож- ноподчиненного предложения и средства связи его частей, понимать соответствие ука- зательных слов виду придаточного предложения

Взаимодиктант

§10, упр. 89. Синтаксический раз- бор СПП

23

Контрольная

работа

Урок развития речи № 5

Сжатое изложение. Приемы компрессии. Тема, основная мысль, средства связи пред- ложений в тексте

Уметь адекватно восприни-мать текст на слух, воспроиз-водить его, применяя приемы сжатия, грамотно оформлять высказывания

§10. Повторить подчини-тельные союзы и союзные слова

24

Сложноподчинен-ное предложение с придаточным определительным

Урок усвоения новых знаний

Особенность структуры сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Функционирование таких предложений в устной и письменной речи

Морфология

Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в художественном тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова

Создание сочинения- описания с использованием СПП с придаточным определительным

§11,упр. 101. Повторить об-особленные определения, Подготовить устное сообще-ние «Роль СПП с придаточным определитель-ным в художе-ственном тексте»

25

Сложноподчи-

ненное предложение с придаточным определительным

Урок закрепления изученного

Функционирование сложноподчиненных предложений с придаточными определительными в устной и письменной речи

Морфология

Пользоваться синтаксичес-кими синонимами (сложно-подчиненное предложение с придаточным определитель- ным сравнить с простым рас-пространенным предложением с обособленным определением) в собственной речи, производить синонимичную замену СПП с придаточным определительным на простое с разными видами определен.

Редактирование текста

.

§11 упр. 111 ЗСП-3, создание сочинения-описания по картине

26

Сопоставление

понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»

Урок развития речи № 6

Различные стили речи в художественном произведении

Тексты художественных произведений

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного стиля речи

Работа с учебником, анализ художественного текста

Пр.

§31 упр. 276. Пересказ тек-ста от 3 лица, сохранение композиции текста, его типа, языковых особенностей

27

Сложноподчи-

ненное предложение с придаточным изъяснительным

Урок усвоения новых знаний

Специфика сложно- подчиненного пред- ложения с придаточ- ным изъяснительным

Знать место придаточного изъяснительного по отноше-нию к главному, средства свя-зи придаточного с главным, употреблять синтаксические синонимы: сложноподчинен-ное предложение указанного вида - бессоюзное сложное предложение - предложение с прямой и косвенной речью, конструировать СПП с при-даточным изъяснительным

Составление повествовательной миниатюры, включение в нее СПП с придаточным изъяснительным

§12, упр. 121. Преобразование СПП в синонимичные конструкции

28

Эссе: понятие о жанре

Урок развития речи № 7

Особенности строение эссе: коммуникативная задача, содержательнокомпозиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и рёчевые средства

Стили речи

Знать строение сочинения-эссе, уметь определять жанровую принадлежность текста- эссе, языковые средства, характерные для этого жанра

Составление черновика

Пр.

§32. Написать сочинение в жанре эссе. Ис-пользовать в сочинении им-енительное представление, вопросноотв-етную форму изложения, ряды однородных членов, вводные слова и др.

29

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчиненные предложения с придаточным места

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложно- подчиненных предложений с придаточными обстоятельственными

Морфология

Знать виды придаточного обстоятельственного, уметь на-ходить придаточное обстоятельственное по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточного с главным, правильно расставлять знаки препинания, конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным места, уметь находить их в художественных текстах, уместно и правильно употреблять эти конструкции в своей устной и письменной речи

Составление предложений по схемам, подготовка устного сообщения о придаточном обстоятельственном

§13, 14, упр. 130. Составление СГIГI с разными придаточными, доказать многоэначность союзного слова «где»

30

Сложноподчинен-ное предложение с придаточным времени

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложно- подчиненных предложений с придаточным времени

Морфология

Опознавать СПП с придаточ-ным времени, определять сре-дства связи придаточного с главным, конструировать сло-жноподчиненные предложе-ния с придаточным времени, уметь находить их в художественных текстах, уместно и правильно употреблять эти конструкции в своей устной и письменной речи

Составление предложений данной конструкции. Составление текста по картине с использованием СПП с придаточным места и времени

§15, упр. 141. Работа с дефо-рмированным текстом, рас-становка знаков препинания; повторить способы пере-дачи в языке значения сравнения

31

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложно- подчиненных предложений с придаточным сравнения. Значение сравнительных конструкций в речи

Использовать синтаксические синонимы, конструировать сложно- подчиненные предложения с придаточным сравнения, уметь находить их в текстах, уметь определять значения сравнений, выраженных разными способами

Творческое списывание

§16, упр. 152, 153. Подготовить устное сообщение «Значение сравнительных конструкций в речи»

32

Контрольное сочинение в жанре эссе (типа рассуждения - размышления)

Урок развития речи № 8

Особенности строения эссе

Типы речи

Строить письменное высказывание, ориентированное на жанр публицистики эссе (главная роль - впечатлениям и ассоциациям, раздумьям и размышлениям о жизни, о событиях)

Написание сочинения-эссе

«О времени и о себе»

Повторить классификацию сложных предложений

Третья четверть. 9 недель, 18 часов


Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы основного содержания

Элементы дополни-тельного содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)

Вид контроля, вид самостоятельной работы

ИКТ на уроке

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

33

Контрольная работа

Урок контроля № 2

СГ'П и ССП. Виды придаточных в СПП, знаки препинания в простом и сложном предложении

Различать изученные виды сложных предложений, правильно пунктуационно оформлять текст, делать правильный выбор знаков препинания

Выполнение тестовых заданий

34

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложно- подчиненных предло- жений с придаточными образа действия и степени

Морфология

Опознавать СПП с придаточным образа и степени действия, определять средства связи придаточного с главным, конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени, уметь находить их в текстах

Графический диктант

§17, упр. 161. Написать инструкцию, определить роль придаточного образа действия и степени в текстах делового стиля

35

Сложноподчи-

ненное предложение с

придаточным

образа действия и степени

Урок за- крепления изученного

Особенности сложно- подчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Средства связи, синтаксические нормы

Опознавать данные предложения в текстах разных стилей речи по характеру смысловой связи между частями, по значению подчинительных сою-зов, оценивать роль придаточного образа действия и степени в художественных текс.

Составление предложений данной конструкции, синтаксический и пунктуационный разборы

§17, упр.162. Списывание, составление схем СПП

36

Путевые заметки: понятие

о жанре

Урок развития речи № 9

Особенности строения жанра путевых заметок. Коммуникативная задача, содержательно- ком-позиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

Газетные статьи и журналы

Строить письменное высказывание, ориентированное на данный жанр публицистики, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать фактический матери-ал, соблюдать нормы построения текста

Анализ текста. Создание текста- рассуждения, составление его плана и типологической схемы

§33, упр. 293. Сочинение в жанре путевых заметок

37

Сложноподчи-

ненное предложение с

придаточным

цели

Урок усвоения новых знаний

Структурно- семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточным цели

Уметь опознавать СПП с при-даточным цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчиненных союзов, конструировать сло-жноподчиненные предложе-ния данного вида, уместно употреблять в своей речи

Творческий диктант

§18, упр. 166. Синонимичная замена союзов

38

Сложноподчи-

ненное предложение с

придаточным

условия

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложно- подчиненных предложений с придаточным условия

Стили речи

Конструировать сложно- под-чиненные предложения дан-ного вида, правильно опознавать в текстах разных стилей речи, уместно употреблять в своей речи, производить синонимическую замену

Синтаксический разбор, составле-ние схем. Включение условных кон-струкций в сочи-нение- рассужден.

§19, упр. 173. Подготовить устно сообщение «Роль СПП с придаточным условия в текстах научных стилей

39

Сложноподчи-

ненное предложение с

придаточным

причины и

следствия

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложно- подчиненных предло- жений с придаточным причины и следствия

Разграничивать понятия при-чины и следствия, знать сою-зы, передающие отношения причины и следствия, конст- руировать предложения зад-анной модели, сравнивать мо-дели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее

Моделирование СПП по заданным схемам, использо-вание синтаксиче- ских синонимом в сочинениях-миниатюрах

§20, упр. 180. Работа с дефо-рмированным текстом, рас-становка знаков препинания, вставка букв

40

Сложноподчи- ненное предложение с придаточным причины и следствия

Урок за- крепления изученного

Особенности сложно- подчиненных предло- жений с придаточным причины и следствия

Опознавать в тексте сложноподчиненные предложения с соответствующими придаточными

Составление тек-ста с использованием сложнопод-чиненных пред- ложений разных видов

§20, упр.182. Продолжение исходного те-кста, исполь-зование СПП разных видов

41

Путевые

заметки

(продолжение)

Урок развития речи № 10

Обобенности строе-

ния жанра путевых

заметок

Газетные

статьи и

журналы

Строить письменное

высказывание, ориен-

тированное на данный

жанр публицистики

Анализировать выполненные дома путевые за

метки

§33, упр. 293 (с подготовкой на уроке)

42

Сложноподчи ненное

предложение с

придаточным

уступительным

Урок

усвоения

новых

знаний

Структурно-

семантические осо-

бенности сложнопод-

чиненных предложе-

ний с придаточными

уступительными

Опознавать СПП с придато-чным уступки по характеру смысловой связи между час-тями, значению подчинитель-ных союзов, проводить син-таксический анализ предло-жений указанного вида

Выполнение

тренировоч-

ных упражне-

ний

§21 , упр. 185. Составление схем СПП

43

Сложноподчи-

ненное предложение с

придаточным

уступительным

Урок за-

крепления

изученного

Структурно-

семантические особенности сложнопод-

чиненных предложений с придаточными

уступительными

Опознавать в тексте сложно-подчиненные предложения с различными придаточными.

Строить сложные синтакси-ческие конструкции в сопо-ставлении предложений с разными придаточными, вы-являть общее между СПП с придаточным уступительным и СПП с другими придаточными, связанными с главным противительными союзами, и стилистические смысловые различия между ними.

Выявлять многозначность отношений, выражаемых в сложноподчиненных предло-жениях с союзами и союзны-ми словами когда и что, упо-треблять СПП в собственной речи, правильно расставлять знаки препинания в СПП

Творческое

списывание,

предупреди-

тельный дик-

тант

§21, упр. 191.

Создание текстов,

использование

СПП разных видов

44

Контрольная

работа по теме «Сложно-

подчиненные предложения»

Урок кон-

троля № 3

Виды придаточных

предложений, знаки

препинания и средства связи в СПП

Различать виды сложнопод-чиненных предложений, про-изводить структурно семан-тический анализ СПП, правильно расставлять знаки препинания, выбирать средства связи. Учитывая смысловые отношения между частями

Комплексный

анализ текста

45

Контрольная работа

Урок развития речи № 11

Подробное изложение

с творческим заданием

Уметь воспринимать текст на слух, производить его компо-зиционно-содержательный анализ, воспроизводить его, сохраняя композиционную

форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения

Повторить виды

придаточных

предложений

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

46

Понятие сложноподчинен-ного предложения с несколькими придаточными

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчиненные предложения с последовательным, однородным и параллельным подчинением. Значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, знаки препинания

Тексты художест-венных произведений

Определять виды подчините-льной связи при наличии в сложноподчиненном предложении двух и более придаточных: с соподчинением, последовательным подчинением, сочетанием соподчинения и последовательного подчинения, а также со схемой и образцом разбора сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, оформлять интонационно и пунктуационно

Синтаксический анализ предложений, составление схем

Пр.

§22, упр. 204. Составить схему. Найти в художестненном тексте СПП с несколькими придаточными

47

Контрольная работа

Урок кон-

троля

4

Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП

Уметь воспринимать текст

на слух, безошибочно его

воспроизводить, грамотно

оформлять

Контрольный диктант

48

Рецензия: по-

нятие о жанре

Урок развития речи № 12

Особенности строения

жанра рецензии: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевыё средства

Использование рецензий на театральные постановки

Понимать особенности жанра рецензии, оценивать тему, содержание, героев, художественное своеобразие, композицию, язык художественного произведения

Работа с образцами, памяткой. Составление чернового варианта

Пр.

§34, упр. 295. Рецензия на фильм

Бессоюзное сложное предложение

49

Понятие бес-

союзного

сложного

предложения

Урок усвоения новых знаний

Структура сложного

бессоюзного предложения. Смысловые

отношения между его

частями

Знать грамматические

признаки БСП, определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения, расставлять знаки

препинания

Работа с учебник-ом, составление

плана §23. Ответ на вопрос, чем БСП отличаются от других сложных предложений

Пр.

§23. Составить

предложения по схемам; записать 5-6 пословиц (поговорок), представляющих собой бессоюзные сложные

предложения

50

Понятие бес- союзного сложного предложения

Урок за- крепления изученного

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, средства связи частей сложного бессоюзного предложения: интонация, знаки препинания

Правильно расставлять знаки препинания в соответствии со значением каждого конкретного бессоюзного сложного предложения и обосновывать их постановку. Опознавать бессоюзные сложные предложения.

Комментированное письмо

§23, упр.21 5, ЗСП-9

Четвёртая четверть. 9 недель, 18 часов


Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы основного содержания

Элементы дополни-тельного содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)

Вид контроля, вид самостоятельной работы

ИКТ на уроке

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

51

Бессоюзные

сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, определять значения причины, пояснения, дополнения в бессоюзном сложном предложении (как в устной, так и в письменной речи), конструировать предложения с данными значениями, оформлять интонационно и пунктуационно, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

Составление схем БСП, конструирование по схемам

Пр.

§25, упр. 228. Сочинение рассуждение «Зачем нужно двоеточие»

52

Бессоюзные

сложные предложения со

значением

противопоставления, времени или условия и следствия

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания

Знать условия постановки ти-ре между частями БСП, опре-делять значение противопо-ставления, времени или усло-вия и следствия (как в устной, так и в письменной речи), ко-струировать предложения с данным значением, оформлять интонационно и пунктуационно, выразительно читать

Составление тезисного плана §26. Конструирование

БСП

Пр.

§26, упр. 237. Сочинение-рассуждение «Зачем нужно тире»

53

Рецензия

(продолжение)

Урок развития речи № 13

Структура, особенности произведений данного жанра

Строить письменное высказывание, ориентированное на данный жанр публицистики

Рецензия на прочитанное произведение

§34. Анализи-ровать произведение, высказывать и об-основывать его оценку. Отличать по содержанию и форме, не путать с эссе и отзывом

54

Бессоюзные сложные предложения (итоговый урок)

Урок повторения

Бессоюзные предложения, знаки препинания в них

Уметь опознавать БСП в тексте, различать сложные бес-союзные предложения с пояснительными, дополнительными и причинными отношениями и сложноподчиненные предложения с соответствующими придаточными. Заменять бессоюзные предложения союзными, объяснять различия в строении. Употреблять сложные предложения в речи

Тест

Повторить виды сложных предложений

55

Контрольная работа

Урок кон-

троля

5

Бессоюзные предложения, знаки препинания в них

Уметь опознавать БСП, выявлять смысловые отношения между его частями, правильно расставлять знаки препинания

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Повторить изученное об официально-деловом стиле речи

56

Деловая речь

Урок развития речи № 14

Особенности официально-делового стиля речи. Специфическая официально-деловая лексика и фразеология

Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию

Работа с учебником, написание деловых бумаг по образцу

Пр.

§35, упр. 313

Сложное предложение с разными видами связи

57

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, Период

Урок усвоения новых знаний

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания

Тексты художественных произведений.

Орфография

Знать структурные особенно-сти сложных предложений с разными видами связи. Опознавать в тексте сложные предложения с различными видами связи. Составлять схемы и производить разбор сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Составление предложений по схемам. Составление схем

Пр.

§27, упр. 241. Составление схем

58

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период

Урок за-крепления изученного

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания

Тексты ху-дожественных произведений.

Орфография

Опознавать и употреблять сложные предложения в уст-ной и письменной речи. Уметь производить разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препин.

Творческий диктант

§27, упр. 242. Комментиро-ванный анализ текста

59

Деловая речь, ее особенности и языковые средства. Обобщение изученного

Урок развития речи № 15

Виды деловых бумаг. Специфическая официально-деловая лексика и фразеология

Виды деловых бумаг. Специфическая официально-деловая лексика и фразеоло-гия

Знать стандартную форму деловых бумаг. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию

Написание деловых бумаг по образцу. Анализ текстов

Пр.

§35. Составить тест по теме «Сложные предложения»

Повторение изученного в 5 - 9 классах

60

Фонетика.

Орфоэпия.

Графика. Орфография

Урок повторения

Звуки русского языка. Смыслоразличитель- ная роль звука. Ор- фоэпические нормы и нормы письма

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков, выбирать из вариантов правильное ударение, соотносить звук и букву на письме, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпической нормы, опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

Тест. Устное сообщение

«Звуки речи. Орфоэпические нормы»

Составить тестовые задания по фонетике, орфоэпии, орфографии в форме ГИА

61

Лексика. Морфемика. Словообразование

Урок повторения

Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Лексическая норма. Основные способы словообразования. Морфемно- словообразовательный анализ слов

Пользоваться разными вида-ми словарей, уметь толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и слово-образовательный разборы при проведении орфографического анализа и определения грамматических признаков слов, производить синонимическую замену слов, оценивать свою и чужую речь с точки зрения выразительного словоупотребления

Анализ художественного текста. Сообщение «Роль в тексте изобразительно-выразительных средств, основанных на лексических возможностях русского языка»

Выполнение тестовых заданий формата ГИА. Сочинение-рассуждение «Зачем нужно использовать синонимы (антонимы) в тексте»

62

Морфология и

орфография

Урок повторения

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка, Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Уметь различать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, правильно образовывать формы слов, определять синтаксическую роль разных частей речи, опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа

Создание обобщающей таблицы «Омонимичные части речи»

Выполнение тестовых заданий формата ГИА

63

Текст

Урок повторения

Стили и типы речи. Строение текста-рассуждения. Тема и основная мысль текста. Смысловая связь частей текста

Уметь писать сочинение-рас-суждение на основании прочитанного текста, адекватно воспринимать текст, при создании собственного высказывания владеть основными нормами построения текста и нормами грамотного письма

Работа с черновым вариантом сочинения-рассуждения на основе исходного текста

Написать сочинение на лингвистическую тему или фрагменту прочитанного текста

64

Контрольная

работа

Урок развития речи № 16

Сжатое изложение текста публицистического характера

Уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимая его на слух, выделять информацию главную и второстепенную, использовать приемы сжатия текста

Сжатое изложение

65

Контрольная

работа

Урок развития речи № 17

Сжатое изложение текста публицистического характера

Сжатое изложение

66

Анализ контрольной

работы

Урок коррекции знаний

Анализ типичных ошибок в самостоятельно выполненном задания 1 формата ОГЭ

Уметь видеть недочёты в работе и исправлять их

Работа над недочётами в изложении

67

Предэкзаменационная консультация

Выполнение заданий КИМа в формате )ГЭ

Уметь выполнять задания КИМа формата ОГЭ

КИМ в формате ОГЭ

68

Предэкзаменационная консультация

Выполнение заданий КИМа в формате )ГЭ

Уметь выполнять задания КИМа формата ОГЭ

КИМ в формате ОГЭ


© 2010-2022