- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартыненко О.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа курса «Литература» для 10 класса на 2015-2016 уч.год
Учитель: Мартыненко О.В.
Количество часов в год: 102 (3 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе
-
Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, утверждённого Приказом Минобразования РТ №1743/10 от 28 апреля 2010 г.
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
-
Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе.
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса ( Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 ч.М.: Просвещение, 2011.)
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными
направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования
Так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX в, творчество Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя были изучены в 9-ом классе, что, впрочем, возможно при составлении авторских и рабочих программ.
Однако если по каким-то причинам творчество основоположников «золотого века» русской литературы не было изучено в 9 классе, что учитель вправе включить его в свою рабочую программу.
Поэтому в соответствии с изменениями (ориентация на Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования), произошедшими в новой программе для 10 класса, включено 12 часов по литературе первой половины XIX века (лирика Пушкина, Лермонтова, повесть Гоголя).
Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе
К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
-
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
-
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
-
Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
-
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
-
Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
-
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.
4. Приоритетные направления в преподавании предмета
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
-репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими
заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:
-
образную природу словесного искусства
-
содержание изученных литературных произведений
-
основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
-
основные теоретико-литературные понятия; уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
-
определять род и жанр произведения
-
сопоставлять литературные произведения
-
выявлять авторскую позицию
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
-
Литература XIX века (102часа.) Введение
(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.)
А. С. Пушкин (2 часа.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,
Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»
Н. В. Гоголь (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть "Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой
Литература второй половины XIX века.
А. Н. Островский. (5 часов + 1 Р/Р)
Театр Островского и традиции русской классической драматургии.
«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.
Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.
А.Н.Островский в критике ( «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.)
И. А. Гончаров (4час.)
Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.
«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.
Споры вокруг образа главного героя.
Роман «Обломов» в зеркале критики.
И.С.Тургенев. (7 часов + 1 Р/Р.)
Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.
«Записки охотника».
«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.
«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.
Н.Г.Чернышевский .( 3 час.)
Жизнь и творчество .Эстетические взгляды Чернышевского.
«Что делать?»
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час.)
«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.
Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.
. Н. А. Некрасов. (9 час +1 р/.р..)
Жизнь и творчество (обзор).
Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.
«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.
Стихотворения : «Рыцарь на час» , «В дороге» ,« Поэт и гражданин» «Тройка» ,
« Мы с тобой бестолковые люди...» и другие .
Из литературы народов России.
К. Хетагуров .(1 час.).
Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость поэзии Хетагурова поэзии А. Н. Некрасова.
Ф. И. Тютчев ( Зчас.)
Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.
А. А. Фет (2 час + 1 Р/Р )
Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.
А. К. Толстой. (1 час)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю . Влияние фольклора и романтической традиции.
Ф. М. Достоевский. (7 час. + 1 p.p.)
Жизнь и творчество (обзор) .Достоевский и «натуральная школа» .
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.
Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.
Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.
Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.
JL Н. Толстой . (12 час+ 1 p.p.)
Жизнь и творчество. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя .
Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.
«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.
Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.
Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.
Роман «Война и мир» и его читатели.
Н. С. Лесков . (2 час.)
Жизнь и творчество ( обзор).
«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.
А. П. Чехов (11 час. + 1 p.p.)
Жизнь и творчество.
Рассказы : «Человек в футляре» ? «Ионыч», «Дом с мезонином», «студент», «дама с собачкой» и др.
«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.
Сценическая жизнь пьесы.
Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Из зарубежной литературы.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои (обзор)
Мопассан (1 час.), Эдгар По (1 час.) Ибсен (1 час.), Рембо (1 час.)
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по литературе по данной
программе:
1 Учебно- методический комплекс:
-
Учебник « Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». Автор Ю. В. Лебедев.., Просвещение, 2008 год в 2 частях,
-
И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова « Поурочные разработки по литературе, 10 класс» Москва, «Вако» 2009 г.
-
Журнал «Литература в школе». Приложение к журналу «Литература в школе».
-
С. П. Белокурова Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург «Паритет» 2007
-
Журнал «Литература в школе». Приложение к журналу «Литература в школе». 2.Электронные носители:
-
обучение сочинениям. Развитие речи 5-11 классы
-
Русская поэзия для детей. Времена года.
-
Энциклопедия классической музыки
-
Фильм Павла Лунгина. Дело о «Мёртвых душах»
-
Аудиокнига. А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Аудиотеатр. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
3. Справочная литература
Календарно-тематическое планирование 10 класс (102 часа)
Nnn
Тема, основное содержание урока
Кол-во часов
Учебные компетенции
Виды учебной деятельности
Форма контроля
Домашнее задание
1.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
1
Знать основные темы и проблемы, получивщие развитие в русской литературе 19 века;
уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя
Входной тест
Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов, вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма. Подготовить к пересказу лекцию учителя.
2.
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
Знать основные закономерности историко-литературного процесса; уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя
. Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя
Устный опрос
Подготовить лекцию учителя, вспомнить основные темы лирики А. С. Пушкина, принести сборник стихов А. С. Пушкина
3.
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина.
1
Знать особенности романтической лирики Пушкина; уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений.
Устный опрос
Прочитать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник».
4.
«Великое» и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
1
Знать идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции.
Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы
Тестовый контроль
Письменно ответить на вопрос «Какое развитие нашла в поэме тема «Маленького человека»? Принести сборник стихов М. Ю. Лермонтова.
5.
Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова.
1
Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие его художественного мира; уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений
Устный опрос
Пересказать лекцию учителя.
6.
Внеклассное чтение. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
1
Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов; уметь анализировать и интепретировать стихотворения, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова.
Исследовательская: анализ стихотворений
Устный опрос
Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».
7.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX века.
1
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
Творческая: самостотельный письменный анализ
Письменная работа
Написать сочинение, прочитать повесть Н. В. Гоголя «Нос».
8.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
1
Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чем заключается своеобразие стиля Гоголя.
Исследовательская: анализ рассказов
Найти в учебнике истории материал о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века.
9.
Обзор русской литературы второй половины XIX века.
1
Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-60 г.г. 19 века;
уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.
Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя
Тестовый контроль
Подготовить к пересказу лекцию учителя, индивидуально - об Островском.
10.
А. Н. Островский - создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни.
1
Знать основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании русского национального театра;
уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя, выступать с сообщением на заданную тему.
Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя
Прочитать первое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
11.
Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).
1
Знать историю создания «Грозы», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме; уметь владеть навыками краткого пересказа, анализировать и интепретировать текст пьесы.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие пьесы
Устный опрос
Прочитать первое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы, выучить наизусть монолог Кулигина о жестоких нравах.
12.
Развитие речи. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»).
1
Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте;
Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различия.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие пьесы
Письменная работа
Прочитать третье действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
13.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).
1
Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте;
Уметь по ролям читать эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Прочитать четвёртое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
14.
«Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).
1
Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни;
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие пьесы
Устный опрос
Прочитать пятое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
15.
«Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»).
1
Знать особенности символики пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»;
Уметь по ролям читать эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Исследовательская: анализ пьесы
Законспектировать статью Н. А, Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
16.
«Гроза» в оценке русской критики.
1
Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева;
Уметь составлять конспект и план критической статьи, сопоставлять взгляды , их оценку образа Катерины.критиков
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие пьесы
Тестовый контроль
Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать по вариантам пьесы Островского «Свои люди - сочтёмся», «Бесприданница».
17.
Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди - сочтёмся», «Бесприданница».
Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А. Н. Островского.
1
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие пьесы
Письменная работа
Написать сочинение, подготовить сообщение о Тургеневе.
18.
«Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.
1
Уметь найти информацию в источниках различного типа;
Знать основные этапы биографии и творческого пути И.С. Тургенева
Репродуктивная: сообщения о жизни и творчестве писателя
Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Дворянское гнездо».
19.
Внеклассное чтение. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
1
Знать содержание романа «Дворянское гнездо»;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Прочитать 1-4 главы романа «Отцы и дети»
20.
Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым.
1
Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Устный опрос
Прочитать 5-11 главы романа «Отцы и дети».
21.
«Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа).
1
Знать, в чем заключается сила и слабость нигилизма Базарова, как герои романа проходят испытание любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбе;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Устный опрос
Прочитать 12-16 главы романа «Отцы и дети».
22.
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа).
1
Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Прочитать 17-19 главы романа «Отцы и дети».
23.
Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа).
1
Знать, как герои романа проходят испытание любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбе;
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Прочитать 20-21 главы романа «Отцы и дети».
24.
Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа).
1
Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни;
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Устный опрос
Прочитать 22-24 главы романа «Отцы и дети».
25.
Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа).
1
Знать причины и сущность конфликта между Базаровым и П. Кирсановым, способы выражения авторской позиции;
Уметь сравнивать героев-антогонистов, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.
. Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Дочитать роман «Отцы и дети» до конца
26.
Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети»
1
Знать, какую роль в произведении отводит Тургенев испытанию смертью, в чем заключается смысл финальной сцены;
Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Тестовый контроль
Законспектировать статью Д. И. Писарева «Базаров».
27.
Роман «Отцы и дети» в русской критике.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям И. С. Тургенева.
1
Знать, в чем заключается своеобразие проблематики и поэтики романа «Отцы и дети»;
Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, излагать собственную позицию.
Исследовательская: анализ текста
Письменная работа
Написать сочинение, подготовить сообщение об И. А. Гончарове.
28-29.
Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.
2
Знать основные этапы жизненного и творческого пути И.А. Гончарова;
Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации, подбирать и систематизировать материал.
Репродуктивная: сообщения о жизни и творчестве писателя
Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история».
30.
«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?»
Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа «Обломов»).
1
Знать содержание 1-ой части романа, особенности проблематики романа;
Уметь отбирать материал для краткого пересказа.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Дочитать первую часть романа, устно ответить на указанные вопросы.
31.
Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»).
1
Знать содержание «Сна Обломова»;
Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Устный опрос
Прочитать II-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы.
32.
Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав II-ой части романа «Обломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав II-ой части романа «Обломов»).
1
Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни;
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Прочитать III-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы.
33.
Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»).
1
Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни;
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать IV-ую часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы.
34.
Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»).
1
Знать содержание романа, особенности проблематики романа;
Уметь отбирать материал для краткого пересказа.
Рецептивная:чтение и полноценное восприятие произведения
Письменная работа
Законспектировать статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов».
35.
Роман «Обломов» в зеркале критики.
1
Знать особенности стиля романа Гончарова;
Уметь объяснять роль художественных деталей и стилевых особенностей в контексте всего романа.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Тестовый контроль
Написать сочинение, индивидуально о Ф. И. Тютчеве, принести стихи Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», «Нам не дано предугадать», « Silentium».
36.
Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.
1
Знать основные этапы творческой биографии Ф.И. Тютчева, мотивы его лирики, особенности изображения поэтом мира природы;
Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие поэтического текста
Устный опрос
Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Принести стихи Тютчева «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «Над этой тёмною толпой».
37.
Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева.
1
Знать, в чем заключается своеобразие лика России в творчестве Тютчева;
Уметь сравнивать стихи Ф. Тютчева и М. Лермонтова, посвященные теме Родины, отмечая их сходство и различия.
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие поэтического текста
Устный опрос
Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Принести стихи Тютчева «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.»(«Я встретил вас - и всё былое…)», «Последняя любовь».
38.
«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева.
1
Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Ф. Тютчева тема любви, почему она предстает как «роковой поединок» двух сердец;
Уметь сравнивать стихи Ф. Тютчева, А. Пушкина, М. Лермонтова о любви, отмечая их идейно-тематическое и жанровое сходство и различие.
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие поэтического текста
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, индивидуально - о Фете, принести стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье…».
39.
Поэзия и судьба А. А. Фета.
1
Знать основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А. Фета;
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»; выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.
Исследовательская: анализ стихотворений и сравнение стихотворений
Тестовый контроль
Выучить наизусть стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», принести стихи Фета «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Я пришел к тебе с приветом».
40.
Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета.
1
Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии, в чем заключается художественное своеобразие лирики Фета;
Уметь анализировать и интерпретировать стихи Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка.
Исследовательская: анализ стихотворений и сравнение стихотворений
Устный опрос
Выучить наизусть понравившееся стихотворение Фета.
41.
Развитие речи. Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
Подготовка к сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
1
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
Исследовательская: самостоятельный анализ стихотворений
Письменная работа
Написать сочинение, индивидуально об А. К. Толстом, принести стихи А. К. Толстого «Не верь, мой друг, когда в избытке горя…», «Средь шумного бала, случайно…», «Осень. Обсыпается …».
42.
Художественный мир А. К. Толстого.
1
Знать основные вехи биографии, мотивы, образы поэзии А. Толстого;
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения А. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выразительно читать стихи.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Тестовый контроль
Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать сатирическое произведение А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва».
43.
Внеклассное чтение. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А. К. Толстого).
1
Знать идейно-художественные особенности сатирических произведений А. Толстого;
Уметь составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализировать и интерпретировать сатирическое произведение.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Прочитать повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник».
44.
Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
1
Знать основные этапы творческой биографии Лескова, в чем заключается своеобразие характеров лесковских героев;
Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст повести.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Главы «Истории…» Салтыкова-Щедрина: «Опись градоначальникам», «Органчик», «Голодный Город», «Подтверждение покаяния».
45.
Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.
1
Знать, в чем заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность данного произведения для современного человека;
Уметь составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Репродуктивная: индивидуальные сообщения по творчеству писателя
Сравнить «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашёва» А. К. Толстого.
46.
«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина.
1
Знать, какие сатирические приемы использовал Салтыков-Щедрин для создания образов градоначальников и народа;
Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом своеобразия его сатирической природы.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Тестовый контроль
Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове.
47.
«Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова.
1
Знать основные этапы творческого пути Н.Некрасова;
Уметь отбирать материал для литературной композиции и систематизировать его.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Принести стихи Некр. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…». Сравнить «Панаевский цикл» Некрасова с «Денисьевским циклом» Тютчева.
48.
«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.
1
Знать какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чем заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла;
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова.
Исследовательская: самостоятельный анализ стихотворений
Познакомиться со стихами Н. А. Некрасова «В дороге», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Тройка»
49.
«Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова.
1
Знать какое воплощение в произведениях Некрасова нашел собирательный образ русского народа, какие художественные приемы использовал поэт, воссоздавая картину народной жизни;
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова, обращая внимание на реализацию в них приема антитезы.
Исследовательская: самостоятельный анализ стихотворений
Устный опрос
Познакомиться со стихами Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия». Ответить на вопрос «В чём видит Некрасов предназначение поэзии и долг поэта?»
50.
«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…»: тема поэта и поэзии в творчестве
Н. А. Некрасова.
1
Знать, почему неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии, какой предстает в стихах поэта его Муза;
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова, обращая внимание на своеобразие их жанра и композиции.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Прочитать пролог к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в данном фрагменте поэмы?
51.
Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы.
1
Знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», понимать, в чем заключается своеобразие ее жанра. Проблематики и стиля;
Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Некрасова.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Дочитать первую часть поэмы до конца. Ответить на указанные вопросы.
52.
Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш»
1
Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их верных слуг;
Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Некрасова.
Исследовательская: самостоятельный анализ стихотворений
Прочитать третью часть поэмы.
53.
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
1
Знать, в чем каждый из представителей народного мира видит идеал счастья, прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Дочитать поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» до конца.
54.
«Путь славный, имя громкое народного заступника…» (Анализ главы «Пир - на весь мир»).
Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова.
1
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развернутый план.
. Исследовательская: самостоятельный анализ стихотворений
Устный опрос
Прочитать стихи К. Хетагурова.
55.
«Осетинская лира» К. Хетагурова. Близость творчества Хетагурова лирике Н. А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии.
1
Знать основные мотивы творчества осетинского поэта К.Хетагурова;
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать стихи Хетагурова, обращая внимание на близость его творчества поэзии Некрасова.
Исследовательская: самостоятельный анализ стихотворений.
Тестовый контроль
Подготовить сообщение о Ф. М. Достоевском.
56.
«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского.
1
Знать основные этапы творческого пути Ф.Достоевского, историю создания его романа «Преступление и наказание»;
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
Прочитать первую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
57.
В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
1
Знать, какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ Петербурга;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему, самостоятельно анализировать текст Достоевского.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать вторую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
58.
«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
1
Знать, какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над жизнью «униженных и оскорбленных»;
Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать третью часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
59.
Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
1
Знать, каковы истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова;
Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст Достоевского.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать четвёртую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
60.
«Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
1
Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского, отмечая сходство и различия их теоретических посылок.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать пятую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
61.
«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
1
Знать, какое место в романе Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского, отмечая сходство их судеб и различие мировоззрений.
Исследовательская: ответы на проблемные вопросы
Устный опрос
Прочитать шестую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
62.
Три встречи - три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
1
Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского, отмечая их сходство и различия.
Исследовательская: ответы на проблемные вопросы
Устный опрос
Дочитать роман до конца.
63.
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
1
Знать, какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев помогают понять состояние души Раскольникова;
Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.
Исследовательская: ответы на проблемные вопросы
Устный опрос
Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
64.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.
1
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
Исследовательская: создание письменного ответа
Письменная работа
Написать сочинение, индивидуально - о Л. Н. Толстом.
65-66
Страницы великой жизни. Л. Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель..
2
Знать основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого;
Уметь понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.
Репрдуктивная: индивидуальные сообщения учащихся
Тестовый контроль
Подготовиться к уроку внеклассного чтения по «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого.
67.
История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.
1
Знать историю создания романа Л. Толстого, прототипов героев «Войны и мира»;
Уметь составлять развернутый план лекции учителя.
Продуктивная: презентация по теме
Прочитать 1-7 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
68-69.
Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г..»
2
Уметь анализировать эпизоды из романа, знать, какова роль их в раскрытии идеи романа.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать 8-21 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
70.
Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы.
1
Уметь применять сопоставление как основной композиционный прием романа для раскрытия норм жизни семей Ростовых и Болконских.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать 22-25 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
71.
Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3
1
Знать идейно-художественные особенности изображения войны.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать третью часть первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
72.
Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н. Толстого).
1
Знать причины поражения русской армии в Аустерлицком сражении, уметь объяснить, чем стал Аустерлиц для каждого из главных героев.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать первую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
73-
74.
Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3
2
Уметь проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни.
Исследовательская: сравнительный анализ образов
Прочитать вторую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
75-76.
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.
2
Уметь раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев романа.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать четвёртую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
77.
Что такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3
1
Уметь раскрыть композиционную роль философских глав, объяснить основные положения историко-философских взглядов Л.Толстого.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Прочитать 1-18 главы второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
78-79.
Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года. Изображение войны 1812 года.
2
Уметь проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их слабость и силу.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Тестовый контроль
Прочитать 19-39 главы второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
80.
Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).
1
Знать, почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского сражения в восприятии Пьера, как раскрывается истинный героизм народа в Бородинской битве.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать третью часть третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
81.
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».
1
Уметь систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Прочитать первую часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
83-
84.
Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)
2
Уметь показать роль партизанской войны и проследить те изменения, которые произошли с героями.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать третью часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Прочитать четвёртую часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
85.
«Мысль народная» в романе «Война и мир».
1
Знать о роли народа в истории, об отношении автора к народу.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать эпилог романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
86.
Л. Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог).
Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
1
Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Написать сочинение, индивидуально - о Чехове.
87.
Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество.
1
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. Чехова, в чем заключается жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова.
Репродуктивная: презентация, сообщения учащихся
Тестовый контроль
Прочитать рассказы А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста».
88.
«Нет, больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста»).
1
Знать, в чем заключается художественное своеобразие рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста», какова в них роль художественной детали;
Уметь создавать иллюстрации к рассказам Чехова.
Поисковая: ответы на проблемные вопросы
Устный опрос
Прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч».
89.
Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
1
Проследить деградацию человеческой души.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
90.
А. П. Чехов - драматург. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада.
1
Знать историю создания «Вишневого сада» и его первой постановки;
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Подготовить характеристики бывших хозяев вишнёвого сада.
91.
Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»?
1
Знать, в чем заключается своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад»;
Уметь понимать истоки противоречивости образа Лопахина, причины его неудовлетворенности «дурацкой» нескладной жизнью
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Подготовить сообщение о Ермолае Лопахине. Подготовить выразительное чтение монолога Лопахина из третьего действия: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость…»
92.
«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.
1
Знать, какие художественные приемы использует чехов, создавая образы Нади Шуминой и Ани Раневской, в чем сходство и различие этих персонажей;
Уметь проводить сравнительный анализ, отмечая различие и сходство двух героинь Чехова.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Тестовый контроль
Написать сочинение, выучить наизусть монолог Пети Трофимова «Вся Россия - наш сад».
93-94.
Урок развития речи. Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.
2
Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
Исследовательская: создание текста
Письменная работа
Подготовить сообщение о Пете Трофимове.
95.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.
1
Знать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века;
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя
Репродуктивная: презентации
Прочитать повесть Оноре де Бальзака «Гобсек».
96.
Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».
1
Знать содержание повести «Гобсек», характерные особенности писательской манеры Оноре де Бальзака;
Уметь аргументировано отвечать на вопросы о проблематике повести и художественных приемах, при помощи которых Бальзак создает образ главного героя.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Прочитать рассказ Ги де Мопассана «Ожерелье».
97.
Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».
1
Знать основные факты жизни и творчества писателя, в чем заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы «Ожерелье»;
Уметь самостоятельно анализировать художественный текст Мопассана.
Исследовательская: ответы на проблемные воппосы
Устный опрос
Подготовить итоговую презентацию.
98-
99.
Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века. Защита презентаций.
2
Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему.
Репродуктивная: презентации, сообщения учащихся
Подготовить итоговую презентацию.
100.
Урок-рекомендация «Что читать летом».
1
101-102.
Резервный урок.
2