- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Воспитание литературно-художественного вкуса у старших дошкольников в процессе восприятия художественной литературы»
«Воспитание литературно-художественного вкуса у старших дошкольников в процессе восприятия художественной литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новокрещенова Т.П. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Воспитание литературно-художественного вкуса у старших дошкольников в процессе восприятия художественной литературы»
Автор: Новокрещенова Татьяна Петровна - воспитатель СП ГБОУ ООШ с.Коноваловка Борского района Самарской области
Интерес к книге у детей появляется рано. Сначала ребенок листает, слушает чтение взрослого, рассматривает иллюстрации, далее воспринимается литературный текст. На 4 году ребенок проявляет интерес к судьбе героя. На 5 году выражает свое понимание и отношение к герою. В старшем возрасте осознает события, которых не было в его личном опыте.
Определение задач литературного образования детей старшего дошкольного возраста в детском саду:
- Воспитывать интерес к художественной литературе;
- Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
-Формировать первоначальное представление об особенностях художественной литературы: о жанрах,
-Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность.
Для этого нужно отобрать произведения.
Отбор литературы
В основе педагогические принципы. Существует несколько критериев
отбора книг:
-идейная направленность
-доступность
-высокое художественное мастерство
Круг чтения
-
Произведения русского народного творчества
-
Произведения русской и зарубежной классической литературы
-
Произведения современной русской и зарубежной литературы
Требования современной, педагогической науки жизни заставляют пересматривать круг детского чтения, дополнять его
Методы
-
Чтение воспитателя
Сохраняет язык автора, передает все оттенки мысли писателя,
воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных
произведений читается по книге.
-
Рассказывание воспитателя
Текст передается относительно свободно. Рассказывание дает больше возможности для привлечения внимания детей.
-
Инсценирование
Данный метод рассматривается как средство вторичного ознакомления с произведением
-
Заучивание
Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста ребенка.
Содержание работы:
С целью реализации задачи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе проводятся беседы. Например, беседа на тему «Откуда книга пришла?», где дети получают знания о процессе создания книги, о профессиях людей, которые участвуют в рождении книги. Дается понимание того, что люди затрачивают много труда, прежде, чем книга попадает к нам в руки. Поэтому книгу надо беречь.
В процессе беседы на тему «Книжкина одежка» дети получают знания о том, из чего делается книга, из каких частей состоит и какие виды переплетов бывают.
Беседы о писателях и художниках - иллюстраторах углубляют знания дошкольников старшего возраста о книге. Им рассказывается об особенностях этих творческих профессий, объясняют основные функции, подчеркивают значимость. Детей знакомят с художниками-классиками (И. Билибин, В. Конашевич, А. Пахомов, Е. Рачев), и современными художниками (В.Зотов, Л. Токмаков и др.) Рассматривание иллюстраций после прочтения произведения позволяет детям глубже понять замысел автора.
С целью углубления литературного интереса проводится организация книжных выставок. Тема должна быть актуальной для детей. Например, связана с юбилеем писателя, художника-иллюстратора или с предстоящим праздником.
Как итоговое мероприятие организуются литературные викторины. Например, на тему «В дорогу за сказками», где закрепляются знания детей подготовительной группы о сказках А. Пушкина. Дети учатся выразительно рассказывать отрывки из сказок. В результате речь становится более связной, богатой эпитетами, сравнениями. Формируется представление о жанрах произведений.
Экскурсии в библиотеку позволяют сформировать у детей старшего возраста реалистичное представление о труде библиотекаря, уважение к его труду. Воспитывается интерес к книге, бережное отношение. Воспитываются трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Участие в литературных конкурсах развивает творческие способности детей, способствует выражению отношения к литературным героям. Конкурсы устраиваются к датам. Например, конкурс поделок на тему «В нашем доме появился новый член семьи» по произведению А. Александровой «Домовенок Кузя»
3