- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русской литературы в 6 классе с внедрением регионального компонента Две рождественские истории
Урок русской литературы в 6 классе с внедрением регионального компонента Две рождественские истории
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зиновьева Л.М. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока литературы в 6 классе
Тема урока: Две рождественские истории
(сравнительный анализ рассказов Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" и Г.Д. Гребенщикова "Опора")
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского и Г.Д. Гребенщикова посредством изучения рассказов; раскрыть жанрообразующие признаки святочного рассказа.
2. Развивать навыки вдумчивого и внимательного чтения посредством использования регионального компонента.
3. Формировать систему личностных ценностей учащихся.
Эпиграф к уроку:
«Для меня имеет ценность только та литература, которая содержит в себе смысл поучения. Среди величайших писателей этой категории я считаю двух: Достоевского и Гребенщикова. Достоевский, живя в мирное время, предсказал ужас грядущего, тогда как в произведении Гребенщикова, который живёт в наше трагическое время, мы находим надежду и предвидение более светлого будущего, несмотря на все несчастья сегодняшнего дня».
И. Сикорский
I. Обозначение темы, целей урока.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам:
- Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?
- Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.)
- А как называются праздничные дни в честь Рождества Христова, которые длятся до самого Крещения? (Cвятки.)
- Встречались ли вы с описанием празднования Рождества в произведениях русских писателей и поэтов?
2. Учебная информация: а сегодня мы обратимся к рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" и рассказу "Опора" писателя - земляка Г.Д. Гребенщикова.
- Ф.М. Достоевский - один из самых "трудных" писателей XIX века. Г.Д Гребенщикова отличает неоднозначность судьбы как самого автора, так и его произведений. Книги Г.Д. Гребенщикова, встреченные с несомненным интересом в начале века, после его эмиграции в 1920-м году были более чем на полстолетия забыты на Родине. Столетие Г.Д. Гребенщикова не посмел отметить никто ни в России, ни в Казахстане, и только к 110-летию появились первые публикации на родине.
3. Беседа по вопросам:
- Каково ваше впечатление от прочитанных рассказов?
- Каков мир рассказов Достоевского и Гребенщикова?
- Рассказ "Мальчик у Христа на елке" принято относить к жанру святочных рассказов. Можно ли сказать то же самое о рассказе "Опора"?
4.В течение урока, в ходе анализа текста заполняется сопоставительная таблица:
Критерии сравнения
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Г.Д. Гребенщиков «Опора»
Имена главных героев (что можно сказать о героях, судя по имени)
Возраст героев (какое значение имеет в повествовании)
Отношения героев с внешним миром, другими людьми
Родители мальчиков (как зовут, краткая портретная характеристика, почему именно так матери представлены авторами)
Место описываемых событий (какую роль играет в сюжете произведения, почему нет названий населённых пунктов)
В какой праздник происходят описываемые события (почему именно этот праздник выбран авторами для развития сюжетной линии)
Что ещё общего можно выделить в событиях, происходящих с мальчиками.
5. Обобщающая беседа: Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг светящейся елки. Скажите, принес ли этот праздник радость нашим героям? Что в этих рассказах входит в противоречие с праздничными событиями? (Праздничное радушие соседствует с жестокостью и бездушием, отчего мальчикам стало одиноко и страшно).
- Почему в рассказах нет названий города и деревни?
- Как вы считаете, зачем после описания детского праздника Достоевский изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям).
- Какой из рассказов пронизан добром, надеждой на лучшее? Какой, напротив, рисует наиболее мрачные картины жизни?
- Что могло стать с мальчиком в рассказе Достоевского, если бы он остался жив?
- Почему Гребенщиков оставляет своего героя в живых?
- Какие нравственные ценности иллюстрируются в рассказах? Что осуждается писателями?
6. Обращение к эпиграфу урока.
III. Домашнее задание: напишите свои пожелания одному из героев произведений или нарисуйте портрет, иллюстрацию к рассказу.