Современный русский язык (Лексика, фразеология) упражнения

Упражнения по разделу «Лексика» №92 (с.51) Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов. ПосЕдеть к старостИ,посИдеть рядом; полАскать ребёнка, полОскать бельё, разрЯдить ружьё, разрЕдили морковь на грядке; развЕвается флаг, развИвается ребёнок, примИрять поссорившихся ребят, примЕрять платье. №93 (с.52) Разъясните лексическое значение слова: а)через раскрытие значений частей слова, б)через указание на обобщённое понятие и отличительные призн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет дополнительного образования и повышения квалификации


Задания по теме: «Современный русский язык: Лексика. Фразеология»




Выполнила: слушатель курсов по программе дополнительного профессионального образования - профессиональная переподготовка «Преподавание русского языка и литературы»

Старченко Елена Александровна

Преподаватель : Воронина Нина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка УлГПУ






г.Ульяновск 2014г.

Учебник: Русский язык 6 класс Баранов

Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

М.: 2012. Часть 1 - 191с.,


Упражнения по разделу «Лексика»

№92 (с.51) Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.

ПосЕдеть к старостИ,посИдеть рядом; полАскать ребёнка, полОскать бельё, разрЯдить ружьё, разрЕдили морковь на грядке; развЕвается флаг, развИвается ребёнок, примИрять поссорившихся ребят, примЕрять платье.

№93 (с.52) Разъясните лексическое значение слова: а)через раскрытие значений частей слова, б)через указание на обобщённое понятие и отличительные признаки предмета, в)через подбор близких по значению слов

а)Лётчик- тот, кто летает на самолёте, руководит полётом. Доброжелательный- тот, кто желает добра.

б)Липа-лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и желтоватыми душистыми медоносными цветками. Глагол- самостоятельная часть речи, обозначающая действие.

в)Дюжина-двенадцать. Вековой- столетний.

№94 (с.53) Найдите многозначное слово в тексте (текст в учебнике с.53)

а)Журавль - птица,

б)Журавль - колодец.

№95 (с.54) Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверь себя по толковому словарю.

  1. Какой караван не может двигаться по пустыне?

  2. Какую линейку не используешь для черчения?

  3. Из какого автомата нельзя стрелять?

1)Караван судов, 2)отрядная линейка, 3)телефон-автомат.

№96 (с.54) …подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку - она встрепенётся.

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

№97 В каких предложениях слово капризный в переносном значении?

  1. Девочка была упрямой и капризной.

  2. Капризная зимняя погода принесла много неприятных неожиданностей.

  3. Капризный кактус всё не расцветал.

  4. Мы долго не могли завести капризный мотор.

В переносном значении во 2,3,4 предложениях

№98 (с.55) Как обыгрывается значение слова такса в стихотворении?

Сев в такси, спросила такса:

-За проезд какая такса?

А водитель:

-Денег с такс не берём совсем. Вот так-с.

а)Такса-точно установленная расценка товаров или размер оплаты за тот или иной вид работ, услугу и т.п.

б)Такса - порода охотничьих собак.

Эти слова-омонимы.

№99 (с.55) Подберите антонимы, учитывая лексическое значение слов.

Горячий кофе -холодный кофе, горячий человек- спокойный человек, мягкий грунт- твёрдый грунт, мягкий матрац - жесткий матрац, лёгкий камень-тяжёлый камень, лёгкий урок - трудный урок.

№100 Можно ли выделенное в тексте слово заменить синонимами(текст с.56)

Ответил-отозвался, откликнулся, отреагировал.

№107 (с.58) Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова (см. текст учебника)

Общеупотребительные: лес, болота,самолёт, прилетать и т.д.,

Необщеупотребительные: мшары, мочажины, чапыга, чернолесье.

Упражнения по разделу «Фразеология»

№149 (с.85) Сопоставьте фразеологизм со значением , используя слова для справок.

Мутить воду- умышленно запутывать,

Грести лопатой- много получать, наживать,

Филькина грамота- документ, не имеющий силы и т.п.

№151 (с.86)Из какой профессии пришли фразеологизмы?

  1. Бросить якорь, полный вперёд;

  2. Встать в строй, взять на мушку;

  3. Войти в роль, сойти со сцены;

  4. Шито белыми нитками, с иголочки.

1)моряк,2)военный,3)актёр,4)швея.

№153 (с.86) Спишите. Подчеркните фразеологизмы.

Старые рукописные книги ценились на вес золота. Для удобства их переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей и материей. Сохранилось выражение «От доски до доски». Оно напоминает нам об этих дощечках и означает «прочитать книгу от начала до конца».

№154 (с.87) Расшифруйте фразеологизм по рисунку.(см. учебник)

Вешать лапшу на уши, спустя рукава, крокодиловы слёзы, задирать нос.

№155 (с.87) Замените словосочетания фразеологизмами.

Очень мало-с гулькин нос, очень много-по горло, очень медленно - как черепаха, очень быстро - на всех парусах.



© 2010-2022