- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Современный русский язык (Лексика, фразеология) упражнения
Современный русский язык (Лексика, фразеология) упражнения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Старченко Е.А. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет дополнительного образования и повышения квалификации
Задания по теме: «Современный русский язык: Лексика. Фразеология»
Выполнила: слушатель курсов по программе дополнительного профессионального образования - профессиональная переподготовка «Преподавание русского языка и литературы»
Старченко Елена Александровна
Преподаватель : Воронина Нина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка УлГПУ
г.Ульяновск 2014г.
Учебник: Русский язык 6 класс Баранов
Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
М.: 2012. Часть 1 - 191с.,
Упражнения по разделу «Лексика»
№92 (с.51) Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.
ПосЕдеть к старостИ,посИдеть рядом; полАскать ребёнка, полОскать бельё, разрЯдить ружьё, разрЕдили морковь на грядке; развЕвается флаг, развИвается ребёнок, примИрять поссорившихся ребят, примЕрять платье.
№93 (с.52) Разъясните лексическое значение слова: а)через раскрытие значений частей слова, б)через указание на обобщённое понятие и отличительные признаки предмета, в)через подбор близких по значению слов
а)Лётчик- тот, кто летает на самолёте, руководит полётом. Доброжелательный- тот, кто желает добра.
б)Липа-лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и желтоватыми душистыми медоносными цветками. Глагол- самостоятельная часть речи, обозначающая действие.
в)Дюжина-двенадцать. Вековой- столетний.
№94 (с.53) Найдите многозначное слово в тексте (текст в учебнике с.53)
а)Журавль - птица,
б)Журавль - колодец.
№95 (с.54) Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверь себя по толковому словарю.
-
Какой караван не может двигаться по пустыне?
-
Какую линейку не используешь для черчения?
-
Из какого автомата нельзя стрелять?
1)Караван судов, 2)отрядная линейка, 3)телефон-автомат.
№96 (с.54) …подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку - она встрепенётся.
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
№97 В каких предложениях слово капризный в переносном значении?
-
Девочка была упрямой и капризной.
-
Капризная зимняя погода принесла много неприятных неожиданностей.
-
Капризный кактус всё не расцветал.
-
Мы долго не могли завести капризный мотор.
В переносном значении во 2,3,4 предложениях
№98 (с.55) Как обыгрывается значение слова такса в стихотворении?
Сев в такси, спросила такса:
-За проезд какая такса?
А водитель:
-Денег с такс не берём совсем. Вот так-с.
а)Такса-точно установленная расценка товаров или размер оплаты за тот или иной вид работ, услугу и т.п.
б)Такса - порода охотничьих собак.
Эти слова-омонимы.
№99 (с.55) Подберите антонимы, учитывая лексическое значение слов.
Горячий кофе -холодный кофе, горячий человек- спокойный человек, мягкий грунт- твёрдый грунт, мягкий матрац - жесткий матрац, лёгкий камень-тяжёлый камень, лёгкий урок - трудный урок.
№100 Можно ли выделенное в тексте слово заменить синонимами(текст с.56)
Ответил-отозвался, откликнулся, отреагировал.
№107 (с.58) Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова (см. текст учебника)
Общеупотребительные: лес, болота,самолёт, прилетать и т.д.,
Необщеупотребительные: мшары, мочажины, чапыга, чернолесье.
Упражнения по разделу «Фразеология»
№149 (с.85) Сопоставьте фразеологизм со значением , используя слова для справок.
Мутить воду- умышленно запутывать,
Грести лопатой- много получать, наживать,
Филькина грамота- документ, не имеющий силы и т.п.
№151 (с.86)Из какой профессии пришли фразеологизмы?
-
Бросить якорь, полный вперёд;
-
Встать в строй, взять на мушку;
-
Войти в роль, сойти со сцены;
-
Шито белыми нитками, с иголочки.
1)моряк,2)военный,3)актёр,4)швея.
№153 (с.86) Спишите. Подчеркните фразеологизмы.
Старые рукописные книги ценились на вес золота. Для удобства их переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей и материей. Сохранилось выражение «От доски до доски». Оно напоминает нам об этих дощечках и означает «прочитать книгу от начала до конца».
№154 (с.87) Расшифруйте фразеологизм по рисунку.(см. учебник)
Вешать лапшу на уши, спустя рукава, крокодиловы слёзы, задирать нос.
№155 (с.87) Замените словосочетания фразеологизмами.
Очень мало-с гулькин нос, очень много-по горло, очень медленно - как черепаха, очень быстро - на всех парусах.