- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Прикладной курс Синтаксис русского языка для 10 класса
Прикладной курс Синтаксис русского языка для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каримова А.К. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ общеобразовательная средняя школа имени Естая
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе (ОГН)
«Синтаксис русского языка»
Автор-составитель:Марденова Айнур Кайыровна
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Современное общество требует от каждого его члена высокого уровня владения языковой, речевой и коммуникативной компетенциями. Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть прикладной курс русского языка.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цель данного курса: сопоставить синонимичные ССП и СПП,БСП с казахским языком, помочь основательно готовиться к ЕНТ, так как раздел русского языка Синтаксис и пунктуация вызывает у учащихся казахских классов небольшое затруднение.
При проведении прикладного курса по русскому языку в 10 классе «Синтаксис русского языка» необходимо изучить программу, научиться пользоваться материалами, рисунками, таблицами, опорными схемами. Совершенствовать знания русского языка путем усвоения концептуально-языковой картины мира; обучение письменной речи посредством практического введения знаний о нормах построения текста; формирование основ культуры речи.
Обобщить и закрепить понятие о синтаксисе и пунктуации ; формировать навык всех видов речевой деятельности, практические навыки выполнения различных видов синтаксического разбора, развивать речевую и мыслительную деятельность ,выполнять тесты, осуществляющие проверку понимания учебного материала.
Введение
В "Концепции12- летнего среднего общего образования Республики Казахстан" утверждается, что главной целью образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к само актуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
В Республике Казахстан, представляющей собой полиэтническое государство, продолжает оставаться актуальной проблема формирования поликультурной личности ,владеющей двумя и даже несколькими языками.
Среди языков ,необходимых для изучения в целях общения, особое место занимает русский язык, который остается одним из основных средств получения потока информации в научной, социально -бытовой и культурной сферах жизни населения нашего государства Вот почему русский язык в Законе «О языках в Республике Казахстан» определен как обязательный учебный предмет в перечне дисциплин, входящих в документ об образовании.
Цели и задачи:
1.Расширить знания учащихся по предмету.
2.Обогащать словарный состав.
3.Развивать устную и письменную речь учащихся.
4.Обучать чтению и письму современного русского как теоретической основе грамотности и культуры речи.
5.Формировать знания по теме «Синтаксис русского языка».
6.Подготовиться к ЕНТ.
Требования к изучению прикладного курса:
Более глубокое изучение темы: «Синтаксис русского языка».
Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.
Уметь пользоваться условными знаками при изучении таблиц, схем, рисунков .
Уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Формировать у учащихся навыков решения тестовых заданий.
Проверить знания по русскому языку.
Объяснять постановку знаков препинания в ССП и СПП,БСП.
Употреблять сложные предложения в речи.
Содержание курса:
1 Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации Составление тезисного плана лекции учителя, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе .
2 Словосочетание. Способы подчинительной связи. Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о способах синтаксической связи.
3 Согласование. Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их употребления
4 Управление. Употребления словосочетаний в речи.
5 Примыкание. Тестирование, осмысление структуры словосочетаний.
6 Разбор словосочетаний. Уметь правильно разбирать словосочетания
7 Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. Написать лингвистический рассказ с применением предложений по цели высказывания.
8 Двусоставные предложения. Конструирование предложение по эмоциональной окраске, работа в группах .
9 Односоставные предложения. Раскрыть специфику семантики и строения односоставных предложений.
10 Определенно- личные предложения. Анализ- исследования текста для выявления односоставных предложений
11 Неопределенно - личные предложения. Написать небольшой текст с использованием неопределенно- личных предложений.
12 Обобщенно- личные предложения Работа в парах, усвоение структурных особенностей обобщенно- личных предложений.
13 Безличные предложения Выделение стилистической роли безличных предложений; работа с художественным текстом.
14 Назывные предложения Стилистические свойства назывных предложений: творческая работа по группам.
15 Простое осложненное предложения. Овладение синонимией простых осложненных предложений.
16 Однородные члены предложения Подготовить связный рассказ о способах объединения однородных членов.
17 Обособленные определения Умения варьировать данными конструкциями, конструирование предложений с обособленными определениями.
18 Обособленные обстоятельства Конструирование предложений с обособленными обстоятельствами.
19 Обособленные дополнения Конструирование предложений с обособленными дополнениями.
20 Вводные слова. Работа по таблице, творческая работа.
21 Обращение. Тренировочные, упражнения, конструирование предложений с обращениями.
22 Синтаксис сложного предложения. Основные виды сложных предложений. Раскрыть структуру сложного предложения; об основном правиле пунктуаций сложного предложения.
23 ССП с соединительными союзами.
О союзе как части речи, составление таблицы.
24 ССП с противительными союзами. Особенности употребления сложносочиненных предложений.
25 ССП с разделительными союзами. Упражнения, составление таблицы, работа со словарем.
26 Типы СПП. Специфические особенности сложноподчиненных предложений.
27 СПП с придаточными обстоятельствами. Сходство структуры придаточных обстоятельственных предложений в казахском языке
28 СПП с придаточными определительными Эквивалентные модели придаточных определительных предложений
29 СПП с придаточными изъяснительными. Средства связи между главной и придаточной частями.
30 Сравнение соотносительных предложений русского и казахского языков Самостоятельное изучение-исследование, тестирование.
31 Бессоюзное сложное предложения Сравнительный анализ предложений, синтаксическая разминка
32 Знаки препинания в БСП Наблюдение за семантической функцией сложных предложений.
33 Синтаксический разбор БСП. Разбор, тренировочные упражнения
34 Итоговый урок. Тест, выступления учащихся, подведение итогов курса.
Календарно -тематическое планирование курса
№
Наименование темы
Колич.часов
Дата проведения
1
Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации Составление тезисного плана лекции учителя, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе .
1
2
Словосочетание. Способы подчинительной связи. Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о способах синтаксической связи.
1
3
Согласование. Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их употребления
1
4
4 Управление. Употребления словосочетаний в речи.
1
5
Примыкание. Тестирование, осмысление структуры словосочетаний.
1
6
Разбор словосочетаний. Уметь правильно разбирать словосочетания
1
7
Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. Написать лингвистический рассказ с применением предложений по цели высказывания.
1
8
Двусоставные предложения. Конструирование предложение по эмоциональной окраске, работа в группах .
1
9
Односоставные предложения. Раскрыть специфику семантики и строения односоставных предложений.
1
10
Определенно- личные предложения. Анализ- исследования текста для выявления односоставных предложений
1
11
Неопределенно - личные предложения. Написать небольшой текст с использованием неопределенно- личных предложений.
1
12
Обобщенно- личные предложения Работа в парах, усвоение структурных особенностей обобщенно- личных предложений.
1
13
Безличные предложения Выделение стилистической роли безличных предложений; работа с художественным текстом.
1
14
Назывные предложения Стилистические свойства назывных предложений: творческая работа по группам.
1
15
Простое осложненное предложения. Овладение синонимией простых осложненных предложений.
Однородные члены предложения Подготовить связный рассказ о способах объединения однородных членов.
16
Обособленные определения Умения варьировать данными конструкциями, конструирование предложений с обособленными определениями.
1
17
Обособленные обстоятельства Конструирование предложений с обособленными обстоятельствами.
1
18
Обособленные дополнения Конструирование предложений с обособленными дополнениями.
1
19
Вводные слова. Работа по таблице, творческая работа.
1
20
Обращение. Тренировочные, упражнения, конструирование предложений с обращениями.
1
21
Синтаксис сложного предложения. Основные виды сложных предложений. Раскрыть структуру сложного предложения; об основном правиле пунктуаций сложного предложения.
1
23
ССП с соединительными союзами.
О союзе как части речи, составление таблицы.
1
24
ССП с противительными союзами. Особенности употребления сложносочиненных предложений.
1
25
ССП с разделительными союзами. Упражнения, составление таблицы, работа со словарем.
1
26
Типы СПП. Специфические особенности сложноподчиненных предложений.
1
27
СПП с придаточными обстоятельствами. Сходство структуры придаточных обстоятельственных предложений в казахском языке
1
28
СПП с придаточными определительными Эквивалентные модели придаточных определительных предложений
1
29
СПП с придаточными изъяснительными. Средства связи между главной и придаточной частями.
1
30
Сравнение соотносительных предложений русского и казахского языков Самостоятельное изучение-исследование, тестирование.
1
31
Бессоюзное сложное предложения Сравнительный анализ предложений, синтаксическая разминка .
1
32
Знаки препинания в БСП Наблюдение за семантической функцией сложных предложений.
1
33
Синтаксический разбор БСП. Разбор, тренировочные упражнения
1
34
Итоговый урок. Тест, выступления учащихся, подведение итогов курса
1
Ожидаемые результаты:
Основные виды работ по устной и письменной речи обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления учащихся, способствуют формированию умений анализа. Самоконтроль знании, умении и навыков по изученной теме; умение анализировать ,обобщать существенные признаки по частям речи; выделять главное; развивать общие умении работа со справочной литературой; выделить практическую значимость полученных знаний; ликвидация пробелов в знаниях учащихся; самостоятельно упражняться в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Литература
1. Государственный стандарт общего и среднего образования РК
2. Журналы «Русский язык и литература в казахской школе», «Русский язык в казахстанской школе».
3Книги : А.И.Земский,С.Е. Крючков. Русский язык. І,ІІ части.
Москва ."Просвещение". 1990
4. И.М.Подгаецкая. Воспитание интереса к изучению русскому языку,
Москва ,"Просвещение" , 1998
5. Справочник по русскому языку
6. В.С. Гетманова. Пособие по русскому языку... Шымкент, "Шикула," 2005
7. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
8. Русско-казахский словарь,Алматы,2007
9. Сборник тестов 2003-2012,Алматы
10. Э.Ш.Бенцианова.Сборник диктантов по пунктуации Москва, "Просвещение," 1986