Прикладной курс Синтаксис русского языка для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ общеобразовательная средняя школа имени Естая





Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе (ОГН)

«Синтаксис русского языка»







Автор-составитель:Марденова Айнур Кайыровна

учитель русского языка и литературы


Пояснительная записка.


Современное общество требует от каждого его члена высокого уровня владения языковой, речевой и коммуникативной компетенциями. Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть прикладной курс русского языка.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цель данного курса: сопоставить синонимичные ССП и СПП,БСП с казахским языком, помочь основательно готовиться к ЕНТ, так как раздел русского языка Синтаксис и пунктуация вызывает у учащихся казахских классов небольшое затруднение.
При проведении прикладного курса по русскому языку в 10 классе «Синтаксис русского языка» необходимо изучить программу, научиться пользоваться материалами, рисунками, таблицами, опорными схемами. Совершенствовать знания русского языка путем усвоения концептуально-языковой картины мира; обучение письменной речи посредством практического введения знаний о нормах построения текста; формирование основ культуры речи.

Обобщить и закрепить понятие о синтаксисе и пунктуации ; формировать навык всех видов речевой деятельности, практические навыки выполнения различных видов синтаксического разбора, развивать речевую и мыслительную деятельность ,выполнять тесты, осуществляющие проверку понимания учебного материала.





Введение
В "Концепции12- летнего среднего общего образования Республики Казахстан" утверждается, что главной целью образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к само актуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

В Республике Казахстан, представляющей собой полиэтническое государство, продолжает оставаться актуальной проблема формирования поликультурной личности ,владеющей двумя и даже несколькими языками.
Среди языков ,необходимых для изучения в целях общения, особое место занимает русский язык, который остается одним из основных средств получения потока информации в научной, социально -бытовой и культурной сферах жизни населения нашего государства Вот почему русский язык в Законе «О языках в Республике Казахстан» определен как обязательный учебный предмет в перечне дисциплин, входящих в документ об образовании.








Цели и задачи:
1.Расширить знания учащихся по предмету.
2.Обогащать словарный состав.
3.Развивать устную и письменную речь учащихся.
4.Обучать чтению и письму современного русского как теоретической основе грамотности и культуры речи.
5.Формировать знания по теме «Синтаксис русского языка».
6.Подготовиться к ЕНТ.

Требования к изучению прикладного курса:
Более глубокое изучение темы: «Синтаксис русского языка».
Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.
Уметь пользоваться условными знаками при изучении таблиц, схем, рисунков .
Уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Формировать у учащихся навыков решения тестовых заданий.
Проверить знания по русскому языку.
Объяснять постановку знаков препинания в ССП и СПП,БСП.
Употреблять сложные предложения в речи.

Содержание курса:
1 Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации Составление тезисного плана лекции учителя, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе .
2 Словосочетание. Способы подчинительной связи. Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о способах синтаксической связи.
3 Согласование. Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их употребления
4 Управление. Употребления словосочетаний в речи.
5 Примыкание. Тестирование, осмысление структуры словосочетаний.
6 Разбор словосочетаний. Уметь правильно разбирать словосочетания
7 Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. Написать лингвистический рассказ с применением предложений по цели высказывания.
8 Двусоставные предложения. Конструирование предложение по эмоциональной окраске, работа в группах .
9 Односоставные предложения. Раскрыть специфику семантики и строения односоставных предложений.
10 Определенно- личные предложения. Анализ- исследования текста для выявления односоставных предложений
11 Неопределенно - личные предложения. Написать небольшой текст с использованием неопределенно- личных предложений.
12 Обобщенно- личные предложения Работа в парах, усвоение структурных особенностей обобщенно- личных предложений.
13 Безличные предложения Выделение стилистической роли безличных предложений; работа с художественным текстом.
14 Назывные предложения Стилистические свойства назывных предложений: творческая работа по группам.
15 Простое осложненное предложения. Овладение синонимией простых осложненных предложений.
16 Однородные члены предложения Подготовить связный рассказ о способах объединения однородных членов.
17 Обособленные определения Умения варьировать данными конструкциями, конструирование предложений с обособленными определениями.
18 Обособленные обстоятельства Конструирование предложений с обособленными обстоятельствами.
19 Обособленные дополнения Конструирование предложений с обособленными дополнениями.
20 Вводные слова. Работа по таблице, творческая работа.
21 Обращение. Тренировочные, упражнения, конструирование предложений с обращениями.
22 Синтаксис сложного предложения. Основные виды сложных предложений. Раскрыть структуру сложного предложения; об основном правиле пунктуаций сложного предложения.
23 ССП с соединительными союзами.
О союзе как части речи, составление таблицы.
24 ССП с противительными союзами. Особенности употребления сложносочиненных предложений.
25 ССП с разделительными союзами. Упражнения, составление таблицы, работа со словарем.
26 Типы СПП. Специфические особенности сложноподчиненных предложений.
27 СПП с придаточными обстоятельствами. Сходство структуры придаточных обстоятельственных предложений в казахском языке
28 СПП с придаточными определительными Эквивалентные модели придаточных определительных предложений
29 СПП с придаточными изъяснительными. Средства связи между главной и придаточной частями.
30 Сравнение соотносительных предложений русского и казахского языков Самостоятельное изучение-исследование, тестирование.
31 Бессоюзное сложное предложения Сравнительный анализ предложений, синтаксическая разминка
32 Знаки препинания в БСП Наблюдение за семантической функцией сложных предложений.
33 Синтаксический разбор БСП. Разбор, тренировочные упражнения
34 Итоговый урок. Тест, выступления учащихся, подведение итогов курса.

Календарно -тематическое планирование курса


Наименование темы

Колич.часов

Дата проведения

1

Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации Составление тезисного плана лекции учителя, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе .

1

2

Словосочетание. Способы подчинительной связи. Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о способах синтаксической связи.

1

3

Согласование. Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их употребления

1

4

4 Управление. Употребления словосочетаний в речи.

1

5

Примыкание. Тестирование, осмысление структуры словосочетаний.

1

6

Разбор словосочетаний. Уметь правильно разбирать словосочетания

1

7

Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. Написать лингвистический рассказ с применением предложений по цели высказывания.

1

8

Двусоставные предложения. Конструирование предложение по эмоциональной окраске, работа в группах .

1

9

Односоставные предложения. Раскрыть специфику семантики и строения односоставных предложений.

1

10

Определенно- личные предложения. Анализ- исследования текста для выявления односоставных предложений

1

11

Неопределенно - личные предложения. Написать небольшой текст с использованием неопределенно- личных предложений.

1

12

Обобщенно- личные предложения Работа в парах, усвоение структурных особенностей обобщенно- личных предложений.

1

13

Безличные предложения Выделение стилистической роли безличных предложений; работа с художественным текстом.

1

14

Назывные предложения Стилистические свойства назывных предложений: творческая работа по группам.

1

15

Простое осложненное предложения. Овладение синонимией простых осложненных предложений.
Однородные члены предложения Подготовить связный рассказ о способах объединения однородных членов.


16

Обособленные определения Умения варьировать данными конструкциями, конструирование предложений с обособленными определениями.

1

17

Обособленные обстоятельства Конструирование предложений с обособленными обстоятельствами.

1

18

Обособленные дополнения Конструирование предложений с обособленными дополнениями.

1

19

Вводные слова. Работа по таблице, творческая работа.

1

20

Обращение. Тренировочные, упражнения, конструирование предложений с обращениями.

1

21

Синтаксис сложного предложения. Основные виды сложных предложений. Раскрыть структуру сложного предложения; об основном правиле пунктуаций сложного предложения.

1

23

ССП с соединительными союзами.
О союзе как части речи, составление таблицы.

1

24

ССП с противительными союзами. Особенности употребления сложносочиненных предложений.

1

25

ССП с разделительными союзами. Упражнения, составление таблицы, работа со словарем.

1

26

Типы СПП. Специфические особенности сложноподчиненных предложений.

1

27

СПП с придаточными обстоятельствами. Сходство структуры придаточных обстоятельственных предложений в казахском языке

1

28

СПП с придаточными определительными Эквивалентные модели придаточных определительных предложений

1

29

СПП с придаточными изъяснительными. Средства связи между главной и придаточной частями.

1

30

Сравнение соотносительных предложений русского и казахского языков Самостоятельное изучение-исследование, тестирование.

1

31

Бессоюзное сложное предложения Сравнительный анализ предложений, синтаксическая разминка .

1

32

Знаки препинания в БСП Наблюдение за семантической функцией сложных предложений.

1

33

Синтаксический разбор БСП. Разбор, тренировочные упражнения

1

34

Итоговый урок. Тест, выступления учащихся, подведение итогов курса

1








Ожидаемые результаты:

Основные виды работ по устной и письменной речи обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления учащихся, способствуют формированию умений анализа. Самоконтроль знании, умении и навыков по изученной теме; умение анализировать ,обобщать существенные признаки по частям речи; выделять главное; развивать общие умении работа со справочной литературой; выделить практическую значимость полученных знаний; ликвидация пробелов в знаниях учащихся; самостоятельно упражняться в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.










Литература


1. Государственный стандарт общего и среднего образования РК
2. Журналы «Русский язык и литература в казахской школе», «Русский язык в казахстанской школе».
3Книги : А.И.Земский,С.Е. Крючков. Русский язык. І,ІІ части.
Москва ."Просвещение". 1990
4. И.М.Подгаецкая. Воспитание интереса к изучению русскому языку,
Москва ,"Просвещение" , 1998
5. Справочник по русскому языку
6. В.С. Гетманова. Пособие по русскому языку... Шымкент, "Шикула," 2005
7. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
8. Русско-казахский словарь,Алматы,2007
9. Сборник тестов 2003-2012,Алматы
10. Э.Ш.Бенцианова.Сборник диктантов по пунктуации Москва, "Просвещение," 1986

© 2010-2022