Элективный курс по русскому языку Работа с текстом разных стилей и жанров в профессии журналист (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Алымская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Якова Николаевича Неумоева»







Элективный курс

Работа с текстом разных стилей и жанров

в профессии журналист

9 класс



















Выполнил: учитель русского языка

и литературы

Алимова Лариса Гумаровна










Пояснительная записка

Элективный курс «Работа с текстом разных стилей и жанров в профессии журналист» разработан для учащихся 9 класса в рамках организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.

Реализация данного курса будет способствовать не только осознанному выбору направления будущего образования, но и активизации интереса учащихся к родному языку, развитию навыков коммуникации, формированию навыков работы в команде

Для современного человека очень важно быть в курсе процессов и событий, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать эти события, формировать собственную активную жизненную позицию. Программа элективного курса «Работа с текстом разных стилей и жанров в профессии журналист» дает возможность обучающимся получить, практический опыт в области журналистики Она призвана научить школьников демонстрировать тематическую и жанровую многоплановость, уметь остро ставить проблемы жизни школы и города, научить будущих журналистов равному общению, честному диалогу, основам оформительского мастерства. Программа ориентирована на профильную подготовку обучающихся, на обеспечение целей образования, связанных с приобретением старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни. Важной частью содержания обучения становится способность обучающихся оценивать свою деятельность и ее результаты относительно предъявляемых требований, совершенствование опыта разнообразной продуктивной коммуникации, становление социально-коммуникативной компетентности, освоение видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее.

Программа курса «» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 9 класса, интересующихся журналистикой, с основами газетного дела.

Создание очерков, статей различных жанров - один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование письменной и устной речи учащихся.

Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей ребенка.

Данный курс позволяет сформировать интерес к профессии журналиста, а также к профессиям, связанным с издательской деятельностью.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные, групповые способы работы и другие элементы обучения. Курс рассчитан на 34 часа теоретических занятий и практической работы (создание школьной газеты и приложений к ней).

Актуальность данного курса состоит в том, что занятие журналистикой решает серьезную задачу формирования социально активной личности в процессе коммуникации. В современном мире объективная, правдивая информация становится одной из главных ценностей в обществе людей. Появляются новые информационные технологии, интенсивно развивается промышленность, появляются новые профессии - общество нуждается в энергичных и талантливых специалистах. Журналистика в силу многих объективных причин как род занятий признана четвертой властью. Человеку, особенно юному и не имеющему за плечами жизненного опыта, подчас нелегко ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, противоречивой информации. Данный элективный курс составлен для удовлетворения возрастающих потребностей подрастающего поколения в общении друг с другом, в получении и усвоении объективной информации.
Цели элективного курса:
оказание учащимся помощи в выборе профиля обучения на старшей ступени (необходимо показать, чем интересно направление);

  • развитие интереса к деятельности средств массовой информации, к творчеству журналиста, умения ориентироваться в сложном мире информационной прессы;

  • овладение типичными видами деятельности (анализ текста, написание творческих работ и др.);

  • предоставление школьникам возможности проявить свои аналитические и творческие способности;

  • формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности журналиста.

Задачи курса:

- формирование активной социальной позиции школьников;

- обучение умению адекватно воспринимать, анализировать, собирать и обрабатывать информацию, различать жанры газет и журналов;

- развитие активного творческого мышления.

В результате прохождения программного материала, учащиеся будут знать:

  • Закон о СМИ, основы журналистской этики;

  • основные жанры журналистики;

  • стили речевого общения;

  • комплекс специальных знаний и навыков журналистики;

  • основные объекты работы при подготовке издания;

Владеть:

  • первоначальными навыками создания печатных текстов различных стилей и жанров;

  • овладеть технологией создания, редактирования текста;

Уметь:

  • самостоятельно создавать и оформлять собственные материалы;

  • публиковать авторские материалы в средствах массовой информации (школьные, региональные);

  • предоставление ученикам возможности презентации своих творческих работ в школьной газете «Школьный экспресс»;

Ожидаемые результаты изучения курса:

  • выбор гуманитарного профиля;

  • формирование представлений об основных видах деятельности, связанной с обучением на гуманитарном профиле;

  • расширение кругозора;

  • выполнение творческих работ (подготовка репортажа, интервью, статьи в газету, создание рекламы).

Тематическое планирование

темы

Тема урока

Кол-во часов

Форма обучения

1


Введение. Журналистика - профессия и призвание.

1

Лекция с элементами беседы

2

Из истории российской журналистики

1

Лекция

3

Современный человек - субъект и объект речевого воздействия

1

Лекция

4

Типология СМИ. Печатные издания, их роль в жизни общества.

1

Лекция с элементами беседы

5

Текст. Тема и идея текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

2

Практикум

6

Стили речи, используемые в журналистике

2

Лекция с элементами беседы

7

Публицистический стиль речи в газетной статье

1

Практикум

8

Лексические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

9



Практикум. Разбор газетных материалов. Редактирование текстов.

2

Практикум

10

Морфологические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

11

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

12

Практикум. Разбор газетных материалов. Редактирование текстов.

1

Практикум

13

Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике

1

Лекция с элементами беседы

14

Жанры газетной журналистики

1

Лекция с элементами беседы

15



Информационные жанры

1

Практикум

16

Аналитические жанры

1

Практикум

17

Художественно-публицистические жанры

1

Практикум

18

Подготовка статьи в газету. Редактирование.

1

Практикум

19

Подготовка репортажа

1

Лекция с элементами беседы

20

Интервью. Что значит «взять интервью»?Подготовка интервью

1

Практикум. Беседа

21

Редактирование текста. Работа со словарями и справочниками.

1

Практикум

22

Очерк. Особенности жанра. Миниатюра, компактность жанра

2

Практикум

23

Очерк. Особенности жанра. Миниатюра, компактность жанра.

1

Практикум

24

Фельетон.

1

Практикум

25

Создание газетных статей разных жанров.

1

Практикум

26

Пишем заметку

1

Практикум

27

Пишем эссе

1

Практикум

28

Редактирование материалов: устранение речевых, стилистических, грамматических ошибок

1

Практикум

29

Редактирование текста. Работа со словарями, пособиями.

1

Практикум

30

Защита проекта. Выпуск газеты.

1

Практикум



© 2010-2022