- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Классный час Загадка русского характера
Классный час Загадка русского характера
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаповало Э.Ф. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час «Загадка русского характера»
Цели и задачи классного часа.
Формирование знаний по вопросам социальной жизни, о самом себе, о реальной, «живой» жизни за окном школы.
Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.
Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности.
Усвоение знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
Функции классного часа.
Просветительская - расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
ориентирующая - формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
направляющая - переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность;
формирующая - реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
Классный час состоит из нескольких частей:
- вступительная часть - постановка вопроса;
- основная (содержательная) часть - материал для решения вопроса;
заключительная часть - решение вопроса и определение его жизненного значения.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения занятия участники смогут получить опыт работы в группе, организации устного выступления; оценивать ситуации, принять участие в полилоге, отстаивать собственное мнение; задуматься, осознать, занять позицию.
Основные понятия: русский характер, социальная перспектива, ценность, идеал, решение.
Оборудование:
карточки с вопросами, небольшие листы бумаги, фломастеры. Аудио-, видеозаписи. Технические средства обучения
1 этап. Представление.
2 Ролик «Картины Васнецова» (01) //слово учителя
Тема разговора...
Как вы думаете, что такое русский характер?
Есть ли с «характер» другие сочетания: испанский, итальянский?
Почему так?
СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ (учитель наизусть)
По разграбленным селам
шла Орда на рысях,
приторочивши к седлам
русокосый ясак.
Как под темной водою
Молодая ветла,
Русь была под Ордою,
Русь почти не была.
Но однажды, - как будто
все колчаны без стрел, -
удалившийся в юрту,
хан Батый захмурел.
От бараньего сала,
от лосняшихся жен
что-то в нем угасало -
это чувствовал он.
И со взглядом потухшим
хан сидел, одинок,
на сафьянных подушках,
сжавшись, будто хорек.
Хан сопел, исступленной
скукотою томясь,
и бродяжку с торбенкой
ввел угодник толмач.
В горсть набравши урюка,
колыхнув животом,
"- Кто такой ?" -хан угрюмо
ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул: («Божья матерь, -
то Батый, то князья...»):
"Дел игрушечных мастер
Ванька Сидоров я".
Из холстин дыроватых
в той торбенке своей
стал вынать деревянных
медведей и курей.
И в руках баловался
потешатель сердец -
с шебутной балалайкой
скоморох-дергунец.
Но, в игрушки вникая,
умудренный, как змий,
на матрешек вниманье
обратил хан Батый.
И с тоской первобытной
хан подумал в тот миг,
скольких здесь перебил он,
а постичь - не постиг.
В мужичках скоморошных,
простоватых на вид,
как матрешка в матрешке,
тайна в тайне сидит...
Озираясь трусливо,
Буркнул хан толмачу:
«Все игрушки тоскливы,
Посмешнее хочу.
Пусть он, рваная нечисть,
этой ночью не спит,
и особое нечто
для меня сочинит..."
Хан добавил, икнувши:
«Перстень дам и коня,
но чтоб эта игрушка,
просветлила меня».
Думал Ванька про волю,
про судьбу про свою.
и кивнул головою:
"Сочиню. Просветлю".
Шмыгал носом он грустно,
Но явился в свой срок"
«Сочинил я игрушку.
Ванькой-встанькой нарек».
На кошме не кичливо,
встал простецкий, не злой,
но дразняще качливый
Мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
и ладонью помог.
Ванька-встанька попался.
Ванька-встанька прилег.
Хан свой палец отдернул,
но силен, хоть и мал,
ванька-встанька задорно
снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
вмял в кошму сапогом.
и, знобея от страха,
заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
но, держась за бока,
ванька-встанька вдруг вынырнул
из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кленя:
"Да, уж эта игрушка
просветлила меня..."
Хана страхом шатало,
и велел он скорей
От Руси - от шайтана -
Повернуть всех коней.
И теперь уж отмаясь,
положенный вповал,
Ванька Сидоров - мастер -
у дороги лежал.
Он лежал, отсыпался -
руки белые врозь.
Василек между пальцев
Натрудившихся рос.
А в пылище прогорклой
так же мал да удал,
с головенкою гордой
ванька-встанька стоял.
Из-под стольких кибиток,
из-под стольких копыт,
он вставал неубитый -
только временно сбит.
Опустились туманы
на лугах заливных,
и ушли басурманы,
будто не было их.
Ну а ванька остался,
как остался народ,
и душа ваньки-встаньки
в каждом русском живет.
Мы - народ ванек-встанек,
Нас ведь бог уберег.
Нас давили, пластали
столько разных сапог!
Они знали: мы - ваньки
нас хотели покласть,
а о том, что мы встаньки,
забывали, платясь.
Мы - народ ванек-встанек.
Мы встаем - так всерьез.
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слез.
И смеется не вмятый,
Не затоптанный в грязь,
Мужичок хитроватый
Чуть по-ка-чи-ва-ясь.
Русский национальный характер сформировался к началу XX века. Генетически русский человек наделен эмоциональной, страстной, неукротимой природой, сметливым умом, выносливостью, твердостью, - всем, что требовалось для выживания восточнославянским племенам. Православие не насиловало, но окультуривало буйную языческую натуру, нивелируя одни качества, развивая другие.
Как и люди, народы переживают молодость, зрелость и старость. Их характер вполне формируется в зрелом состоянии. Характер русского народа сложился в результате воздействия различных факторов: осознания своей исторической миссии и реальной истории(что в прошлом русских? Какие события наиболее значимы? Что пережила наша страна в 20 в.?), свободного самоопределения и, национального идеала и народных эмоций, страстей, аффектов, духовных битв и реальной действительности. В русском характере запечатлена с одной стороны русская идея, как национальный идеал и духовная норма, с другой же, в нем отражаются все исторические ошибки и грехи народа, сумма обстоятельств его жизни.
К началу XX столетия сложился специфический национальный характер, который был так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранялся в провинции и низовых сословиях. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы нынешнего столетия, русский народ сохранил многие свои генетические и культурные характеристики. Что-то искажено и требует излечения, что-то ждет своего возрождения, поэтому, прежде всего, необходимо реконструировать облик русского национального характера.
2 О Русском стихотворение(слайд 02)
3. Стимул-момент (слайд 03«Перспектива»)
О создании социальных перспектив: идеалы, ценности, решения
Перспектива - другими словами, это явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
4 Работа в группах - обсуждение ситуаций
идеал героя - Куликово поле, Мересьев
5 Ролик 04 Самая лучшая песня о России »
а) Участник фашистского нападения на Советский Союз генерал Блюментрит отметил: «В обороне русская армия отличалась замечательной стойкостью. Русские мастерски и очень быстро строили фортификационные сооружения и оборудовали оборонительные позиции. Их солдаты показали большое умение вести бой ночью и в лесу. Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его физические потребности невелики, но способность, не дрогнув, выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением ещё четверть века назад. С тех пор большевики систематически перевоспитывали молодёжь своей страны, и было бы логично предположить, что Красная Армия стала более крепким орешком, чем царская армия». Это он написал уже после поражения Германии.
Какую черту русских Блюментрит выделяет?
б) В воздушном бою Алексей МерЕсьев израсходовал все боеприпасы; «мЕссеры» окружили его, решили заставить сесть, чтобы взять советского лётчика в плен живым, его сбили. Он 18 дней ползком, с перебитыми, отмороженными ногами добирался до своих. Ему пришлось перенести нечеловеческие лишения: он боролся с медведем, страшно голодал, ел сырое мясо ежа. Мересьев испытал страшную душевную депрессию после операции, когда ему ампутировали ступни: «Ему никогда больше не поднимать самолёт в воздух, не бросаться в воздушный бой…» Под воздействием комиссара Воробьёва, названного в повести «настоящим человеком», он загорелся мыслью снова возвратиться в боевой строй. Поверив в такую возможность, он очень цепко борется за это труднейшее возвращение, он жаждет сражаться, мстить врагу, побеждать, служить Родине. И, в конце концов, он добился своего.
Что давало ему силу? Любовь к жизни? (героизм, чувство долга, желание быть полезным Родине)
в) Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы И. ДраченкО с осени 1943 года летал с одним глазом, а второй, как писала «Правда», «потерял в плену, в который он попал без сознания после посадки на горящем Ил-2. Гитлеровцы, озверевшие от молчания советского лётчика на допросах, беспощадно били его и, чтобы не смог больше подниматься в воздух, вырезали глаз. Плен закончился дерзким побегом». После нескольких операций ему подобрали протез, Драченко добился разрешения сражаться с фашистами и воевал до самого конца войны.
Он снова начал воевать только потому, что ему угрожали расстрелом?
ценность - семья
Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, звался муж Иваном. Возвращался муж: с работы, в кресло у телевизора садился, газету читал. Жена его, Елена, ужин готовила. Подавала мужу ужин и ворчала, что по дому он ничего путного не делает, денег мало зарабатывает. Но грубостью он ей не отвечал, лишь думал про себя: «Сама - лахудра неопрятная, а еще указывает. Когда женился только, совсем другой была - красивой, ласковой».
Однажды, возвращаясь, Иван остановился у дверей дома и мысленно обратился к Богу:
- Боже мой! Нескладная жизнь у меня сложилась. Неужто век мне весь свой коротать с такой женой ворчливой да некрасивой?
И вдруг услышал Иван тихий голос Божий:
- Беде твоей, сын Мой, помочь Я смог бы: твою жену Я буду постепенно изменять, вселять в нее богини дух и внешность улучшать. Но только ты запомни, коль хочешь жить с богиней, жизнь и твоя достойною богини стать должна.
- Спасибо, Боже. Когда начнешь с моей женой творить?
- Слегка Я изменю ее прямо сейчас. И с каждою минутой буду ее к лучшему менять.
Вошел в свой дом Иван.. Не терпится взглянуть - ну хоть чуть-чуть меняется его жена?
Елена вдруг почувствовала взгляд и повернулась к двери. Их взгляды встретились.Елена вдруг волосы свои поправила, румянец вспыхнул на щеках, когда спросила:
- Что ты, Иван, так смотришь на меня внимательно?
- Тебе посуду, может быть, помочь помыть? «Ну, надо же, как на глазах меняется она, - Иван подумал, - похорошела вдруг». И стал посуду вытирать. После работы с нетерпением домой спешил Иван. «На всякий случай, прикуплю-ка я цветов, чтоб в грязь лицом перед богиней не ударить».
Открылась в доме дверь. Перед ним Елена стояла в платье выходном. Прическа аккуратная и лента в волосах. Он растерялся и неловко протянул цветы. Она взяла и охнула слегка, ресницы опустив, зарделась. «Ах, как прекрасны у богинь ресницы! Как кроток их характер! Как необычны внутренняя красота и внешность!О Боже, как прекрасны все-таки богини! А если хорошеет с каждым днем она, сумею ль я достойным быть богини? - думал Иван, и вдруг, как молния его пронзила мысль. - Надо успеть! Успеть, пока богиня рядом. Надо просить ее и умолять ребенка родить», - охнул в свою очередь Иван,
- О чем задумался, Иван, или волненье вижу на твоем лице? - Елена спрашивала мужа.
- Не знаю...Можно ли...Но я...сказать хотел...Ребенка бы, прекрасная богиня.
«Ах, ночь была! Ах, это утро! Этот день! О, как прекрасна жизнь с богиней!» - думал Иван, второго внука на прогулку одевая.
Что важно для Ивана? Кто?
В книге «Россия в 1839 году» А. де Кюстин говорил об отсутствии у русских волевого начала и утверждал: «Чужестранцы не сегодня начали изумляться привязанности русского народа к своему рабскому состоянию». Он писал о русских женщинах: «Я ни разу не встречал на улице простолюдинки, которая бы показалась мне красивой; подавляющее же большинство их, по-моему, на удивление уродливы и до отвращения нечистоплотны». И тут же он добавлял: «В этой стране нечистоплотно всё и вся».
Такова ли русская женщина?
- С какими утверждениями согласны?
Только тот, кто создал семью, испытал настоящее счастье.
Дети отнимают часть жизни у родителей
Можно жить и реализовать себя без семьи.
Семья превращает человека в раба.
Создание семьи- важнейшая из функций человека как члена общества.
Главное предназначение жизни человека- создание семьи и воспитание детей.
Хорошее дело браком не назовут.
Семья- пережиток прошлого, главное- личная свобода.
Закончите высказывание. В нем отсутствуют словосочетания. Постарайтесь восстановить изначальный текст.
Главный смысл и цель семейной жизни- (…). Главная школа воспитания детей- (…).
В.А.Сухомлинский.
(воспитание детей? это взаимоотношения мужа и жены? отца и матери?)
ценность - Отечество -
В статье «Что мы защищаем?» А. Толстой отметил: «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек - так себе, потребовалось от него быть героем - герой». Писатель утверждал, что «нет такого лиха, которое бы уселось прочно на плечи русского человека».
А чем для нас чревата тенденция следования западной моде называть человека просто по имени, а не так, как у нас принято - по имени-отчеству?
- У нас никогда так не называли раньше людей. Это духовное холуйство - под копирку. А копия - это всегда копия. Вот я приведу в пример атаманов. Есть Пугачев, есть Разин, а есть Ермак. Обратите внимание: первый либо просто Пугачев, либо Емельян, либо Емелька; Разин - это Стенька. Единственный, которого народ называет по имени-отчеству - это Ермак Тимофеевич.
Отчество связывает человека с отечеством. Кто из них любил отечество по-настоящему? Народное самосознание четко определило, кто пекся, прирастив его Сибирью, а кто хотел растащить его. Отчество - это привилегия. Это было очень хорошо заметно в сословной России. Как называли крепостных? Ванька, Парашка, Машка, а не Маша и Ваня. Мне так обидно, что в современной России люди называют друг друга, как крепостных: Димон, Вован и т.д. Огрубление этих имен похоже на лагерный жаргон, который романтизируют. А если ты хочешь привить порок, то для этого его нужно именно романтизировать (Ф. Ирзабеков, ученый-лингвист).
решение
а) На Куликовом поле в ходе сражения погибло около 100 тысяч человек. Войско русичей было выстроено так: в первой линии стояли те, кто впервые пришёл сразиться, - юноши 16-18 лет. За ними - опытные воины, не раз стоявшие в бою. Причина такого построения: татарская конница, разогнавшись (масса+сила ускорения) сомнет любую оборону. Если в 1-ой линии будут те, кто умеет воевать, после первой же атаки они погибнут, и ход сражения заранее известен - победа врагов. Под копыта чужих коней стали мальчики. Они знали о своей роли в этом бою, знали и их отцы и братья. Взрослые подходили к ним, кланялись в пояс, просили прощения. А юнцы, боясь, готовясь к смерти, стояли.
Почему? Ради чего? Что ими руководило?
05 песня Грота
б) есть мнение, что нация русских сложилась на Куликовом поле. Есть мнение, что военачальник на нем - Димитрий Донской - терзал себя. Мысль выстроить войско в 1 и 2 линию так, что юнцы погибли, а опытные воины сражались и победили, принадлежит ему. Он винил себя за отнятые сотни жизней, страшился того, что придется держать ответ перед Богом за погубленные чужие молодость и надежду, рассчитывал, что русские сдюжат. Его расчет оказался очень точным и очень верным. Вектор (стратегия-тактика-молитва) выбрал он, он и отвечал за все в том сражении, он и избавил Русь от 300-летнего ига татар и монгол.
Какое качество военачальника здесь явно видно?
Мини-вывод
Национальный характер изменяется под воздействием изменившихся исторических условий. Но при этом сохраняется его традиционная, постоянная составляющая - константа. В русском характере есть устойчивые качества, без них немыслимо существование народа. Но эта устойчивость - не застывшая неизменность: в силу новых общественно-исторических условий она приобретает нечто иное или что-то теряет. Вместе с этими «прибавлениями» и «исчезновениями» национальный характер в какой-то мере меняется, получает новые краски, но всё это, если народ хорошо понимает свою историческую задачу и верно реагирует на чуждые влияния, не может разрушить сути его основополагающего нравственно-психологического ядра. Нам история не позволяет терять то ценное, что уже приобретено за всю историю России.
Это устойчивые национальные качества русского народа
4 Игра в паре «дух-тело»
На Куликовом поле в ходе сражения погибло около 100 тысяч человек. Войско русичей было выстроено так: в первой линии стояли те, кто впервые пришёл сразиться, - юноши 16-18 лет. За ними - опытные воины, не раз стоявшие в бою. Причина такого построения: татарская конница, разогнавшись (масса+сила ускорения) сомнет любую оборону. Если в 1-ой линии будут те, кто умеет воевать, после первой же атаки они погибнут, и ход сражения заранее известен - победа врагов. Под копыта чужих коней стали мальчики. Они знали о своей роли в этом бою, знали и их отцы и братья. Взрослые подходили к ним, кланялись в пояс, просили прощения. А юнцы, боясь, готовясь к смерти, стояли.
Опираясь на ситуацию, составьте диалог-спор души и тела с укорами и увещеваниями (страшно-нужно, больно-надо претерпеть, хочу жить-смерть ради... бывает превыше всего)
6 ОБСУЖДЕНИЕ. Выход на собственную позицию учащихся.
7 «Белые одежды» русского характера - стержень и листы на ней - соцперспектива
8 песня Шевчука 06
9Упражнение «Ассоциация» //
Какие ассоциации с русским характером возникают у вас?
• Если русский - это цвет, то какой…
• Если русский - это настроение, то какое…
• Если русский - это музыка, то какая …
10 М И Л А Третьяк 07
11 . Рефлексия
Что такое русский характер? В чем его загадка?
Жизнь ни на один вопрос не дает готовых ответов. Вам самим предстоит их найти. Но помните, жизнь- это книга. Характер русский - это обложка. А в книге обложка одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас!
12 Ролик «Судьба» 08