- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по теме Односоставные предложения 8 класс
Открытый урок по теме Односоставные предложения 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Елбаева Л.Т. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по теме "Односоставные предложения"
Современная школа переходит на учебники нового поколения, поэтому перед учителем остро встает проблема подбора дидактического материала, способного обеспечить повышение качества образования. Медиаобразование, интегрированное в школьные дисциплины, призвано подготовить школьников к работе в информационном пространстве, повысить интерес к предмету. Наблюдая за происходящим на экране, учащиеся анализируют, систематизируют материал и делают вывод, то есть выводят правила. Учитель выступает в роли консультанта. Слайд - фильмы полезны и при закреплении и проверке знаний.
Стремясь к высокому профессионализму, понимаю, что применение компьютерной технологии потребует от меня не только компьютерной грамотности, но и умение использовать на уроках, а также составлять самой электронных учебников.
ХОД УРОКА
I. Вспоминаем изученное
- Ответьте на следующие вопросы:
-
Какой раздел науки изучает словосочетания и предложения?
-
Что такое подлежащее?
-
Что такое сказуемое?
-
Что такое грамматическая основа?
-
Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?
Записываем в тетради следующие предложения:
Мутная вода. Белые волны хлещут по глине.
Я прошу учеников найти в каждом из данных предложений грамматическую основу.
Ответ: В первом предложении вода - подлежащее, сказуемого нет, грамматическая основа состоит только из главного члена предложения - подлежащего. Во втором предложении: волны - подлежащее, хлещут- сказуемое. Это двусоставное предложение.
II. Усвоение нового материала
Коллективно проверяем выполненное задание и продолжаем дальше работать над усвоением нового материала. Считаю, что развивать у учащихся ассоциативное мышление очень важно и особенно полезно при знакомстве с новой темой. Выяснив, какие ассоциации возникают у восьмиклассников в связи с терминами «односоставное» и «двусоставное» предложение, мы начинаем на их основе составлять кластер, который выглядит так, как на слайде №1.
Вывод: в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), причем второй член не нужен для понимания смысла предложения.
Примеры:
Чтобы закрепить данное умозаключение, класс делится на группы по уровню знаний. Каждая группа выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме.
Уровень I
Найдите и подчеркните главные члены предложения. Отметьте односоставные предложения. (С одним главным членом - подлежащим или сказуемым.)
Подъемы. Спуски. Мелколесье. Елочки. Сосны. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Мне трудно идти. Я устал. Приводят лошадей. Цепляем свои пушки к передкам и уходим длинной процессией во тьму. (В. Катаев.)
Уровень II
Продолжите фразы:
1. Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых _______________________________________________________________
2. Назывные предложения - это такие предложения, в которых ______________________________________________________________________________
3. В определенно-личных предложениях главный член выражен _____________________________________________________________________________
4. В неопределенно-личных предложениях главный член выражен ___________________________________________________________________________
Уровень III
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы.
По выучке…. маст…ра знают. В…дой солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.
Уровень IV
Используя определенно-личные предложения, напишите правила поведения для учащихся в школе. К какому стилю речи будет относиться ваш текст?
Работа по тексту «Осенний лес». Задания к тексту:
-
Прочитать текст; определить тип и стиль речи;
-
Выделить односоставные предложения; определить вид односоставного предложения;
-
Сделать синтаксический разбор первого абзаца;
-
Кратко пересказать текст.
III. Закрепление нового материала
Для закрепления выполняются задания:
1. Переделать двусоставные предложения в односоставные. Определить вид односоставных предложений.
Мороз усиливается. - Морозит.
Наступает вечер. - Вечереет.
С утра мы хорошо работали. - _ _ _ _ _ _ _ _ _
2. Замените глаголы в неопределенной форме глаголами в повелительном наклонении.
Читать - читай, читайте; различать, развивать, создавать, сохранить, принимать, говорить, угостить, сказать, указать.
3. Графический диктант.
1. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
2. Люблю грозу в начале мая.
3. Сегодня же меня здесь не будет.
4. Не догнать тебе бешеной тройки.
5. В избе жарко натоплено.
6. Мне довелось написать много разных книг.
Сказ.в безличном предложении.
1
2
3
4
5
6
Простое
Сост.глагол.
Сост.именное
IV. Подводя итоги урока, я предлагаю ученикам заполнить диаграмму Венна, чтобы наглядно представлять, чем односоставные предложения отличаются от двусоставных
Читаю отрывок из стихов С.Есенина «Ночь», где поэт использовал назывные и двусоставные предложения:
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит…
V. На дом ученики получают задание самостоятельно подобрать примеры односоставных и двусоставных предложений из художественных произведений.