Рабочая программа по литературе для 11 класса по учебнику Т. Ф. Курдюмовой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«Утверждаю»

Директор МБОУ УБСОШ

__________/Бирюкова Л.В./

Приказ от 31. 08. 15 г. № 110

Рабочая программа

по литературе

Уровень общего образования (класс): среднее общее образование - 11 класс

Количество часов: 102 ч.

Учитель: Попова Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. (6-е издание. Дрофа 2010г.)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. (6-е издание. Дрофа 2010г.)

Рабочая программа по литературе для 11 класса соответствует авторской программе Т.Ф.Курдюмовой. Распределение часов отражено в учебно-тематическом плане.

Календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования и уровня обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Цель литературного образования - способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

- обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь;

- овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки.

Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.

Предмет литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

2. Общая характеристика учебного предмета.

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературоведческих фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации теоретико-литературные сведения, участвовать в дискуссиях по литературоведческим проблемам.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Программа ориентирована на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации на изучение предмета «Литература» на базовом уровне в 11 классе отводится 102 часа из расчета 3часа в неделю. Программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (среднего общего образования) и учебному плану образовательной организации.

Сочинений -7

4. Результаты освоения учебного предмета.

Учащихся 11 классов должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия;

должны уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


5.Содержание учебного предмета.

Литература (102 ч.)

Введение (1ч.)

Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе.
ВВЕДЕНИЕ. МИНИАТЮРА РУБЕЖА ВЕКОВ
"На рубеже веков". (Литература начала 20 века)

Зарубежная литература.(3ч.)
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. СТИХОТВОРЕНИЯ. РАССКАЗЫ( 4+1р/р)
"Раздумья о путях человечества" (Стихи и проза И.А. Бунина)
Слово о писателе. Основные темы его творчества. Проникновенные картины родной природы и крестьянского быта. Выразительное чтение и анализ стихотворений "Родина", "Вечер" и др.

Индивидуальные сообщения учащихся о самостоятельно прочитанных рассказах: "Господин из Сан-Франциско", "Антоновские яблоки", "Темные аллеи", "Чистый Понедельник".
Выводы об отличительных особенностях бунинской прозы: живописности и строгости, лаконизме и музыкальности.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. "ОЛЕСЯ". ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ" (1ч.)
"Книги о любви, могучей и прекрасной." (А.И. Куприн и его повести "Олеся" и "Гранатовый браслет")
Очерк жизни и творчества писателя. Художественный пересказ повестей, выразительное чтение фрагментов. Каковы главные темы

повестей? На чьей стороне симпатии автора? Расскажите о колдунье Олесе, её трагической судьбе. Можно ли её поведение и отношение к городскому "панычу" считать уроком нравственной красоты и благородства?
Почему история любви Желткова к княгине Вере Шейной продолжает волновать? Как изображает Куприн природу?
Заключительное слово о произведениях писателя, симпатии которого на стороне не испорченных цивилизацией людей. Всё творчество писателя - гимн природе, красоте, естественности. Любовь у Куприна - большое прекрасное чувство. Недаром произведения его привлекают мировой кинематограф.

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
"Серебряный век" русской поэзии
Жизнь Марины Цветаевой.

М. ГОРЬКИЙ. "МАТЬ." "НА ДНЕ." ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ (4+2р/р)
"Превосходная должность - быть на земле человеком." М. Горький. (Очерк жизни и творчества М. Горького)
Слово учителя о Горьком - драматурге. "На дне" - социально-философская драма, суровая, беспощадная правда о жизни "низов".
Знакомство с героями. Ремарки автора. Комментированное чтение в лицах.
Беседа. (Какие герои появляются в каждом действии? Какие сюжетные линии завязываются? В чём причины ссор между обитателями ночлежки? Какова роль экспозиции? Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?)
Спор о назначении человека. ("Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин)
Судьбы героев пьесы. Меняются ли в пьесе Анна, Настя, Актёр, Сатин, Пепел, Наташа? Как и почему? Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции? Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог? Каков итог спора?
Место романа "Мать" в творчестве М. Горького
История создания. Проблематика, сюжет и композиция романа. Впечатления учащихся о самостоятельно прочитанном произведении. Коллективный анализ эпизодов.
А.А. БЛОК. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМА "ДВЕНАДЦАТЬ" (3ч.)
С.А. ЕСЕНИН. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМЫ (3)
"Чувство Родины - основное в моём творчестве". С. Есенин
Слово учителя о противоречивом и сложном творческом пути поэта. Главная есенинская тема - тема Родины. Выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине. "Гой ты, Русь, моя родная...", "Край любимый! Сердцу снятся...", "Отговорила роща золотая...", "Заметался пожар голубой...", "Я последний поэт деревни..."
Поэма "Анна Снегина" - поэма о судьбе человека и Родины.
"Светлый образ матери". (Образ матери в творчестве Есенина. Любовная лирика)
Чтение и анализ стихотворений, посвящённых матери ("Письмо матери" и др.). Цикл стихов "Персидские мотивы", стихи о любви.
В. В. МАЯКОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЯ. САТИРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ.(4ч.)
"Встреча с В.В. Маяковским - поэтом, художником и человеком". (Очерк жизни и творчества поэта)
Лекция, сопровождаемая чтением отрывков из воспоминаний. "Прозаседавшиеся". Композиция, лексика, интонационный строй стихов. Выразительное чтение стихотворений "Нате!", "Вам!", "Гимн взятке", "Гимн обеду",
Сатирические пьесы "Клоп" и "Баня"
Пьеса "Клоп". Замысел и основная тема и её освещение. Сюжет и герои.
Пьеса "Баня". Обзор содержания. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес.
Страницы жизни А.А. Фадеева (3ч.)
"Молодая гвардия" - роман о героической борьбе. Жизненная основа романа.
Роман "Разгром". (Обзор)
Изображение гражданской войны. Нравственные проблемы в романе. Пересказ и анализ эпизодов.
Современная полемика о романе.
ЛИТЕРАТУРА 30-Х - НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ (20 часов)
Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы, отражение в литературе и в других видах искусства
М.А. Булгаков- драматург. Роман «Белая гвардия». Пьеса "Дни Турбиных" (Обзор)
"И все-таки узнают голос мой". (А. Ахматова. Творческая судьба поэтессы)
Слово о Ахматовой как явлении в литературе. Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой.
Выразительное чтение и анализ стихотворений "Мне голос был", "Мужество", "Все ушли, и никто не вернулся...", "Реквием". Тема поэта и поэзии.
М.А. ШОЛОХОВ. "ТИХИЙ ДОН".
"Я жил и живу среди своих героев." (Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова. "Донские рассказы".)
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии
История создания романа. Развитие действия романа. Сюжетные линии - личная и историческая. Полемика вокруг авторства.
Трагедия Григория Мелехова
Формирование характера героя, его внешний облик. В каких событиях, ситуациях принимает участие? Как ведёт себя в сложной обстановке гражданской войны? Каков итог исканий Мелехова? Что делает героя жизненно достоверным? Каким Григорий был в семье, в общении с родителями, с детьми, с друзьями, с Натальей и Аксиньей? Ваше отношение к герою.
Женские судьбы в романе. (Аксинья и Наталья)
Выразительное чтение и анализ эпизодов. Беседа. Как открывается душа Григория Мелехова всякий раз, когда мы видим его взаимоотношения с Натальей и Аксиньей? Какова судьба героинь? Их внутренний мир. Какими средствами искусства переданы их радость и горе, их любовь и их трагедия.
Рассказ "Судьба человека"
Творческая история рассказа. Тема, идея. Главный герой А. Соколов. Беседа по содержанию. Как в биографии главного героя отразилась судьба страны? Каков путь главного героя на дорогах войны? Судьба Андрея Соколова после войны. В чём видит Шолохов истоки героизма и непреклонности своего героя? Какова роль автора?
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 40-Х ГОДОВ И ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий.
Роль литературы в годы войны. Особая роль поэзии. Патриотическая песенная лирика Исаковского, Лебедева-Кумача, Суркова.
Вступительное слово о литературе, поэзии в годы войны, которая стала "голосом героической души русского народа".;
ЛИТЕРАТУРА 50-Х - 90-Х ГОДОВ
А.Т. Твардовский. Жизнь, творчество, личность
Слово о поэте, выразительное чтение и анализ стихов "О Родине", "Я убит подо Ржевом", "Памяти матери" и др.
Индивидуальное сообщение о поэме "Страна Муравия". "Василий Теркин" (обзор с чтением отрывков из поэмы). Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.
"Теркин на том свете" - поэма-сатира. Осмеяние бюрократизма, формализма и казёнщины.
Поэма "За далью - даль..." (Обзор содержания. Выборочное чтение глав.)
Военная драматургия
Обзор содержания пьес. Работа учащихся по группам К. Симонов "Русские люди". Смысл названия, главные герои, их судьбы.
В окопах Сталинграда" В. Некрасова.
"Только он не вернулся из боя." (Великая Отечественная война в творчестве В. Высоцкого, Р. Рождественского, Б. Окуджавы)
Вступительное слово об авторской песне. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность. Внимание к личности, мелодичное богатство, современная ритмика). Выступления учащихся о песенном творчестве В. Высоцкого, Р. Рождественского, Б. Окуджавы. Прослушивание песен. Исполнение.
Б.Л. Пастернак - поэт, писатель и человек. (Очерк жизни и творчества. Стихотворения)
Слово о Б. Пастернаке и его творчестве. Чтение и анализ стихотворений. "Февраль. Достать чернил и плакать...", "На ранних поездах", "Лето в городе", "Гамлет", "Свеча горела на столе..."
Тема поэта и поэзии.
Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго". Тема интеллигенции и революции.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - символ целой эпохи.
Человек и природа в современной литературе
Поэт и время. (Поэзия на современном этапе)
Чтение и обсуждение стихотворений и поэм по выбору учащихся. (Р. Гамзатов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Э. Асадов и др.)

Виды деятельности учащихся:

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:

Лекции, беседы, работа в парах и группах.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных сочинений, комплексного анализа текстов, тестирования

Сочинение №1 (А.И.Куприн, И.А.Бунин)

Сочинение № 2(М.Горький)

Сочинение № 3(Поэты серебряного века)

Сочинение № 4(С.Есенин)

Сочинение № 5 (М.А.Булгаков)

Сочинение № 6 (М.А.Шолохов «Тихий Дон»)

Сочинение № 7(Русская литература 50-90-х годов)

6.Тематическое планирование.

Разделы по программе

Количество по разделу.

Количество часов по прогр.

Количество часов по программе

Фор. контр.

Литература-11 класс.(102ч.)


1.

Введение.

1.

1

1

2.

Зарубежная литература

3

3

3

3

Русская литература XIX-XX веков

12+4р/р

12+4р/р

12+4р/р

Сочин.-2

4

Поэзия конца XIX- начала XX века

20+4р/р

20+4р/р

20+4р/р

Сочин.-2

5

Русская литература 20-40-х годов

30+4р/р

30+4р/р

30+4р/р

Сочин.-2

6

Русская литература за рубежом

(1917-1941 годы)

3

3

3

7

Литература периода Великой Отечественной войны

2

2

8

Русская литература 50-90 годов XX века

12+2р/р

13+2р/р

13+2р/р

1 соч.- 1

9

Зарубежная литература второй половины XX века.

1ч.

1ч.

1ч.

10

Литература последних десятилетий

4

4

Всего-102ч.

Соч.-7 (14ч.)




7.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование учебного оборудования

Отдельные замечания

Книгопечатная продукция

1

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. - М.:Дрофа, 2010 г.

Для учащихся

2

Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2012.

Для учителя и учащихся

3

Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2010 г..

Для учителя

4

Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 11 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2010 г.

Для учителя

5

Методическое пособие. Проверочные работы

по литературе для 11 класса. Т.Г.Кучина, А.В.Леденёв.

Дрофа. Москва 2002 г.

Для учителя

Печатные пособия

1

Таблицы

Изобразительно - выразительные средства. Тропы.

Для учащихся

2

Раздаточный материал по темам.

Дидактические карточки

3

Самостоятельные и тестовые работы .

Для поручного, тотемного и итогового контроля

Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровой форме)

1

CD-диск - Уроки литературы с применением информационных технологий (8-11классы).Методическое пособие. Составители Е.С.Квашина, Т.Е. Коптяева. Москва «Планета». 2013г.

Для учителя и учащихся

2

CD-диск - Уроки литературы с применением информационных технологий (5-11классы). Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы.

Методическое пособие. Составители Г.М.Вялова, Т.А.Чернова. Москва «Планета». 2013г.

Для учителя и учащихся

3

CD-диск

4

CD - диск мультимедийное приложение к учебнику

5

CD-диск

Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Компьютер

1

2

Цифровые образовательные ресурсы

1

Интернет - ресурсы;

2

Медиатека;


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

нет

2


Натуральные объекты

1

нет

Демонстрационные пособия

1

нет



8.Календарно - тематическое планирование.

Дата

Тема урока

к/ч

Целевые установки

Тип урока

Виды деятельности.

Оборудование.


Система отслеживания

1


2.


3

4.


5.


6.

7


8

9

10


11

12-13.



14


15

16


17.

18

19-20.



21


22.

23


24


25


26

27


28

29

30

31


32


33

34


35

36

37-38



39


40


41


42


43-44



45

46

47


48


49


50

51


52


53

54


55


56

57

58


59

60

61


62

63


64


65

66


67-68


69



70

71


72


73

74

75

76-77




78

79

80



81

82



83


84


85


86


87


88

89

90-91



92


93

94

95

96


97


98


99

100

101

102


Введение.

Литература XX века.

Зарубежная литература первой половины XX века.(3ч.)

Общий обзор европейской литературы первой половины XX века.

Джек Лондон.

«Любовь к жизни».

Б.Шоу «Пигмалион».

Своеобразие конфликта в пьесе.

Г.Аполлинер. Лирика.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

XIX-XX веков

(12+4р/р).

Русская литература на рубеже веков.

Реализм.

Развитие критического реализма.

И.А.БУНИН. (4ч.)

Очерк жизни и творчества.

«Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь».

И.А.Бунин

«Господин из Сан-Франциско».

И.А.Бунин.

«Чистый понедельник».

И.А.Бунин.

«Тёмные аллеи».

(Р.к. И.А.Бунин «Ковыль»)

А.И.КУПРИН.

Жизнь и творчество.

«Гранатовый браслет».

Р.р. Подготовка к написанию

сочинения по творчеству А.И.Куприна.

(И.А.Бунина).

Написание сочинения по творчеству А.И.Куприна.

(И.А.Бунина).

В.Г.Короленко.

«Без языка», «Река играет».

Гуманистический пафос произведений писателя.

М.Горький(4+2р/р).

Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество.

«На дне».Особая судьба пьесы.

Особенности жанра и конфликта в пьесе.

«Во что веришь-то и есть».

Роль Луки в драме М.Горького «На дне».

Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне».

Р.р.Подготовка к написанию сочинения по творчеству М.Горького.

Написание сочинения

по творчеству М.Горького.

сочинения

ПОЭЗИЯ КОНЦА

XIX- начала XXвека.

(20+4р/р).

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».

Поэзия В.Я.Брюсова.

«Творчество», «Юному поэту», «Памятник».

К.Д.Бальмонт

«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».

А.Белый.

«Раздумье», «Русь», «Родине».

Тема родины.

А.А.Блок.

Личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока.

А.Блок «Незнакомка».

А.Блок «Двенадцать».

Неоднозначность трактовки финала.

Акмеизм.

Истоки акмеизма.

Мир образов Николая Гумилёва

Футуризм.

Возникновение футуризма.

«Эго футуризм» Игоря Северянина.

Эмоциональная яркость стиха

В.В.Хлебников.

«Заклятие смехом», «Ещё раз»

В.В.Маяковский.

Жизнь и творчество поэта.

Дух бунтарства в ранней лирике.

«А вы могли бы?», «Нате!»

В.В.Маяковский «Облако в штанах».

Роль гиперболы и гротеска.

Настоящее и будущее в пьесе В.Маяковского «Клоп»

Р.р. Подготовка к написанию

сочинения «Поэты серебряного века»

Написание сочинения «Поэты серебряного века»

Крестьянская поэзия.

(4+2р/р)

Новокрестьянские поэты.

Поэзия Н.Клюева.

Изображение труда и быта деревни.

С.ЕСЕНИН.

(3+2р/р).

Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта.

С.Есенин.

Горькое чувство родной природы.

Любовь и сострадание «ко всему живому».

Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.

Р.р.Подготовка к написанию

сочинения по творчеству С.Есенина.

Написание сочинения по творчеству С.Есенина.

Русская литература 20-40-х годов. (30+4р/р).

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции.

Роман А.А.Фадеева «Разгром».

Морозко и Мечик.

Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром».

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А.Фадеева «Разгром».

А.Н.Толстой.

«Пётр Первый».

Тема русской истории.

А.Н.Толстой

«Пётр Первый».

Нравственные проблемы в романе.

А.Н.Толстой

«Пётр Первый».

Образ Петра в романе.

И Ильф и Е.Петров

«Двенадцать стульев» «Золотой телёнок».

Диалогия двух авторов.

М.И.Цветаева.

Поэтический мир М.Цветаевой.

М.И.Цветаева.

Анализ стихотворения «Тоска по родине»

(Р.к. М.И.Цветаева «Дон»)

О.Э.Мандельштам.

Острое ощущение связи времён. Яркость поэтической палитры поэта.

ТВОРЧЕСТВО

А.А.АХМАТОВОЙ.

А.А.Ахматова- «голос своего поколения».

Тема Родины в лирике А.Ахматовой.

Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием».

ТВОРЧЕСТВО
Б.Л.ПАСТЕРНАКА.

Б.Л.Пастернак.

Начало творческого пути. Лирика.

Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Образ Юрия Живаго.

Стихотворения

Юрия Живаго.

М.А.БУЛГАКОВ.

(5+2р/р).

Жизнь, творчество, личность.

История в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».Судьба произведения

М.А.Булгаков «Белая гвардия»

Судьбы людей в революции.

Образ Дома в романе «Белая гвардия».

«Дни Турбиных»-пьеса по роману «Белая гвардия».

Проза и драматургия в творчестве писателя.

Р.р.Подготовка к написанию

Сочинения по творчеству М.А.Булгакова.

Написание сочинения по творчеству М.А.Булгакова

А.П.Платонов.

Трудная судьба писателя.

«Котлован».

ТВОРЧЕСТВО

М.А.ШОЛОХОВА.

(6+2р/р).

Жизнь, творчество, личность.

«Тихий Дон»-роман-эпопея о всенародной трагедии.

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

«Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

Григорий и Аксинья.

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Роль картин природы в изображении жизни героев.

Р.р.Подготовка к написанию

сочинения по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Написание сочинения по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА РУБЕЖОМ.

1917-1941 годы.

(3ч.).

И.С.Шмелёв

«Солнце мёртвых».

М.А.Алданов

«Чёртов мост»

Суворов и его походы в романе.

В.В.Набоков.

«Другие берега»-автобиографический роман.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.(2ч.).

Поэзия и проза во время войны.

Человек на войне и правда о нём.

А.Фадеев «Молодая гвардия».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 50-90 годов XX века.

(13+2р/р).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ

в 60-70 г.XXв.

(5).

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои.

Герой В.М.Шукшина.

Взаимоотношение человека и природы в повествовании рассказа В.Астафьева «Царь-рыба».

Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен».

Драматургия А.Вампилова.

Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

Авторская песня.

ТВОРЧЕСТВО

А.ТВАРДОВСКОГО.

(2ч.).

А.Т.Твардовский.

Творчество и судьба.

«За далью-даль»-поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого.

Р.Р.

Подготовка к написанию

сочинения

Русская литература 50-90-х годов.

Написание сочинения

Русская литература 50-90-х

годов

И.А.Бродский.

Трагическая судьба поэта.

«Конец прекрасной эпохи».

А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Ф.А.Абрамов

«Поездка в прошлое».

Тема русской деревни и её сложной судьбы.

В.П.Астафьев.

«Последний поклон».-многоплановое произведение писателя.

В.Г.Распутин

«Прощание с Матёрой».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.(1ч.)

Э.Хемингуэй

«Старик и море».

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

(4ч)

Литература на современном этапе.

Проза

Татьяны Толстой.

Поэзия

Иосифа Бродского.

Новейшая русская поэзия.


1



1

1

1



1


1


1


1

1


1


1


2

1


1

1


1

1


2


1


1


1


1


1

1


1

1

1

1


1


1

1


1

1

1


2



1


1


1

1



2


1

1


1


1


1


1

1


1

1


1


1


1

1

1


1

1

1


1


1


1

1


1


2


1



1


1

1

1

1

1



2



1

1

1



1

1



1


1


1

1

1


1


1


2


1

1

1


1


1

1


1


1

1

1

1


Русская литература XX века в контексте мировой культуры.


Знакомство учащихся с зарубежной литературой, Реализм. Модернизм.

Название произведения и его герой, который никогда не сдаётся.

Название произведения и его герой, который никогда не сдаётся.

Пародоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей.

Экспериментальная направленность лирика


Показать взаимосвязь и взаимовлияние лит-ры и общей мысли конца XIX- начала XX вв. с историч. процессами в стране и в литературе.

Дать представление о тенденциях русской лит. конца XIX-начала XXвв.;

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина; показать своеобразие стиля .

Кровная связь с природой.

Раскрыть философское содержание рассказа Бунина.

Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека; вызвать желание обсудить прочитанное; увидеть неоднозначность трактовок рассказов.

Дать обзор творческого пути Куприна в сопостав. с тв-м Бунина; раскрыть идею и художественные особенности рассказа.

Проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли сочинения.


Знакомство уч-ся с писателем. Защита человеческого достоинства


Показать новаторство М.Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе


Создать проблемную ситуацию пробудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Выявить позицию пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.


Продолжить знакомство уч-ся с Серебряным веком».

Показать значение тв-ва Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова.

Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории».

Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового.


Познакомить уч-ся с атмосферой, в которой вырос А.Блок

Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики , дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка».

Первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении.

Определить связь поэтики символизма и акмеизма.

Дать представление о личности и поэзии Н.Гумилёва, закрепить понятие об акмеизме.

Познакомить уч-ся с пафосом и проблематикой футуристов.

Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества.

Познакомить уч-ся с творчеством В.В.Хлебникова.

Дать представление о раннем творчестве

В.В.Маяковского, его новаторском характере.


Показать логику развития произведения.


Разобраться, что является объектом сатиры в пьесе.



Дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н.Клюева.


Познакомить учащихся с особенностями тв-кого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина.


Показать динамику развития любовной лирики С.Есенина.

Показать, что «А.Снегина»- одно из выдающихся произведений русской литературы.



Познакомить учащихся со сложностью периодизации русской литературы послереволюционных лет.

Дать представление о личности писателя; дать краткий обзор лит-ной ситуации 1920-40- годов; определить особенности жанра и композиции романа.

Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика.

Раскрыть авторский замысел- изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Знакомство у-ся с биографией писателя, определить причины, побудившие писателя написать роман


Соотнести реальное время и пространство России первой четверти

XVIII века с художественным временем и пространством романа А.Н.Толстого.

Раскрыть образ Петра в романе.

Сатирическая картина

20-х годов.

Герои и их свершения. Знакомство с Остапом Бендером как героем своего времени.

Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений.

Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики,

особенностях лирической героини стихотворений.

Знакомство учащихся с творчеством О.Э.Мандельштама.

Продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особен. творчества поэта «после акмеизма».

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве.

Познакомить уч-ся с биографией поэта; разнообразием его дарований, дать представ. о раннем творчестве Пастернака.

Рассказать о судьбе романа; дать представление о взглядах Пастернака на

соот-е человека и истории; показать гуманизм и ценность этих взглядов.

Постараться понять значение христ-ких мотивов в творческом замысле Пастернака.

Определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа.

Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведения.

Развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.

Показать, в чём особенность изображения Булгаковым историчес. современных ему событий; понять авторскую позицию.

Показать неизбежность трагичности судьбы человека.

Понять, как создаётся писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.



Показать актуальность и вневременную ценность произведения Платонова .

Показать философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести «Котлован».


Дать представление о личности М.А.Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в частной жизни.

Показать развитие гуманистических

традиций русской литературы в изображении войны и влияние её на человека.

Показать неизбежность трагичности судьбы Г.Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Показать, как утвержд. Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.


Проверить знания уч-ся, подготовиться к сочинен.



Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя..

Знакомство учащихся с творчеством писателя, с героями его произведений.

Знакомство с писателем, с героем и его окружением.

Показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров.

Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, как самый оперативный жанр, соед. высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

Дать представление о «деревенской прозе»; познакомить с творчеством В.М.Шукшина.

Показать нравственные идеалы писателя; раскрыть философский смысл цикла «Царь-рыба»

Дать понятие о «городской прозе, краткий обзор центральных её тем; анализ повести Трифон. «Обмен».

Показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы.

Показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Дать обзор жизненного и творческого пути Твардовского; показать значение его творчества и общественной деятельности; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «Страна Муравия».

Определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «За далью-даль».



Знакомство учащихся с творчеством поэта.

Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; дать краткий обзор его произведений.

Показать публицистичность рассказа, обращённость его к читателю.

Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Трагические страницы в истории колхозов.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества.

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе.

Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути.

Дать обзор произведений последних лет; показать тенденции современной литературы, дать понятие о постмодернизме.

Дать краткий анализ творчества

Т.Толстой как яркого явления постмодернизма.

Дать краткий обзор поэзии И.Бродского; познакомить с основами его творчества.

Литература-102 ч.

(3ч. в неделю).

Р/р.-14ч.

I п.-48ч., р/р-8ч.

II п.-54 ч., р/р.-6ч.

Вводный урок

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаниий

Урок усвоения новых знаний


Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний

Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.

Урок усвоения новых знаний

Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.


Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.


Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.


Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.


Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Комбинир.

Комбинир.


Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.

Комбинир.

Комбинир.


Комбинир.

Комбинир.


Урок р/р



Урок усвоения новых знаний

Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.



Урок усвоения новых знаний.

Комбинир.

Комбинир.


Урок усвоения новых знаний.


Урок усвоения новых знаний.



Комбинир.

Комбинир.

Урок усвоения новых знаний


Комбинир.

Комбинир.

Урок усвоения новых знаний.


Комбинир.


Комбинир.


Комбинир.


Урок р/р


Урок усвоения новых знаний


Урок усвоения новых знаний.


Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.

Комбинир.


Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.


Урок усвоения новых знаний


Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний


Урок усвоения новых знаний


Урок усвоения новых знаний


Урок р/р


Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний

Комбинир.

Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний


Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения новых знаний


Беседа.


Аналитическая беседа.

Выборочн. чтение.


Чтение и толкование понятий «серебряный век.», «модернизм»,

«декаданс».




Выборочн. чтение.

Аналитическая беседа.







Выборочн. чтение.

Аналитическая беседа.

Аналитическая

беседа.





Беседа.

Выразительное чтение стихотворений.


Выразительное чтение стихотворений


Беседа.

Выразительное чтение стихотворения

Выборочное чтение.


Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения


Выборочное чтение.

Беседа






Выразительное чтение стихотворения


Выборочное чтение.

Беседа





Беседа


Выборочное чтение.

Аналитическая беседа.




Выборочное чтение.

Аналитическая беседа.


Выразительное чтение стихотворения


Выборочное чтение.


Выразительное чтение стихотворения





Выборочное чтение.

Аналитическая беседа.

Выразительное чтение стихотворения



Выборочное чтение.

Аналитическая беседа.


Выборочное чтение.

Аналитическая беседа.

Отработка умений выделять главное в тексте







Выборочное чтение.

Аналитическая беседа

Обсужден. прочитан

Выборочное чтение.

Аналитическая беседа

Беседа по прочитан. произвед.

Анализ эпизодов

Выборочное чтение.

Аналитическая беседа




Беседа по прочитан. произвед.


Анализ эпизодов

Выборочное чтение.

Аналитическая беседа



Анализ эпизодов

Выборочное чтение.

Аналитическая беседа

Анализ эпизодов

Выборочное чтение.

Аналитическая беседа


Отработка умений выделять главное в тексте





Отработка умений выделять главное в тексте

Выборочное чтение.

Аналитическая беседа

Отработка умений выделять главное в тексте

Анализ и выразительное чтение стихотворений.

Анализ и выразительное чтение стихотворений.


Ответы на вопросы.

(Фронт.).

Портрет







Сообщение.

Ответы на вопросы.

(Фронт.).

Портрет

Презентация.



Ответы на вопросы.

(Фронт.)

Сообщение.

(Индивид.).

Портрет

Презентация.

Сочинение.

Сообщение.

(Индивид.).

Портрет

Сообщение.

(Индивид.).

Портрет

Презентация.




Сочинение.



Сообщение.

(Индивид.).

Портрет

Презентация.

Сообщение.

(Индивид.).

Портрет

Презентация.

Наизусть

(отрывок)

Портрет

Презентация.

Наизусть

Портрет

Презентация.

Наизусть


Портрет

Презентация.

Наизусть

Сообщение

Портрет

Презентация.

Наизусть

(отрывок)



Сочинение.



Сообщение




Портрет

Презентация.


Наизусть

(отрывок)



Сочинение



Сообщение

Портрет

Презентация.







Сообщение

Портрет

Презентация

Наизусть


Сообщение

Портрет

Презентация



Сообщение

Портрет

Презентация




Сообщение

Портрет

Презентация





Сочинение






Сообщение

Портрет

Презентация




Сочинение



Сообщение


Портрет

Презентация

Сообщение

Портрет

Презентация



Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация




Сочинение.


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация


Сообщение

Портрет

Презентация




9. Система оценки учебного предмета.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание, и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка


Основные критерии отметки


Содержание и речь


Грамотность


«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.


В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.


Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.


В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.


«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.


В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания МО заместитель директора по УР

МБОУ УБСОШ _________ Петренко Н.В.

№1 от 27.08.2015 года

_______________ Разуваева И.Ю. « 28» августа 2015 года.







35


© 2010-2022