Исследовательская работа по рассказам Ч. А. Губайдуллина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный Отдел образования администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Тазларово











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« Однородные члены предложения в рассказах для детей

Ч.А. Губайдуллина « Верные друзья»





Выполнила: ученица 5 класса

МОБУ СОШ с.Тазларово

Ишмухаметова Анжилина


Руководитель: учитель русского языка

и литературы МОБУ СОШ с.Тазларово

Пирогова О.А.





с.Тазларово - 2016



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение. «Удивительная книга»…………………………………..3-4



  1. Глава I Роль однородных членов предложения в речи.…………….………….......................................................................5



  1. Глава II Однородные члены предложения в рассказах для детей Ч.А. Губайдуллина.. …………………………….……………...............6-7

2.1. Однородные подлежащие в рассказах для детей

«Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина……………………………..6

2.2. Однородные сказуемые в рассказах для детей

«Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина ………………………………6-7

2.3. Однородные второстепенные члены предложения в

рассказах « Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина……………….7


  1. Глава III. Частотность употребления конструкций с однородными членами в рассказах для детей « Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина ……………………………………………………...8-9



  1. Вывод. Значение однородных членов предложения в русском языке ……………………………………………………………………..10

  2. Список литературы ……………… ………….………………………....11

  3. Приложение……………………………………………………………….12



1

Объект исследования: употребление конструкций с однородными членами в рассказах для детей Ч.А. Губайдуллина « Верные друзья»

Предмет исследования: рассказы для детей Ч.А. Губайдуллина

«Верные друзья»

Новизна исследования заключается в опыте анализа рассказов для

детей Ч.А. Губайдуллина «Верные друзья»

Актуальность исследования определяется важностью оправданного и грамотного использования однородных членов предложения

Цель:

-показать, как произведения художественной литературы могут использоваться на уроках русского языка

-делать выводы о значимости данной темы в русском языке

-формировать общеинтеллектуальные умения ( обобщение,

сравнение, операции анализа)

Задачи:

-научиться определять однородные члены в рассказах

для детей Ч.А. Губайдуллина;

- уметь объяснять и расставлять знаки препинания при них;

- сделать выводы о частоте употребления конструкций с

однородными членами в рассказах для детей Ч.А. Губайдуллина;

-сделать выводы по теме исследования.

Метод исследования - работа с учебником русского языка и рассказами для детей Ч.А. Губайдуллина

Проблемный вопрос

Я считаю, что однородные члены предложения помогают сделать

нашу речь живой, богатой, выразительной, точной.

2

Введение

В русском языке есть такое понятие «однородные члены предложения» . Впервые мы знакомимся с определением в 4 классе. Сигналом для нахождения однородных членов являются условия: они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения. Проще сказать- «три-о».

Исследовательская работа по рассказам Ч.А. Губайдуллина

Cовсем не задумываясь, мы используем однородные члены предложения в нашей речи, чтобы передать последовательность чего-либо: предметов, признаков предметов, действий, признаков действий. Если в устной речи однородные члены произносятся с интонацией перечисления, то на письме они должны отделяться запятой, союзом. В учебнике русского языка правило звучит так: «Между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая ставится: если они соединены союзами -А,-НО ,если между ними нет союза И , и если однородные члены соединены повторяющимся союзом- И . Запятая не ставится, если однородные члены соединены неповторяющимся союзом -И».

3

Я очень люблю читать художественную литературу. Через чтение я познаю мир, узнаю много нового и интересного. Совсем недавно на мероприятии, посвященному Году литературы, я познакомилась с

нашим односельчанином , уважаемым человеком в селе, Губайдуллиным Чулпаном Абдулловичем. Он поделился своим литературным опытом, рассказал о себе и о истории создания сборника рассказов для детей «Верные друзья».

На следующий день я взяла эту книгу в библиотеке и с интересом окунулась в чтение. Рассказы оказались занимательные, поучительные , интересные. Я переживала с героями чувство страха, радости, удовлетворения .В текстах я заметила, что автор использовал огромное количество предложений с однородными членами. Поэтому я решила взять в руки карандаш и выписать такие предложения в записную книжку. Конечно, сначала они теснились в блокноте беспорядочно, но пришло время , и я поняла, что могу их применить на уроке русского языка как пример, для подтверждения правила. Моя учительница была довольна моими примерами и похвалила меня. Вот что у меня получилось.






4

  1. Часть. Роль однородных членов предложения в речи.

Однородные члены предложения - это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий, создают очень точную картину, позволяют подробно описать героев, их поступки, их внутреннее переживание. Они могут указывать на перечисление, на чередование действий, предметов, их признаков, каких-либо явлений, событий, происходящих в жизни людей, на неопределенность впечатлений от того, что происходит вокруг.

Однородные члены предложения выступают и как средство выразительности нашей речи. Делают ее яркой, насыщенной.

В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация - расположенные по мере возрастания синонимы.

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.






5

Глава II Однородные члены предложения в рассказах для детей

Ч.А. Губайдуллина.

2.1. Однородные подлежащие в рассказах для детей «Верные друзья» в рассказах для детей Ч.А. Губайдуллина

В предложении если два и более подлежащих отвечают на один и

тот же вопрос , выражены одной частью речи , поясняют сказуемое -являются однородными членами предложения.

Вот такой пример я могу привести из рассказа Ч.А. Губайдуллина

«Первая охота»:

«Коля и Толя становились все старше, учились в 8 классе соседней деревни, потому что в своей деревне школа только до 4 класса.»

« Голова и ноги его висели, а Жданка всеми силами старалась его удержать в таком положении».(из рассказа « Как корова Жданка

стала героиней деревни»)

« Внизу оврагов лежал снег, а реки и ручьи не вошли еще в свои берега»

( из рассказа « Еще одна встреча с косолапым»)

2.2. Однородные сказуемые в рассказах для детей «Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина

Читая рассказы для детей « Верные друзья» , я отметила , что однородные сказуемые встречаются очень часто .

В учебнике русского языка говорится, что «однородные сказуемые придают тексту динамичность, помогают «оживить» изображаемое». Эту фразу я понимаю так: однородные сказуемые используются в тексте как краткий и выразительный прием речи, помогающий автору образно передать действия. Вот такие примеры из рассказов Ч.А. Губайдуллина я могу привести.

«Вместе играли, выполняли поручения старших, обедали, даже спали вместе.» (из рассказа « Как Толя испугался волка»).

« Он сильно испугался, плакал, спотыкался, падал, вставал и опять бежал» ( из рассказа « Как Толя испугался волка»).

« Кто-то его потревожил и поднял из берлоги» ( из рассказа « Первая охота»).

« В этот момент медведь остановился, осмотрелся и повернул в сторону Толи.» ( из рассказа « Еще одна встреча с косолапым»).

« С большим удовольствием навесили патронташ , взяли охотничьи ножи и отцовские двустволки 16 - калибра.» ( из рассказа «Первая охота»).

6

« Работа шла только на току , где очищали зерно на семена и складывали в амбары.» ( из рассказа « Как Коля и дед Кузьма напугали друг друга»).

« Он осторожно подошел к берегу, немного не дойдя до речки , остановился , с опаской глядел и слушал.» ( из рассказа « Как Коля и дед Кузьма напугали друг друга»).

В текстах встретились глаголы , показывающие движения ( «подошел, остановился»), глаголы, помогающие услышать звук («слушал»), глаголы передающие эмоции («плакал, испугался»).

2.3. Однородные второстепенные члены предложения в рассказах для детей «Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина

« А в это время Коля , уставший , еле двигаясь, увидел пасущихся коров, овец и коз.» ( из рассказа « Как Толя испугался волка»)

« В течение всего лета и осени она не давала покоя деревенским жителям.» ( из рассказа « Как Толя испугался волка»)

« Для ночевок на полевом стане обычно на двоих, на троих строили из свежескошенной травы шалаши.» ( из рассказа « Толя и тетя Клава»)

« Волка и теленка поменяли местами» ( из рассказа « Как корова Жданка стала героиней деревни»)

« Двигались медленно и долго» (из рассказа « Как корова Жданка стала героиней деревни»)

« Но до них еще было далеко и пока Коля и Толя каждый день строили планы, как они будут охотиться на куропаток, тетеревов, зайцев и, если повезет, на лис, попадались волк- тоже не стали бы его бояться.»

( из рассказа « Первая охота»)

« У Коли и Толи был вынужденный выходной день.» ( из рассказа

« Как Коля и дед Кузьма напугали друг друга»).



7


  1. Глава III. Частотность употребления конструкций с однородными членами в рассказах для детей « Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина.

Автор рассказов использует однородные члены предложения , передать последовательность чего-либо: предметов, признаков

предметов, действий, признаков действий. В этом я убедилась,

читая рассказы Ч.А. Губайдуллина. Так же я отметила , что

конструкции с однородными сказуемыми автор использует

чаще всего .Тридцать девять предложений с однородными

сказуемыми я встретила в рассказах. Конструкции с однородными второстепенными членами в текстах встретились в семнадцати предложениях, а предложений с однородными подлежащими было двадцать два.

Таблица «Частотность употребления конструкций

с однородными членами в рассказах для детей

« Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина.»

Рассказы для детей «Верные друзья» Ч.А. Губайдуллина

Однородные подлежащие

Однородные сказуемые

Однородные второстепенные члены предложения

Рассказ

« Как Толя испугал волка»

2

11

5

Рассказ « Толя и тётя Клава»

2

7

3

Рассказ « Как корова Жданка стала героиней деревни»

7

6

2

Рассказ « Первая охота»

4

5

5

Рассказ « Как Коля и дед Кузьма напугали друг друга»

3

5

1

Рассказ « Ещё одна встреча с косолапым»

4

5

2

Всего однородных членов предложения- 78=100%

Всего предложений с однородными подлежащими -22=28%

Всего предложений с однородными сказуемыми-39=51%

Всего предложений с второстепенными членами -17=21%

Однородные члены предложения - распространённое явление художественного стиля. Они используются в нём как краткий и выразительный приём речи. Я убедилась в этом на примере однородных глаголов - сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в рассказах для детей «Верные друзья».

Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в детстве двух друзей Коли и Толи.

Во-вторых, однородные сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий.

Таким образом, характеризуя богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли «оживить» изображаемое в рассказах.







9

Вывод

Я думаю, знать изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения необходимо . Уметь замечать воспринимать однородные члены предложения в художественном

тексте, совершенствовать текст, свою речь.

Я считаю, что однородные члены предложения играют немаловажную

роль в нашей речи, в художественной литературе.

Прежде всего, однородные члены предложения, являясь одной и той

же частью речи, делают высказывание более точным.

Во-вторых, однородные члены, являясь одинаковыми членами

предложения, распространяют высказывание.

В-третьих, однородные члены относятся к одному слову и отвечают

на один и тот же вопрос, характеризуя при этом тот или иной предмет

более точно, ярко, выразительно.

Таким образом, однородные члены играют немаловажную роль ,

обогащая, распространяя, делая ее интересной .

Прочитав рассказы Ч.А. Губайдуллина , я получила огромное удовольствие, узнала массу полезного и интересного. С помощью прочитанных рассказов я открыла для себя по-новому однородные члены предложения, обнаружила, что они позволяют сделать высказывание более точным, выразительным, ярким, запоминающимся.

Я стараюсь читать везде, где бы не находилась. Книги учат меня мудрости, логике. С помощью книги я приобретаю знания , нахожу примеры различных орфограмм по русскому языку. Изучая новую тему по русскому языку , можно подобрать множество примеров из художественной литературы.

Некоторые ученые и просветители считали, что без книг не возможно обойтись в жизни. И просветитель Гидро считал: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Я с ним полностью согласна. Вот почему следует стремиться к общению с умными книгами, внимать их слова, учиться у них и самому становиться мудрее.


10


Список литературы


  1. Губайдуллин Ч.А. Верные друзья : Рассказы для детей/ Ч.А. Губайдуллин .- Уфа , АН РБ , издательство « Гилем», 2010.-28 стр.

  2. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина; худож. О.С. Василькова.- М.: Просвещение, 1995.-383 с.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка - Москва , 1994г.

  4. Розенталь Д.Э. Словарь- справочник лингвистических терминов - Москва , 1994 год

  5. Учебник : М.Т. Баранов , Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская. «Русский язык 5 класс» , Москва, «Просвещение»,2012год








11

Приложение

Это интересно .


  1. Пословицы и поговорки с однородными членами предложения

1. Сам погибай, а товарища выручай. 2. Без одежды, но не без надежды. 3. Смелого да умелого страх не берёт. 4. Одним глазом спит, другим видит. 5. Не силою дерутся, а умением. 6. Не по словам судят, а по делам. 7. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 8. Сначала думай, а потом делай.

2)Загадки с однородными членами предложения

1. В потёмках родится, в огне умирает. (Воск) 2. По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Змея) 3. В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка) 4. Чёрненькая, маленькая, гладенькая, ребятам миленькая. (Черника) 5. Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) 6. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

3)Будьте внимательны!!!!

Внимательно прочитайте предложения.

Найдите в них ряды однородных членов

Многие великие деятели культуры : писатели, ученые,

художники, композиторы-высоко ценили, собирали,

изучали народные сказки и использовали их в своем

творчестве: в литературе, живописи, музыке.

Можно назвать Пушкина, Лермонтова, Некрасова,

Римского- Корсакова, Чайковского, Васнецова.

4)Вставьте в предложение обобщающее слово, а также союзы

( и, как, так и) , чтобы получились ряды однородных членов

с союзами и без союзов.

Здесь можно было купить пуговицы всех сортов, кружева,

ленты, нитки, иголки, наперстки, венчальные свечи,

галстуки, перчатки, носовые платки, чулки, манишки и

прочее в этом роде.


12

© 2010-2022