Рабочая программа по литературе 8 класс (под редакцией Т. В. Курдюмовой)- 70часов в год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе 8 класс (под редакцией Т.В.Курдюмовой)- 70часов в год

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №21»

346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool- [email protected]

________________________________________________________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №21

Приказ от __________ №___

____________ Н.И.Соболева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование 8 «А», «Б» классы

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов в год 70

в неделю 2

Учитель Абрамян Марина Леонидовна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Примерной программы общеобразовательных учреждений, обязательного минимума и программы ОО «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- Дрофа, 2013г.

(примерная программа/программы, издательство, год издания)

Учебник

Литература 8 класс: учебник -хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор -составитель Т.Ф.Курдюмова, М.,Дрофа, 2013г.

(автор, место издания, издательство, год издания)



г.Шахты

2015/2016

учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089, программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год .

Нормативные документы для составления программы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273.

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39).

  3. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1213 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

  8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

  9. Основная образовательная программа основного общего образования (6-9 классы) МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год, утвержденная приказом от 31.08.2015г. №405 «Об исполнении решения педсовета».

  10. Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Шахты на 2015-2016 учебный год.

  11. Положение МБОУ СОШ №21 «О рабочей программе учителя».

  12. Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.


Рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование учебника

Литература 8 класс в 2 ч. Учебник-хрестоматия Т.Ф.Курдюмова.- М.: «Дрофа», 2013г.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 69 учебных часов. Сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по Годовому календарному учебному графику на 2015-2016 учебный год. Данное сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного рабочей программой.

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.



Цель и задачи программы

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за ней права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

  • развитие нравственного эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

  • приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Цели изучения предмета «Литература» в 8 классе:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и о ее месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитание культуры чтения, формирование потребности в чтении;

  • использование изучения литературы для повышения речевой культуры, совершенствование собственной устной и письменной речи.

В 8 классе обучающиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.

С целью обогащения духовного мира обучающихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирования гуманистического мировоззрения, воспитания любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развития читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне проводятся уроки, посвященных изучению литературы Донского края.

В рабочей программе региональный компонент отразился в тематике уроков внеклассного чтения с привлечением произведений донских писателей (Д.Л.Мордовцева, П.В. Лебеденко, А.В.Калинина, донских пословицах, поговорках, сказках).








Межпредметные связи, преемственность

В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у обучающихся при изучении русского языка и литературы.

Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой, иностранным языком, доноведением.

Виды деятельности, методы обучения

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока.

При обучении планируется использование следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративного;

  • проблемного изложения;

  • частично-поискового; исследовательского;

  • стимулирования и мотивации учения, организации и осуществления учебных действий.

На уроках литературы обучающимся приходится много читать, а также писать сочинения, отзывы, потому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Формы и виды контроля

Основной формой контроля знаний обучающихся является текущий контроль. Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом.

Виды текущего контроля:

- устный (индивидуальный или групповой опрос, сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, творческий пересказ, пересказ от 1 лица, анализ ситуаций, защита выполненных заданий, устное словесное рисование и т.д),

- письменный (самостоятельная работа, тесты, эссе, проектная работа и т.д.).

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение (наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, устное словесное рисование, составление сравнительной характеристики);

-итоговый (за четверть/полугодие/год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа. Итоги текущего контроля обучающихся подводятся по учебным четвертям в виде отметок по пятибалльной шкале.

Содержание тем программы «Литература»


Введение

Литературный процесс как часть исторического процесса.

Жанры художественной литературы.

Х.К.Андерсен. Сказка «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

Региональный компонент. Поэты казачьего зарубежья П.С.Поляков «Ветла», «Надежды».

Фольклор

Историческая песня «Правеж». Художественные особенности песни.

Народная драма «Как француз Москву брал». Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт.

Региональный компонент. Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами. Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий. Сюжет и герои донских легенд «Братья», «Про Пугача».

Древнерусская литература

Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

«Повести о разорении Рязани Батыем». События и герои. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

Литература XVIII века

Региональный компонент. Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин. «Казак», «Калмычке».

Н.М.Княжнин. Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М.Княжнина. Образы-антиподы в «Марфе-посаднице».

Литература XIX века

А.И.Куприн. Донские страницы в очерке А.И.Куприна «Костя Попов». Автор и его герой в очерке «Костя Попов».

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

А.К.Толстой. Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

Г.Лонгфелло. Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

А.С.Серафимович. Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.

В.Скотт. Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». Концепция истории и человека в романе В.Скотта.

И.А.Крылов. Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

Региональный компонент. В.А.Закруткин. Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. Смысл названия повести «Матерь человеческая».

А.С.Пушкин. Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Творческая история «Капитанской дочки». Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов. Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.

К.Д.Бальмонт. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».

Н.В.Гоголь. Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

А.А.Блок. Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».

А.Дюма. Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».

А.К.Толстой. Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Вымысел и реальность в художественном произведении.

И.А.Бунин. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

Л.Н.Толстой. Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Роль случая в жизни и судьбе человека.

Время и пространство в художественном тексте.

Региональный компонент. Русские поэты о Доне: Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам».

Литература XX века

Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.

Ю.Н.Тынянов. Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». Язык и стиль повести «Восковая персона».

Региональный компонент. История в стихотворениях донских поэтов (Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…»).

М.Алданов. Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».

Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.

С.Цвейг. Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».

Б.Васильев. Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» Исторические лица, изображенные в романе. Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».

И.М.Бондаренко. Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».

Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского, Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Региональный компонент. Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.

Л.М.Леонов.Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». Смысл названия пьесы «Золотая карета».

Региональный компонент. В.Конецкий. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.












Почасовое планирование уроков литературы

в 8 классе на 2015 - 2016 учебный год


Четверть

Всего часов

Развитие речи

Письменные работы

Региональный компонент

1 четверть



18

2

1

2

2 четверть



15

4

2

1

3 четверть



18

3

1

0

4 четверть



18

3

1

1

Год



69

12

5

4

График письменных работ по литературе в 8 классе

на 2015-2016 учебный год


Четверть

Количество часов

Вид работы

I

18

Тест по теме «Фольклор. Древнерусская литература».

II

15

Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

III

18

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

IV

18

Сочинение «Роль случая в жизни и судьбе человека » по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

Год

69
















Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы ученик 8 класса должен

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: периодизация литературного процесса; жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

  • видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.




Критерии оценивания ответов обучающихся 8 класса

Оценка устных ответов обучающихся.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.);

свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями,однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Отметка "4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;логичное и последовательное изложение содержания;написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;

- допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
-обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
-не раскрывает тему;

-не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ( 70 часов)

Дата

Тема урока

Цели и задачи раздела

Знания по теории литературы

Знания по стилистике

Основные виды деятельности

Формы контроля

I четверть - 18 часов ( Р.р.- 2 часа, Р.к.-2 ч. )

1

01.09

Литературный процесс как часть исторического процесса.

Жанры художественной литературы.

Дать более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека.

Понятие о художественном произведении, художественном образе.

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником.

Устные ответы на вопросы

Продолжить знакомство с жанрами художественной литературы.

Жанры художественной литературы

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Беседа, ответы на вопросы, приведение примеров произведений разных жанров.

Письменный ответ на вопрос

2

04.09

Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

Продолжить знакомство с творчеством Х.К.Андерсена.

Понятие о сказке. Жанровые особенности сказки. Вымысел и реальность в произведении.

Выразительное чтение.

Чтение с элементами анализа.

Пересказ текста

ФОЛЬКЛОР

3

08.09

Художественные особенности исторической песни «Правеж».

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край. Народные песни как жанр фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях.

Историческая народная песня.

Работа

с выразительными средствами языка.

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения, анализ исторических песен.

Выразительное чтение текста

4

11.09

Р.р. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».

Дать расширенное представление о народном театре.

Развитие понятия о драме, пьесе. Народная драма.

Работа с выразительными средствами языка.

Чтение и комментирование. Анализ.

Чтение в лицах

5

15.09

Р.к.Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами.

Познакомить с казачьей песней, с историей создания казачьих легенд. Герои песни. Показать связь донских песен с обрядами.

Легенды. Детский фольклор.

Жанры донского фольклора.

Слово учителя, работа с учебником-хрестоматией.

Чтение, выборочный пересказ.

Чтение наизусть

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

6

18.09

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

Дать понятие о древнерусской литературе.

Помочь обучающимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной и современной литературы.

Дать понятие о духовной литературе, канонизации. Древнерусская литература. Летопись.

Развитие монологической речи обучающихся.

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы.

Устные ответы на вопросы

7

22.09

События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем».

Углубить понятие о воинской повести. Раскрыть связь повести с народно-поэтическим творчеством.

Воинская повесть

Выразительное чтение. Рассказ учителя.

Чтение и комментирование,

беседа

Пересказ текста.

8

25.09

Житие. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу «Сказания…».

Раскрыть понятие «житийная литература». Житие.

Анализ текста. Партитура выразительного чтения. Пересказ. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя в древнерусской литературе.

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Пересказ текста.

Сравнительный анализ текста и портрета А.Невского

9

29.09

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу жития.

Жанр жития.

Развивать навыки анализа текста.

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Подробный пересказ.

Видеоряд город Сергеев Пасад

10

02.10

Тестовый контроль №1 по теме «Фольклор. Древнерусская литература»

Проверить знания обучающихся по теме.

Фольклор.

Древнерусская литература.

Развивать навыки определения жанра литературы и особенностей произведений определенного периода.

Тест №1

Тестовые вопросы по теме.

ЛИТЕРАТУРА XVIII века

11

06.10

Н.М.Карамзин

Образы-антиподы в «Марфе-посаднице».

Научить сопоставлению исторического труда и художественного текста. Дать отличие героини повести и исторического персонажа.

Историческая драма.

Партитура выразительного чтения.

Сообщение учителя, беседа, комментированное чтение.

Пересказ текста

ЛИТЕРАТУРА XIX века

12

09.10

Р.р. Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

Показать историческое прошлое в литературе 19 века. Роль автора и его позиции в изображении времени минувшего. Раскрыть настоящее, прошедшее и будущее в их взаимной связи.

Характеристика литературного героя.

Развитие монологической речи учащихся. Умение давать оценку характеру и поступкам.

Составление и запись тезисов лекции учителя.

Ответы на вопросы

13

13.10

Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

Показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века.

Понятие об анализе поэтического текста.

Развивать навыки анализа поэтического текста.

Выступления учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение.

Пересказ текста

14

15

16.10

20.10

Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

Показать интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Характеристика литературного героя. Герой и обстоятельства.

Партитура выразительного чтения.

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Анализ лирического произведения

16

23.10

Р.к. Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис».

Обобщающий урок

Познакомить обучающихся

с жизненным и творческим путем Серафимовича.

Развитие понятия о были, повести как жанре художественной литературы.

Характеристика литературного героя.

Лекция учителя. Чтение и комментирование, выборочный пересказ.

Индивидуальное задание «А.С.Серафимович"

17

27.10

Великая Отечественная война в были А.С.Серафимовича

«На хуторе»

Познакомить обучающихся

с жизненным и творческим путем Серафимовича.

Развитие понятия о были, повести как жанре художественной литературы.

Характеристика литературного героя.

Чтение и комментирование, выборочный пересказ.

Творческий пересказ текста

18

30.10

Обобщающий урок.

Литературный процесс. Особенности литературы от древнерусской до литературы XIX века

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о литературном процессе от фольклора до литературы XIX века .

Литературный процесс.

Характеристика литературного героя

Самостоятельная работа обучающихся.

Монологический ответ.

Разгадывание кроссворда.

Письменный ответ на вопрос


Дата

Тема урока

Цели и задачи раздела

Знания по теории литературы

Знания по стилистике

Основные виды деятельности

Формы контроля

II четверть - 15 часов ( Р.р.- 4 ч., Р.к. - 1 ч. )

19

10.11

Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго».

Обсудить на уроке самостоятельно прочитанное произведение.

Характеристика главного героя.

Развитие монологической речи учащихся

Чтение фрагментов, аналитическая беседа.

Выразительное чтение текста.

Пересказ текста.

20

21

13.11

17.11

Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

Р.р.Урок-концерт. Чтение басен наизусть.

Показать особенности отражения истории в баснях.

Развитие понятия о басне как жанре художественного произведения.

Характер литературного героя.

Чтение басни по ролям. Анализ.

Чтение наизусть.

22

20.11

Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода.

Показать интерес к истории как одно из важнейших подтверждений широты взгляда на мир великого поэта.

Развитие понятия о повести, романе, хронике.

Расширить понятия о прототипе, прообразе, мятеже, восстании.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащихся.

Индивидуальное задание. Сравнение баллады А.Пушкина и произведения древнерусской литературы

23

24.11

Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы.

Определить место этого произведения в создании образа Петра I автором.

Поэма.

Работа над выразительными средствами языка.

Выразительное чтение, беседа по вопросам.

Сообщение

о Петре I Выразительное чтение.

24

27.11

Вн.чт. Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Показать роль и судьбу летописца Пимена в пьесе.

Историческая проза. Эпиграф.

Партитура выразительного чтения. Анализ лирического текста.

Лекция учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Анализ текста

25

1.12

Р.р. Творческая история «Капитанской дочки».

Расширить представление учеников о личности А.С.Пушкина как историка. Познакомить учащихся с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Развитие понятия о повести.

Чтение и комментирование. Анализ прозаического текста.

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Письменный ответ.

26

4.12

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева. В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

Дать понятие иллюзии; что есть честь и достоинство.

Характеристика главного героя, выборочный пересказ.

Аналитическая беседа, сообщение, пересказ.

Пересказ текста. Составление характеристики героя.

27

8.12

Образ Маши Мироновой.

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; раскрыть смысл названия повести.

Углубление понятия о литературном герое, характере литературного героя. Герой и обстоятельства.

Развитие монологической речи обучающихся.

Составление и запись тезисов лекции учителя, подготовка сообщений по теме.

Составление характеристики героя.

28

11.12

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Выборочный пересказ текста.

Анализ эпизода.

29

15.12

Смысл названия повести «Капитанская дочка».

Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева.

Умение давать оценку характеру и поступкам. Обреченность, противоречивость. Непредсказуемость.

Выборочное чтение, ответы на вопросы, запись в тетрадях.

Анализ названия произведения.

Индивидуальная презентация.

30

31

18.12

22.12

Р.р. Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка».

Развитие связной речи обучающихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.

Литературный герой

Умение давать оценку характеру и поступкам, определять тему и идею произведения.



Сочинение №1

Письменная работа

32

25.12

Историческая повесть и исторический труд.

Р.к. А.С.Пушкин и Дон.

Познакомить обучающихся с особенностями исторической повести.

Развитие монологической речи обучающихся.

Развитие монологической речи обучающихся

Выразительное чтение. Рассказ учителя.

Пересказ вступительной статьи.

Рассуждение о связи истории и литературы.

33

29.12

М.Ю.Лермонтов

Творческий путь. Обобщающий урок

Продолжить знакомство

с жизненным и творческим путем

М. Ю.Лермонтова

Эпитет, метафора, олицетворение.

Особенности творчеств М.Ю.Лермонтова

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

Сообщение ( индивидуально),

ответы на вопросы.







Дата

Тема урока

Цели и задачи раздела

Знания по теории литературы

Знания по стилистике

Основные виды деятельности

Формы и виды контроля

III четверть - 18 часов ( Р.р.- 3 часа)

34

12.01

Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Продолжить знакомство учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Работа с текстом поэмы.

Характер литературного героя.

Анализ отрывков поэмы.

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Выразительное чтение текста.

35

15.01

Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. Сопоставительный анализ героев поэмы.

Продолжить знакомство с понятиями «поэма, тема, идея, сюжет, композиция».

Анализ отрывков поэмы. Сравнительная характеристика героев.

Выразительное чтение, анализ эпизодов.

Анализ лирического произведения.

36

19.01

Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

Дать характеристику Ивана Грозного, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Образ в литературе. Пафос романтической поэмы о былом.

Партитура выразительного чтения. Средства художественной выразительности.

Беседа, рассуждения по поэме, анализ эпизодов.

Анализ образа героя произведения.

37

22.01

Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.

Художественная деталь. Тема и идея произведения.

Рассказ о писателе, слово учителя, работа по карточкам, словарная работа.

Сообщение.

38

26.01

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе».

Познакомить обучающихся с атмосферой повести, с исторической эпохой. Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Продолжение знакомства с понятиями «повесть, историческое, эпическое».

Углубление представления о повести.

Исторический экскурс, комментированное чтение.

Пересказ текста

39

40

29.01

02.02

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.

Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести.

Массовое сознание, индивидуальное сознание.

Развитие монологической речи обучающихся

Ответы на вопросы, анализ характеров двух братьев на примере сцен.

Пересказ текста от первого лица

41

42

05.02

09.02

Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

Показать пафос произведения, роль описания в повести.

Гипербола.

Развитие монологической речи обучающихся

Выборочное чтение, комментирование, анализ отдельных эпизодов.

Художественное повествование

43

44

12.02

16.02

Р.р.Сочинение по повести «Тарас Бульба»

Проверить знания обучающихся по теме.

Тема, идея произведения

Развитие письменной речи обучающихся

Тест №2

Анализ произведения

45

46

19.02

26.02

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

Р.р. А.С. Пушкин «Анчар»

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Жуковского, Пушкина, Давыдова. Проследить, как отображается тема исторического прошлого в лирике этих поэтов.

Средства художественной выразительности.

Партитура выразительного чтения.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

Чтение наизусть.

Анализ лирического произведения

47

01.03

Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма.

Раскрыть причину популярности произведения. Дать общую характеристику произведения: сюжет, герои, яркость и убедительность позиции автора.

Тема и идея произведения.

История и литература

Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям.

Пересказ текста

48

04.03

Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого.

Познакомить учащихся с одним из первых произведений А.К.Толстого на тему русской истории.

Продолжить знакомство с понятием «баллада».

Составление характеристики героя.

Аналитическая беседа, ответы на вопросы, комментированное чтение.

Пересказ текста

49

11.03

Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

Образ, герой

Устное словесное рисование

50

15.03

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

Показать элементы реализма на страницах романтического повествования. Познакомить с образом жестокого и коварного властителя.

Углубление понятия о романе. Стихотворная сатира.

Составление сравнительной характеристики героев.

Выборочное чтение, комментирование.

Анализ эпизода

51

18.03

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Обобщающий урок








Дата

Тема урока

Цели и задачи раздела

Знания по теории литературы

Знания по стилистике

Основные виды деятельности

Формы и виды контроля

IVчетверть - 18 часов ( Р.р.- 4 часа, Р.к.-1 час)

52

01.04

Вымысел и реальность в художественном произведении.

Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой.

Использование фольклора.

Написание отзыва о прочитанном.

Чтение отрывков романа, запись в тетрадях, беседа, ответы на вопросы.

Монологический ответ обучающихся.

53

05.04

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

Продолжить знакомство с биографией и творчеством поэта. Учить опознавать в стихах средства художественной выразительности языка.

Выразительные средства языка. Лирический герой: его чувства, мысли, переживания.

Партитура выразительного чтения.

Просмотр презентации, выразительное чтение, работа со средствами языка.

Выразительное чтение текста

54

08.04

Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала».

Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Контраст как основной художественный прием рассказа.

Развитие монологической и диалогической речи обучающихся.

Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

Сравнительная таблица

55

12.04

Р.р. Сочинение «Роль случая в жизни и судьбе человека».

Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.

Понятие о диспуте.

Развитие монологической и диалогической речи обучающихся.

Беседа с элементами диспута, слово учителя, тест.

Письменная работа

56

15.04

Время и пространство в художественном тексте.

Проследить, как Толстой употребляет в рассказе «После бала» прием контраста; выяснить, для чего он использует этот прием, какова его роль в произведении.

Понятие о контрасте как художественном приеме.

Чтение эпизодов рассказа, в которых используется прием контраста, анализ этих эпизодов.

Работа со статьей учебника.

Монолог по теме.

Письменные ответы на вопросы

ЛИТЕРАТУРА XX века

57

19.04

Былины и их герои в поэзии 20 века.

И.А.Бунин «На распутье»

Познакомить обзорно с былинами и их героями.

Углубление понятия о былинах, понятие о статистике былины, своеобразие построения былин.

Партитура выразительного чтения.

Чтение по ролям, выборочное чтение, анализ.

Выразительное чтение. Анализ произведения

58

22.04

К.Д.Бальмонт «Живая

Вода» Е.М.Винокуров «Богатырь»

Познакомить обучающихся с творчеством К. Бальмонта и Е.Винокурова

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение. Анализ произведения

59

26.04

Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже».

Познакомить обучающихся с творчеством Тынянова. Тема истории и деспотизма на страницах произведений Тынянова.

Углубление понятия об иронии и гротеске. Язык и стиль исторического повествования

Главный герой. Образ, проблема произведения.

Чтение и обсуждение рассказа.

Пересказ текста. Ответы на вопросы.

60

29.04

Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».

Познакомить с необычностью воссоздания образа Петра. Раскрыть художественное своеобразие произведения.

Сопоставление фраз, сравнение описаний.

Партитура выразительного чтения.

Выборочное чтение, пересказ, комментирование, составление тезисов.

Выборочный пересказ.

61

03.05

Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост».

Познакомить с творчеством Алданова. Тема героического прошлого России в произведениях Алданова.

Тетралогия, трилогия. Исторический роман.

Образ, композиция

Пересказ, анализ эпизодов, запись тезисов, самостоятельное чтение.

Составление плана текста. Ответы на вопросы.

62

06.05

Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга.

Биографические труды и исторические миниатюры писателя.

Миниатюры.

Отзыв и рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.

Самостоятельное чтение.

Пересказ текста

63

10.05

Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…»

Дать характеристику творчества Васильева. Познакомить с романом о судьбах властителей и простых людей на страницах истории.

Продолжить знакомство с жанром романа. Уметь выделить жанр романа среди других жанров, основываясь на основные отличительные признаки этого жанра.

Партитура выразительного чтения. Подробный пересказ, его стилевые и жанровые особенности. Понятие о конспекте.

Работа с учебником. Беседа. Составление плана. Словарно-лексическая работа.

Составление плана. Пересказ текста

64

13.05

Р.р.Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского.

Познакомить со стихами о войне, поднимать эстетические, нравственные проблемы, воспитывать патриотизм, чувство долга, любовь к миру.

Расширение представления о поэзии 20 века.

Дать представление о стилистике Твардовского: пауза, просторечие. Значение стилистической окраски метафор и неологизмов.

Работа со статьями о поэте. Анализ выражения. Анализ стихотворения в единстве формы и содержания.

Выразительное чтение.

Анализ лирического произведения

65

17.05

Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, .Окуджавы, В.Высоцкого.

Р.к. Великая Отечественная война в лирике донских поэтов.

66

67

20.05

24.05

Р.р. Анализ стихов З..Гиппиус и Н.Гумилёва

Познакомить с жизнью и творчеством донских поэтов.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение

Партитура выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений. Работа со средствами выразительности языка.

Выразительное чтение наизусть

68

27.05

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой.

Дать понятие о Серебряном веке русской литературы. Обзор поэзии 20 века. Показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.

Средства художественной выразительности.

Партитура выразительного чтения.

Анализ стихотворений.

Выразительное чтение наизусть

69

31.05

Повторение изученного за курс 8 класса.

Проверить знания обучающихся по теме.

Средства художественной выразительности.

Литературный процесс.

Задание на лето.

Беседа, комментированное чтение

Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности

Для обучающихся

Учебники

Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2013г.

Дополнительная.

1. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Авт.-сост. О.А.Финтисова.- М.: Дрофа, 2007.

2. Литература в 8 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2005

3. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.- В.: «Учитель», 2004

4. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой "Литература.8 класс" Сост. И.К. Мартемьянова. - Учитель-АСТ,- Волгоград, 2003г.

5. Литература: 8 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П. Полухиной и Т.Ф. Курдюмовой. Автор: Н.Егорова. - М.: Вако, 2005

Для учителя

Обязательная

Государственный стандарт среднего(полного)образования по литературе;

Программа ОО«Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. - М.: Просвещение, 2010.


  1. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. - Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8классе. - М.: Просвещение, 2007

  3. В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 1997

  4. Литература 7 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. - Волгоград, Учитель - АСТ, 1999

  5. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. - М.: Аквариум, 1997

  6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. - М.: Дрофа, 1996

  7. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. - М.: Айрис-пресс, 2000

  8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1990

  9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985

  10. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980




Лист корректировки рабочей программы по литературе

на 2015-2016 учебный год.

п/п

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

Причина переноса урока на другую дату

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения _____________ О.А.Федотова

МБОУ СОШ №21 (подпись)

от « ___» __________ 2015г. №____ «____» __________ 2015г.

_____________ _____________

(подпись руководителя МО)








© 2010-2022