Конспект урока по русскому языку на тему Определение смысловых различий частиц не и ни (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 3.04.2015

Тема урока: Определение смысловых различий частиц не и ни .

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ - НИ с разными частями речи и в составе предложения;

  • повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым;

  • пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

  • формировать навыки письменной и устной речи.

Развивающие:

  • развитие наблюдательности и аналитичности;

  • развитие речевых навыков;

  • развитие ассоциативного и творческого мышления;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные: Прививать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый с элементами игры

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  • карточки-подсказки

  • тесты

Приложение 3 . Презентация к уроку

Ход урока

I. Мотивация. Настрой на дальнейшую успешную работу.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Урок-соревнование. Но для того, чтобы участвовать в соревновании, нужно быть здоровым. А здоровье - это сила и ум, это красота, это то, что нужно беречь, это самое большое богатство; у здорового человека все получается. Обратите внимание на высказывания (слайд № 1). Как вы их понимаете?

В здоровом теле здоровый дух.
(Пословица)

Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом.
(Ювенал)

Что помогает сохранить здоровье? А всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд №2):

Зд...ровье это с...стояние полного физического духовного и социального благ...получия а не только отсутствие б...лезни.

  • Запишите предложение, объясните знаки препинания, пропущенные орфограммы. Найдите частицу, укажите ее разряд.

  • Скажите, какое спортивное событие было в 2014 году? (Зимние Олимпийские игры).

  • Давайте и мы сегодня отправимся на заочную олимпиаду и примем участие в Зимних Олимпийских играх.

  • Знаете ли вы олимпийский девиз? («Быстрее! Выше! Сильнее!»).

  • А теперь, чтобы определить тему наших соревнований, я предлагаю вам послушать шуточное стихотворение (слайд № 6)

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

II. Реализация.

Итак, какова тема нашего соревнования? (Определение смысловых различий частиц не и ни ). Тему записать.

Озвучить тему и цель урока. (Слайд № 7). Правила соревнований:

  • Каждый имеет право принять участие в соревнованиях.

  • За правильно выполненное задание участник получает бонус.

  • В конце урока подводится итог: победители, набравшие наибольшее количество бонусных баллов будут награждены медалями.

III.Рефлексия. Уважаемые олимпийцы, на станцию Словарь могут пройти все. Но это еще не выход на трассу. Сначала вы должны доказать, что готовы к трудностям и хорошо владеете языковыми нормами.

1. Работа со словарными словами (на интерактивной доске) (слайд № 10)

Тренер, стадион, тренировка, хоккей, спортсмен, чемпион, биатлон, футбол, внимание, стремление, оптимизм.

Дайте толкование слова ЧЕМПИОН. Задайте дополнительный вопрос отвечающему.

Придумайте предложение с одним из слов, используя модальные частицы.

2. Хорошо, вы готовы к трудным испытаниям. Впереди нас ждут соревнования, пусть не в силе и в ловкости, а в умениях и навыках, но это тоже важно. (Обратить внимание на высказывание, звучавшее в начале урока: «Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом» Ювенал). Итак, вперед к победе, нас ждет:

  • Биатлон.

  • Одиночное фигурное катание.

  • Парные танцы на льду.

  • Хоккей.

3. У каждого из вас на партах карточка-подсказка, которой вы имеете право воспользоваться.

Биатлон.

Выходим на старт. Прочитайте стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ, выпишите их. (Спросить одного из учеников, какие сочетания выписал, если верно, то получает бонус + дополнительный вопрос). Самопроверка (слайд №13, 14)

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

А теперь посоревнуемся: кто последний назовет устойчивое сочетание с НЕ или с НИ - тот победитель и получает бонус. (Учащиеся называют устойчивые сочетания в течение 2 минут).

Приближаемся к отметке «Стрельба по мишеням» (слайд № 15). Правила: попасть во все мишени, т. е. записать предложения правильно (слайд № 16). За правильные ответы - бонус. Промах - дополнительный круг, т. е. дополнительная карточка.

Работа с интерактивной доской: по четыре предложения с объяснением правописания частиц НЕ - НИ.

  1. (Н..) слыхать (н..) чьих голосов.

  2. (Н..) кто (н..) о чём (н..) подозревал.

  3. (Н..) хочу вас (н..) чем огорчать.



  1. Обижаться (н..) на кого.

  2. (Н..) с чем (н...) сравнимое впечатление.

  3. (Н..) разу (н..) побывал в Москве.

УПР.469

Дополнительные карточки: Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Используйте карточку-подсказку.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н.и.) один путник (не..) может пройти мимо, что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде.

И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Подходим к финишу: кто из вас получил бонус в этом виде соревнования, поднимите руки. (Слайд № 17)

IV. Одиночное фигурное катание.

Следующий вид спортивных соревнований, в котором мы примем участие - это одиночное фигурное катание (слайд № 18). У каждого из вас на столах лежат тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Те, кто неуверенно держится на льду, кто не уверен в своих знаниях, могут взять тексты с подсказками.

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (н...) соседи (н...) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон! Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н...) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н...) одна из его работ (н...) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу никому (н...) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н...) соседи, (н...) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон!(простое восклицательное предложение) Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение(предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н...) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н...) одна (= ничто) из его работ (н...) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз (= много раз) об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу (= никогда) никому (н...) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Парные танцы на льду.

Следующий вид спортивных соревнований в наших Зимних Олимпийских играх - это парные танцы на льду (слайд № 19). Работа в парах: поменяйтесь карточками, проверьте зеленой пастой, выставьте оценки, критерии оценивания показаны на слайде. У кого нет ошибок, кто не пользовался подсказками, получают бонус.

Хоккей «Забрось шайбу» Тестирование. (3 минуты)

На столах у вас лежат тесты. Вы можете выбрать тот уровень тестирования, который соответствует вашим знаниям:

  • 1 уровень - высокий

  • 2 уровень - средний

  • 3 уровень - низкий

VII. Подведение итогов урока. Выход на финишную прямую.

  • Подведем итоги нашего соревнования.

  • На парте у вас лежат цветные карточки. Напишите на них фломастером количество бонусов, которые вы заработали на нашем уроке.

  • Как различаются на письме частицы НЕ и НИ?

  • Награждение:
    Первое место - Золотая медаль.
    Второе место - Серебряная медаль
    Третье место - Бронзовая медаль

  • Д/З, упр. 477. 1 вариант - 1 группе, 2 вариант - 2 группе.

VI.Оценивание.








Приложение 2

Ф И уч-ся ________________________________________________

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (н...) соседи (н...) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон! Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н...) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н...) одна из его работ (н...) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу никому (н...) жаловался ведь он дарил людям радость.

___________________________________________________________________________

Ф И уч-ся _______________________________________________

Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н...) соседи, (н...) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон!(простое восклицательное предложение) Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение(предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н...) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н...) одна (= ничто) из его работ (н...) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз (= много раз) об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу (= никогда) никому (н...) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

___________________________________________________________________________

Ф И уч-ся ________________________________________________

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (н...) соседи (н...) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон! Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н...) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н...) одна из его работ (н...) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу никому (н...) жаловался ведь он дарил людям радость.

___________________________________________________________________________



Приложение 1


Ф И уч-ся ___________________________

Тест. 1 уровень (высокий).

Правильные ответы обведите.

1. Выпишите предложения, в которых есть частицы.

а)Мал золотник, да дорог.

б)Да говорите скорее!

в)Вот пошел он в лес и заблудился.

2. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

а) (не)написав ответа;

б) (не)скошенное поле;

в) (не)менее двух метров;

г) поступил (не)по-товарищески;

д) сочинение (не)проверено;

е) ещё (не)замерзшая река.

3.В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответствующие цифры.

Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2)стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несет в себе столько сведений, как они.

Ответ: __________________________________________

4. В предложениях частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни - в овал.

а) Он не мог ни на минуту отлучиться от постели матери.

б) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой чащи не боятся сильные лоси.

5. Составьте и запишите предложения:

а) Куда не _______________________________________________________________________

б) Куда ни _______________________________________________________________________

6. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения: не что иное, как;
ничто иное.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ф И уч-ся ___________________________

Тест. 2 уровень (средний)

Правильные ответы обведите.

  1. В этом предложении частица пишется через дефис:

а) Во двор заходит почтальон,

Обходит все дома,

И слышит он со всех сторон:

- А нет (ли) нам письма?

б) Слишком тихо ты бежишь! -

Говорит ему малыш,

- Сядь (ка), длинноногий,

Отдохни с дороги.

в) Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой! -

Отозвалась с той (же) строчки

Тетя точка с запятой.

  1. Отметьте словосочетание с частицей не:

а) н... мешай мне; б) н... минуты покоя;

в) н... бывать этому; в) нет н... одного места.

  1. В этом предложении НЕ - частица:

а) Прошло еще (не) сколько секунд, потом с печки раздался дружный рев.

б) (Не) дается мне буфет,

Сколочу я табурет,

(Не) хромой, (не) шаткий,

Чистенький и гладкий.

в) (Не) когда они были товарищами по службе.

  1. В этом предложении употреблена частица НЕ.

а) Н... одна книга не была прочитана за каникулы.

б) Н... одна книга была прочитана за каникулы.

в) Как н... трудно, как н... худо, не сдавайся, иди вперед.

  1. В этом предложении употреблена частица НИ:

а) Цветы н... поливали, и они засохли.

б) Кто н... принимал участие в конференции, все остались довольны.

в) Кто н... принимал участия в конференции, любовались в саду яркими цветами.

  1. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения: не один; ни один.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф И уч-ся _________________________________________

Тест. 3 уровень (низкий)

Правильные ответы обведите.

  1. Отметьте частицы:

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Отметьте усилительные частицы:

а) бы; б) вот;

в) уж; г) ведь.

  1. Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай; г) самый.

  1. Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

  1. Отметьте словосочетания с частицей НЕ:

а) н... решается задача; б) кто н... придет, все остаются;

в) вокруг н...души; г) н... о чем вспомнить.

  1. В этом предложении употреблена частица НИ.

а) Где он только н... бывал!

б) Куда н... свернешь, то сучковатый валежник, то пласты земли.

в) Алексей спал как каменный н... слыша ровного шума сосен.

г) Как н... порадоваться такому успеху!



© 2010-2022