РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Культура речи»

Пояснительная запискаПо статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей младшего школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому школе необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.Одна из интереснейших форм занятий учителя с младшими школьниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педаго...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

АСТАНА ҚАЛАСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ

«№20 ОРТА МЕКТЕП» МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АСТАНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20»


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР Директор

ГУ «Средняя школа №20» ГУ «Средняя школа №20»

________ Достанова Г.С. _______ А.Косыбаева

«___»_____________ 2015г. «___»____________ 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Культура речи»



Срок реализации: 2015-2016 учебный год




Составитель: Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна,

учитель русского/казахского языка и литературы,

первая квалификационная категория



Астана

2015

Пояснительная записка

По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей младшего школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому школе необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Одна из интереснейших форм занятий учителя с младшими школьниками в этом направлении - кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом сказанного выше была разработана программа кружка "Культура речи" с элементами театральной культуры. Программа кружка составлена на 1 час в неделю, 33 часа в год.

Программа решает одну из важных проблем - развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств школьника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.

Цель программы: знакомство школьников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

Задачи программы:

- развивать речь детей;

- воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения; учить школьников пользоваться этим средством успешно и уместно;

- развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

- развивать умение слышать собеседника;

- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;

- учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;

- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;

- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

- развивать эстетические способности;

- развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;

- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

- развивать навыки общения и коллективного творчества.

Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений и представлено в 6 общих разделах:

  • Общение

  • Речевой этикет

  • Речевая деятельность

  • Техника речи

  • Основы театральной культуры

  • Игры - драматизации

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений.

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников.


Содержание программы:

Введение.

Ознакомление с содержанием и организацией кружковой работы. Знакомство с предметом риторика. Формирование теоретических знаний и практических умений по предмету.

Раздел I. Общение.

Тема 1. Вместе "оживим" сказку - это наше общее дело.

Слушание и рассказывание сказок, работа над эмоциональным восприятием услышанного. Игры-драматизации любимых сказок

Тема 2. Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни.

Виды говорения. Диалог и монолог. Культура общения.

Тема 3. Мимика и жесты, о чем они говорят.

Разговор с помощью мимики, жестов и пластики тела. Сценки без слов.

Тема 4. Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь - я слушаю.

Понятие "общения". Цели общения. Правила общения. Культура слушания. Разные виды реакции на речь говорящего.

Тема 5. Давай побеседуем.

Тематика беседы. Правила беседы. Понятие "интересный собеседник".

Раздел II. Речевой этикет.

Тема 1. Скажи при встрече: "Здравствуйте!". Уходя, скажи "До свидания!"

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). Сценки приветствия и прощания.

Тема 2. Волшебное слово "Спасибо", "Пожалуйста".

Cлова спасибо и пожалуйста - волшебные. Ситуации, при которых говорят спасибо и пожалуйста. Разыграть сцену.

Тема 3. Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

Этикет и общая культура школьника. Формы речевого этикета. Вербальные и невербальные средства общения.

Тема 4. Как говорить по телефону.

Разговор по телефону. Правила диалога по телефону. Учимся правильно говорить по телефону.

Раздел III. Речевая деятельность.

Тема 1. Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

Игры: "Угадай: что я делаю?", "Превращение предмета", "Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!", "Поварята", "Летает - не летает". Разнообразные игры на превращение.

Тема 2. Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опором на изображение.

Практическая работа: описание животных, растений, предметов быта и т.п. по изображению на картинках. Раздаточный материал. Лото.

Тема 3. Расскажи сказку от имени героя, или "Моя сказка".

Рассказывание сказки от имени своего героя. Сочинение своей сказки.

Раздел IV. Техника речи.

Тема 1. Артикуляционная гимнастика для губ: "Улыбка", "Заборчик", "Бублик", "Хоботок", "Веселый пятачок" и т.д.

Артикуляционная гимнастика для языка: "Лопаточка", "Вкусное варенье", "Маляр", "Лошадка", "Грибок", "Гармошка" и т.д.

Тема 2. Развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на речевое дыхание: "Мыльные пузыри", "Веселый пятачок", "Удивленный бегемот", "Фыркающая лошадка" и т.д.

Тема 3.Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки.

Скороговорки, стихи, считалки, для четкого произношения всех звуков. Игры - чистоговорки: "Летний день", "В лесу", "В зоопарке" и д.р. Игры - скороговорки: "Испорченный телефон", "Фраза по кругу", "Змейка с воротцами", "Главное слово" и т.д. Считалки, стихи по выбору педагога. Интонационная выразительность стихов, чистоговорок, считалок.

Тема 4. Игры на развитие мелкой моторики.

Различные игры с пазлами, игры - шнуровки, игры с палочками, пальчиковая гимнастика с потешками.

Тема 5. Комплекс упражнений "Речь и движение"

Упражнения на координацию движения с речью. Моделирование гласных в сопровождении фонемного движения.

Раздел V. Основы театральной культуры.

Тема 1. Знакомство детей с видами театрального искусства.

Виды театрального искусства (кукольный, драматический, театр оперы и балета). Постановка сказки "Репка" (кукольный театр). Посещение кукольного театра.

Тема 2. Развитие интереса к сценическому искусству.

Театральная терминология. Театральный спектакль глазами актеров и глазами зрителей. Сценка-игра "Идем в театр".

Раздел VI. Игры - драматизации.

Тема 1. Кукольный театр на столе.

Тема 2. Игры - драматизации по сказкам.

"Красная шапочка", "Три поросенка", "Колобок".

Тема 3. Творческий отчет по театральной деятельности.

Спектакль детей "Наш огород".

Тема 4. Заключительное занятие.

Обобщение и подведение итогов работы кружка за год.





Тематическое планирование кружка «Культура речи»

в 1 классе:

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Дата

1

Введение.

Ознакомление с содержанием и организацией кружковой работы. Знакомство с предметом «Риторика». Формирование теоретических знаний и практических умений по предмету.

1

2-3

Общение.

Вместе "оживим" сказку - это наше общее дело.

Слушание и рассказывание сказок, работа над эмоциональным восприятием услышанного. Игры-драматизации любимых сказок.

2

4

Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни.

Виды говорения. Диалог и монолог. Культура общения.

1

5

Мимика и жесты, о чем они говорят.

Разговор с помощью мимики, жестов и пластики тела. Сценки без слов.

1

6

Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь - я слушаю.

Понятие "общения". Цели общения. Правила общения. Культура слушания. Разные виды реакции на речь говорящего.

1

7

Давай побеседуем.

Тематика беседы. Правила беседы. Понятие "интересный собеседник".

1

8-9

Речевой этикет.

Скажи при встрече: "Здравствуйте!". Уходя, скажи "До свидания!"

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). Сценки приветствия и прощания.

2

10-11

Волшебное слово "Спасибо", "Пожалуйста".

Cлова спасибо и пожалуйста - волшебные. Ситуации, при которых говорят спасибо и пожалуйста. Разыграть сцену.

2

12

Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

Этикет и общая культура школьника. Формы речевого этикета. Вербальные и невербальные средства общения.

1

13

Как говорить по телефону.

Разговор по телефону. Правила диалога по телефону. Учимся правильно говорить по телефону.

1

14-

15

Речевая деятельность.

Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

Игры: "Угадай: что я делаю?", "Превращение предмета", "Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!", "Поварята", "Летает - не летает". Разнообразные игры на превращение.


2

16

Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опором на изображение.

Практическая работа: описание животных, растений, предметов быта и т.п. по изображению на картинках. Раздаточный материал. Лото.

1

17-

18

Расскажи сказку от имени героя, или "Моя сказка".

Рассказывание сказки от имени своего героя. Сочинение своей сказки.

2

19

Техника речи.

Артикуляционная гимнастика для губ: "Улыбка", "Заборчик", "Бублик", "Хоботок", "Веселый пятачок" и т.д.

Артикуляционная гимнастика для языка: "Лопаточка", "Вкусное варенье", "Маляр", "Лошадка", "Грибок", "Гармошка" и т.д.


1

20

Развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на речевое дыхание: "Мыльные пузыри", "Веселый пятачок", "Удивленный бегемот", "Фыркающая лошадка" и т.д.

1

21-

22

Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки.

Скороговорки, стихи, считалки, для четкого произношения всех звуков. Игры - чистоговорки: "Летний день", "В лесу", "В зоопарке" и д.р. Игры - скороговорки: "Испорченный телефон", "Фраза по кругу", "Змейка с воротцами", "Главное слово" и т.д. Считалки, стихи по выбору педагога. Интонационная выразительность стихов, чистоговорок, считалок.


2

23

Игры на развитие мелкой моторики.

Различные игры с пазлами, игры - шнуровки, игры с палочками, пальчиковая гимнастика с потешками.

1

24

Комплекс упражнений "Речь и движение"

Упражнения на координацию движения с речью. Моделирование гласных в сопровождении фонемного движения.

1

25-

26

Основы театральной культуры.

Знакомство детей с видами театрального искусства.

Виды театрального искусства (кукольный, драматический, театр оперы и балета). Постановка сказки "Репка" (кукольный театр). Посещение кукольного театра.


2

27

Развитие интереса к сценическому искусству.

Театральная терминология. Театральный спектакль глазами актеров и глазами зрителей. Сценка-игра "Идем в театр".

1

28

Игры - драматизации.

Кукольный театр на столе.

1

29-31

Игры - драматизации по сказкам.

"Красная шапочка", "Три поросенка", "Колобок".

3

32

Творческий отчет по театральной деятельности.

Спектакль детей "Наш огород".

1

33

Заключительное занятие.

Обобщение и подведение итогов работы кружка за год.

1

Ожидаемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Культура речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Культура речи» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Культура речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.





© 2010-2022