Урок литературы. К. Паустовский. Тёплый хлеб. Сказка о труде и взаимной выручке

Тема: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».  Сказка о труде и взаимной выручке. Цель урока: Обучающий аспект: познакомиться с личность К.Паустовского и его произведением. Развивающий аспект: развивать умение «всматри­ваться и вслушиваться» в слово художественного произведе­ния, анализируя сказку Паустовского в единстве формы и содержания. Воспитательный аспект: воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения.                                                                                 ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.

Цель урока:

Обучающий аспект: познакомиться с личность К.Паустовского и его произведением.

Развивающий аспект: развивать умение «всматри­ваться и вслушиваться» в слово художественного произведе­ния, анализируя сказку Паустовского в единстве формы и содержания.

Воспитательный аспект: воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения.

Содержание урока

I Психологическая установка.
II Актуализация.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения П.Васильева «Всадники».

2. Проверка выполнения письменного задания.
III Формирование новых понятий и способов действия.

1. Запись и осмысление эпиграфа.

Он не был сказочником...

Он был рассказчиком, который

облегчал рассказом трудность добра...

В.Шклов­ский.

Живешь ты в атомный наш век,

И сам - не муравей.

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей.

С.Михалков

2. Слово учителя.

Константин Георгиевич Паустовский... С этим именем вы встречались еще в начальной школе, когда читали его про­изведения с удовольствием, с улыбкой; вслед за автором про­бирались по глухим лесам и болотам, вместе с ним ждали, ко­гда на удочке затрепещет золотой линь, слушали, как шумит и звенит лес.

Родился Константин Георгиевич в семье московского же­лезнодорожного статистика 19 (31) мая 1892 года. Род Пау­стовских происходил из запорожских казаков. Дед будущего писателя был простой николаевский солдат, а бабка - плен­ной турчанкой. Отец Паустовского, несмотря на свою «сухую» профессию, оставался неисправимым фантазером и романти­ком, трудно уживался с начальством, а из-за этого семье приходилось часто менять место жительства. Из Москвы Паустов­ские переехали в Вильно, затем - в Псков, потом - в Киев. Когда Костя учился в шестом классе гимназии, семья распа­лась, и с этих пор, как вспоминал потом писатель, ему при­шлось самостоятельно зарабатывать и на жизнь, и на учебу.

В 1911-1913 годах Паустовский учился в Киевском уни­верситете. В эти годы и началась его литературная работа (первый рассказ «На воде» вышел в печати в 1912 году), Позднее сотрудничает в газетах и одновременно занимает­ся писательским трудом. Вспоминая об этом, скажет впос­ледствии: «Тогда я еще не знал, что писательство - это труд, тяжкий и расточительный, что даже одна-единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, - преступ­ление перед собственной совестью, за которое он неизбеж­но ответит».

- Прокомментируйте высказывание Паустовского о труде писателя, поразмышляйте об ответственности его «перед собственной совестью».

В годы Первой мировой войны 22-летний юноша оставля­ет университет и работает в санитарном поезде, а после Гра­жданской - много путешествует, Паустовский побывал во многих уголках нашей родины, жил за границей. Он восхищал­ся природой юга. отмечал притягательную красоту Севера и все-таки однажды сказал: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного ша­ра». Душевная привязанность писателя к среднерусской при­роде ярко отражена во всем его творчестве, да и место сво­его жительства в последние годы он избрал на калужской земле, в тихой, неприхотливой Тарусе,

В.Солоухин в предисловии к сборнику 1961 г. избранных рассказов писателя отмечает удивительное свой­ство таланта Паустовского: «Дождь, который мог казаться нам всего лишь неизбежной неприятностью, запахнет вдруг мокрой крапивой или смородинным листом, а его шуршание превратится в сладкую музыку. Одуванчики, выросшие воз­ле гнилого порога, приобретут яркость, некое мягкое свече­ние». Все произведения о разном: о растрепанном воробье, о коте-ворюге, о сивом мерине, о зайце, у которого обож­жены лапы, о березках и соснах… Но есть в них что-то та­кое, что их объединяет. Что же это?

- Как вы думаете, почему сборник произведений писате­ля получил название "Заячьи лапы»? Какой смысл вложили в это название составители сборника?

Человек и природа едины. Помочь природе, сбе­речь живое - призыв автора. «Заяц не продается - человек в ответе за судьбу младших братьев своих.

3. Чтение сказки «Теплый хлеб».

IV Применение. Формирование умений и навыков.

1. Беседа по прочитанному.

- Что же случилось в деревне Бережки? Какие картины мы можем словесно нарисовать?

Появился раненый конь...

У Филькиной избы...

...завыл, засвистел пронзительный ветер...

Мельница стоит, запаянная морозом.

«Нужно изобрести спасение от стужи», - говорит Панкрат.

Картина «спасения».

В мельничный лоток хлынула вода... ночью в деревне сто­ял густой запах теплого хлеба.

Конь помирился с Филькой.

- Назовите героев произведения. Кто из них главные? (Филька и конь.)

- Почему они главные? Расскажите историю коня. Каково отношение к нему жителей?

- Какой Филька в начале? Каким вы его себе представ­ляете?

- Какой он в конце? Изменилось ли в нем что-нибудь?

- Что помогло ему измениться?

- А какова роль мельника Панкрата? Почему в деревне его прозвали колдуном? В чем его -колдовство»?

(Можно за­читать некоторые фрагменты сказки и поговорить о видении мира, понимании природы и т.д. Мельник не только любил ее, но и оберегал; помогал и людям. Он мудрый, потому что не навредит.)

- Что можно сказать о Филькиной бабке? Какая она? (В чем-то похожа на мельника.)

- Какую историю она рассказала Фильке? В чем ее муд­рость? Почему тот человек, о котором вспомнила бабка, умер, а Филька нет? Переохлаждение сердца... Как это понять?

- Какие чувства переживает Филька ночью во время бу­ри? Зачитайте.

- Каким, по-вашему, вырастет Филька? Обобщение.

- «Теплый хлеб» - сказка. А что сказочного здесь? Дока­жите, что это сказка. (Обращаемся к тексту.)

- Произведение написано в 1945 году. Значит ли это, что оно устарело? Почему?

Детское сердце не должно «ох­лаждаться», ибо все - и хорошее, и плохое - начинается с детства. Посеешь поступок, пожнешь характер.

- В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»?

Все от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб - это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом. Название символическое!

Обращаемся к эпиграфу урока

- Как поняли его смысл? Что значит «Трудность добра»? Неужели добро творить труднее?

Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя - по­мочь им в этом.

- Ребята, а что можно сказать о человеке, который напи­сал эту сказку? Что его отличает от других людей?

Все хорошее в этом мире - от доброты людской, от ще­дрости их сердец. Завещанием потомкам звучат строки писате­ля: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет «ни бо­лезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством Кон­стантин Георгиевич Паустовский заслужил эту улыбку.

V Этап информации о домашнем задании.

1. Составить план сказки.

2. Перечислить черты, которые сближают рассказ «Теплый хлеб» со сказкой.


VI Этап рефлексии.


© 2010-2022