- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы. К. Паустовский. Тёплый хлеб. Сказка о труде и взаимной выручке
Урок литературы. К. Паустовский. Тёплый хлеб. Сказка о труде и взаимной выручке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маланина Л.А. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.
Цель урока:
Обучающий аспект: познакомиться с личность К.Паустовского и его произведением.
Развивающий аспект: развивать умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, анализируя сказку Паустовского в единстве формы и содержания.
Воспитательный аспект: воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения.
Содержание урока
I Психологическая установка.
II Актуализация.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения П.Васильева «Всадники».
2. Проверка выполнения письменного задания.
III Формирование новых понятий и способов действия.
1. Запись и осмысление эпиграфа.
Он не был сказочником...
Он был рассказчиком, который
облегчал рассказом трудность добра...
В.Шкловский.
Живешь ты в атомный наш век,
И сам - не муравей.
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей.
С.Михалков
2. Слово учителя.
Константин Георгиевич Паустовский... С этим именем вы встречались еще в начальной школе, когда читали его произведения с удовольствием, с улыбкой; вслед за автором пробирались по глухим лесам и болотам, вместе с ним ждали, когда на удочке затрепещет золотой линь, слушали, как шумит и звенит лес.
Родился Константин Георгиевич в семье московского железнодорожного статистика 19 (31) мая 1892 года. Род Паустовских происходил из запорожских казаков. Дед будущего писателя был простой николаевский солдат, а бабка - пленной турчанкой. Отец Паустовского, несмотря на свою «сухую» профессию, оставался неисправимым фантазером и романтиком, трудно уживался с начальством, а из-за этого семье приходилось часто менять место жительства. Из Москвы Паустовские переехали в Вильно, затем - в Псков, потом - в Киев. Когда Костя учился в шестом классе гимназии, семья распалась, и с этих пор, как вспоминал потом писатель, ему пришлось самостоятельно зарабатывать и на жизнь, и на учебу.
В 1911-1913 годах Паустовский учился в Киевском университете. В эти годы и началась его литературная работа (первый рассказ «На воде» вышел в печати в 1912 году), Позднее сотрудничает в газетах и одновременно занимается писательским трудом. Вспоминая об этом, скажет впоследствии: «Тогда я еще не знал, что писательство - это труд, тяжкий и расточительный, что даже одна-единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, - преступление перед собственной совестью, за которое он неизбежно ответит».
- Прокомментируйте высказывание Паустовского о труде писателя, поразмышляйте об ответственности его «перед собственной совестью».
В годы Первой мировой войны 22-летний юноша оставляет университет и работает в санитарном поезде, а после Гражданской - много путешествует, Паустовский побывал во многих уголках нашей родины, жил за границей. Он восхищался природой юга. отмечал притягательную красоту Севера и все-таки однажды сказал: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара». Душевная привязанность писателя к среднерусской природе ярко отражена во всем его творчестве, да и место своего жительства в последние годы он избрал на калужской земле, в тихой, неприхотливой Тарусе,
В.Солоухин в предисловии к сборнику 1961 г. избранных рассказов писателя отмечает удивительное свойство таланта Паустовского: «Дождь, который мог казаться нам всего лишь неизбежной неприятностью, запахнет вдруг мокрой крапивой или смородинным листом, а его шуршание превратится в сладкую музыку. Одуванчики, выросшие возле гнилого порога, приобретут яркость, некое мягкое свечение». Все произведения о разном: о растрепанном воробье, о коте-ворюге, о сивом мерине, о зайце, у которого обожжены лапы, о березках и соснах… Но есть в них что-то такое, что их объединяет. Что же это?
- Как вы думаете, почему сборник произведений писателя получил название "Заячьи лапы»? Какой смысл вложили в это название составители сборника?
Человек и природа едины. Помочь природе, сберечь живое - призыв автора. «Заяц не продается - человек в ответе за судьбу младших братьев своих.
3. Чтение сказки «Теплый хлеб».
IV Применение. Формирование умений и навыков.
1. Беседа по прочитанному.
- Что же случилось в деревне Бережки? Какие картины мы можем словесно нарисовать?
Появился раненый конь...
У Филькиной избы...
...завыл, засвистел пронзительный ветер...
Мельница стоит, запаянная морозом.
«Нужно изобрести спасение от стужи», - говорит Панкрат.
Картина «спасения».
В мельничный лоток хлынула вода... ночью в деревне стоял густой запах теплого хлеба.
Конь помирился с Филькой.
- Назовите героев произведения. Кто из них главные? (Филька и конь.)
- Почему они главные? Расскажите историю коня. Каково отношение к нему жителей?
- Какой Филька в начале? Каким вы его себе представляете?
- Какой он в конце? Изменилось ли в нем что-нибудь?
- Что помогло ему измениться?
- А какова роль мельника Панкрата? Почему в деревне его прозвали колдуном? В чем его -колдовство»?
(Можно зачитать некоторые фрагменты сказки и поговорить о видении мира, понимании природы и т.д. Мельник не только любил ее, но и оберегал; помогал и людям. Он мудрый, потому что не навредит.)
- Что можно сказать о Филькиной бабке? Какая она? (В чем-то похожа на мельника.)
- Какую историю она рассказала Фильке? В чем ее мудрость? Почему тот человек, о котором вспомнила бабка, умер, а Филька нет? Переохлаждение сердца... Как это понять?
- Какие чувства переживает Филька ночью во время бури? Зачитайте.
- Каким, по-вашему, вырастет Филька? Обобщение.
- «Теплый хлеб» - сказка. А что сказочного здесь? Докажите, что это сказка. (Обращаемся к тексту.)
- Произведение написано в 1945 году. Значит ли это, что оно устарело? Почему?
Детское сердце не должно «охлаждаться», ибо все - и хорошее, и плохое - начинается с детства. Посеешь поступок, пожнешь характер.
- В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»?
Все от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб - это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом. Название символическое!
Обращаемся к эпиграфу урока
- Как поняли его смысл? Что значит «Трудность добра»? Неужели добро творить труднее?
Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя - помочь им в этом.
- Ребята, а что можно сказать о человеке, который написал эту сказку? Что его отличает от других людей?
Все хорошее в этом мире - от доброты людской, от щедрости их сердец. Завещанием потомкам звучат строки писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством Константин Георгиевич Паустовский заслужил эту улыбку.
V Этап информации о домашнем задании.
1. Составить план сказки.
2. Перечислить черты, которые сближают рассказ «Теплый хлеб» со сказкой.
VI Этап рефлексии.