Планирование Русский язык (9 класс) 2 ч/н

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»


Заведующая историко-филологической кафедрой

«Согласовано»


Заместитель

директора по МР



«Утверждено»


Руководитель ГБОУРК «КУВКИЛИ»


_________ Е.А. Сидорец


_________ Д.В. Соколова


___________В.С. Арустамян


Протокол № ___________ от

«____»_________2015 г

Протокол № ________ от

«____»_________2015 г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Государственной бюджетной общеобразовательной организации

Республики Крым «Керченского учебно-воспитательного

комплекса - интерната - лицея искусств»


учителя Анищенко Елены Сергеевны





по русскому языку, базовый уровень,


9-Б класс


















2015-2016 учебный год

г. Керчь

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе основного общего образования по русскому языку для 9 класса и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 9 класс», авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич. - М: «Просвещение», 2014.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона «Об образовании» Российской Федерации;

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования // ФГОС. М.: Просвещение, 2008;

  • Программы по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений/авт. программы Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова,- М: «Просвещение», 2011.

  • Учебного плана ГБОУРК «КУВКИЛИ» на 2015-2016 учебный год.

  • Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании русского языка и литературы».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. пояснительную записку;

  2. общая характеристика предмета;

  3. требования к уровню усвоения;

  4. требования к оценке знаний учащихся;

  5. содержание учебного предмета;

  6. примерное тематическое планирование

  7. календарно-тематического планирования;

  8. виды работ.

2. Общая характеристика предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

1. Внутрипредметные и межпредметные связи.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

2.Цели обучения и место учебного предмета «Русский язык» в федеральном базисном плане.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

4. Формы организации учебного процесса по предмету.

В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.

5.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

При планировании предусмотрены разнообразные виды (Вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием),морфемный, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.

3. Требования к уровню усвоения

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен…

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста.

Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, производить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.

Писать заявление, автобиографию.

Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 5-9
классах являются следующие умения и качества:

- понимание русского языка как одной из основных национально-
культурных ценностей русского народа;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с
автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Метапредметные результаты проявляются в формировании универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать проблему(тему)и цели урока;
- способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным ,ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться деятельности.

Количество учебных часов на учебный год - 68 (2 часа в неделю).

4.Требования к оценке знаний

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ


Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:


Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:


Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 - 2 ошибки

«3»

3 - 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Содержание учебного предмета

Русский язык как развивающееся явление.

Обобщающее повторение. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Вводный диагностический диктант.

Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

Стили речи и типы речи. Словарный диктант.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сложное предложение. Классификация типов сложных предложений.

Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

Понятие о ССП, его строении. Смысловые отношения между частями ССП. Виды ССП. Знаки препинания в ССП.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Контрольная работа.

Рецензия.

Понятие о СПП. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в СПП. Классификация СПП. Словарный диктант.

СПП с придаточными определительными.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

СПП с придаточными изъяснительными.

Закрепление изученного по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Группы СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения времени.

Придаточные предложения места. Придаточные предложения условия, уступки.

Придаточные предложения причины, цели и следствия.

Изложение.

Придаточные предложения образа действия, меры и степени, сравнительные.

Сочинение - рассуждение о природе родного края.

СПП. Повторение. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

Контрольная работа.

Сжатое изложение.

Понятие о БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Виды БСП.

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.

Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Контрольная работа.

Сложные предложения с различными видами связи

Контрольная работа .

Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками.

Контрольное изложение.

Практикум. Подготовка к ГИА (разбор заданий).

6.Примерное тематическое планирование



Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

8

3

Синтаксис сложного предложения

ССП

СПП

БСП

2

6

28

15

4

Повторение

8

ИТОГО

68


7. Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

План

Коррекция

Введение (1)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Составление плана; пересказ текста по плану



Повторение изученного в 5-8 классах (8)

2

Обобщающее повторение. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография

1

Выполнение фонетического разбор слова



3

Вводный диагностический диктант

1

Определение сложных случаи орфографии и пунктуации



4

Лексика и фразеология

1

определение правописание слова в зависимости от его значения



5

Морфемика. Словообразование

1

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова



6

Морфология

1

Морфологический разбор слов в тренировочных упражнениях



7

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст

1

Расстановка знаков препинания в простом предложении



8

Стили речи и типы речи

Словарный диктант

1

Определение типов текста и его стиля



9

Р.р. 1(домашнее сочинение)Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

Работа над изложением



Синтаксис сложного предложения (2)

10

Сложное предложение. Классификация типов сложных предложений

1

Работа с учебником и справочными материалами



11

Р.р. 2 Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

1

Определение способов компрессии текста и применение их на практике




Сложносочиненные предложения (6)

12

Понятие о ССП, его строении


1

Построение схем ССП



13

Смысловые отношения между частями ССП.

Виды ССП

1

Тренировочные упражнения, словарная работа



14

Знаки препинания в ССП

1

Тренировочные упражнения, словарная работа



15

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

Синтаксический разбор ССП



16

Контрольная работа 1

1

Выполнение контрольной работы



17

Р.Р. 3Рецензия

1

Написание рецензии на текст художественного произведения, фильм, спектакль



Сложноподчиненные предложения (28)

18

Понятие о СПП

1

Самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения



19

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в СПП

1

Конструирование схематических изображений структур СПП



20

Классификация СПП

Словарный диктант

1

Конструирование схематических изображений структур СПП



21

СПП с придаточными определительными

1

Составление схем предложений с придаточными определительными



22

Р.р. 4(домашнее сочинение)Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

Работа над сочинением



23-24

СПП с придаточными изъяснительными

2

Синтаксический разбор СПП



25

Закрепление изученного по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»

1

Синтаксический разбор СПП, конструирование схем СПП с данными придаточными



26

Контрольный диктант 1

1

Написание диктанта



27

Работа над ошибками

1

Определение и анализ ошибок разных типов и видов



28

Группы СПП с придаточными обстоятельственными



1

Расстановка знаков препинания в предложениях с составными союзами



29

Придаточные предложения времени

1

Работа с СПП с разными видами придаточных, схематическое изображение предложений указанного типа



30

Придаточные предложения места

1

Конструирование предложений изученных видов по схемам и заданному началу



31

Придаточные предложения причины, цели и следствия

1

Расстановка знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составление их схем



32

Придаточные предложения условия, уступки

1

составление схем СПП;



33

Изложение

1

Написание изложения



34

Придаточные предложения образа действия, меры и степени, сравнительные

1

Тренировочные упражнения, конструирование предложений, выполнение заданий ГИА



35-36

Р.р.5-6 (классное сочинение)Сочинение - рассуждение о природе родного края

2

Рассказать о родном крае; написать так, чтобы заинтересовать читателей



37

СПП. Повторение

1

Работа с тренировочными предложениями



38-40

СПП с несколькими придаточными

3

Определение основных видов СПП с несколькими придаточными; составление схем данных предложений;



41

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

1

Синтаксический разбор СПП



42

Контрольная работа2

1

Выполнение заданий к.р.



43

Р.р. 7Деловые бумаги

Словарный диктант

1

Составить заявление и автобиографию по предложенному образцу



44-45

Р.р. 8-9Сжатое изложение

2

Сформулировать развернутый ответ на предложенную тему



Бессоюзные сложные предложения (15)

46

Понятие о БСП

1

Работа с учебником и справочными материалами



47

Смысловые отношения между частями БСП. Виды БСП

1

Выполнение тренировочных упражнений



48

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

1

Конструирование схем БСП



49-50

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Двоеточие в БСП

2

Расставка знаков препинания в предложениях указанного вида



51-52

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.

Тире в бессоюзном сложном предложении


2

Расставка знаков препинания в предложениях указанного вида



53-54

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

2

Выполнение синтаксического разбора БСП



55

Контрольная работа 3

1

Выполнение заданий к.р.



56

Р.р. 10Реферат.

Годовой словарный диктант

1

Работа над рефератом; написание словарного диктанта



57-58

Сложные предложения с различными видами связи

2

Построение схем предложений указанного вида



59

Контрольная работа 4

Итоговый контрольный диктант

1

Написание диктанта



60

Работа над ошибками

1

Определение и анализ ошибок разных типов и видов



Повторение (8)

61-62

Контрольное изложение

2


Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой;

формулировать развернутый ответ на предложенную тему



63-68

Практикум. Подготовка к ГИА (разбор заданий)

6


Отработка навыка выполнения заданий ГИА




8. Виды работ


Вид работы

Количество часов

1

Урок

68

2

Развитие речи

10

3

Контрольная работа

4

4

Сочинение:

  • классное

  • домашнее

3

1

2

5

Изложение

Сжатое изложение

2

1

6

Диктант

3

7

Словарный диктант

4

Дидактические материалы:

лингвистические словари, индивидуальные
карточки, таблицы-схемы.


Дополнительная литература:

1.Русский язык. 9 класс: книга для учителя / Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2010 г.;
2.Русский язык. 9 класс. Подготовка в ГИА-2013/ Н.А. Сенина и др. - Ростов-
на-Дону: Легион, 2012 г.

3.Русский язык. ГИА 9. 2013/ А.Ю. Кузнецов и др. - М.: МЦНМО, 2013 г.
ФИПИ. ГИА. Русский язык. 9 класс. Типовые экзаменационные варианты.
Под ред. И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2013 г.

4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. -

М.: Просвещение, 2006.

5. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.:

Просвещение, 2005.

6. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А.

Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..

7. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение,2005.


Цифровой образовательный ресурс: сайт Ресурсный центр по переходу на ФГОС
В соответствии с учебным планом ГБОУРК «КУВКИЛИ» на 2015-16
учебный год на изучение курса «Русский язык» в 9-Б классе отводится 2 часа
в неделю, 68 часов в год.

© 2010-2022