Конспект урока по русскому языку Раздельное написание предлогов со словами (5 класс)

Конспект урока по русскому языку для учащихся 5 класса представлен в виде технологической карты на тему :"Раздельное написание предлогов с другими словами". Цель данного урока заключается в формировании у учащихся представления, что предлог - это слово. а приставка - часть слова, и направлена на совершенствование орфографических умений и навыков учащихся при выборе слитного или раздельного написания слов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: сформировать представление о том, что предлог - это слово, а приставка - это часть слова;

сформировать способность выбирать слитное или раздельное написание слов;

развивать умение выделять орфограмму- пробел - раздельное написание и орфограмму-дефис, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р)

Сопоставление и подбор информации(П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На доске стихотворение С.Я.Маршака(слайд № 1)

- Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда ( по)мчался вскачь?

(По)катился (в )огород,

(До)катился (до) ворот,

(Под)катился (под)ворота,

(До)бежал (до)поворота,

Там (по)пал (под)колесо,

Лопнул, хлопнул - вот и все.


-Найдите в этом стихотворении глаголы.

-Бывают ли перед глаголом предлоги?

-Между по и мчался можно вставить слово?

Какой вывод можно сделать - по - это приставка и пишется слитно.

- В (какой ?) огород - в - это предлог, потому что можно вставить слово или вопрос.

Распределите слова по группам - глаголы в 1 столбик, а существительные - во 2.

- Оцените работу соседа по парте.

- По каким признакам распределяли слова?

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами.)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Находят глаголы , выделяют в них приставки, осуществляют самопроверку, дают ответы.

Делают вывод.




Учащиеся работают в группе по заданию, затем оценивают работу соседа по парте.

Формулируют тему урока (Раздельное написание предлогов с другими словами)

Формулируют цель (различать приставку - это часть слова и предлог - это слово, уметь выделять орфограмму пробел, различать самостоятельные и служебные части речи,понять, что дефис - это тоже орфограмма.)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П); подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что предлог - это слово, служебная часть речи, а приставка- это часть слова, что такое орфограмма - пробел и орфограмма - дефис и употребление предлогов из-под и из-за.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать текст на доске - слайд № 2.

Солнце стоит неподвижно (над) головой и жжет траву. Воздух (пере)стал струиться и висит без движения. Ни дерево. Ни вода не шелохнутся; (над) деревней и полем лежит невозмутимая тишина - и все как будто (вы) мерло. Звонко и далеко (раз)дается человеческий голос (в) пустоте.

- Прочитайте текст.

- Озаглавьте его.

- Объясните, (над)головой -

напишем слитно или раздельно?

- Найдите однородные члены в предложении.

- Найдите известные вам орфограммы.

-Обозначьте новую для вас орфограмму - пробел.

- Спишите текст, раскрывая скобки и обозначая орфограмму пробел.

-Проверь работу соседа - взаимопроверка.

Слайд № 3 -

крыльца

(из-под) куста

ворот


гор

(из-за) туч

острова

-С каким падежом употребляются предлоги из-за и из-под?

-Обратите внимание, как они пишутся?

-Запомните, дефис (маленькая черточка между словами) - это тоже орфограмма.

- Работа в группах: 1 группа составит предложения с предлогом из-под, а 2 - с предлогом из-за.

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы.

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод. Можно сообщить учащимся, что есть еще предлоги, которые пишутся через дефис - это по-над и по-за.

Предоставляет слово каждой группе.

- Оцените свою работу?

- Какие трудности возникли?

Дети работают с текстом на доске.

Приводят примеры изученных орфограмм, находят однородные члены предложений, находят слова с приставками и слова с предлогами.




По окончании проходит взаимопроверка работ учащихся.


Работа в группах.

Анализ работ и вывод внутри группы


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

- Прочитайте задание к упражнению № 62, запишите слова в 3 столбика - в 1 - существительные с предлогом из-за, во 2 - существительные с предлогом из-под, а в 3 - с предлогом из.

Игра «Угадай-ка»- слайд № 4.

- поднимайте руку, если я называю слова с приставками: пришкольный, влететь, в лесу, полететь, по улице, покатился, по полю, затаил, за тобой .

Работа с таблицей по распознаванию видов орфограмм - слайд № 5.

Слова земля, колосок, радостный, чувство, чижи, счастье, березка, автобус, чудесный, аллея распределить в 4 столбика: 1- с безударными гласными в корне, 2 - непроизносимые согласные, 3 - после шипящих , а в 4 - согласные в корне.

Выполняют задание в парах. Затем проверяют и оценивают.


Краткий ответ-комментарий, если кто-либо ошибается.

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи


Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома выполните упражнение № 64. Озаглавьте текст, спишите один из отрывков (на выбор учащихся), найдите предлоги и подчеркните их вместе с существительными.

Дают ответы на вопросы


Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



© 2010-2022