Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К. Г. Паустовского «Старый повар»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»).Интегрированный урок - исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»).


Цели:

обучающие

  • обучение анализу прозаического произведения в единстве его формы и содержания

  • формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»

  • закрепление основных признаков понятий из теории литературы через сопоставление с музыкальным произведением

  • выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала, выявление ритма через сопоставление с музыкальным произведением

развивающие

  • развитие навыков исследовательской работы в групповой форме

  • развитие способностей к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений

  • развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, о роли и значении этих видов искусства в жизни человека

  • развитие творческих способностей, развитие речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка.

воспитательные

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в рассказе и музыке

  • воспитание внутренней потребности в духовной стороне жизни

  • формирование у учащихся представления о нравственно - эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки

  • воспитание интереса к классической музыке

Оборудование

  • мультимедийное оборудование

  • магнитофон

  • аудиокассета с записью рассказа «Старый повар»

  • Мультипликационный фильм « Тайна запечного сверчка» (по произведению Г.Цыферова)

  • диски с музыкальными произведениями Моцарта

Художественное оформление урока

  • рисунки ассоциативного характера, подготовленные учениками дома

  • компьютерная презентация

  • пюпипетр с нотами

  • нагрудные эмблемы

  • приглашения на урок

Музыкальное оформление урока

  • отрывки из симфонии Моцарта «Юпитер»

  • отрывки из произведения Моцарта «Реквием»

  • пьеса Моцарта «Фантазия»

План урока

Оргмомент.

Мотивационное начало урока. Постановка целей.

Эмоциональное погружение в урок.

Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (работа по группам)

Этап усвоения новых знаний:

  • создание ситуации «вхождения в эпоху Моцарта» через презентацию (группа «Музыковеды»)

  • комплексный литературоведческий анализ рассказа, создание алгоритма (группа «Литературоведы»)

  • аналитическая работа «Почему К.Г. Паустовского называют «музыкальным» писателем?» Выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала, выявление ритма рассказа через сопоставление с музыкальным произведением. (группа «Аналитики»)

  • осмысление эмоционального отклика на музыку, задания творческого характера (группа «Психологи»)

  • физкультминутка

  • итоги урока

  • этап информированности учащихся о домашнем задании и инструкция по его выполнению

  • рефлексия

Методы и формы работы


  • Приветствие через эмоциональное погружение в урок

  • Групповая форма организации исследовательской деятельности учащихся

  • Использование компьютерных технологий

  • Работа со справочной литературой, со словарями.

  • Дифференцированный подход к работе с учащимися

  • Творческие задания

Подготовка к уроку

Учащиеся:

  • должны прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар»

  • подготовить рисунки ассоциативного характера

  • провести словарную работу

  • подготовить выразительное чтение эпизодов рассказа

Групповая работа:

  • музыковеды - презентация «Какую тайну открыл запечный сверчок маленькому Моцарту?» (по произведению Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка»)

  • литературоведы - составление алгоритма «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К.Г. Паустовский)

  • аналитики - через сопоставление с музыкальным произведением выявить наиболее характерные закономерности формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала. «Почему К.Г. Паустовского называют музыкальным писателем?»

  • психологи - доказать, что музыка приносит людям «подпору и утешение» (творческие задания)

Учитель:

  • приготовить мультимедийное оборудование, записи музыкальных произведений.

  • обеспечить использование компьютерных технологий в течение всего урока

  • провести предварительную беседу с учащимися и эмоционально настроить их на интегрированный урок, так как урок рассчитан на детей с высокой эмоциональной отзывчивостью и требует особого эмоционального настроя

  • выяснить, с какими произведениями В.А. Моцарта они знакомы, рекомендовать литературу по биографии и творчеству композитора.

  • распределить учащихся по группам, дать каждой группе задания

Оформление класса

  • расставленные полукругом столы

  • оформленные стенды

  • мультимедийное оборудование

Оформление доски

Слова и звуки… Звуки и слова, Тема Словарь урока

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, - все проявленья.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них.

В них мудрости и красоты венец,

В единстве слов и звуков вечный ключ сердец!

Ход урока

  • Оргмомент. Мотивационное начало урока.

  • Слово учителя (эмоциональное погружение в урок)

  • Чтение стихотворения Б. Окуджавы «Музыкант» на фоне музыкального сопровождения

  • Да, встреча с музыкой, поэзией, красотой - это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, сочиняют музыку? Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.

  • Сообщение темы урока и целей (слайд, слайд)

Мы сегодня с вами работаем по группам

  • Музыковеды - презентация «Какую тайну открыл запечный сверчок маленькому Моцарту ? » (по произведению Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка»)

  • Литературоведы - составление алгоритма «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К.Г. Паустовский)

  • Аналитики - через сопоставление с музыкальным произведением выявить наиболее характерные закономерности формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала. «Почему К.Г. Паустовского называют «музыкальным» писателем?»

  • Психологи - доказать, что музыка приносит людям «подпору и утешение» (творческие задания)

  • Вопрос группе музыковедов «Какую тайну раскрыл запечный сверчок маленькому Моцарту?»

  • Презентация

Перенесемся в старую Австрию (слайд).

Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества - город Зальцбург.

Здесь, в Зальцбурге, начинали свое шествие величественные Альпы - одни из самых красивых гор в Европе. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой и их белоснежные шапки. А церкви тут громоздились на каждом шагу!

И все-таки не церквами, даже не высоким небом славился старинный городок

В самой Австрии о нем говорили так: "Да разве это город? (слайд)Это настоящая музыкальная шкатулка" (слайд).

И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий - пел и каждый четвертый - играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт. (слайд) Судьба, лениво листающая страницы зальцбуржской жизни, вдруг остановилась и, сказав "ах!", нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: "Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!"

И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: "А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке".(слайд)

Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: "Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения".(слайд)

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. (слайд) Может быть здесь есть какая-то сказочная тайна? Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

Оказывается, он встретился там с запечным сверчком и тот открыл ему тайну. (слайд)

А кто такой сверчок?

Сверчок - прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями». (словарная работа)

Да, именно с таким сверчком встретился маленький Моцарт. Закинув на плечо полу бархатного плаща, сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

- Добрый вечер, маленький сударь!

- Добрый вечер! - удивился Моцарт.

Запечный сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл…

Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

- Какая прелесть! В Зальцбурге никто не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

- А что же вам мешает, маленький сударь?- спросил сверчок.- По - моему, у вас есть и слух, и сердце. Прощайте. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! - сказал сверчок и , откланявшись, удалился.

Отрывок из мультипликационного фильма «Тайна запечного сверчка»

Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил его, что он думает о музыке, Моцарт ответил: "Музыка - это голос нашего сердца".(слайд)

Итак, кончилось детство Моцарта. (слайд) Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену. (слайд)

Слово учителя: «Напрасно грустили о нем жители родного города. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся . А вскоре почтовая карета привезла из Австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: "Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!" Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей! Моцарт прожил всего 35 лет. Доверчивый, отзывчивый и добрый, он всегда был готов помочь(слайд) любому, кто попадал в беду. Сам же впадал все в большую и большую нужду. Непрерывная, чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора.

Наследие композитора (слайд)

  • 19 опер

  • 50 симфоний

  • 5 концертов для скрипки с оркестром

  • 27 концертов для клавира с оркестром

  • 43 скрипичные сонаты для скрипки и клавира

  • 17 сонат для клавира

  • 15 месс

  • Песни, менуэты, рондо

  • Реквием

Последним произведением Моцарта был «Реквием». (слайд)

(Рассказ учителя об истории создания «Реквиема» на фоне музыкального произведения)

Реквием(от латинского слова «покой»)- хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в чёрное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзегга. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. И ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям.

О чем это произведение? ( Мольба о даровании вечного покоя умершим, мистические картины страшного суда, образ бога - грозного и милосердного, карающего и прощающего)

- это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти;
- это взволнованная, трогательная исповедь человеческой души, живущей между отчаяньем и надеждой;
- это правдивый рассказ о ее сомнениях и страхах.

Впоследствии А.С.Пушкин напишет об этой удивительной встрече «чёрного человека» и великого композитора в поэме «Моцарт и Сальери» ( чтение отрывка из поэмы)

Человек, одетый в чёрном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тот час

И стал писать- и с той поры за мною

Не приходил мой чёрный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я…

Мне совестно признаться в этом…

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень он гонится.

Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков, след которой затерялся. Но у Моцарта была еще одна встреча.

Откроем рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар». (слайд)

  • Комплексный литературоведческий анализ новеллы.

-Какое настроение создается в начале рассказа? Посмотрите на описание сада, дома, героев рассказа: старика и его собаки.

(Настроение грустное, унылое, безнадежное. Оно создается повтором слов «старый», «ветхий» и синонимов к ним).

-Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин).

С каким чувством пишет о нем Паустовский? ( Автор описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу).

Почему он называет клавесин «единственным богатством Марии»? (Это самая дорогая вещь в бедном доме старика и его дочери).

-С какого момента настроение рассказа резко меняется?

(С появлением в сторожке незнакомца. Эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость. Минорное звучание повествования меняется на мажорное).

-Для чего пришел незнакомец в дом старика?

  • Воспроизведение отрывков записи рассказа «Старый повар»

В чем хочет исповедаться старый повар? (Ученики отвечают, используя текст рассказа).

-Как назвал незнакомец грех старика? Почему это «подвиг любви»?

(Цель кражи, совершенной стариком, не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег на лекарства у старого повара не было).

-Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа? (слайд)

Как вы думаете, почему в ответ на желание, которое сам повар считает несбыточным, незнакомец садится за клавесин?

В чем смысл слов «Слушайте и смотрите», обращенных к старику? (Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти старика картины былого, заставят вспомнить счастливое прошлое, любимые черты жены).

  • Мелодекламация эпизода рассказа (от слов «Клавесин пел полным голосом» до слов «Я вижу все это»). Ученики читают наизусть. (слайд)

Какова Композиционная роль этого эпизода? Докажите примерами из текста, что это кульминационный момент. Какими средствами достигается такая экспрессия чувств? Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье?

Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?

(Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное).

-Как заканчивается рассказ?

(Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть Марту, он знает, что о его дочери есть кому позаботиться).

-Почему автор называет Моцарта великим музыкантом? В чем его величие?

(Он написал музыку, которая прогоняет смерть и делает людей счастливыми).

-Как вы думаете, почему в рассказе именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

( Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии)

  • Учитель: я думаю, что после таких глубоких суждений вам нетрудно будет понять предложенный алгоритм, который составили литературоведы.Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»).

Работа группы литературоведов: составление алгоритма (слайд)





  • Паустовского называют музыкальным писателем не только потому, что он много произведений посвятил композиторам (слайд) Чайковскому «Скрипучие половицы»,Григу «Корзина с еловыми шишками», Шопену «Книга о жизни», Моцарту…), но ещё и потому, что (слайд) «Проза Паустовского бесконечно разнообразна в своих смысловых, красочных, музыкальных подробностях» (В.О.Ключевский). Особенно это касается рассказа «Старый повар», который не зря называют «романсом в прозе». Сейчас мы попытаемся это доказать.

  • Аналитическая работа учащихся (группа аналитиков). «Почему К.Г. Паустовского называют «музыкальным» писателем?» Выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала, выявление ритма рассказа через сопоставление с музыкальным произведением.

  • «У подлинной прозы всегда есть свой ритм. Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего писательского слуха, и этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным» К.Г.Паустовский (слайд).

  • ритм, анафора(лексическая, синтаксическая), градация, параллелизм, цветопись, звукопись, мелодический ряд. Приводятся примеры из текста рассказа, (слайды). Заполняется на доске графа «Словарь урока».

  • Не зря Паустовского называют мастером последней фразы. Заключительный аккорд- « Заря…»

  • Работа группы психологов. Ребята из этой группы раздают задания. Задание группе литературоведов на карточках.

По картам настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному произведению. Докажи. (Карта прилагается)

Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»).(слайд)

Группе музыковедов - какое настроение вызывает данная музыка? Выбрать нужное и подчеркнуть.

Звуки: неясные, тревожные, задорные, нежные, плавные, мягкие, пугливые.

Музыка: притягивает, завораживает, взрывается, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, ожидание.

Музыкант играет: сильно, во всю мощь, трепетно, нежно, плавно, мягко, спокойно.

  • Задание группе аналитиков - физкультминутка. (изображение яблоневого сада по тексту рассказа) (слайд)

  • Итог урока. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Слова и звуки». (слайд)

Учитель. Кто помог нам увидеть, услышать, почувствовать единство слов и звуков? (Паустовский, Моцарт)

За что они бы вас похвалили?

  • Я от имени Моцарта и Паустовского выставляю вам оценки, а домашним заданием будет письмо с благодарностью Моцарту за музыку, которая сделала старика счастливым так много лет назад.



  • Рефлексия. (слайд)

Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»).




Дорисуйте очертания рта:

Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»). радость

Интегрированный урок – исследование литературы и музыки «Единство слов и звуков» (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»). грусть

Безразличие

У вас осталось на парте солнышко. Я включаю песню Б. Окуджавы о
Моцарте. (слайд) А вы, слушая ее, изобразите условно ваше впечатление от урока.

© 2010-2022