Одна война окончилась другой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другойОдна война окончилась другой К 70 - летию Великой Победы

О.Сулейменов. «Одна война окончилась другой...»

Русская литература в 8 классе с казахским языком обучения.

Ж.С.Бекмурзина,

учитель русского языка и литературы

Уштаганская средняя школа,

Мангыстауский район, Мангыстауская область

Цели:

1.обучающие: дать сведения учащимся об авторе,о его произведениях, раскрыть тему и идею поэтического текста;

2.развивающие: расширить знания учащихся по истории; развитие диалогической речи учащихся;

3.воспитательные: дать уроки нравственности, воспитывать чувство патриотизма;

Оборудование и наглядность: запись песни «Священная война», портрет О.Сулейменова , сборники стихов, интерактивная доска, слайды.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, постановка вопросов,комментарий учителя, диалог.

Применяемая технология:интерактивное обучение, таксономия Б.Блума.

Межпредметная связь: история.

Тип урока: урок-диалог.

Эпиграф урока: «Они защищали себя, они защищали Родину,

Они защищали нас, еще не родившихся...»

Ход урока: 1.Организационный момент. Класс разделен на 2 группы.

Звучит песня «Вставай,страна огромная».

Стратегия «Мост»

Здравствуйте, уважаемые учителя и ученики! Начнем наш урок. Продолжим изучение произведении по разделу «Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны». Вы уже знакомы с подвигами 28-панфиловцев, подвигом казахского народа в тылу, о вкладе казахстанцев в Великую победу. Знакомились с отрывками произведении А. Бека, К.Кайсенова, Б.Момышулы. И сегодня мы продолжим эту тему.

I. «Знание»

Стратегия «Узнай личность»

- он родился в 1936 году в Алматы.

- окончил геологический факультет КазГу им.С.М.Кирова.

- окончил Литературный институт им. М.Горького в 1961 году.

-поэт, ученый, тюрколог-славист, историк, лингвист.

- автор поэтических сборников «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе время восхода», «Год обезьяны», книг-иследовании «Аз и Я», «Язык письма», «Пересекающиеся параллели».

- лидер международного антиядерного движения «Невада-Семей».

Это - Олжас Сулейменов.

Краткое вступительное слово учителя: (введение в тему)

Ребята, ответьте на такие вопросы:

1) Когда началась великая Отечественная война?

2) Когда закончилась война?

3) Какую годовщину мы отмечаем в этом году?

4) Каких героев - казахстанцев вы знаете?

(оформление тетрадей)

II. «Понимание»

Воины-казахстанцы сражались на всех фронтах-от Баренцева до Черного моря. Бои под Москвой, Сталинград, Курско-Орловская дуга, штурм Берлина,-вот далеко не первый перечень самых тяжких кровопролитных сражений, в которых участвовали воины-казахи.Две трети из них не вернулись на Родину. Они похоронены в братских могилах, далеко за пределами степей Казахстане, а до Великой Отечественной войны была «война с народом», организованная И.Сталиным. Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в газете «Панорама»(2001,16.11)

«На Казахстан ни одна немецкая бомба не упала, а мы потеряли столько же, сколько англичане и американцы, вместе взятые. Благодаря полководческому гению вождя, уничтожившему перед войной весь генеральский и офицерский корпус Красной Армии. Боялся военного переворота. Национальные части в 36-м году были расформированы. Казахский кавалерийский полк,где служил мой отец, потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В конце 36-го, кого посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать седьмой в республиках...Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать его самовластию»...

Таковы жизненные основы стихотворения О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно имеет автобиографический характер. Детство будущего поэта, как и детство многих его сверстников,было «опалено» войной. Ему было всего пять лет, когда началась Великая Отечественная война.

III. «Применение»

Словарная работа:

Угрюмый-түнерген, қабағы ашылмайтын

Полустанок-шағын теміржол бекеті

Зной-аптап ыстық

Бесхлебье -жұт,аштық

Остовы- қаңқалар

Ворье -ұры-қары

Порыжелых -сарғайып кеткен

Моросящие -сіркіреген

Глазел-таңдана қарады

Бешмет - сырылып тігілген сырт киім

Вонзил - қадады

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Беседа по содержанию стихотворения.

Вопросы к группам:

1) От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? 2) Сколько героев в стихотворении?

3) Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он добровольно?»

4) С каким наказом мальчик провожал дядю на фронт?

5) Какие чувства испытывал дед, провожая сына на фронт?

6) Какое письмо пришло однажды с фронта?Что в нем говорилось?

7) Почему мальчик был «счастлив?».Как встретил это известие дед?

8) С какой целью старик «проехал полстраны» с внуком?

9) Какие картины войны предстали перед ними в дороге?

10) Где находилась могила воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? Какой была земля на могиле?

11) Почему дед не стал копать могилу сына?

Задания для групп.

Составьте план текста и перескажите сюжет стихотворения по плану.

Примерный план:

1) Дядя ушёл на фронт.

2) Однажды пришло письмо.

3) Решение деда.

4) Картины войны в дороге.

5) Дядина могила. Слова женщины.

6) Дед не стал копать могилу.

IV. «Анализ» (оформление тетрадей)

Какие «ключевые» слова есть в тексте? (помню,запомнил).

Найдите слова-тюркизмы в тексте. (арык,бешмет,насвай).

Какова тема стихотворения.(тема войны).

Какова идея стихотворения? (Идея:чтобы больше никогда не повторились эти войны,у всех детей было счастливое детство,только благодаря сплочённости и единству народов мы победили врага,братство народов.)

Как в этом стихотворении проявляется национальное мироощущение поэта?

Найдите тропы в тексте. (Оксюморон - хорошей смертью.Сравнение - злая, как соседка.Эпитеты - дубов заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди,пустые вокзалы ,застенчивый, угрюмый старик ,разбитая земля.)

Роль эпитетов. (передают характеристику военного времени.)

Повторы (я помню, я запомнил).

Задание для групп.

Составление кластера к слову «война»:

Голод холод лишения

ВОЙНА

Разлука потери

Испытания боль смерть

Анализ по технологии Аристотеля

Вопросы

Примерные ответы

Примерные ответы

Примерные ответы

1

Кто? Что?

Дядя.

Дед

Внук

2

Какой?

Брат отца

Застенчивый, угрюмый

несмышленый

3

Сколько?

4

Где?

В далекой чужой земле, на братской могиле

5

Когда?

В годы войны

После смерти сына не плакал

В годы войны

6

Что делал?

Сбоку глядел в глаза племянника.Ушел на фронт. Пал смертью храбрых,остался навсегда

Хмуро кашлял и плевал под ноги. Дед неплакал.Решил разыскать могилу сына, не стал копать общую могилу, плача, пел арабскую могилу.

Просил дядю не жалеть врага, «был счастлив», гонял

муравьев

7

С кем?

С фашистами

С голодным внуком проехал полстраны

С дедом проехал полстраны

8

Как?

Как и многие солдаты, героически

Мужественно

Запомнил четко

9

Чей?

Советский

10

Междометие

За что?

Как жалко!

В чем его вина?

V. «Синтез»

Дополнительные исторические события:

Великая Отечественная война длилась на 1418 дней.

Участвовало свыше 1 800 000 воинов-казахстанцев, половина не вернулись домой.

Около 500 из них - Герои Советского Союза.

Свыше 100 из них - удостоены высоких наград.

9 из 10 пулей было сделано в Казахстане.

Сейчас в Казахстане осталось менее 1565 ветеранов.

Задание для групп.

Если б ты был режиссером , то какой фильм снял бы на основе этого произведения?

  • по какому жанру? - по какому сценарию? -как бы ты показал финал?

VI. «Оценка»

Что мы узнали об О.Сулейменове? Какова тема стихотворения?

Что хотел сказать автор этим стихотворением-воспоминанием?

За что погибли молодые воины?

Кто виноват или что виновато в трагедии народов? Что помогло советским воинам победить врага?Одна война окончилась другой

Подведение итогов. Рефлексия: «Знаю-Узнал-Хочу узнать»

Комментарий оценок.

Слово учителя: Мир - бесценное наследие от наших воинов -ветеранов,которого мы должны беречь как зеницу ока. Подвиг ветеранов Великой Отечественной не забывается никогда. Давайте вспомним погибших воинов «минутой молчания».

ДЗ: выразительное чтение стихотворения. Написать эссе на тему «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Звучит песня «День Победы».

Использованная литература:

1.Материалы из газет,телевизионных передач.

2.З.И.Боранбаева.Методические указания к учебнику.Русская литература для 8 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения».

3.Интернет-материалы.

Поэтические приложения к уроку

Неизвестному солдату Одна война окончилась другой

Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата...
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли...
Мы этот образ до сих пор храним -
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки -
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, -
Он был - мы знаем - верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, -
Пусть нет фамилии у нашего бойца, -
Есть звание российского солдата!

(М. Светлов)

Могила Неизвестного солдата Одна война окончилась другой


Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Кто был в боях и знает край передний,
Кто на войне товарища терял,
Тот боль и ярость полностью познал,
Когда копал "окоп" ему последний.

За маршем - марш, за боем - новый бой!
Когда же было строить обелиски?!
Доска да карандашные огрызки,
Ведь вот и все, что было под рукой!
Последний "послужной листок" солдата:
"Иван Фомин", и больше ничего.
А чуть пониже две коротких даты
Рождения и гибели его.



© 2010-2022