Конспект урока на тему: ««Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории» 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с «золотым словом» Святослава, выяснить причины поражения русских князей; развивать способность анализировать художественный текст; формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре. Связное высказывание по теме «Жанры древнерусской литературы.                «Повесть» и  «Слово».                                                                                                          Повесть – всякий рассказ – повествование – соб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области



Конспект урока на тему:

« «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»











Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»

Цель урока: познакомить учащихся с «золотым словом» Святослава, выяснить причины поражения русских князей; развивать способность анализировать художественный текст; формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Связное высказывание по теме «Жанры древнерусской литературы. «Повесть» и «Слово». Повесть - всякий рассказ - повествование - событие общественного характера - рассказ «извещающий», «весть подающий» - не о себе, не о «я» - эпический характер (о народе, об истории, о племенах и т. п.)

Слово - повесть (эпическое повествование об истинном событии) + субъективная лирическая стихия (собственное, от рассказчика, отношение к эпическим) событиям

- Вопросы

1)Как перевести слово «повесть»?

2)Что такое эпос, эпическое повествование?

3)Как отличить древнерусскую повесть от древнерусского слова?

- Словарная работа у доски - родственные связи русских князей (индивидуальное задание, подготовленное с учителем истории)

Игорь - Осмомысл Ярослав -

Всеволод - Роман Мстиславович -

Владимир - Ингварь и Всеволод -

Всеволод - Изяслав -

Рюрик и Давид -

- Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам - (слова предыдущих уроков)

- Подобрать эпитеты из текста к словам:

Боян - вещий, Мстислав - храбрый, сокол - сизый, полки - храбрые, солнце - светлое, Дон - синий, Великий, идол - Тмутораканский, тучи - черные, шлем - золотой, стрелы - каленые, Святослав - грозный, великий, киевский.

- Найдите ошибку:

-То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)

-Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)

-О, Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)

-То было в те войны и походы (рати)

-Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)

-Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)

2.Словарная работа в классе

- Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).

-Найдите ошибку:

-Копья звенят (поют)

- Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)

-А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)

-А Святослав страшный сон видел (смутный)

-Тогда великий Святослав изронил мудрое слово (золотое)

-Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)

- Черпали мне красное вино, с горем смешанное (синее вино)

-Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)

- Вступайте же, господа, в стальное стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)

- Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)

3.Работа над фрагментом текста «Сон Святослава.

-Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси - к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.

Беседа по вопросам:

- Как дешифруется смутный сон Святослава? Что означают все его символы? Чья одежда - саван? Какова здесь символика цвета? Какова цветовая гамма? Какие мифологические символы связаны с вином и крупным жемчугом из пустого колчана? С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке? Какой смысл имеет в этом контексте синее море?

- Кому, судя по этому сну, грозит горе - самому Святославу лично или нет? Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю - на юг, опасность грозит с юга).

- Какое истолкование сну дают бояре? К каким событиям обращены их мысли? Как расшифровать их ответ?

4. «Золотое слово» Святослава

Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России - Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).

- Объясните смысл выражения «золотое слово».

5. На этом заканчивается «золотое слово» Святослава, и сам автор, как бы продолжая «золотое слово», начинает призывать князей защитить Русь. Автор обращается непосредственно к князьям.

-Что общего у князей, к которым обращено «золотое слово»? Составьте их групповую характеристику. Заполняем таблицу, обращаемся к истории, смотрим карту «Русские княжества 12 века»

Игорь и Всеволод, родные братья

новгород-северский

курский

Рано начали себе славы искать.

Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.

Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода

киевский

Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное…

Ярослав

черниговский

Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь)

Владимир


переяславский

Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам)

Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М.

ростово-суздальский

Великий князь Всеволод!

Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно)

Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха

смоленские

Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры…

(потерпевшие от половцев)

Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую

Осмомысл Ярослав

галицкий

Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему)

Роман и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого

волынские

Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря…

Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.

Ингварь и Всеволод

второстепенные князья небольшого луцкого княжества

Не худого гнезда соколы!

Изяслав, внук Всеслава

полоцкий

Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода

Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.

- Какова же главная мысль «золотого слова»? Можно ли все высказанное подытожить одной фразой из текста?

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую,

на богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

от земли Половецкой!

- Каковы пространственные характеристики в этом фрагменте? Какой образ возникает благодаря им ?

(Образ русской земли, ее мужественных защитников. Киев, Тмуторакань, Половецкая земля… Перед нами сражения, битвы…Судьба русской земли.)

- Как выглядит в «золотом слове» древнерусская история?

Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром - мотив родины.

Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли - и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.

6.Это история. А наша тема звучит как мифопоэтическое осмысление русской истории. Это означает, что, опираясь на фольклор и мифологию, автор поднимается до своего индивидуального видения мира, и потому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль.

- Наблюдение над текстом. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся в других текстах?

«Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард - хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див - в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).

Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте: гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»); сравненияхрабрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»); эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»); метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»); перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.)

7. Итог

- Чем же завершается «золотое слово»?

…Встали стяги Рюриковы, а другие - Давыдовы,

но врозь у них полотнища развеваются.

Копья поют!

(Приготовлением к походу. Но у русских князей врозь развеваются полотнища знамен, нет между ними согласия. Слышится звуки битвы - «копья поют». Тревожный финал.)


© 2010-2022