- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения. Дополнение
Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения. Дополнение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Н.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Второстепенные члены предложении. Дополнение
Цель урока:
-
Углубить знание учащихся о дополнении.
-
Ознакомить детей с понятием «прямой и косвенных дополнений»
-
Повторить сведенья о значении словосочетания (дополнительное) и переходность глаголов.
-
Продолжить работу по речеведческому и грамматико-орфографическому анализу текста.
-
Совершенствовать работу с различными типами словарей.
Использована технология встречных усилий
Оформление доски: «Осенний пейзаж» (репродукция картины ). Текст на доске. Схема.
Лексика в данному уроку: пейзаж, троллейбус , решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер.
Ход урока.
I Введение
а) Организационный момент.
б) Лексическая «пятиминутка»
1. Ученица подготовила исследовательскую работу по упражнению 160 (учебник С. Б. Бархударова)
Работа велась со словарями: толковым, словарем иностранных слов, грамматико-орфографическим)
2. Новые слова (распределить по группам) (подготовленные ученики работали со словарем иностранных слов )
Пейзаж(записываю под репродукцией картины) - слово заимствовано из французского.
- В каком типе речи говорили о пейзаже?
- Посмотрите на текст, записанный на доске. (Это пейзаж, тип речи - описание)
Троллейбус - особенности орфографии
- Какова сфера употребления слов решения, постановление, резолюция?
- ( принадлежит к официально-деловому стилю)
- Пьеса, артист, актер - что общего в этих словах?
(пьеса - драматическое произведение, создается для игры в театре; актер играет в пьесе роль; артист и актер - слова-синонимы)
II Контрольно подготовительный этап
(по пройденному материалу)
а) зачитывается словосочетание с дополнительным значением из домашнего упражнения №160
б) на доске записан текст
Похолодало. А кругом стоит тишина.
Только слышно шуршание сухих листьев.
Вечер. Люблю такие осенние вечера.
- Какова тема этого текста?
- Главная мысль (Осенний вечер. Человек любит осенний вечер за тишину)
- Дайте синтаксическую характеристику первому предложению
(простое, односоставное, нераспространенное)
- Вычлените словосочетание с дополнительным значением!
Чего?
Шуршание листьев
Что?
Люблю вечера
- Как вы это определили?
(В предложении данные слова являются дополнением)
III Постановка учебной цели. Обеспечение интереса
- Итак, тема нашего урока - «Дополнение».
- Знакомы мы с это темой?
(Изучали в пятом классе, встречались позднее при разборе предложений)
- Зачем будем изучать эту тему еще раз?
(Чтобы углубить, расширить понятие; узнаем что-то новое о дополнении)
- Это и есть задачи, которые мы с вами постараемся на уроке выполнить.
IV Этап сотворчества
-
На доске схема см. Приложение №1
- Что мы уже знаем?
(Дополнение выражается существительным или местоимением в косвенном падеже; слышали, что может быть другой частью речи в значении существительного)
- Что новое узнаем о дополнении?
(Выраженное неопределенной формой глагола и неделимыми сочетаниями слов)
- Что еще необычно в нашей схеме?
- На доске записаны два словосочетания. Как вы думаете, можно определить, какие дополнения пред вами?
(Люблю вечера - прямое дополнение, т.к. и глагол переходной, и существительное стоит в винительном падеже.)
2)Попробуйте доказать друг другу, что действительно дополнение могут быть выражены не только существительными и местоимением в косвенном падеже, но и другими частями речи.
- Работаем с учебниками самостоятельно в парах
1 группа - выполняет упражнение №164
2 группа - упражнение №167
3 группа - упражнение №165
4 группа - упражнение №168
Дети обязательно ставили цели.
1 - выписать только те предложения, где неопределенная форма является дополнением.
2 - перестроить предложения так, что бы действия было направлено на часть предмета.
3 - вставить вместо точек дополнения, выраженные неделимыми словосочетаниями.
4 - вставить пред сказуемыми отрицание не и изменить падеж прямого дополнения.
(группы работают с учетом дифференциации в обучении 1, 2 - более сложные задания,
3, 4 - для слабых учащихся)
(Задания проверяются) - Все снова обращаем внимание на доску.
1 группа доказывает, что дополнения могут быть выражены неопределенной формой глагола.
2 группа доказывает, что прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже при обозначении части предмета.
3 группа - дополнение может быть неделимым словосочетанием и т.д.
3)Вывод: выполнили задачи в начале урока?
V Рефлексия (дифференцированный подход)
Работа по карточкам см. Приложения №2
Для слабых учащихся даю работу с учебником упражнение № 163, 171.
VI Домашнее задание: 1)Сочинение - описание «Моя улица утром» , днем, вечером»
Задание: употребить дополнение, выраженные различными формами.
-
Для слабых учащихся упр. 166
Приложение № 2
Каточка №1
-
Какие слова в данном предложении выполняют функцию дополнения?
Они (1) тоже слушали эту чарующую (2) тишину (3) , вдыхали сладкие и горькие запахи трав (4), следили за меркнущим закатом(5).
-
Определите тип дополнения.
-
А птичка-малиновка выбрала прекрасное дерево, уселась на веточке и начала петь.
-
Налетел северный ветер. О ночевке не могло быть и речи.
А. Косвенное дополнение
Б. Прямое дополнение.
Карточка №2
-
Найдите в предложениях прямое дополнение, определите способ его выражение.
Стрелец - молодец связал жар-птицу, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Я не видел таких предметов даже в морском музее.
А. Имя существительное в винительном падеже без предлога.
Б. Имя существительное в родительном падеже без предлога.
-
В каком предложении есть прямое дополнение?
А. Пруд зарос травой.
Б. Поле занесло снегом.
Приложение №1
Неопределенной формой глагола
Другими частями речи в значении существительных
Косвенные(все остальные)
Дополнение
Выражено существительным и местоимением в косвенных падежах
Прямые
1)выражаются формой существительного в винительном падеже без предлога.
2)сущ. в Р. П. при обозначении части предмета или переходным глаголом, употребляющимся с не
Неделимым сочетании слов