Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения. Дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения.Дополнение.Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения.Дополнение.Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения.Дополнение.Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения.Дополнение.Урок русского языка 8 класс темаВторостепенные члены предложения.Дополнение.Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Второстепенные члены предложении. Дополнение

Цель урока:

  1. Углубить знание учащихся о дополнении.

  2. Ознакомить детей с понятием «прямой и косвенных дополнений»

  3. Повторить сведенья о значении словосочетания (дополнительное) и переходность глаголов.

  4. Продолжить работу по речеведческому и грамматико-орфографическому анализу текста.

  5. Совершенствовать работу с различными типами словарей.

Использована технология встречных усилий

Оформление доски: «Осенний пейзаж» (репродукция картины ). Текст на доске. Схема.

Лексика в данному уроку: пейзаж, троллейбус , решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер.

Ход урока.

I Введение

а) Организационный момент.

б) Лексическая «пятиминутка»

1. Ученица подготовила исследовательскую работу по упражнению 160 (учебник С. Б. Бархударова)

Работа велась со словарями: толковым, словарем иностранных слов, грамматико-орфографическим)

2. Новые слова (распределить по группам) (подготовленные ученики работали со словарем иностранных слов )

Пейзаж(записываю под репродукцией картины) - слово заимствовано из французского.

- В каком типе речи говорили о пейзаже?

- Посмотрите на текст, записанный на доске. (Это пейзаж, тип речи - описание)

Троллейбус - особенности орфографии

- Какова сфера употребления слов решения, постановление, резолюция?

- ( принадлежит к официально-деловому стилю)

- Пьеса, артист, актер - что общего в этих словах?

(пьеса - драматическое произведение, создается для игры в театре; актер играет в пьесе роль; артист и актер - слова-синонимы)

II Контрольно подготовительный этап

(по пройденному материалу)

а) зачитывается словосочетание с дополнительным значением из домашнего упражнения №160

б) на доске записан текст

Похолодало. А кругом стоит тишина.

Только слышно шуршание сухих листьев.

Вечер. Люблю такие осенние вечера.

- Какова тема этого текста?

- Главная мысль (Осенний вечер. Человек любит осенний вечер за тишину)

- Дайте синтаксическую характеристику первому предложению

(простое, односоставное, нераспространенное)

- Вычлените словосочетание с дополнительным значением!

Чего?

Шуршание листьев

Что?

Люблю вечера

- Как вы это определили?

(В предложении данные слова являются дополнением)

III Постановка учебной цели. Обеспечение интереса

- Итак, тема нашего урока - «Дополнение».

- Знакомы мы с это темой?

(Изучали в пятом классе, встречались позднее при разборе предложений)

- Зачем будем изучать эту тему еще раз?

(Чтобы углубить, расширить понятие; узнаем что-то новое о дополнении)

- Это и есть задачи, которые мы с вами постараемся на уроке выполнить.

IV Этап сотворчества

  1. На доске схема см. Приложение №1

- Что мы уже знаем?

(Дополнение выражается существительным или местоимением в косвенном падеже; слышали, что может быть другой частью речи в значении существительного)

- Что новое узнаем о дополнении?

(Выраженное неопределенной формой глагола и неделимыми сочетаниями слов)

- Что еще необычно в нашей схеме?

- На доске записаны два словосочетания. Как вы думаете, можно определить, какие дополнения пред вами?

(Люблю вечера - прямое дополнение, т.к. и глагол переходной, и существительное стоит в винительном падеже.)

2)Попробуйте доказать друг другу, что действительно дополнение могут быть выражены не только существительными и местоимением в косвенном падеже, но и другими частями речи.

- Работаем с учебниками самостоятельно в парах

1 группа - выполняет упражнение №164

2 группа - упражнение №167

3 группа - упражнение №165

4 группа - упражнение №168

Дети обязательно ставили цели.

1 - выписать только те предложения, где неопределенная форма является дополнением.

2 - перестроить предложения так, что бы действия было направлено на часть предмета.

3 - вставить вместо точек дополнения, выраженные неделимыми словосочетаниями.

4 - вставить пред сказуемыми отрицание не и изменить падеж прямого дополнения.

(группы работают с учетом дифференциации в обучении 1, 2 - более сложные задания,

3, 4 - для слабых учащихся)

(Задания проверяются) - Все снова обращаем внимание на доску.

1 группа доказывает, что дополнения могут быть выражены неопределенной формой глагола.

2 группа доказывает, что прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже при обозначении части предмета.

3 группа - дополнение может быть неделимым словосочетанием и т.д.

3)Вывод: выполнили задачи в начале урока?

V Рефлексия (дифференцированный подход)

Работа по карточкам см. Приложения №2

Для слабых учащихся даю работу с учебником упражнение № 163, 171.

VI Домашнее задание: 1)Сочинение - описание «Моя улица утром» , днем, вечером»

Задание: употребить дополнение, выраженные различными формами.

  1. Для слабых учащихся упр. 166

Приложение № 2









Каточка №1

  1. Какие слова в данном предложении выполняют функцию дополнения?

Они (1) тоже слушали эту чарующую (2) тишину (3) , вдыхали сладкие и горькие запахи трав (4), следили за меркнущим закатом(5).

  1. Определите тип дополнения.

  1. А птичка-малиновка выбрала прекрасное дерево, уселась на веточке и начала петь.

  2. Налетел северный ветер. О ночевке не могло быть и речи.

А. Косвенное дополнение

Б. Прямое дополнение.







Карточка №2

  1. Найдите в предложениях прямое дополнение, определите способ его выражение.

Стрелец - молодец связал жар-птицу, сел на лошадь и поскакал во дворец.

Я не видел таких предметов даже в морском музее.

А. Имя существительное в винительном падеже без предлога.

Б. Имя существительное в родительном падеже без предлога.

  1. В каком предложении есть прямое дополнение?

А. Пруд зарос травой.

Б. Поле занесло снегом.



Приложение №1

Неопределенной формой глагола

Другими частями речи в значении существительных

Косвенные(все остальные)

Дополнение

Выражено существительным и местоимением в косвенных падежах

Прямые

1)выражаются формой существительного в винительном падеже без предлога.

2)сущ. в Р. П. при обозначении части предмета или переходным глаголом, употребляющимся с не

Неделимым сочетании слов

© 2010-2022