Итоговое сочинение по литературе? Легко!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Извекова Любовь.11класс учитель:Савельева Т.М. МОБУ «СОШ№48» Оренбург

Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов?

Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? Безусловно, это спорный вопрос: нравственность и любовь к себе кажутся мне противоположными понятиями. В определенных ситуациях люди встают перед этим сложным выбором.

Писатели также неоднократно поднимали эту тему в своих произведениях. Например, произведение В.Быкова «Сотников» раскрывает нам суть этого вопроса. Сотников - выступает в роли совести и нравственных законов, а Рыбак - в роли любви к себе у человека. В такой специфичной обстановке перед каждым из них встает выбор. Сотников прекрасно понимает, что ни Демчиха, ни Рыбак не виноваты в их аресте. Это он, изначально больной, пошел на задание, потом начал кашлять на чердаке, подвел и оставил детей без матери. Поэтому он принимает правильное решение - спасти женщину и товарища - взять вину на себя, с помощью лжи заставить поверить полицаев, что Рыбак, Петр и Демчиха не виноваты. Тем более, что Сотников не боится смерти, он и так болен, а нога прострелена. Нам, читателям, его решение, конечно, кажется благородным и самым правильным.

А что же делает изворотливый Рыбак? Он использует одно правило: умелые лжецы всегда говорят правду. И рассказывает, где партизаны и сколько их. Сотников не понимает такой тактики товарища, и мы, читатели, осуждаем Рыбака. И вот наступает переломный момент - Рыбаку предлагают перейти на сторону врага, стать полицаем. Ему дорога его жизнь, поэтому перед самой смертью он принимает приглашение Портнова. Теперь он, нарушив нравственный закон, стал врагом своей страны. Разочарование в Рыбаке Сотников высказывает всего одной фразой «Пошел к черту!» Перед повешением Сотников не прощает товарища и думает, что эта петля для двоих, и со своей смертью он забирает душу Рыбака, его доброе начало. Теперь он, некогда осуждавший и чуть не убивший Петра, сам стал таким же предателем, поэтому он решает себя убить в уборной, но попытка повеситься не увенчалась успехом. Рыбак приходит к компромиссу со своей совестью, что приводит к гибели его, как человека. Он хотел спасти жизнь из-за чрезмерной любви к себе, и он спас ее, но ценой его жизни стала потеря нравственных ценностей, души, своего «Я».

Какой же вывод можно сделать? Конечно же, эгоизм и нравственные законы не совместимые вещи. Мы просто должны выбирать между ними, всегда склоняясь к нравственности. Иначе нас ждет духовная гибель, как Рыбака. Мы должны понимать, что душу нам не вернуть.

Любовь к родине


Что такое родина? Планета Земля, страна Россия, город Оренбург - вот моя родина. Поменять адрес родины нельзя - она у каждого одна. Каждый житель России переживает за нее. Особенно ярко эти переживания выливались у писателей - эмигрантов в произведения. Волей случая они оказались за границей, но как же им хотелось домой. Ситуация в стране была напряженной, некоторые писатели дождались тех дней, когда Россия снова открыла для них свои двери, таким был А.И.Солженицын, другие так и умерли на чужбине.

Ярким примером истинного патриотизма, любви к Родине являлся писатель И.А.Бунин. Он жил во Франции, но писал про свою родину. В сборнике повестей «Темные аллеи» он вспоминает быт и уклад интеллигенции в дореволюционной России. Но писатель живет только воспоминанием о стране. Стремительные перевороты, смена власти волнует сердце писателя, но, к сожалению, на родину И.А Бунин вернуться не смог, однако всем своим сердцем он был предан России.

Свои переживания писатель Е.И.Замятин показывает в рассказе «Пещера». Он разочарован в революции, поэтому негативно описывает революцию, сравнивая ее с первобытными временами: об это свидетельствует название рассказа и первые предложения (ледники, мамонты, пустыня) Мамонтом предстает революция, которая губит Петербург. В произведении описана жизнь русской интеллигенции 1920 года. В холоде и голоде живут Мартин и Маша, борясь с превращением человека в зверя. Мартин Мартиныч переступает через себя и через заповеди: он крадет бревна, чтобы в день именин протопить комнатку в подарок жене. В этой краже есть и плюсы, и минусы… Герой понимает, что механизм запущен: сосед уже знает о краже, скоро за ним придут, а он встает на путь не просто жизни, а животного выживания. И он решается убить в себе и человека, и животного, но перед Мартином снова встает выбор: умереть самому или отдать флакончик со смертью жене. Это произведение заставляет о многом задуматься. Может, и вправду люди выживали, как могли и многие в этой борьбе за жизнь теряли в революции человека.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой любви к родине. Я считаю, что все писатели-эмигранты писали правду, неугодную правительству, поэтому их ссылали и депортировали. Разве патриоты, какими были большинство из них, могли бы посоветовать что-то плохое ради блага своей страны? Конечно же, нет!

Дорога в никуда.


Всю свою жизнь мы куда-то спешим, движемся к поставленной цели. А есть ли цель вообще? Один человек однажды сказал, что для человека главное не достижение цели, а сам путь к ней, именно поэтому наши мечты вряд ли будут осуществимы, так как мы сами ставим перед собой преграды, чтобы наш путь продолжался как можно дольше, но, по сути, этот путь является дорогой в никуда. А некоторые люди никогда не ставили себе целей и не искали дорогу в жизни, приходя в жизненный тупик.

В литературе также представлены персонажи, зашедшие в никуда. Таким персонажем был Р.Раскольников, из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», убив двух женщин, доказав себе, что он может их убить, он оказался в тупике и по этой причине был на грани безумия. Свернуть с дороги в никуда ему помогла Сонечка, девушка чистой души, ее жизненная тропа вела Соню к Богу. Девушка, как путеводная нить вывела Родиона на путь раскаяния, чтобы он очистил совесть и свернул с дороги в никуда в совершенно противоположное направление - дорогу к Богу и любви вместе с Соней. В конце романа Раскольников становится счастлив благодаря девушке. Дорога в никуда теперь пройденный этап жизни героя.

Произведение Вячеслава Дегтева «Крест» поражает своей жестокостью. Рассказчик, восхищаясь своим хладнокровием и суровостью, собственноручно топит трюмы корабля со священнослужителями, пожизненно неся этот крест на своей душе. Это и есть дорога в никуда. После повествования этой истории священнику капитан слышит, как тот осуждает его, называя его чудовищем. Получается, такой поступок завел героя в тупик. Беспрекословное выполнение приказа привело его жизнь к страшной дороге в никуда. Однако судить о том, что было дальше с капитаном, писатель оставляет нам, найдет ли капитан выход или нет - рассуждать читателям.

Давайте подведем итог: что же такое дорога в никуда? Это жизненная ситуация, из которой вы обязаны выбраться с помощью родных и близких, иначе будет слишком поздно. Для меня дорога в никуда - это темная и нескончаемая тропа, с которой вас смогут вытащить только любящие руки. Во всяком случае я советую вам никогда не оказываться на этой дороге.

Какую жизнь можно считать прожитой не зря?


Жизнь идет, и мы иногда задумываемся, как бы прожить её не зря? Всё-таки жизнь у нас одна. В Интернете есть много советов о том, как раскрасить наши серые будни, но разве прожитая не зря жизнь будет одинакова для всех? Конечно, нет! Для некоторых - это создать семью, для других - отправиться в кругосветное путешествие, а для меня - это оставить отпечаток в истории, поэтому я восхищаюсь такими людьми, как И.Ньютон, Д.Менделеев, Л.Толстой.

Литература прошлого всегда находит отклик в настоящем. Знаменитый монолог Чацкого в пьесе А.С Грибоедова «Горе от ума» актуален и в наше время. Он показывает нам «судей богатых грабительством». Разве в современном мире нет тех, кто построил своё состояние не только на официальной работе, но и на скверных делах, таких как воровство и коррупция.

«Вот уважать кого должны мы на безлюдье,

Вот наши строгие ценители и судьи»

- восклицает Чацкий, выводя на чистую воду богатых людей того времени. Стыдно признавать, что через столько столетий этот вопрос по-прежнему актуален. Зато можно гордиться А.С Грибоедовым, оставив такое наследие, он, можно сказать, прожил жизнь не зря.

Не зря, по моему мнению, прожил жизнь и такой знаменитый русский писатель, как И.С Тургенев. Одним из первых он показал проблему взаимоотношений родителей и детей. «Отцы и дети» - произведение, раскрывающее тяжелое отношение временных эпох: прошлого и будущего. Каждый ребенок испытывает давление со стороны родителей, которое, как правило, начинается со слов: «в наше время такого не было…» Поэтому, читая «Отцы и дети» И.С Тургенева, я утвердительно киваю головой, ведь Базаров говорил о «старичках Кирсановых», что их песенка уже спета. Я согласна с Базаровым, он намекает, что нужно уступить молодым, а старички должны доживать свою эпоху, не пытаясь изменить ход событий. Получается, писатели-классики обогащают наш духовный мир: дают нам почву для размышлений и остаются в наших сердцах.

К какому же выводу можно прийти, размышляя над темой сочинения? И.С Бах и В.А.Моцарт, А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов, Н.Коперник и Б.Паскаль - деятели искусства и науки вот, кто прожил жизнь не зря. Вот к чему я буду стремиться.



© 2010-2022