- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Данилова Е.В. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер - класс
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Подготовила Данилова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №16 г. Димитровграда.
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках ; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 30 минут
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы г. Димитровграда
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках , обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
I . Постановка проблемы
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Презентация педагогического опыта
- Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательная деятельность организована по-старинке.
«Если хочешь научиться кататься на велосипеде - надо кататься». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому реализация образовательных стандартов предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно - воспитательной деятельности.
Но как?
Вот уже второй год я работаю по новым стандартам.
В самом начале работы я задумалась, а как помочь детям ставить цели к каждому уроку, подводить итоги своей деятельности на уроке и как связать это с универсальными учебными действиями. Я распечатала «Универсальные учебные действия » и попрошу Вас после каждого этапа урока определить вид деятельности.
( Фрагмент урока с применением созданного пособия. В роли учеников выступают присутствующие коллеги.)
1. Постановка проблемы, актуализация знаний.
-Прочтите в «Школьном словаре иностранных слов» словарную статью о слове КОМПЬЮТЕР, а Аня найдет эту статью в «Кратком словаре иностранных слов».
( Аня не может найти слово КОМПЬЮТЕР, т.к. словарь издан в 19 66 году. Бурное обсуждение ситуации. Вначале объяснили отсутствие слова тем, что словарь краткий. Но сверили со школьным словарем. Оказалось, что в кратком на 3 тысячи слов больше. Наконец, догадались взглянуть на год издания).
Уважаемые коллеги, определите, пожалуйста, вид деятельности на данном этапе урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Что бы вы хотели узнать по этой теме?
2. Сравните 2 текста.
1) Воспринимается на слух - читает учитель.
Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе - и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром - и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар - индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча - так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы - потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад - настоящие американо-индейские (из языка «Нагуатль») слова.
2) Усыновленные слова
Был з..туманен и задымлен
Их тайный путь, которым встарь
Они от персов или римлян
Пришли когда-то в наш словарь…
Всегда имели в ру(с,сс)кой речи
Неущемлённые пр..ва.
И , находясь при главном деле,
Перед другими не в тени,
Д..вным-д..вно как обрусели,
Усыновленные они.
Я.Козловский
- Что общего в этих текстах?
( Оба текста на одну тему: «Слова, пришедшие в русский язык из других языков»)
- К какому стилю отнесли бы первый текст? ( научно-популярному)
- А второй? ( художественному)
-Можно ли первый текст озаглавить как же, как второй? (нельзя)
-Почему? ( Он противоречит стилю текста)
-Как бы озаглавили первый? ( «Слова-пришельцы», «Обрусевшие слова», «Иностранные слова в нашем языке»)
-Какова цель первого текста? (сообщить научную информацию ( термины, слова с прямым значением),
-А второго? (цель второго - воздействовать на чувства, создать художественный образ (слова с переносным значением, олицетворения. Метафоры)
-В науке такие «усыновленные слова» называются ЗАИМСТВОВАННЫМИ.
Определите, пожалуйста, вид формируемого УУД на данном этапе урока
Слайд №2
Заимствованные слова
Слайд №3
Этимология ( от греческого etumon - истина + logos - понятие, учение) - раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.
-Приведите примеры слов, включающих часть logos. ( Биология (био-жизнь), лексикология (лексика-слово), геология (гео-земля) и т.д.
2. Первичная проверка понимания
-Выпишите из первого текста заимствованные слова
( Один ученик работает за доской, параллельно идет работа со вторым текстом: учашийся вставляет пропущенные буквы)
КОФЕ, КАКАО, САХАР, ЧАЙ, ШОКОЛАД
-Какие признаки указывают на то, что эти слова заимствованные?
Кофе - м.р. несклоняемое существительное, наличие буквы Ф.
Какао - несклоняемое существительное
Шоколад - гласная О после шипящей в корне (это слово-исключение)
-Приведите примеры заимствованных слов. Как определили, что они заимствованные?
(Пальто, кофе, трюмо, лото - из французского языка - существительные несклоняемые;
Футбол, бутерброд (нем.), Контрудар (приставка КОНТР - иноязычна), Телевидение (теле-далеко)
Алфавит - с гласной А русские слова не начинаются
Шоссе - гласная О после Ш и удвоенная согласная
Пюре. Бюро - несклоняемые существительные, сочетания ПЮ, БЮ, ВЮ, КЮ - несвойственны русским словам
Определите, пожалуйста, вид формируемого УУД на данном этапе урока
3.Первичное закрепление
-Посмотрите на слова и по их графическому облику, не пользуясь словарем, найдите заимствованные слова
Слайд №4
Чувствовать, счастье, чудесно, участник, щуриться, щавель, жюри, колючую, навещу, брошюра, товарища, обучать, парашют, вершина, снежинка.
(Ученики выделили слова ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ)
-Почему решили, что эти слова заимствованные? ( В них после шипящих написана буква Ю)
-Проверим по словарю. Так ли это.
Слайд №5 (Объяснение лексического значения слов)
-Почему в остальных словах после Ч, Щ пишутся А, У, а после Ж, Ш - И? ( Ж,Ш - непарные твердые, Ч,Щ - непарные мягкие)
Физминутка: с буквой А после шипящей - поднять руки вверх
С буквой И - хлопнуть в ладоши
С буквой У - присесть
(свежи, кричашая, жизнь, чужой, хороши, чувство ,счастье)
-Сгруппируйте данные слова
Уважаемые коллеги, определите, пожалуйста, вид деятельности на данном этапе урока.
4. Информация о домашнем задании
Слайд №6
Домашнее задание:
1. Составить словарный диктант с орфограммами И, У, А после шипящих разных частей речи. Гласные И, У, А должны находиться в разных частях слова.
ИЛИ
2. Подготовить сообщение о происхождении любых заимствованных слов.
ИЛИ
3. Упражнение 125
5. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе.
Слайд №7. ( Определение синквейна)
Предлагаю вам составить синквейн по теме мастер-класса.
Пример синквейна:
1. Деятельность
2. Познавательная, личностная
3. Озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
4. Изменяет мое отношение к ученикам.
5. Урок.
Приложение.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) учимся делать схемы;
3) учимся делать выводы;
4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;
5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
1) учимся слушать и понимать других;
2) учимся строить речевое высказывание;
3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
4) учимся работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) учимся делать предположение;
2) учимся оценивать свои действия;
3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.