Доклад по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках письма и развития речи через использование словарной работы»

Использование разных видов словарной работы на уроках письма и развития речи – одна из эффективных форм развития познавательной активности обучающихся. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Словарная работа сводится к тому, чтобы ученик понимал значение этого слова и, если возможно, этимологию его; умел им пользоваться, т.е. употреблял это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях. Словарные работы помогают ученикам решить несколько задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса че...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках письма и развития речи через использование словарной работы»

Шабдарова Л.В.,

учитель письма и развития речи ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных. Отмечается равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.

Использование разных видов словарной работы на уроках письма и развития речи - одна из эффективных форм развития познавательной активности обучающихся. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Словарная работа сводится к тому, чтобы ученик понимал значение этого слова и, если возможно, этимологию его; умел им пользоваться, т.е. употреблял это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях. Словарные работы помогают ученикам решить несколько задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса через синонимию слов, осуществление межпредметных связей, воспитание привычки определять значение незнакомых слов, собирать другую информацию о слове, пользуясь словарями-справочниками. Данный метод развивает фонематический слух, прививает интерес к родному слову.

Порядок работы над трудными словами состоит из 2-х этапов.

I этап. Подготовительная работа учителя.

Учитель группирует слова из словаря в блоки. Группировка слов в блоки по усмотрению учителя может проводиться в различных вариантах - по тематическому, морфологическому признакам или в алфавитном порядке.

Подбирая дидактический материал: загадки, ребусы, стихотворения, пословицы и поговорки, фразеологизмы, тексты диктантов с изучаемыми словами. Готовит демонстрационный материал.

II этап. Совместная деятельность учителя и ученика.

Каждый день учитель проводит с учащимися работу по ознакомлению с правописанием изучаемых слов (изучая по одному слову блока). После изучения всех слов в блоке проводится словарный диктант.

Алгоритм работы над словарными словами:

  1. Выделение словарного слова (загадка, ребус, стихотворение, "доскажи словечко", "слово рассыпалось" и др.).

  2. Определение учащимися "опасных мест" в слове (после чего учитель показывает картинку и слово с пропусками).

  3. Нахождение слова в словаре, орфографическое проговаривание, выделение орфограмм и постановка ударения.

  4. Знакомство с лексическим значением и этимологией.

  5. Работа с пословицами и поговорками, фразеологическими оборотами с изучаемым словом и др. виды работ.

Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений. Давать слова в разных позициях, употребляя в устных и письменных рассказах. Давать коллективные творческие диктанты с этими словами, где наилучшее предложение записывается под диктовку с комментированием, предупреждая тем самым ошибки.

Если такая работа проводится в системе, результаты будут прекрасные, но при этом надо обязательно в тексты вставлять другие орфограммы, проводить разбор слов по составу, фонетический разбор.

Задача учителя заключается в том, чтобы ученик расширил свой словарный запас и мог безошибочно писать слово, осмыслив, а не заучив его наизусть.

1. Зрительный диктант

Учитель показывает детям карточку - слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2. Картинный диктант

1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.

3) Учитель закрывает только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.

3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

1) Учитель использует карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова - названия животных, во второй слова - названия птиц.

2) Или карточки - слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную - "О", во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - "А".

3) Учитель диктует слова вслух. В левый столбик нужно записать слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый - кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)

4. Диктант с использованием загадок.

1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

2) Учитель читает детям загадку, а отгадку - словарное слово, дети записывают самостоятельно.

3) Учитель подбирает загадки, требующие хорового ответа.

5. Диктант по памяти.

1) Запишите по памяти словарные слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Текст написан либо на доске, либо с учебника взят. Задание: назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрывается, дети пишут их по памяти. Затем дети проверяют себя.

Например: текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Учитель диктует слово из "Словаря", один ученик комментирует его написание, все записывают.

7. Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например:

а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Учитель показывает детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Задание: расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске записаны предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

8. Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов...

... имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением "круг".

(Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок и др.)

... имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора).

(Корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый)

9. Аукцион "трудных" слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назови слова с непроизносимым согласным: местность, лестница, вестник, сверстник…

10. Этимологические упражнения.

Объясните правописания слов.

Деревня (от дерево = "место, очищенное от леса").

Лисица (от древнерусск. лисый - "желтоватый" = "рыжая").

Капуста (от лат. капут - "голова" = "растущая кочаном").

11. Сочинение-миниатюра.

Учащимся предлагается из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"

Описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умению членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов.

Виды работ со словарными словами.

  1. Разучивание с детьми правописания трудных слов.

  2. Слова в стихах (по темам).

  3. Словарные диктанты.

  4. Письмо по памяти.

  5. Подобрать однокоренные слова.

  6. Ребусы, загадки и кроссворды.

  7. Слуховые и зрительные диктанты.

  8. Проверить по словарику, подчеркнуть орфограммы.

  9. Составить тематические группы - блоки.

  10. Составить словосочетания, предложения с трудными словами.

  11. Записать цепочки слов.

  12. Нахождение "опасных" мест.

  13. Группировка по составу, по частям речи, по количеству слогов, по месту ударения.

  14. Работа с деформированным текстом.

  15. Вставить в пословицу или поговорку нужное словарное слово.

  16. Объяснить и записать фразеологический оборот со словарным словом.

  17. Слово "рассыпалось".

  18. "Доскажи словечко".

  19. Обобщить слова одной темой.

Данные виды работ со словарными словами позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.


© 2010-2022