Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Инфинитив. Суффиксы инфинитивов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема. Инфинитив. Суффиксы инфинитива.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Цели урока:

1.Познавательные.

Создать условия для формирования понятия «инфинитив», познакомить с суффиксами на основе сравнения глаголов в разных временных формах, повторить признаки глаголов в неопределенной форме, учить употреблять в речи. Сформировать умение безошибочно определять инфинитив,

закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива.

2. Развивающие.

Развивать память, внимание, речь, регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция), познавательные универсальные учебные действия, орфографическую и пунктуационную зоркость

3. Воспитательные.

Воспитывать толерантность, коммуникативную культуру нравственных качеств личности через работу в группах, любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока

І. Актуализация опорних знаний.

1. Запишите пословицы.

1) Кто много ч…тает, тот много знает.

2) Без дела жить - только небо к…птить.

2. Выполните задание:

1) Поясните значение пословиц.

2) Какие буквы вставили? Почему? Какие это орфограммы?

3) Найдите глаголы. Что мы знаем о глаголах?

4) Выпишем эти глаголы. Что можно о них сказать?

ІІ. Самостоятельное определение темы, цели, мотивации урока.

- Какой будет тема нашего урока?

- Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?

- А зачем нам это нужно? Где это может пригодиться?

ІІІ. Первичное усвоение нових знаний.

1) Создание проблемной ситуации.

Работа с текстом сказки « Инфинитив» .

Во время работы ( чтения учителя) используйте условные обозначения: + ( знаю) , - ( не знаю).

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живет, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.

- Часы! - услышала голос.

- Что?

- Часы! Я сказал: снимите часы! В мое жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства , она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в черный плащ, в черной маске , в зеленой шляпе, совершенно неопределенной формы.

-Почему вы живете здесь один?

- Во первых, я не умею считать. Да-да, я занимаю такое же важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьезные!

-Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

- Но это тайна! И государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть , вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка - загадка:

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.

А если про другое спросят,

Молчу, - меня не обвинят.

Вид у меня бывает разный …

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его по-видимому нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени - так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку , а потом спросила:

-Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

- И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

- Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

- Ну, а что за история с вашим окончанием ТЬ?

Мягкий знак в моем окончании очень капризен и непрочен, ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается окончание ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь себе, глаголов так много, некоторым из них не хватило моих окончаний. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию, с суффиксом ЧЬ. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

VІ. Первичная проверка понимания.

1) Проверка работы с условными обозначениями.

- Что вы знали об инфинитиве?

- Что узнали нового? Чего не имеет инфинитив?

- Кто нашел грамматические признаки инфинитива? ( вид соверш. и несоверш.)

2 )Работа в парах.

Составьте схему для инфинитива (вложите в нее новую информацию)

Инфинитив


1. Что делать? 2. Что сделать?

( несоверш.) ( соверш.)

читать прочитать

3) Посмотрите на группы слов. Что их объединяет (что у них общего?)

1. Петь, жить, спать.

2. Везти, идти, плести.

3. Печь, жечь, мочь.

4) Закрепление теоретического материала.

- в инф. - ть, - ти - это…

- в инф. - чь - это…

- как пишутся суффиксы - чь?

5) Работа с учебником. Давайте сверим наши знания с учебником. На с.55 прочитайте правило, перескажите. Есть ли там новая информация?

* Физминутка

Я буду называть вам глаголы. Если это инфинитив, - вы садитесь, если другой глагол, - встаете.

Учить беречь улыбаться

бегу живешь верить

держать смеяться учиться

спали нарисуем понимаем

узнаем

Какие инфинитивы вы запомнили? Запишите их.

V. Первичное закрепление знаний.

1) Словарная работа у доски.

Словарь: презирать, можно.

2) Работа у доски. Запишите глаголы, найдите инфинитивы, выделите отличительные морфемы.

1. Верим, течь, знаю, нести.

2. Можем, думаю, шить, беречь.

3. Смеешься, радоваться, бережем, идти.

3) Задание на повторение. Запишите пословицы. Какую орфограмму вы здесь увидели?

1. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

2. Лежа хлеба не добудешь.

3. Потчевать велено, а неволить - грех.

Как пишется не с глаголами?

Домашнее задание: выписать из учебника литературы 5 класса предложения с инфинитивами, выделить суффиксы или окончания.

ІV. Итоги урока. Рефлексия.

1) - О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы для себя открыли?

- Какой вид работы больше всего понравился?

- Повторите теоретический материал.

2) Диктант - загадка. О ком идет речь?

Его можно ненавидеть, презирать, бояться, хотя он никогда не кричит.

Он любит сидеть на кухне.

Он стремительнее гончего автомобиля.

Он не пахнет, а мы травим его химикатами.

Полюбить его нельзя, но примириться можно.

*Какие словарные слова встречаются в тексте?



© 2010-2022