- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений
Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мажитова А.Д. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
9 класс
Русский язык
Тема: "Пунктуация сложных бессоюзных предложений".
Цели урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме, воспитать творческий подход к изученной теме.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)
1. Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой Вы будете чувствовать себя «как дома». Передайте тепло своих рук друг другу.
2. Проверка дом.задания - сдают тетради в конце урока на проверку.
3. Актуализация знаний. Беседа. (3 мин.)
- Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП).
- Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)
- Ребята, сегодняшний урок - это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока - обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.
- А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять? Ведь есть же примеры в литературе, когда без них обходятся даже великие, всемирно известные писатели, такие, как, н-р, французский писатель XX в. Марсель Пруст, который был одним из ярких представителей литературы «потока сознания», или Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и яркость» без единой запятой.
Ответы учащихся.
Вывод: знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию.
- В классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти.
Казнить нельзя помиловать
Иллюстрация к сказке Ани Кирилловой «Ледяной Дракон».
А в шутке про кисель из резины:
Кисель там варят из резины
Галоши делают из глины
Кувшины лепят пирожки…-
мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.
- Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального приёма, призванного помочь писателю ярче, эмоциональнее, т.е. экспрессивнее, глубже выразить мысль, создать художественный образ. Ведь мы с вами не раз обращаем внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтическом тексте.
- Мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины или делать из глины галоши.
4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.)
Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.
Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.)
- Какие предложения называются сложными бессоюзными?
- Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?
- Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения?
Работа в группах:1,2,3.
Запятая, Двоеточие
точка с запятой
причина дополнение перечисление. пояснение ( смысла) (смысла)
Тире
1) противопоставление 2) время, условие
3) вывод, следствие 4) быстрая смена событий.
5. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)
-
Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.) - в парах.
- Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).
- Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.
- Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее).
А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.)
Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.)
В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)
-
Индивидуальная творческая работа (по вариантам). (4 мин.)
- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.
1 вариант (для сильных учащихся)
А) Мы хорошо отдохнули… (следствие).
Б) Вчера нам сказали… (дополнение).
В) Здесь нельзя проехать… (причина).
2 вариант (для слабых учащихся)
А) Нас охватило чувство страха… (причина)
Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).
Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.
-
Выборочный диктант (Контроль проводится путем взаимопроверки в группах). (4 мин.)
- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждой группы на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)
Тире
Двоеточие
Противопоставление
Причина
Время
Пояснение
Условие
Дополнение
Следствие
И увидел, и услышал
-
Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.
-
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.
-
Я подошел к окну: ночью снег запорошил весь сад.
-
Настанет вечер - загорятся на небе звезды.
-
Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
-
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
-
Спать долго - жить с долгом.
-
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Ответы:
Тире
Двоеточие
Противопоставление - 1
Причина - 5
Время - 4
Пояснение - 6
Условие -7
Дополнение -8
Следствие -2
И увидел, и услышал - 3
6. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.)
- Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин».
Результаты самостоятельных наблюдений учащихся:
В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных.
В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные.
Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».
7.Резервоное задание -тестирование. (4 мин.)
- Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование.
В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом - тире.
1 вариант
-
Земля прожить без нас сумеет мы оскудеем без нее.
-
Ноги вязли по щиколотку идти было трудно.
-
Напрямик не пробиться впереди непроходимое болото.
-
Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.
-
Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.
-
Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, накрапывал дождь.
-
Тренер волновался спортсмен делал ошибки.
Ответы:
Двоеточие
Тире
3,5,6
1,2,4,7
8. Подведение итога урока. (2 мин.).
Рефлексия «Все в твоих руках».
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)
Комментирование технологической карты.
- За что бы вы себя могли похвалить?
9. Выставление оценок. (2 мин.)
10. Дом.задание: составить небольшой рассказ с использованием СП на тему «Красота спасет мир»