Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.9 класс

Русский язык

Тема: "Пунктуация сложных бессоюзных предложений".

Цели урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме, воспитать творческий подход к изученной теме.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

1. Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой Вы будете чувствовать себя «как дома». Передайте тепло своих рук друг другу.

2. Проверка дом.задания - сдают тетради в конце урока на проверку.

3. Актуализация знаний. Беседа. (3 мин.)

- Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП).

- Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

- Ребята, сегодняшний урок - это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока - обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.

- А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять? Ведь есть же примеры в литературе, когда без них обходятся даже великие, всемирно известные писатели, такие, как, н-р, французский писатель XX в. Марсель Пруст, который был одним из ярких представителей литературы «потока сознания», или Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и яркость» без единой запятой.

Ответы учащихся.

Вывод: знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию.

- В классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти.

Казнить нельзя помиловать

Урок русского языка в 9 классе на тему Пунктуация сложных бессоюзных предложений.

Иллюстрация к сказке Ани Кирилловой «Ледяной Дракон».

А в шутке про кисель из резины:

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки…-

мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.

- Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального приёма, призванного помочь писателю ярче, эмоциональнее, т.е. экспрессивнее, глубже выразить мысль, создать художественный образ. Ведь мы с вами не раз обращаем внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтическом тексте.

- Мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины или делать из глины галоши.

4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.)

Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.)

- Какие предложения называются сложными бессоюзными?

- Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

- Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения?

Работа в группах:1,2,3.

Запятая, Двоеточие

точка с запятой

причина дополнение перечисление. пояснение ( смысла) (смысла)

Тире

1) противопоставление 2) время, условие

3) вывод, следствие 4) быстрая смена событий.

5. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)

  1. Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.) - в парах.

- Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).

- Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.

- Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее).

А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.)

Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.)

В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)

  1. Индивидуальная творческая работа (по вариантам). (4 мин.)

- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант (для сильных учащихся)

А) Мы хорошо отдохнули… (следствие).

Б) Вчера нам сказали… (дополнение).

В) Здесь нельзя проехать… (причина).

2 вариант (для слабых учащихся)

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.

  1. Выборочный диктант (Контроль проводится путем взаимопроверки в группах). (4 мин.)

- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждой группы на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Следствие

И увидел, и услышал

  1. Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.

  2. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.

  3. Я подошел к окну: ночью снег запорошил весь сад.

  4. Настанет вечер - загорятся на небе звезды.

  5. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

  6. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

  7. Спать долго - жить с долгом.

  8. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

Ответы:

Тире

Двоеточие

Противопоставление - 1

Причина - 5

Время - 4

Пояснение - 6

Условие -7

Дополнение -8

Следствие -2

И увидел, и услышал - 3

6. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.)

- Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин».

Результаты самостоятельных наблюдений учащихся:

В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных.

В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные.
Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

7.Резервоное задание -тестирование. (4 мин.)

- Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование.

В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом - тире.

1 вариант

  1. Земля прожить без нас сумеет мы оскудеем без нее.

  2. Ноги вязли по щиколотку идти было трудно.

  3. Напрямик не пробиться впереди непроходимое болото.

  4. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.

  5. Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

  6. Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, накрапывал дождь.

  7. Тренер волновался спортсмен делал ошибки.

Ответы:

Двоеточие

Тире

3,5,6

1,2,4,7

8. Подведение итога урока. (2 мин.).

Рефлексия «Все в твоих руках».

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

Комментирование технологической карты.

- За что бы вы себя могли похвалить?

9. Выставление оценок. (2 мин.)

10. Дом.задание: составить небольшой рассказ с использованием СП на тему «Красота спасет мир»

© 2010-2022