- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-игра. Мифы народов разных стран
Урок-игра. Мифы народов разных стран
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горохводацкая А.В. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - игра. «Мифы народов разных стран»
Цель: знакомство с национальным своеобразием мифов разных народов.
Задачи: 1. обобщить знания об особенностях мифологии и культуры разных
народов, помочь понять общность образов, понятий, сюжетов
мифов, созданных в разных частях света.
2. развивать эмоции посредством инсценирования, игры.
3. воспитание эстетических взглядов, любви к прекрасному.
Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других
народов сближает времена и страны.
Д.С.Лихачёв.
Ход занятия:
I Вступление.
1. Национальное своеобразие мифов, сходство мифов разных народов - пре- мет нашего обсуждения на уроке-игре.
Класс, разделённый на команды («Греки», «Славяне», «Тюрки», «Скандинавы», «Индия»), совершит путешествие на машине времени в далёкое прошлое. Предварительно члены команд получили задание подготовить сообщение о стране, которую они представляют, соответствующие декорации, облачиться в наряды героев мифов и легенд, выполнить иллюстрации, инсценировать мифы.
2. Как вы представляете себе мир, свет, то, что нас окружает? Попробуйте забыть, что мы живём в XXI веке и планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Охарактеризуйте Вселенную такой, какой вы её видите.
II 1. Презентация мифологии тюрков.
Пересказ мифов, представление богов, иллюстрации, инсценирование.
2. Славянские мифы. Презентация.
3. Викторина
- Чем Тенгри закрепил Небо и Землю, чтобы остановить хаос? (вбил между ними посох Темірқазық - Небесный Кол. К нему Тенгри привязал небесных коней - звёзды и созвездия)
-Чему покровительствовала богиня Умай? (хранительница домашнего очага, покровительница детей и женщин).
-Что, по представлениям древних тюрков, помогало перелётным птицам найти правильный путь? (Млечный путь).
-О чём или о ком идёт речь, если известно, что:
-
его появление считалось у древних тюрков недобрым знаком;
-
это мост между небом и землёй, по которому души мёртвых поднимают в другой мир;
-
средство для спуска Умай на землю;
-
у него смешное название - Кемпірқасақ? (радуга)
- О ком идёт речь, если известно, что он
-
покровитель военных походов;
-
вбил во Вселенную золотой посох;
-
владыка неба (Тенгри).
-Его представляли в виде крылатого змея, покрытого мехом и чешуёй, из пасти его вылетал огонь, сжигая всё живое. Он покровитель домашнего скота и лесных зверей. (Велес, или Волос)
-Он считался богом света и солнца. Его имя можно расшифровать «дающее богатство, долю» (Дажбог, Даждьбог).
-Богиня плодородия, воплощение весны. Её имя сохранилось в названии старинного русского города и двух рек - притоков Волги. (Кострома).
-Дух дома, покровитель семьи, предстающий в образе маленького старичка, заросшего седой шерстью. (Домовой).
-Богиня красоты и любви. (Лада).
-А нелюбви у славян? (Остуда).
-Хранитель домашнего очага. (Чур).
-Представительница нечистой силы, маленькая тоненькая женщина, похожая на высохший сучок и с головой не больше напёрстка, известная своими проказами. (Кикимора).
III 1. Скандинавская мифология.
Презентация.
2. Викторина.
-На карте этот полуостров похож на тигра, приготовившегося к прыжку. (Скандинавский).
-Как в скандинавских легендах называется верхний уровень Мира? (Асгард - место проживания богов).
-На каком уровне располагался мир, в котором жили люди? (средний, Митгард).
-Чем соединены эти два уровня (мостом из яркой радуги - Бифростом).
-Верховный бог скандинавов. (Один). Он же бог войны, поэзии скальдов.
-Богиня, заботящаяся о здоровье и благополучии всех людей, а особенно детей. (Супруга Одина, богиня Фригг)
-Где жили великаны, гномы? (Великаны в горах, гномы под горами, в пещерах. Гномы - непревзойдённые ювелиры).
-Бог плодородия у Скандинавов, у которого есть сестра - близнец (Фрей и Фрея), богиня любви и смерти.
-Корни какого гигантского волшебного дерева держали все уровни Вселенной? (ясень Югдрасиль).
3. Презентация греческой мифологии.
4. Викторина.
-Отец титанов… (Уран).
-Первые боги… (Титаны)
-Знаменитый герой Эллады… (Одиссей).
-Трёхголовый сторож царства Аида… (Кербер).
-Какой бог покровительствовал искусствам? (Аполлон).
-О ком идёт речь, если известно, что ему принесли в жертву золоторунного овна? (Зевс).
IY Подведение итогов.
1. Результаты викторины.
2. Обобщение.
- Есть ли в мифах разных народов, созданных в разных частях света, сходство? (в образах, сюжетах).
- Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?
Человек - любопытное существо, ему важно было знать, откуда взялся он сам, почему происходят природные явления. Он любил природу, но боялся её, потому что сильно от неё зависел. В ней он видел живое существо, готовое разделить с ним его радости и горе. Поэтому человек внимательно наблюдал за ней и, пытаясь объяснить мир, определить в нём своё место и роль, создавал мифы.