- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Научно-исследовательская работа Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей
Научно-исследовательская работа Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гладкова Н.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
13
Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей
Мальцева Валерия Алексеевна, учащаяся 6 б класса,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Салехарда
Краткая аннотация
Эта научная работа рассказывает о читательских интересах учащихся 6Б класса МБОУ «СОШ №2» и их родителей. Мальцева Валерия в своем исследовании показала особенности детского чтения на современном этапе, провела сравнительный анализ круга чтения одноклассников и родителей, когда они были подростками
Результаты данного исследования показывают не только проблемы чтение и «не чтения» современных подростков, но и имеют практическую направленность. Данный материал может быть использован родителями для дальнейшего воспитания читательского вкуса учащихся, учителями-предметниками при планировании внеурочной деятельности, классным руководителем в воспитательной работе с учащимися.
Содержание
-
Введение. 4-5с.
-
Глава 1. Читательские интересы учащихся 6 Б класса. 5- 9с.
-
Глава 2. Читательские интересы родителей учащихся 6Б класса. 9-10с.
-
Глава 3. Родители и дети. Круг чтения.
Сравнительный анализ. 11-13с.
-
Заключение. 13с.
-
Список литературы. 13с.
-
Приложение. 14-15с.
Введение
В современном обществе все чаще поднимается вопрос: читает ли нынешнее поколение что-либо вообще? Детское чтение - это тема, которая, на мой взгляд, волнует, в первую очередь, учителей и родителей, то есть довольно значительную часть населения нашей страны. Взрослые беспокоятся по поводу того, что большую часть времени дети и подростки проводят за компьютером или смотрят телевизор и все меньше читают книги, даже произведения, которые входят в обязательный перечень изучения в школе, учащиеся стараются «прочитать» в телевизионной версии.
Проблема детского чтения чрезвычайно важна, потому что без книги, без детской литературы, без осведомленности в этом вопросе взрослых, без знания ими круга чтения современных подростков невозможно становление настоящего читателя.
Сегодня в области изучения детского чтения сделано не так уж много. Изучая литературу по данному вопросу, мы познакомились с исследованиями, которые проводились Российской государственной детской библиотекой. Сотрудники библиотеки обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными библиотекарями. Их основной вывод заключался в следующем: « в начале 21 века дети, действительно, читают, но «не то» и «не так», как предыдущие поколения…»*
Мы задались вопросом: как относятся к чтению и что же читают учащиеся 6 Б класса и их родители? Какая художественная литература доминировала в чтении наших родителей, когда они были подростками? Какую роль играет книга в их жизни в данное время? Это и явилось целью нашей работы.
Таким образом, объект нашего исследования: учащиеся 6Б класса и их родители, предмет исследования : круг чтения учащихся и родителей 6Б.
Задачи:
-
Проведение опроса ( анкетирования) учащихся и родителей по исследуемой теме.
-
Анализ собранной информации
-
Сопоставление результатов опроса родителей и учащихся.
-
Построение заключительных выводов.
-
Оформление результатов исследования.
___________________________________________________________________________
* Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» // teacher. fio. ru
Методы исследования:
А. Теоретические :
-
Анализ
-
Синтез
-
Сравнение
-
Выводы.
Б. Эмпирические:
-
Анкетирование
В своей работе мы использовали статью В.П.Чудиновой «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения», которая помогла составить анкеты для выявления читательских интересов учащихся и родителей 6Б класса. Кроме того, мы воспользовались результатами социологического опроса, проведенного Российской государственной детской библиотекой, благодаря которому мы смогли сопоставить «модель читателя» нашего класса с кругом читательских интересов учащихся в рамках России.
Глава 1. Читательские интересы учащихся 6 Б класса.
Чтение - один из показателей интеллектуального развития личности. Говоря о чтении вообще, можно условно выделить две категории чтения : чтение «деловое», необходимое для повышения своего профессионального уровня, и «свободное» чтение, то есть чтение для отдыха, развлечения, в связи с личными интересами того или иного человека.
Что же читает современный школьник, каково его отношение к книге ( научной, художественной), что больше присутствует в «модели чтения» современного подростка - чтение «свободное» или «деловое»? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы предложили одноклассникам заполнить таблицу-анкету. (Приложение №1). В результате обработки и анализа информации мы получили следующие данные:
Одноклассники считают, что:
-
Читать необходимо, так как чтение - это своеобразный критерий интеллектуального развития личности - 100%
-
Книги читают с целью получения дополнительной информации к уроку
( «деловое» чтение) - 67%; заставляют родители-7%; просто интересно читать, следить за сюжетом художественного произведения - 26%
Мы выяснили, какие литературные жанры и темы являются наиболее интересными и востребованными в данное время и отразили это в таблицах. ( Таблица 1, 2, 3)
Таблица №1 «Свободное» чтение
№
Жанр произведения, тема
6 Б %
1.
Приключения
76
2.
Детективы
47,8
3.
Фантастика
76
4.
«Ужастики»
76
5.
О сверстниках
23,8
6.
Сказки
19
7.
Книги о путешествиях
33
8.
Книги о природе, о животных
14
9.
Юмористические произведения
33
10.
Книги о войне
28,5
11.
Научно-популярная литература
17
12.
Комиксы
14
13.
Книги о компьютерах и компьютерных играх
59
Данная таблица показывает, что учащиеся 6Б класса с большим удовольствием читают приключенческую литературу, фантастику, детективы. Мы считаем, что это достаточно высокий уровень чтения и связана любовь к данным жанром, в первую очередь, с тем, что наш класс обучается по образовательной системе «Школа 2100», где уроки литературы предполагают именно изучение приключенческой, фантастической и детективной литературы. Ребята с удовольствием читают не только то, что задается по данной школьной программе, но и другие произведения. Ими был составлен список любимых в данных жанрах произведений. Получилась своеобразная библиотека любимых произведений 6 Б класса:
-
Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе» - 68%
-
Беляев А. «Голова профессора Доуэля» - 58%
-
Лондон Д. «Любовь к жизни» - 48%
-
Каверин В. «Два капитана» - 47%
-
Беляев А. «Человек -амфибия» -43%
-
Дефо Д. «Робинзон Крузо». - 39%
-
Конан Дойл «Затерянный мир» -38%
-
Дюма А. «Три мушкетера» - 34%
-
Ролинг Д.К. «Гарри Поттер» - 19%
Кроме того, многие ребята с удовольствием читают все, что так или иначе связано с компьтерами и компьтерными играми. Менее привлекают учащихся 6Б класса книги о природе и животных, книги о войне, научно-популярная литература.
Мы решили выяснить, что же более привлекает мальчишек и девчонок 6Б класса: поэзия или проза? Эти данные отображены в таблице №2. Они свидетельствуют о том, что большинство опрошенных предпочитают прозаические произведения, и только 12% учащихся любят поэзию это, в первую очередь, те, кто сам пробует свои силы в стихосложении.
Таблица №2.
№
%
1.
Проза
71
2.
Поэзия
12
3.
Проза и поэзия
17
Мы пришли к выводу, что именно « деловое» чтение преобладает в системе чтения одноклассников. Эти данные отображены в таблице №3
Таблица №3 «Деловое» чтение
№
Тема
6Б %
1.
Художественные произведения школьной программы
76
Научно-популярная литература ( а также справочники, словари) для подготовки домашнего задания :
2.
Русский язык
44
3.
Биология
12
4.
Математика
12
5.
История
27
6.
Информатика
40
Таблица показывает, что менее половины респондентов используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, а большинство учащихся читают художественные произведения, которые входят в перечень произведений школьной программы.
Кроме того, мы решили проследить, отличаются ли читательские пристрастия девочек и мальчиков Результаты отображены в таблице №4.
Таблица №4
№
Жанр произведения, тема
Мальчики %
Девочки
%
1.
Приключения
56
20
2.
Детективы
47
34
3.
Фантастика
40
36
4.
«Ужастики»
66
12
5.
О сверстниках
10
20
6.
Сказки
-
15
7.
Книги о путешествиях
21
10
8.
Книги о природе, о животных
-
14
9.
Юмористические произведения
24
33
10.
Книги о войне
30
5
11.
Научно-популярная литература
11
10
12.
Комиксы
14
-
13.
Компьютеры и компьютерные игры
59
8
14.
Романы для девочек
-
98
Анализируя полученные данные, мы пришли к следующему выводу: различия в «свободном» чтении мальчиков и девочек 6Б класса довольно значительны: мальчики любят читать приключения, детективы, так называемые «ужастики», фантастические произведения, книги о компьютерах и компьютерных играх, совсем не читают сказок, книг о природе и животных. Девочки в свободное время предпочитают различные романы для девочек, книги о природе и животных, детективы, фантастику, юмористические произведения, читают сказки.
Нам интересно было выяснить: как относятся сверстники к современным журналам и газетам, знают ли, какие периодические издания печатают в нашем Ямало-Ненецком округе, какие журналы и газеты предназначены для подростков. ( Таблица №5).
Таблица № 5
Название журнала, газеты
Мальчики %
Название журнала. газеты
Девочки %
«Игромания»
14%
«Ералаш»
8%
«Красный Север»
8%
«Вокруг света»
19%
«Скуби Ду»
8%
«Мурзилка»
8%
«Микки Маус»
14%
«Ведьмы»
22%
«Полярный круг» (газета МУП «Салехард»)
14%
В целом подростки 6Б класса газеты и журналы практически не читают. Девочки больше времени уделяют чтению периодических изданий. Среди них большей популярностью пользуются журналы «Ведьмы» - 1 место и «Вокруг света» - 2 место
. Материал таблицы показывает разнородность читательских интересов в рамках периодических изданий. Можно сделать вывод, что газеты и журналы в подростковой среде учащихся 6Б класса предназначены в основном для развлечения (только один журнал - «Вокруг света» является научно-популярным, содержащим интересную информацию, необходимую для интеллектуального роста подростков). Кроме того, чтение газет и журналов носит периодический характер.
Анализ анкет показал, что ребята в выборе тех или иных произведений для чтения еще прислушиваются к мнению родителей - 47%, учителей - 21%, сверстников -19%. И только 13% совершенно самостоятельны в своем выборе.
Глава 2 . Читательские интересы родителей учащихся 6Б класса.
Для родителей 6Б класса также были предложены анкеты по выявлению их читательского интереса. (Приложение №2).
Мы получили очень интересные результаты: 72% родителей учащихся 6Б класса любили читать в подростковом и юношеском возрасте, 28% равнодушно относились к чтению. Из этих 28 процентов 18% под давлением родителей читали дополнительный материал, необходимый для подготовки к урокам, остальные 10% «довольствовались» школьным учебником.
Изменилось ли отношение наших родителей к чтению через 15-20 лет после окончания школы? Данные нашего исследования отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица №1
Вид чтения
Родители 6Б %
«Деловое» чтение
67%
«Свободное чтение»
23%
«Деловое» и
«свободное чтение»
44%
Периодические издания + «деловое» и «свободное чтение»
32%
Только периодические издания
18%
Не читают вообще ( не хватает времени)
3%
Таблица № 2
Темы, жанры
%
Научная ( специальная ) литература
67%
Научно-популярная литература
18%
Зарубежная литература
38%
-
Х. Мураками
-
А. Хейли
-
Ден Браун
Классическая литература
18%
-
И.С.Тургенев
-
Ф.И.Достоевский
-
Л.Н.Толстой
-
Л.Андреев
-
Б.Пастернак
Современная литература
54%
-
Б.Акунин
-
А.Рыбаков
-
Макс Фрай
Книги, которые читают их дети
27%
Большинство родителей учащихся 6Б класса предпочитают научную и специальную литературу, необходимую для профессионального роста, для успешной работы. Мы считаем, что это связано с тем , что 86 % родителей учащихся 6Б класса получили высшее образование, 36 % в данное время учатся в институтах и университетах. Но вместе с тем, взрослые находят время и для «свободного» чтения: 18% читают русскую классическую литературу, 38% предпочитают зарубежную литературу - это в основном новинки зарубежной литературы, произведения, которые в настоящее время являются мировыми бестселлерами, а 44% с удовольствием читают современную литературу писателей 20 и 21 веков. Особенно популярны произведения Б.Акунина, М.Фрая и Х.Мураками. Необходимо заметить, что 27% наших родителей читают те произведения, которые читаем и мы, причем некоторые отметили в своих анкетах, что им это очень интересно.
Если постараться собрать библиотеку популярных книг родителей учащихся 6Б класса, то получим следующий список литературы:
-
Дэн Браун «Код да Винчи» -54%
-
Б.Акунин. Книги об Эрасте Фандорине - 38%
-
Х.Мураками. «Мой любимый спутник» - 38%
-
А.Солженицын «В круге первом» - 38%
-
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 38%
-
Б.Пастернак «Доктор Живаго» - 36%
-
Д.К.Ролинг «Гарри Поттер» -18%
Глава 3. Родители и дети. Круг чтения. Сравнительный анализ.
В данной главе мы решили представить аналитический материал, связанный с читательскими интересами учащихся и родителей 6Б класса.
Проанализировав ответы респондентов, мы получили следующие результаты:
-
100% взрослых считают, что дети обязательно должны читать разнообразную жанровую и тематическую литературу;
-
18% за то, чтобы их дети отдавали предпочтение научно-популярной литературе;
-
82% уверены, что у ребенка должен быть индивидуальный выбор, поэтому они за «свободное» чтение;
-
18% считают, что детское чтение необходимо контролировать, 81% убеждены в обратном: ребенок сам может определять круг своих читательских интересов.
На наш взгляд, необходимо было выяснить: знают ли родители, что читают
и предпочитают читать их дети. Можем отметить, что 100% родителей убеждены в том, что знают читательские интересы своих детей.
Мы решили сравнить мнение «отцов» и «детей», и вот что получилось:
Таблица №1
Темы, жанры , произведения, которые действительно читают дети.
%
Темы, жанры, произведения, которые, по мнению родителей, читают их дети.
%
Фантастика
76%
Фантастика
42%
Приключения
76%
Приключения
56%
Детективы
47,8 %
Детские детективы
42%
Д.К.Ролинг «Гарри Поттер»
19%
Д.К.Ролинг «Гарри Поттер»
76%
Д.Емец «Таня Гроттер», «Мальчик Вамп».
14%
Д.Емец «Таня Гроттер», «Мальчик Вамп».
42%
Родители убеждены, что любимая книга их детей - это «Гарри Поттер», а у детей данное произведение стоит в списке практически на последнем месте, его выбрали всего 19% анкетируемых, родителям кажется, что дети предпочитают только детские детективы, а ребята с удовольствием читают, прежде всего, классические детективы. «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойла выбрали 68% учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнение детей и родителей в этом вопросе не всегда совпадает
Кроме того, нам небезынтересно было узнать, что общего и в чем отличие читательских интересов учащихся нашего класса и наших родителей в то время, когда они были подростками. (Таблица №2)
Таблица № 2.
%
Жанр. Тема.
Дети
%
Родители в подростковом возрасте %
1.
Приключения
76
76
2.
Детективы
47,8
29
3
Фантастика
76
36,4
4
«Ужастики»
76
-
5
Книги о сверстниках
23,8
36,4
6
Сказки
19
36,4
7
Книги о путешествиях
33
27
8
Книги о природе, о животных
14
33
9
Юмористические произведения
33
-
10.
Книги о Великой Отечественной войне.
28,5
76
11.
Научно-популярная литература
17
17
12.
Исторические романы.
-
29
Из таблицы видно, что наши родители так же, как и мы любили читать приключенческую литературу, а среди любимых авторов ими также были названы такие писатели, как Жюль Верн и Даниэль Дефо. Кроме того, они предпочитали книги о Великой Отечественной войне, фантастические произведения, больше, чем мы, были увлечены сказками, народными и литературными. Любимые их авторы в данном жанре - А.С.Пушкин, братья Гримм, Г.Х.Андерсен. Учащихся 6Б класса в отличие от их родителей совсем не интересуют исторические романы, они меньше увлечены сказками, зато с удовольствием читают «ужастики».
Заключение.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
-
В системе чтения учащихся 6Б класса МОУ «СОШ №2» г.Салехарда преобладает «деловое» чтение. Большинство школьников используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, а также читают художественную литературу, которая входит в перечень произведений школьной программы.
-
Круг чтения девочек и мальчиков данного возраста имеет существенные различия.
-
Периодические издания подростки 6Б класса практически не читают.
-
В выборе тех или иных произведений для чтения все же прислушиваются к мнению родителей и учителей.
-
В чтении родителей учащихся 6Б класса также преобладает «деловое» чтение. Это связано с профессиональной деятельностью респондентов, а так же с тем, что 36% родителей заочно обучаются в высших учебных заведениях.
-
Менее половины родителей ( 44%) успешно совмещают чтение литературы для повышения своего профессионального уровня и чтение «для души».
-
Читательские интересы учащихся 6Б класса и родителей в то время, когда они были подростками, имеют определенные отличия.
Следовательно, можно согласиться с выводами Российской государственной детской библиотеки о том, что « в начале 21 века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают..» Но в отличие от выводов сотрудников РГДБ, в чтении подростков нашего класса все-таки преобладает «деловое» чтение, а не «свободное». На наш взгляд, это связано с нехваткой свободного времени. Как правило, учащиеся занимаются не только в общеобразовательной школе, но и посещают музыкальную, спортивную, художественную школы, кружки и секции.
Список литературы:
1.Самохина М.М. Читающая Россия: мифы и реальность, М.: Либерия, 1997.
2. Кутейникова Н.Е. Жанр детского детектива в круге подросткового чтения // Русская словесность. 1998.№2. С. 86-89.
3 Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» // teacher. fio. ru