Научно-исследовательская работа Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей

  В современном обществе все чаще поднимается вопрос: читает ли нынешнее  поколение что-либо вообще? Детское чтение – это тема, которая, на мой взгляд, волнует, в первую очередь, учителей и родителей, то есть довольно значительную часть населения нашей страны. Взрослые беспокоятся по поводу того, что большую часть времени дети и подростки проводят за компьютером или смотрят телевизор и все меньше читают книги, даже произведения, которые входят в обязательный перечень изучения в школе, учащиеся с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей

Мальцева Валерия Алексеевна, учащаяся 6 б класса,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Салехарда

Краткая аннотация

Эта научная работа рассказывает о читательских интересах учащихся 6Б класса МБОУ «СОШ №2» и их родителей. Мальцева Валерия в своем исследовании показала особенности детского чтения на современном этапе, провела сравнительный анализ круга чтения одноклассников и родителей, когда они были подростками

Результаты данного исследования показывают не только проблемы чтение и «не чтения» современных подростков, но и имеют практическую направленность. Данный материал может быть использован родителями для дальнейшего воспитания читательского вкуса учащихся, учителями-предметниками при планировании внеурочной деятельности, классным руководителем в воспитательной работе с учащимися.




Содержание


  1. Введение. 4-5с.

  2. Глава 1. Читательские интересы учащихся 6 Б класса. 5- 9с.

  3. Глава 2. Читательские интересы родителей учащихся 6Б класса. 9-10с.

  4. Глава 3. Родители и дети. Круг чтения.

Сравнительный анализ. 11-13с.

  1. Заключение. 13с.

  2. Список литературы. 13с.

  3. Приложение. 14-15с.







Введение

В современном обществе все чаще поднимается вопрос: читает ли нынешнее поколение что-либо вообще? Детское чтение - это тема, которая, на мой взгляд, волнует, в первую очередь, учителей и родителей, то есть довольно значительную часть населения нашей страны. Взрослые беспокоятся по поводу того, что большую часть времени дети и подростки проводят за компьютером или смотрят телевизор и все меньше читают книги, даже произведения, которые входят в обязательный перечень изучения в школе, учащиеся стараются «прочитать» в телевизионной версии.

Проблема детского чтения чрезвычайно важна, потому что без книги, без детской литературы, без осведомленности в этом вопросе взрослых, без знания ими круга чтения современных подростков невозможно становление настоящего читателя.

Сегодня в области изучения детского чтения сделано не так уж много. Изучая литературу по данному вопросу, мы познакомились с исследованиями, которые проводились Российской государственной детской библиотекой. Сотрудники библиотеки обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными библиотекарями. Их основной вывод заключался в следующем: « в начале 21 века дети, действительно, читают, но «не то» и «не так», как предыдущие поколения…»*

Мы задались вопросом: как относятся к чтению и что же читают учащиеся 6 Б класса и их родители? Какая художественная литература доминировала в чтении наших родителей, когда они были подростками? Какую роль играет книга в их жизни в данное время? Это и явилось целью нашей работы.

Таким образом, объект нашего исследования: учащиеся 6Б класса и их родители, предмет исследования : круг чтения учащихся и родителей 6Б.

Задачи:

  • Проведение опроса ( анкетирования) учащихся и родителей по исследуемой теме.

  • Анализ собранной информации

  • Сопоставление результатов опроса родителей и учащихся.

  • Построение заключительных выводов.

  • Оформление результатов исследования.

___________________________________________________________________________

* Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» // teacher. fio. ru

Методы исследования:

А. Теоретические :

  • Анализ

  • Синтез

  • Сравнение

  • Выводы.

Б. Эмпирические:

  • Анкетирование

В своей работе мы использовали статью В.П.Чудиновой «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения», которая помогла составить анкеты для выявления читательских интересов учащихся и родителей 6Б класса. Кроме того, мы воспользовались результатами социологического опроса, проведенного Российской государственной детской библиотекой, благодаря которому мы смогли сопоставить «модель читателя» нашего класса с кругом читательских интересов учащихся в рамках России.

Глава 1. Читательские интересы учащихся 6 Б класса.

Чтение - один из показателей интеллектуального развития личности. Говоря о чтении вообще, можно условно выделить две категории чтения : чтение «деловое», необходимое для повышения своего профессионального уровня, и «свободное» чтение, то есть чтение для отдыха, развлечения, в связи с личными интересами того или иного человека.

Что же читает современный школьник, каково его отношение к книге ( научной, художественной), что больше присутствует в «модели чтения» современного подростка - чтение «свободное» или «деловое»? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы предложили одноклассникам заполнить таблицу-анкету. (Приложение №1). В результате обработки и анализа информации мы получили следующие данные:

Одноклассники считают, что:

  • Читать необходимо, так как чтение - это своеобразный критерий интеллектуального развития личности - 100%

  • Книги читают с целью получения дополнительной информации к уроку

( «деловое» чтение) - 67%; заставляют родители-7%; просто интересно читать, следить за сюжетом художественного произведения - 26%

Мы выяснили, какие литературные жанры и темы являются наиболее интересными и востребованными в данное время и отразили это в таблицах. ( Таблица 1, 2, 3)

Таблица №1 «Свободное» чтение

Жанр произведения, тема

6 Б %

1.

Приключения

76

2.

Детективы

47,8

3.

Фантастика

76

4.

«Ужастики»

76

5.

О сверстниках

23,8

6.

Сказки

19

7.

Книги о путешествиях

33

8.

Книги о природе, о животных

14

9.

Юмористические произведения

33

10.

Книги о войне

28,5

11.

Научно-популярная литература

17

12.

Комиксы

14

13.

Книги о компьютерах и компьютерных играх

59

Данная таблица показывает, что учащиеся 6Б класса с большим удовольствием читают приключенческую литературу, фантастику, детективы. Мы считаем, что это достаточно высокий уровень чтения и связана любовь к данным жанром, в первую очередь, с тем, что наш класс обучается по образовательной системе «Школа 2100», где уроки литературы предполагают именно изучение приключенческой, фантастической и детективной литературы. Ребята с удовольствием читают не только то, что задается по данной школьной программе, но и другие произведения. Ими был составлен список любимых в данных жанрах произведений. Получилась своеобразная библиотека любимых произведений 6 Б класса:

  1. Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе» - 68%

  2. Беляев А. «Голова профессора Доуэля» - 58%

  3. Лондон Д. «Любовь к жизни» - 48%

  4. Каверин В. «Два капитана» - 47%

  5. Беляев А. «Человек -амфибия» -43%

  6. Дефо Д. «Робинзон Крузо». - 39%

  7. Конан Дойл «Затерянный мир» -38%

  8. Дюма А. «Три мушкетера» - 34%

  9. Ролинг Д.К. «Гарри Поттер» - 19%

Кроме того, многие ребята с удовольствием читают все, что так или иначе связано с компьтерами и компьтерными играми. Менее привлекают учащихся 6Б класса книги о природе и животных, книги о войне, научно-популярная литература.

Мы решили выяснить, что же более привлекает мальчишек и девчонок 6Б класса: поэзия или проза? Эти данные отображены в таблице №2. Они свидетельствуют о том, что большинство опрошенных предпочитают прозаические произведения, и только 12% учащихся любят поэзию это, в первую очередь, те, кто сам пробует свои силы в стихосложении.

Таблица №2.

%

1.

Проза

71

2.

Поэзия

12

3.

Проза и поэзия

17

Мы пришли к выводу, что именно « деловое» чтение преобладает в системе чтения одноклассников. Эти данные отображены в таблице №3

Таблица №3 «Деловое» чтение

Тема

6Б %

1.

Художественные произведения школьной программы

76

Научно-популярная литература ( а также справочники, словари) для подготовки домашнего задания :


2.

Русский язык

44

3.

Биология

12

4.

Математика

12

5.

История

27

6.

Информатика

40

Таблица показывает, что менее половины респондентов используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, а большинство учащихся читают художественные произведения, которые входят в перечень произведений школьной программы.

Кроме того, мы решили проследить, отличаются ли читательские пристрастия девочек и мальчиков Результаты отображены в таблице №4.

Таблица №4

Жанр произведения, тема

Мальчики %

Девочки

%

1.

Приключения

56

20

2.

Детективы

47

34

3.

Фантастика

40

36

4.

«Ужастики»

66

12

5.

О сверстниках

10

20

6.

Сказки

-

15

7.

Книги о путешествиях

21

10

8.

Книги о природе, о животных

-

14

9.

Юмористические произведения

24

33

10.

Книги о войне

30

5

11.

Научно-популярная литература

11

10

12.

Комиксы

14

-

13.

Компьютеры и компьютерные игры

59

8

14.

Романы для девочек

-

98

Анализируя полученные данные, мы пришли к следующему выводу: различия в «свободном» чтении мальчиков и девочек 6Б класса довольно значительны: мальчики любят читать приключения, детективы, так называемые «ужастики», фантастические произведения, книги о компьютерах и компьютерных играх, совсем не читают сказок, книг о природе и животных. Девочки в свободное время предпочитают различные романы для девочек, книги о природе и животных, детективы, фантастику, юмористические произведения, читают сказки.

Нам интересно было выяснить: как относятся сверстники к современным журналам и газетам, знают ли, какие периодические издания печатают в нашем Ямало-Ненецком округе, какие журналы и газеты предназначены для подростков. ( Таблица №5).

Таблица № 5

Название журнала, газеты

Мальчики %

Название журнала. газеты

Девочки %

«Игромания»

14%

«Ералаш»

8%

«Красный Север»

8%

«Вокруг света»

19%

«Скуби Ду»

8%

«Мурзилка»

8%

«Микки Маус»

14%

«Ведьмы»

22%

«Полярный круг» (газета МУП «Салехард»)

14%

В целом подростки 6Б класса газеты и журналы практически не читают. Девочки больше времени уделяют чтению периодических изданий. Среди них большей популярностью пользуются журналы «Ведьмы» - 1 место и «Вокруг света» - 2 место

. Материал таблицы показывает разнородность читательских интересов в рамках периодических изданий. Можно сделать вывод, что газеты и журналы в подростковой среде учащихся 6Б класса предназначены в основном для развлечения (только один журнал - «Вокруг света» является научно-популярным, содержащим интересную информацию, необходимую для интеллектуального роста подростков). Кроме того, чтение газет и журналов носит периодический характер.

Анализ анкет показал, что ребята в выборе тех или иных произведений для чтения еще прислушиваются к мнению родителей - 47%, учителей - 21%, сверстников -19%. И только 13% совершенно самостоятельны в своем выборе.

Глава 2 . Читательские интересы родителей учащихся 6Б класса.

Для родителей 6Б класса также были предложены анкеты по выявлению их читательского интереса. (Приложение №2).

Мы получили очень интересные результаты: 72% родителей учащихся 6Б класса любили читать в подростковом и юношеском возрасте, 28% равнодушно относились к чтению. Из этих 28 процентов 18% под давлением родителей читали дополнительный материал, необходимый для подготовки к урокам, остальные 10% «довольствовались» школьным учебником.

Изменилось ли отношение наших родителей к чтению через 15-20 лет после окончания школы? Данные нашего исследования отражены в таблицах 1 и 2.

Таблица №1

Вид чтения

Родители 6Б %

«Деловое» чтение

67%

«Свободное чтение»

23%

«Деловое» и

«свободное чтение»

44%

Периодические издания + «деловое» и «свободное чтение»

32%

Только периодические издания

18%

Не читают вообще ( не хватает времени)

3%

Таблица № 2

Темы, жанры

%

Научная ( специальная ) литература

67%

Научно-популярная литература

18%

Зарубежная литература

38%

  • Х. Мураками


  • А. Хейли


  • Ден Браун

Классическая литература

18%

  • И.С.Тургенев


  • Ф.И.Достоевский


  • Л.Н.Толстой


  • Л.Андреев


  • Б.Пастернак

Современная литература

54%

  • Б.Акунин


  • А.Рыбаков


  • Макс Фрай

Книги, которые читают их дети

27%

Большинство родителей учащихся 6Б класса предпочитают научную и специальную литературу, необходимую для профессионального роста, для успешной работы. Мы считаем, что это связано с тем , что 86 % родителей учащихся 6Б класса получили высшее образование, 36 % в данное время учатся в институтах и университетах. Но вместе с тем, взрослые находят время и для «свободного» чтения: 18% читают русскую классическую литературу, 38% предпочитают зарубежную литературу - это в основном новинки зарубежной литературы, произведения, которые в настоящее время являются мировыми бестселлерами, а 44% с удовольствием читают современную литературу писателей 20 и 21 веков. Особенно популярны произведения Б.Акунина, М.Фрая и Х.Мураками. Необходимо заметить, что 27% наших родителей читают те произведения, которые читаем и мы, причем некоторые отметили в своих анкетах, что им это очень интересно.

Если постараться собрать библиотеку популярных книг родителей учащихся 6Б класса, то получим следующий список литературы:


  1. Дэн Браун «Код да Винчи» -54%

  2. Б.Акунин. Книги об Эрасте Фандорине - 38%

  3. Х.Мураками. «Мой любимый спутник» - 38%

  4. А.Солженицын «В круге первом» - 38%

  5. М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 38%

  6. Б.Пастернак «Доктор Живаго» - 36%

  7. Д.К.Ролинг «Гарри Поттер» -18%

Глава 3. Родители и дети. Круг чтения. Сравнительный анализ.

В данной главе мы решили представить аналитический материал, связанный с читательскими интересами учащихся и родителей 6Б класса.

Проанализировав ответы респондентов, мы получили следующие результаты:

  • 100% взрослых считают, что дети обязательно должны читать разнообразную жанровую и тематическую литературу;

  • 18% за то, чтобы их дети отдавали предпочтение научно-популярной литературе;

  • 82% уверены, что у ребенка должен быть индивидуальный выбор, поэтому они за «свободное» чтение;

  • 18% считают, что детское чтение необходимо контролировать, 81% убеждены в обратном: ребенок сам может определять круг своих читательских интересов.

На наш взгляд, необходимо было выяснить: знают ли родители, что читают

и предпочитают читать их дети. Можем отметить, что 100% родителей убеждены в том, что знают читательские интересы своих детей.

Мы решили сравнить мнение «отцов» и «детей», и вот что получилось:

Таблица №1

Темы, жанры , произведения, которые действительно читают дети.

%

Темы, жанры, произведения, которые, по мнению родителей, читают их дети.

%

Фантастика

76%

Фантастика

42%

Приключения

76%

Приключения

56%

Детективы

47,8 %

Детские детективы

42%

Д.К.Ролинг «Гарри Поттер»

19%

Д.К.Ролинг «Гарри Поттер»

76%

Д.Емец «Таня Гроттер», «Мальчик Вамп».

14%

Д.Емец «Таня Гроттер», «Мальчик Вамп».

42%

Родители убеждены, что любимая книга их детей - это «Гарри Поттер», а у детей данное произведение стоит в списке практически на последнем месте, его выбрали всего 19% анкетируемых, родителям кажется, что дети предпочитают только детские детективы, а ребята с удовольствием читают, прежде всего, классические детективы. «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойла выбрали 68% учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнение детей и родителей в этом вопросе не всегда совпадает

Кроме того, нам небезынтересно было узнать, что общего и в чем отличие читательских интересов учащихся нашего класса и наших родителей в то время, когда они были подростками. (Таблица №2)


Таблица № 2.

%

Жанр. Тема.

Дети

%

Родители в подростковом возрасте %

1.

Приключения

76

76

2.

Детективы

47,8

29

3

Фантастика

76

36,4

4

«Ужастики»

76

-

5

Книги о сверстниках

23,8

36,4

6

Сказки

19

36,4

7

Книги о путешествиях

33

27

8

Книги о природе, о животных

14

33

9

Юмористические произведения

33

-

10.

Книги о Великой Отечественной войне.

28,5

76

11.

Научно-популярная литература

17

17

12.

Исторические романы.

-

29

Из таблицы видно, что наши родители так же, как и мы любили читать приключенческую литературу, а среди любимых авторов ими также были названы такие писатели, как Жюль Верн и Даниэль Дефо. Кроме того, они предпочитали книги о Великой Отечественной войне, фантастические произведения, больше, чем мы, были увлечены сказками, народными и литературными. Любимые их авторы в данном жанре - А.С.Пушкин, братья Гримм, Г.Х.Андерсен. Учащихся 6Б класса в отличие от их родителей совсем не интересуют исторические романы, они меньше увлечены сказками, зато с удовольствием читают «ужастики».

Заключение.

В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

  • В системе чтения учащихся 6Б класса МОУ «СОШ №2» г.Салехарда преобладает «деловое» чтение. Большинство школьников используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, а также читают художественную литературу, которая входит в перечень произведений школьной программы.

  • Круг чтения девочек и мальчиков данного возраста имеет существенные различия.

  • Периодические издания подростки 6Б класса практически не читают.

  • В выборе тех или иных произведений для чтения все же прислушиваются к мнению родителей и учителей.

  • В чтении родителей учащихся 6Б класса также преобладает «деловое» чтение. Это связано с профессиональной деятельностью респондентов, а так же с тем, что 36% родителей заочно обучаются в высших учебных заведениях.

  • Менее половины родителей ( 44%) успешно совмещают чтение литературы для повышения своего профессионального уровня и чтение «для души».

  • Читательские интересы учащихся 6Б класса и родителей в то время, когда они были подростками, имеют определенные отличия.

Следовательно, можно согласиться с выводами Российской государственной детской библиотеки о том, что « в начале 21 века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают..» Но в отличие от выводов сотрудников РГДБ, в чтении подростков нашего класса все-таки преобладает «деловое» чтение, а не «свободное». На наш взгляд, это связано с нехваткой свободного времени. Как правило, учащиеся занимаются не только в общеобразовательной школе, но и посещают музыкальную, спортивную, художественную школы, кружки и секции.

Список литературы:

1.Самохина М.М. Читающая Россия: мифы и реальность, М.: Либерия, 1997.

2. Кутейникова Н.Е. Жанр детского детектива в круге подросткового чтения // Русская словесность. 1998.№2. С. 86-89.

3 Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» // teacher. fio. ru




© 2010-2022