Конспект урока по литературе на тему Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды (5 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ Л.Н.ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Цели: помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Задачи: Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;  Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям; Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным тру...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Цели: помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Задачи:

  1. Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;

  2. Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;

  3. Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.

Ход урока

  1. Организационное начало урока

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности класса к уроку

  1. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Фета.

  1. Сообщение темы и цели урока (с использованием антиципации и самостоятельного формулирования темы урока)

  2. Подготовка к восприятию произведения

    1. Рассказ учителя об авторе

    2. Чтение отрывков из дневников С.А. Толстой о жизни в Ясной Поляне

Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевались и одевали детей очень просто; ели также очень просто и самый большой расход был на воспитание детей. Но и тут мы долго, а я всю жизнь - сама многому учила, и постоянно оба что-нибудь работали, каждый в свой области (1879 г.). Вся жизнь молодежи шла совсем вразрез с жизнью Л.Н., хотя дети, особенно дочери, уже начинали приближаться к отцу. Сам он все лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста рядом с моей, и он уйдет на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам (1885 г.).

  1. Чтение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» (с. 248-249) и обсуждение вопроса 1 (с. 249)

Антиципация эпиграфа

- Как вы понимаете эпиграф, помещенный перед статьей учебника?

Каково его назначение?

  1. Работа над портретом Л. Н. Толстого

- Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?

- Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?

  1. Чтение статьи учебника «Из истории рассказа "Кавказский пленник"» (с. 249-251). Слово учителя

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н. Толстой и Садо по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Л.Н. Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Л.Н. Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те хотели взять Садо и Л.Н. Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими офицерами. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Л. Н. Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Л.Н. Толстому свою саблю. Она теперь хранится в московском музее Л.Н. Толстого.

Во время Кавказской войны, тянувшейся более 20 лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.

Позже Л.Н. Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф. Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена. Л.Н. Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа «Кавказский пленник».

В произведениях о Кавказе Л.Н. Толстой осуждал жестокость царского правительства, посылавшего свои войска разорять и сжигать аулы горцев. В то же время в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам. Л.Н. Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.

«Кавказский пленник» написан Л.Н. Толстым для «Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г. Л.Н. Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «все было красиво, коротко просто и, главное, ясно».

Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Один из друзей Л. Н. Толстого однажды спросил писателя, в каком возрасте можно дать ребенку повесть «Детство»? Л.Н. Толстой очень удивил друга, когда ответил, что ни «Детство», ни «Отрочество» не следует давать читать детям, и потом с «особенным оживлением» добавил: «Вот "Кавказский пленник" - Жилин и Костылин, - вот это я люблю. Это дело другое, "Кавказский пленник" можно дать детям, и они любят его».

Этот разговор происходил в Ясной Поляне летом 1883 г. А через 15 лет Л.Н. Толстой вновь подтвердил свою любовь к «Кавказскому пленнику», отнеся его к образцовым произведениям «всемирного искусства», выражающим «чувства, доступные всем людям».

С.Я. Маршак писал: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряженным сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, - это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть - «Кавказский пленник» - можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».

  1. Антиципация названия произведения

- О чем пойдет речь в произведении?

- Кто такой кавказский пленник?

  1. Комментированное чтение начала рассказа «Кавказский пленник» (главы I, II)

  2. Беседа по вопросам

- Объясняет ли автор, почему была война? Как вы думаете почему?

- Чем, по-вашему, объясняется довольно жестокое обращение с пленными? Приведите примеры из текста.

- Как рассказчик описывает свои впечатления? Каково его отношение к изображаемому, к жителям аула? (Тон повествования спокойный, лишен эмоциональной оценки. Рассказчик подмечает каждую деталь внешности, одежды, обстановки и терпимо относится к тому, что наблюдает.)

- Как отнеслись горцы к Жилину? За что назвали они его джигитом?

- Какова главная мысль эпизода разговора Жилина с горцами?

Автор показывает, что внутренней вражды между народами не существует. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека.

  1. Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

- Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?

- Как закончится история плена?

  1. Подведение итогов урока

- С каким писателем познакомились сегодня на уроке?

- Что нового узнали о его жизни?

- Почему произведение называется «Кавказский пленник»?

  1. Домашнее задание

- Дочитать произведение до конца.

- Ответить на вопросы и выполнить задания 1 - 6 (с. 277 - 278).

- Составить цитатный план рассказа (озаглавить части рассказа).

- Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значения слов

«жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении

фамилий героев.



© 2010-2022