Урок по русскому языку в 5 классе

Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического и поискового  обучения. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:«Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цели урока:

Образовательные:

1. Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения) осуществление системно-деятельностного подхода;развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  • - общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

  • - логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций;

развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие).

Слово учителя:

Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка.

(на доске записан эпиграф)

Слайд1.Пред вами громада - русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его…

Н.В.Гоголь

Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? (1 мин.)

2. Постановка учебной проблемы, определение темы, целеполагание.7 мин

Слайд 2.На доске записаны слова.

Перед вами слова, запишите их в столбик, вставьте пропущенные буквы , выделите части слов с орфограммами.

за библиотек…й
над пашн…й
перед дуб…м
за зайц…м
с каш…й
за стор…ж…м

Ученики пишут в тетрадях, выделяя части слов с орфограммами, доказывая. После выполнения задания - фронтальная проверка. Один ученик отвечает, другие проверяют, правильно ли они написали у себя в тетрадях. На слайде появляется продолжение записи.

Слайд3.

за библиотекой - 1 скл., в Т.п. -ой,
над пашней -1 скл., в Т.п. -ей,
перед дубом - 2 скл., в Т.п. -ом,
за зайцц...м - словарь, 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
с каш..й - 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...м - сторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?

У. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?
- Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание? А какие это буквы?(шипящие и ц)
- Какая у вас возникает тема урока?

При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц.
На доске записывается тема урока. " Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц".

Слайд 4" Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц".

Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

3. Поиск решения.7 минут

Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот "секрет"правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Дети работают в группах. Задание даётся на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.

Словарный материал для наблюдения.(Распечатать)

Слайд 5.

1 группа анализирует слова 1 -го склонения с основой на шипящий звук.

С поклажей, над рощей, со свечой, с лапшой

2 группа анализирует слова 1 -го склонения с основой на Ц.

с овцой, за больницей, с птицей, за курицей

3 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом

4 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.

с певцом, за красавцем, перед сторожем, с огурцом

Слайд.6. Инструкция.

1. Прочитай слово(.Распечатана)
2. Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
3. Под безударной гласной в окончании поставь точку.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание , какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
7. Сделайте вывод , запишите в карточку.

Выдаются заготовки на листах( распечатать):

В окончаниях существительных после__________

Под ударением пишем-------------, без ударения-------------.

4. Воспроизведение знаний.

1. Отчет групп.

А. Отчет ребят по группам.

Б. Сравниваем выводы.

В. Выводим общее правило:

Слайд 7.В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения - Е.

Например: свечой, плащом, тучей, месяцем

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Откройте учебники, на стр. 56, где говорится об этом.

Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило) 1 мин

5. Применение знаний.

-Для закрепления научного открытия нужно, ребята, вернуться к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, кто был прав.( Проверка, применяя алгоритм.)( слайд 3)3 мин

Так в чем же заключается наше открытие? Попробуем выполнить другое задание, показать и доказать правильность нашего открытия

Работа в парах:7 мин.

Распределительный диктант.

В первый столбик выписываем слова с О в окончании, а во второй с Е в окончании. Только …я читаю вам слова в форме именительного падеже. А вам нужно записать их в форме творительного(храбрец, ключ, врач, силач, красавица, стужа, удача, заяц, упрямец, улица, молодец ,чертёж, румянец, умница, кожа.)

Слайд 9

храбрецом

красавицей

ключом

стужей

врачом

удачей

силачом

зайцем

молодцом

упрямцем

чертежом

улицей

румянцем

умницей

кожей

Проверяем, анализируем по слайду.

Физкультминутка 1 мин.

Групповая работа ( карточки распечатать):5 мин

Слайд 8

А теперь поиграем в игру «Назови другим словом».

Каждой группе раздаются карточки, их нужно заполнить в течение 3 минут и правильно записать ответ в карточке, если группа готова сигнализируйте мне.

Суп со свёклой называется - борщом.

Небольшой лес иначе называют - рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей - врачом.

Границу по-другому называют - рубежом.

Невежливого, грубого человека-невежей.

Коллективная работа у доски 3 ученика.(Каждый записывает по 5 слов с предлогами: за, перед, над, под, с. 7 мин.

1 ученик: крыша, гараж, крыльцо, шалаш, юноша, улица.

2 ученик: луч, туча, солнце, падеж, блюдце.

3 ученик: встреча, горец, творец, невежа, граница.

В тетрадях учеников: под крышей. перед гаражом, перед крыльцом, за шалашом, с юношей, за улицей, под лучом, перед тучей, под солнцем, с падежом, под блюдцем, перед встречей, с горцем, перед творцом, с невежей, за границей.

Итог урока.2 мин

Так какое открытие мы сегодня сделали?

- Что каждый из вас сегодня узнал на уроке?
- Где будем применять свои знания

Вам всем присуждается звание грамматиков

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.

С.Островой

Слайд 10

6. Рефлексия : эмоциональный светофор:

поднимите сигналы своего светофора:

Если вы всё поняли на уроке и можно продолжить исследовать законы русского языка дальше - зелёный.

Если поняли, но ещё есть вопросы - жёлтый.

Если ничего не поняли ,нужна продолжительная остановка - красный.

Домашнее задание.1 слайд 11

Упражнение 900





1 группа анализирует слова 1 -го склонения с основой на шипящий звук.

за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой

2 группа анализирует слова 1 -го склонения с основой на Ц.

с овцой, за больницей, с птицей, за курицей

3 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом

4 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.

с певцом, за красавцем, перед сторожем, с огурцом



© 2010-2022