- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок КВН в пятом классе на тему Морфемика
Урок КВН в пятом классе на тему Морфемика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Писклова Т.И. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК-КВН НА ТЕМУ « М О Р Ф Е М И К А»
Цель урока: повторить изученный материал 5 класса в виде соревнования двух команд.
ХОД УРОКА
Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и объявляются победители.
На доске записан эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Вступительное слово учителя. Беседа.
-Что изучает морфемика?
-Назовите известные вам морфемы.
-Как найти окончание в слове? Докажите.
1 команда: территория, путешествие, читал.
2 команда: препятствие, артиллерия,горел.
-Какие морфемы могут входить в основу?
-Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
(Подводятся итоги, объявляются баллы. Правильный ответ-2 балла, неполный-0 баллов)
Задание командам: из текста выписать слова, состав которых соответствуют схемам:
Корень, окончание.
Корень, суффикс, окончание.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
Индивидуальные задания: представителям команд, которые работают у доски, разобрать по составу данные слова:
1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
(Проверка. Подведение итогов. Все правильно -2 балла, есть ошибки - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов)
Вопрос классу: Какие вы знаете корни с чередованием?
Работа у доски: пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косички, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
В это время представители команд выполняют индивидуальные задания. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Р..стительный, заг..реть, зар..сли, р..сток, сг..ревший, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое, уб..рать.
(Проверка, подведение итогов. Все правильно -2 балла, есть ошибки-1 балл, неправильный ответ -0 баллов).
Вопрос классу: Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
Задание командам: Определить, одинаковы ли корни в словах:
Гора- гореть, мирный- замирать?
Задания представителям команд:
Записать однокоренные слова к словам: выносить(1 команда), Носик(2 команда)
Назвать способы образования слов в русском языке.
Игра «Кто больше?»- записать слова с корнями ГОВОР-(1 команда), ВОД-(2 команда).
(Называются победители, результаты)
Работа со словами, записанными на доске:
-
Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом:
пр..ятно
пр..рода
пр..спокойно
пр..шли
пр..ветливый
пр..чудливый
-
Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по осеннему лесу», используя все записанные на доске слова. (Каждая команда читает свою коллективную работу - всего 2 работы. Оценки в баллах ).
Вопрос к классу: Как образуются сложные слова?
Задание командам: объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:
Лесоруб, птицефабрика (1 команда)
Вездеход, пчеловод (2 команда)
УСТНЫЙ БЛИЦ-ОПРОС по очереди каждой команде: назовите сложное слово.
1)Специалист по разведению садов (садовод)
2)Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
3)Канал для выхода дыма из трубы (дымоход)
4)Русская народная игра-пляска (хоровод)
5)Лес, поваленный бурей (бурелом)
6)Самодельное огнестрельное оружие (самопал)
7)Аппарат для помола кофе (кофемолка)
8)Топорик альпиниста (ледоруб)
Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей.
Заключительное слово учителя:
-Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспоминали, обобщали изученное о морфемике. Какие морфемы мы знаем? Какие из них словообразовательные и какие формообразовательные? Какие мы знаем правила правописания корней и приставок?
Молодцы, все работали замечательно! Победители сегодня все!